III. НАШИ КОРНИ
Килинчи. Откуда такое название? Кто были первые жители? Много читала в газетах краеведческих материалов, по-разному отвечающих на эти вопросы. Я еще в молодости услышала одно предание, от своего предка, которого очень уважали в селе.
Недалеко от Астрахани, приблизительно на местах, где расположены село Мошаик и судоверфь имени Кирова, жили кипчакские племена. Занимались они скотоводством: разводили лошадей, верблюдов, овец и другихживотных. Люди жили спокойно и мирно. Совет старейшин выносил решения по всем житейским вопросам, наказывал недостойных, поощрял умных и храбрых. Но пришло время тревожное, на стан стали нападать разбойники, угоняли скот, убивали людей. И вот на совете старейшин было принято решение: сменить место жительства, переехать подальше, на более безопасное место. На разведку отправились несколько всадников: храбрых, умных и опытных батыров. К полудню они прибыли к одной, довольно широкой и полноводной реке. Остановились, осмотрелись вокруг, выпили водички из реки. Вода оказалась чистая и очень вкусная. Надумали обосноваться здесь, только на другом берегу, чтобы река для них защитой была.
Несколько семей переправились сразу, а часть осталась дожидаться более благоприятного времени. Первая половина жителей убедительно просила остальных, чтобы те долго не задерживались на старом месте. Старики перед отъездом, как бы сделав вывод, сказали: «Кил эче». Кил - дословно приди, эче - староногайское слово, близкое по значению русскому слову «значит». Кил эче - значит приедешь. Затем эти слова слились в одно Килэче, это слово стало названием села, которое не изменилось до сих пор.
Первые поселенцы построили свое жилье на левом берегу. Они и являются основателями села. Приехавшие позже, устроились на берегу повыше. Первый поселок поселенцев называли Агыявыл, агайлар авылы (аул старших братьев) - Нижний аул.
Затем людей стало больше, построили свои дома вдоль берега Болды, выше. Так появились Урта (Средний аул), Бегэжел (Верхний аул).
В этих трех аулах самостоятельно работали три мечети. В каждой мечети служба проводилась муллой и муэдзином (помощником муллы). Люди, когда хотели выделить величину села, говорили: «Еч авыл Килэче», т.е. три аула Килинчи. Но в одно время Агыявыл полностью исчез, его место - большое пространство отУртавыла до садов долго пустовало, только одна мазанка одиноко стояла.
За последние два десятилетия Агыявыл снова восстановился, поднялись двухэтажные дома. Теперь называют его Армянским поселком (совхоз нанимал строителей, приехавших из Армении).
Река Болда в нашем народе называется Баллы (Медовая) и сейчас гласит поговорка: «Баллы суы бал татыр» (вода в Медовой отдает медом). На этот счет в народе живет такое предание. В давние времена между Казанским и Астраханским ханствами была тесная экономическая связь. Обменивались всем, что имели. Часто из Казани в ХаджиТархан (Астрахань) перевозили мед. И в предании говорится, якобы, однажды большая парусная лодка, нагруженная медом, потерпела крушение где-то ниже Сары Чина (Царицына), выше ХаджиТархана (Астрахани). Бочки с медом потонули, вылились в воду, поплыли по течению. Много бочек выловили в нашей реке. И люди прозвали реку Баллы-Медовая. Затем по-русски, не понимая смысла слова, искаженно назвали Болдой. Но и теперь народ называет реку Баллы. Возвращаясь откуда-либо, люди говорят, что там чай не могли пить, вода не вкусная, не как у нас.
Вместе с пользой река иногда бывает суровой, коварной. Если верить сказаниям и, глядя на берег между Бегэжел и томатным цехом, сопоставить нынешнее состояние с прошлым, то можно представить, как намного река продвинулась в сторону села, постоянно смывая берег. Разделяя реку на две части, появился остров, который зарос деревьями - ветловым лесом. Он вышел из воды гораздо позже, чем обосновалось село. На повороте река образует бурный водоворот. Это место всегда было опасным, особенно весной, во время половодья. Несмотря на постоянные укрепления вала, берег часто обрушивается. В 1926 году этот участок вала засыпали всем аулом. Именно там прорвался берег и часть аула затопило.
Однажды сижу в очереди на прием к врачу. Рядом сидящая женщина начала со много разговор. Незаметно затронули тему о военном времени. Женщина, примерно моих лет, рассказывала как они пережили голод, холод тех лет. Люди в селе опухали и умирали от голода. Приведу только один эпизод из ее повествования. - Мы с братом заходим в ледяную воду с порванной сеткой ловить рыбу, но ни одна рыбка не ловится. Возвращаемся домой с пустыми руками. А дома ждут нас с нетерпением опухшие от голода мать и младший брат. В такие дни пьем черный чай из яблоневых листьев с варом, прожевывая кусок смолы.
Пришли тогда мне в голову такие мысли: «Сумели же наши предки с умом и с расчетом на века выбрать место для основания села. А, может быть, труд поколений сделал его таким? Конечно, и то, и другое: и место села очень удачное и трудолюбие жителей, переходящее по наследству. Когда пишу эти строки, передо мной стоит село сороковых-пятидесятых годов. Теперь совсем не то: и село, и люди сильно изменились. Пусть знает молодое поколение, что это история нашего села, нашей малой родины.
Иначе как бы мы пережили то очень трудное, военное время. От города далеко, нет поблизости железнодорожных путей, не ходят автобусы.
Мгновенно перед моими глазами возникли тогда килинчинская плодородная земля, что ни сей - получишь хороший урожай; сады, плодами которых питались почти круглый год; луга, обеспечивающие кормом скот; бугры, где выращивали бахчевые культуры и строили загоны для животных; ильмени, поймы, где ребята ловили сазанов по весне, и даже корни бурык, которые помогали людям в самый критический момент.
С благодарностью, нежным уважением думаю о тех людях, которые заложили и выходили пышные, богатые сады, выращивали бахчевые, разводили скот. Я их не знаю, но твердо верю в то, что они мои предки, мой род, мое племя. Мои деды, прадеды мудрые, славные, смелые, трудолюбивые, богатырского сложения люди.
Яблоки из садов моего деда Исхака, Баубека-аты были удивительно крупные, ровные, чистые, без червей, «горели огнем», - говорят очевидцы. Эти сады находились в районе бугров Шатырбайлы. В бригаде Ишкуатова Уразали. Он еще до войны работал, погиб на фронте.
Сады моего отца Фарита Ишбирдиева были рядом с селом, возле Уртавыл. Многие годы там бригадиром был Ураз-ата Нурмухамедов (пусть место,- где он лежит, будет раем). В его бригаде я работала учетчицей в 1949-50 годах до поступления в педучилище. Вера Тихоновна Афиногенова (все звали ее просто тетей Верой), проработавшая много лет бригадиром третьей бригады, посылая нас на сборы, говорила: «Собирайте яблоки в салмане Куньяза, или Карима, Амина Ильясовых, Исмаила и других». Какая отменная была в этих садах айва-скороспелка!
Известны хорошие сады Мухаряма Калиева, Маулютбая Даутова, Календара Юнусова, Басыра Абдулаева, славившиеся своими лучшими яблоками, айвой, вишнями-шпанками на Лабазном острове.
Килинчинские садоводы, в основном, выращивали яндыковские и килинчинские сорта яблок. Яндыковский сорт имеет плоско-округлую форму, ранний, мягкий, долго не держится. Но крупный, когда созревает - горит красным огнем, любуешься красотой. Родиной его является село Яндыки Лиманского района.
В августе поспевает наш родной сорт Килинчинский. Яблоко чуть продолговатое, половина красная, с ароматным запахом. Особый приятный вкус, твердость, лежкость принесли ему широкую славу. Если садоводы торопились скорее собрать и сбыть яндыковские, то с килинчинскими не спешили, их можно было сохранить, они делались еще лучше.
Сбор яблок являлся массовым занятием всех, и детей в том числе. На помощь приезжали люди из города, из соседних сел, они за труд получали яблоки.
Росли и другие сорта яблок: белый налив (белый), мамутский (мелкий красный), кистяшка (мелкий зеленый). И осенние сорта - продолговатые зеленые и крупные с бледно-красными полосками.
В садах Уртавыл, Агыявыл росли груши Бергамот («армыт» по-местному) - крупные десертные, сочные, тающие во рту. Другой сорт - мелкий круглый (кирпе).
Мне кажется, самый лучший, хорошо приживающийся в наших климатических условиях и очень ценный фрукт - это айва. Айвовые салмаки были у всех садоводов. Они не требуют особого труда по уходу. Растут себе спокойно до осени. Созревают поздней осенью, когда работа уменьшается, собирай, не спеша, до холодов.
Кроме всего этого, сады обеспечивали людей топливом. Сухие ветки распиливают и заготавливают на дрова
Во время войны некоторые второпях вырубали даже здоровые, плодоносящие деревья. Тогда никто ни с чем не считался. Каждый человек старался выжить.
Килинчи мне всегда вспоминаются садами, ароматным запахом и певчими птицами. До сих пор ощущаю вкус этих фруктов на языке. Разве можно их забыть! Ведь они поддерживали наше детское здоровье в самые трудные военные годы.
Народы Поволжья испокон веков стремились к сближению друг с другом, к спокойной мирной жизни. Они хорошо знали: только мир и уверенность в завтрашнем дне помогут растить детей, улучшать быт, строить дома, дворцы и поэтому во все времена старались поддерживать со своими соседями (да не только с соседями - даже с дальними народами) торговые, культурные, дипломатические отношения.
«Со всеми народами живи в согласии, под небом всем место хватает», - говорили они. Посылали послов с дорогими подарками. Выдавали дочерей замуж за царских, ханских, княжеских сыновей, женили парней. И все с одной целью: чтобы народ жил без войн, уверенно созидал,творил.
Огромный интерес предоставил любителям истории эпос «Идегей». Это жемчужина устного народного творчества татарского, ногайского народов. В его основе лежат реальные исторические события, происходившие на огромных территориях от Волги до Кавказа.
Герой эпоса выходец из Ногайской Орды Идегей из рода мангит в 1398 году, разбив хана Токтамыша - потомка Чингиз-хана, стал правителем Золотой Орды. Хотя он государством правил более двадцати лет, ханский титул не получил, так как он не был из чингизского рода.
Над Идегеем надвигаются тучи, назревает конфликт между сыновьями Туктамыша и своим сыном Нуратди-ном, по молодости пострадавшим из-за коварства бывшего советника хана Жанбая.
Туктамыш-хан отдал приказ отсечь голову Котлыкая, убить жену и сына в люльке, сжечь дом. Жантимер, поклявшийся в преданности другу Котлыкая сыновей, пожертвовал детьми. Так вместо Идегея был убит его собственный сын. Спасенный Идегей вырос под именем Кобогыл очень смелым, остроумным, находчивым. Когда Туктамыш узнал Идегея, сына казненного им Кот-лыкая, не мог успокоиться и Идегей был вынужден уйти в Самарканд к шаху Тимер. Затем сын Нуратдин был выдворен с Родины. Когда он нашел отца, то умолял вернуться в Сарай для борьбы с ханом.
Идегей с сыном Нуратдином вернулся и с помощью покоренных недовольных ханом народов вошел в Сарай. Хан со своими приближенными сбежал, разрушая все на своем пути. В том числе города Булгар и Казань. По следам его догнал Норадин и привез голову Туктамыша, бросил под ноги отца Идегея.
Два исторических романа - многолетний исследовательский труд - написал талантливый писатель Муса-гит Хабибуллин, заслуженный работник культуры Татарстана и РСФСР,
Кубрат, объединив множество родов, племен основал древнее Булгарское государство. Глядя на римлян, стал жить оседлой жизнью, выбрав столицей когда-то оставленный греками город Фанагур. Ворота города были открыты для всех стран, народов. В Булгарском государстве люди жили свободно, своими обычаями - нравами.
Кубрат-хан поддерживал тесные дружественные отношения с Римским императором Ираклием. Сам Кубрат в свое время получил образование в Риме, поэтому младшего сына Аслана отправили туда учиться.
Кубрат-хан погиб во время схватки с хазарским каганом Иулышем, который не мог добиться согласия Куб-рата взять дочь в жены. Кубрат-хан наотрез отказался, потому что дочь уже была сосватана.
В книге «Илчегэ улем юк» (Послу нет смерти) Мусагит Хабибулин повествует о средневековом Булгарском государстве начала X века - середины XIII века. Особенно ярко описывается время Салим-хана. Он многого добился своей гибкой политикой, с уважением, дипломатически вел себя по отношению к соседям. Укреплял дружбу с Владимирским князем Андреем Бо-голюбским. Между двумя странами была установлена живая связь: торговля, культурные отношения... Сам князь Боголюбский был женат на сестре Салим-хана Рокое. Хан своего второго сына Илхама женил на Марии из Владимирского княжеского рода. Такие же дружеские отношения установил с Новгородом. Близко дружил и обменивался врачами, учеными, послами с Хорезмша-хом, великим Мухамедом.
Под свое крыло приютил обиженных из племен кипчаков, чермеш, мелекес, выделяя им пойменные земли.
В Казани были «нугайские ворота». Надо полагать, в той части города компактно жили ногаи. Владимирский князь Юрий Долгорукий женат был на Сусылу - любимой дочери кипчакского хана Аюпа.
Приведу одну картину из романа: на волжском берегу булгар теснятся корабли с разными парусами: здесь со стороны Хазарского моря, пройдя долгий путь, прибывают купцы из Багдада, корабли торговцев из Рима. Приближаются, похожие на лебедей, разноцветные корабли новгородцев. На берег выходят в разноцветной одежде девушки и парни, приехавшие принять участие на празднике цветов (сабантуе).
Андрей Боголюбский с собой привез много подарков, девушек, парней. Как только вышел князь на берег, прибежали поклонились подростки - внуки Салим-хана.
- Значит, каениши, - говорит князь, обняв обоих, приводит их к жене, затем начинается праздник. Угощения, песни, пляски, скачка, борьба. Молодежь во всем принимает активное участие.
В этих трех крупных исторических произведениях хорошо прослеживается родственная связь татарского, ногайского, кипчакского народов и вечная дружба, кровная связь с русским народом. С древних времен сплетены все народы как корзина из множества разных прутьев. Попробуй разберись теперь: где начало, где конец?
электрохимическая очистка сточных вод|