8.   Годы гражданской войны . 

   Обустройство на новом месте совпало с разгаром гражданской войны.

Тяжело было с продовольствием. 87 человек подлежали мобилизации.

В связи с этим привожу вспоминания Баширова.  -

   По поводу мобилизации мы обращались в Икряное, Нариманово, Трусово.

Везде получали отказ ввиду того, что село не приписано к этим

волостям. Наконец, решили обратиться в Красную казарму в

Астрахани. Собрались, вышли на берег. Уехать не на чем. Раз в сутки

ходит пароход "Кадиев". Решили ждать его. Показался какой-то

другой. Мы стали махать, кричать. Когда тот пристал к нашему

берегу, выяснилось, что на нем было какое-то большое начальство. Нас

внимательно выслушали и отвезли в Икряное. Приказали нас

мобилизовать на фронт, а село приписать к Икрянинской волости.

   В селе участились случаи кражи скота. Даже из здания сель-

совета были украдены "из общественного сундука" деньги в сумме

37048  рублей  67 копеек. Усилился бандитизм. Нургали Хаибуллин

был командирован в Уисполком в качестве закупщика. Исполком

просил продать три винтовки и револьвер. Пришлось нанимать

Шабана Махмутова милиционером. Ему ежемесячно выплачивали 700

рублей жалования. Продразверстка усугубляла положение. 24 января

1919 года исполком сельского совета известил Губисполком:

  - В  поселке Новые Булгары на 123 двора имеется налицо 40

коров. По наряду Губисполкома о принудительной доставке 22 коров

жители не могут выполнть ввиду крайней необходимости их самому

населению.

   На первых порах сельчане испытывали неудобства в покупке продуктов

первой необходимости. В селе необходимо было открыть продовольственную

лавку. Еще осенью 1918 года Габбас Юлгушев был направлен для переговоров

об открытии лавки с помощью государства. Весной 1920

года селский совет известили, что "... с 14 марта в Астрахани

открываются продовольственно-кооперативные курсы при Губисполкоме. Срок

обучения три месяца проверкой в конце учебы знаний и выдачей удостоверений."

   Волостные власти рекомендовали найти хотя бы временое помещение под

кооперативный магазин. Абрар Галиаскаров представил

для этой цели часть своего дома. Ему же было предложено стать

продавцом. Закупщиком, или как тогда назвали агентом, стал Нургали

Хабибуллин. В нынешнем доме Разии Галиаскаровой долгое время

сохранялаь деревянная лавка на всю половину дома. После

затопления села в 1926 году временно под магазин отвели часть 

мечети. Заболевшего и умершего Абрара сменил Мажитов Халиулла,

живший и торговавший в том же доме. Агентом стал Сингатулла Абдуллин.

Халиулла прорабтал год. Позже был открыт государтвенный магазин.

Долгое время поработал продавцом бахтемирец Петр Мартынов.

После фронта он вернулся к своей работе.

   В годы гражданской войны особенно тяжело приходилось семьям

красноармейцев. Из села было мобилизовано 48 человек. При

сельском совете был избран красноармейский комитет. В него вошли

Исмагиль Искиндиров, Шайхулла Асадуллин и Ахунжан Назметдиинов.

Им было поручено содействовать семьям красноармейцев, строго

следить за правильностью выдачи пайков. Семьям мобилизованных

выдавалась карточка "Красная звезда", дававшая право на льготы.

Им по наряду сельского совета привозили камыш для отопления,

вспахивали наделы. Семьи пропавших без вести, инвалидов тоже

получали помощь. Не были забыты и семьи староармейцев - солдат

бывшей царской армии. Семьи советских служащих тоже получали

в месяц 12 фунтов муки. Сюда входили председатель сельсовета,

его заместитель, канцелярский писец, милиционер, руководители

обоих артелей и их заместители, учителя Баширов Абдрахман и

Баширова Мастура и другие. Всего по документам сельсовета в селе

по состоянию на 6 мая 1920 года в списках по обеспечению

продовольствием состояло 318 человек.

   Основу питания жителей села составляли картофель, тыква, просо.

Через некоторе время стали употреблять сахарную свеклу, помидоры.

Большим мастером выращивать капусту был Хабибуллин

Салимжан. Для каждого саженца выкапывал ямку, куда

закладывал навоз, затем туда сажал росток. И вырастала у него

капуста всем на удивление большая. В каждой семье обязательно варили

зеленый плиточный чай. Его называли по- разному. Калмык чай,

татар чай или кара (черный) чай. В заваренный чай клали соль,

добавляли молоко, причем некипяченное. Городские татары кипятят его

вместе с чаем. Но тогда вкус напитка сановится совсем другим. Да и

цвет вместо чуть коричневатого белым, почти как само молоко. Мы не

привычны к нему. Пили чай непременно из

фарфоровых пиал. Если в большой семье кому-то не хватало пиалы, то

из дугой посуды чай казался не таким вкусным. В пиалу запускали

вытопленный бараний жир или выжарки из него, которые называюся

сызык. При отсутствии бараньего жира использовали говяжье. В чай

добавляли немного черного перца и мускатного ореха. Если в пиалу

пложить высушенные в печи сухари или витушки, то мало какая еда

сравнится с таким чаем по вкусу и по питательности. Основатели

села переняли ее в юртовских селах. А выходцы из

Курченко, Туркменки, Каменни, позже частично переехавшие в Новые Булгары,

видимо, от калмыков, живших в своих селах рядом с ними. Сегодня приезжие

из других мест долго не могут привыкнуь к непривычному чаю, справедлво полагая,

что, если в него запустить немного картофеля, то поучится уже суп.

 

Вернуться

 

 

Hosted by uCoz