41.
Примечания Викторина В. М.
1. <Нугайские села>. В бывшей Зацаревской волости, нынешнем При-
волжском районе проживают свыше 10-и тыс.
татар ногайского про-
исхождения, т.н. <юртовцев>. Они
переселились под Астрахань в
1558 г., с р. Джаик (Яик, Урал) от
княжеских междоусобиц, голо-
да и эпидемий, создав
поселение-<юрт> на месте нынешнего пос.
Нариманово (прежде - Зацарево, ныне, в
народе - Тияк), вели по-
лукочевую
жизнь по <Царевой протоке>.
К юртовцам в 30-40-х гг. XYII в. (до 1644
г.) присоеди-
нились также с р.Урал
ногайцы-<джетисанцы (едисанцы)>,
иначе
<килинчинские татары>, подчиненные
мурзам Урусовым и Тинбае-
вым-Тимбаевым - см. примечания далее. Они
перешли на оседлость
в 1801 г. (архивные данные краеведа
Н.М.Васькина). Юртовцы (с
джетисанцами) в XIX-нач. XX вв. занимались
овощеводством, мно-
гие жили состоятельно. Имея ногайское
происхождение, от других
ногайцев - кочевавших карагашей
Красноярского уезда себя отли-
чали.
Назывались властями <юртовскими татарами>, <татарами>,
<нугай-татарами> называли и себя,
при этом неточно считаясь по-
томками населения Астраханского ханства. В
этот период начали
тесно общаться с городскими казанскими и
мишарскими татарами,
воспринимая черты их языка и культуры,
обучая в школах детей,
заключать совместные браки. Беднейшие
казанские татары, только
прибывшие на грани веков из Среднего
Поволжья, действительно,
нанимались в работники к юртовской
верхушке на самом Тияке и в
др. селах - к примеру, Майлегуль, Кызан,
Каргалик. Речь юртов-
цев (его первый исследователь
Л.Ш.Арсланов) является <межъязы-
ковым состоянием>, и с татарскими, и с
ногайскими чертами. Этим
интересным диалектом, помимо родного
языка, как пришлось нес-
колько раз убеждаться, свободно владели
первопоселенцы Но-
вых Булгар и дети в их семьях, могли
сравнивать эти два разго-
ворных образца. - В.В.
2. <Казак Тимбаев>. Один из представителей рода Тимбаевых (Тин-
баевых) - ногайских мурз и предводителей,
вместе с родственными
мурзами Урусовыми, орды джетисанцев,
переселившейся в 1630-44
гг. под Астрахань от калмыков. Основатель
рода Тинбай (очевид-
но,
Динмухаммед)-мирза - четвертый из сыновей Исмаила, бия Но-
гайской
орды и друга царя Ивана IY Грозного. Изменил связям с
Россией и в 1558 г. вместе с братом
Котлыбаем увел ногайский
улус <найман> на Кубань, в
подданство турецкого султана и
крымского хана. Затем вернулся на Яик,
став <нуратдином> - вто-
рым лицом в орде (См. подробные труды ведущего ногаеведа из
Москвы В.В.Трепавлова). Затем, уже в конце
XYIII в. несколько
ветвей мурз Тинбаевых-Тимбаевых руководили
крупными объединени-
ями-<табунами> юртовских и
джетисанских (едисанских) ногайскх
татар в Астраханской губернии. Основной
улус Тимбаевых состав-
лял аул Тулугановка (Кундрау), постоянно
переносившийся с места
на
место. В 1833-35 гг., как удалось установить по архивам
князья-мусульмане из числа Тимбаевых и
Урусовых были лишены
дворянского достоинства, но после протеста
Мусалбека сына Шай-
мурзы Урусова из Килинчей, с прошением на
имя императора Нико-
лая I, они были исключены из податного
сословия с правом слу-
жить в Астраханском казачьем войске (Ср.
другую краеведческую
книгу: Ишбердиева З.Ф. Килэчем минем - Мои
Килинчи. Астрахань,
2000 - С. 41-42, 45-46, 71 с фото и др.).
Потому Тимбаевы, как
и
Урусовы, Юсуповы имели <дачи>-владения по всей губернии
(включая, как видно, и земли нынешних
Ново-Булгаров), поскольку
им (в отличие от остальных юртовцев и джетисанцев)
разрешалось
держать рыбные ловли. Сейчас прямые
потомки мурз Тимбаевых живут
и работают в с.Тумак, с.Килинчи и в г.
Атырау соседнего
Казахстана. О татарах мурзах в Казани
Сагитовых - Галиаскаровых
приходилось слышать, а вот о казанских
<нугаях>, мурзах
Тимбаевых нет. - В.В.
3. "Четыре маленьких махалля в Кизани".
Сюжет крайне любопытный. Поразительно, что
Айшахан-апа (мы отлично помним
эту умную, добрую и знающую женщину)
помнила то, что зачастую самими
нугайскими татарами забыто.
Да, переселившись в сер. ХYI в. под российскую Астрахань, юртовцы
вели полукочевую жизнь. Их волостной
старшина Исхак Мухаммедов (1877 г.)
докладывал начальству, что перешли они к
оседлой жизни по отдельным
селам "после приезда царя
Петра". И действительно, академик-путешественник
С. Г. Гмелин к концу ХYIII в. был
свидетелем окончания оседания юртовцев.
Но не напрасно отмечали К. Маркс и Ф.
Энгельс (о германцах в средневековье),
что каждое племя оседало не по
случайнности, а по "родственной близости
соплеменников".
Документ 1648 года выделяет 23 рода юртовцев. Позже (П.И.Небольсин)
они составили 15 "табунов"
(монг."туменов") будущих отдельных сел. Чаще
всего в селе оказывались несколько родов,
и они составляли отдельные
кварталы-аулы, иначе "махалля" -
каждый со своей мечетью, советом старейшин
"маслагат" и союзом-клубом для
подростков "джиен". На Кизани было, как
видим, 4 "махалля". Причем 2 из
них - "кинэгэч" и "курнат" - сохраняли
древние ногайские родоплеменные названия -
"кнегес" и "кунгард". Они
названы в 1648 г., бытуют у ногайцев
степного Ставрополья, др. мест и
сейчас. Но "махалля"
"кинэгэш" и в Зацареве-Тияке (Нариманове). Так
можно разобраться примерно, кто чьи
потомки, увидеть что "табуны-тумены"
(села) подчас разрывали прежние, основные для
кочевников родовые связи.
Казанские татары - оседлое население. Их предки - булгары, если и были
подлинными кочевниками, то уже в Х веке
жили в селах и городах.
Но и у них (Н.И.Воробьев) сохраняются,
наверное, и до сих пор, группы сел
("джиины", или "зиины"), считающиеся
родственными и вместе справляющие
праздники.
"Улицы" и "концы" разного этнического, субэнического
происхждения
(мишарские", "калпацкие",
"крященские") есть и в волгоградских и
астраханских татарских селах переселенцев.
В Новых Булгарах такая структура из-за новизны возникновения почти
не сложиилась. Впрочем, есть
"казахский аул", и места проживания
каменноярцев - "барташ", хоть и
не компактны, но так или иначе выделяются.
4. Возможная связь названий в верховьях и низовьях Волги. Есть
некоторые основания предполагать, что кто-то из переселенцев
был связан с дер. Болгары, рядом с
известным городом-памятником
Великий Болгар (Булгар), недалеко от
Казани, бывшей столицы
знаменитого Волжско-Булгарского
государства. Волжско-булгарские
предки татар и чувашей имели исторические
связи с предками бол-
гар дунайских, вместе жили в Причерноморье
и кубанском Предкав-
казье, но расселились в разные стороны еще
в YIII-IX вв., т.е.
более тысячелетия тому назад. - В.В.
5. Левобережная (<ак як>) и правобережная (<кара як>)
субэтни-
ческие традиции татарского народа в
Татарстане, а также их от-
ражение и сосуществование в Астраханском
крае, его прежнем и
нынешнем состоянии. Очень интересно, когда
вот так встречаются
две близкие этнические традиции. Село
Каменный Яр, тат. <Ташлы
Яр> Черноярского уезда (ныне района)
было основано в конце 80-х
гг.
XYIII в. переселенцами из буинско-тетюшской зоны правобе-
режья
Татарстана, вблизи симбирской (ульяновской) границы.
Часть новопоселенцев почти тут же
переехала в низовья, основала
на военно-кавказском шляхе с. Линейное
(тат. не случайно <Кэ-
менни-аул>) нынешнего Наримановского
района, с жителями которо-
го иные ново-булгаринцы имеют родственнные
связи. Другие потом-
ки этой волны миграции спустились водным
путем в 1926 г. прямо
в Ново-Булгары. В татарскорм диалекте
будет небольшое различие,
поскольку правобережье (<кара як> у
замечательного довоенного
этнографа татар Н.И.Воробьева) - зона
межэтнических контактов с
чувашами, мордвой, с консервацией, но и
видоизменением тради-
ций.
Но каменно-ярцам, более привычным рыбакам, новые соседи
дали прозвище <барташлар>. А
обязательные березки <ак-каен> пе-
ред их домами, как в Каменном Яру, часто в Линейном - отличи-
тельный в Татарстане признак правобережья
Волги, <кара як>. -
В.В.
6. Потомки разных ветвей тюрок-кыпчаков по языку и многим тра-
дициям - татары и казахи, рядом и вместе.
До революции казахов
официально именовали
<киргиз-кайсаками>, или просто <киргиза-
ми>. Так они именуются и в
произведениях А.С.Пушкина. Их путали
с <киргизами дикокаменными>, т.е.
тянь-шанскими киргизами ны-
нешнего Кыргызстана. Хотя знаменитый
казахский ученый и путе-
шественник, российский офицер
Ч.Ч.Валиханов доказал, что это
связанные между собой, но разные тюркские
народы. При Советской
власти 26 августа 1920 г. была создана
Киргизская автономная
ССР в составе РСФСР (вскоре
переименованная в <Казахскую>) - в
ее состав были включены многие территории
из состава тогдашней
Астраханской губернии. Конечно же,
<кайсак> - это искаженная
передача самоназвания народа в
бюрократической практике царских
и губернских канцелярий. Но и современное
принятое <казах> -
по-русски несколько условное нововведение,
дабы не путать его с
социальным, военно-сословным обозначением
<казак>, имеющем, как
мы видели, то же значение <кочевник,
вольный человек>. Очень по-
казательно, что представители двух
тюркских народов, казахи и
татары, поселились на острове рядом: одни
чуть раньше, другие
несколько позже, а потом и объединились в
одном селе. Их исто-
рия очень тесно связана и в других
близлежащих селах Нарима-
новского района (см. нашу статью <Татары Астраханской
области>
в местном журн. <Нестор. Исторический альманах>. 1. Астра-
хань, 2001 г.). - В.В.
7. Стихотворение-песня с
непонятным текстом, дублированным
по-татарски. Примечание и интерпретация
нашего старшего товари-
ща, ведущего лингвиста-тюрколога из
Елабуги (- проф.Л.Ш.Арсла-
нов).