21.
Обряд бутка пешеру
Этот обряд записан со слов Шамгуновой Хатимы Юнусовны
1917 года рождения. Родом она из Ульяновской области,
Кулаткинского района, деревни Верхние
Терешки.
Я мишарка. В 13 лет в родном селе впервые участвовал в проведении
обряда бутка пешеру (тат. лит. ботка -
каша; пешеру - варить; на нов. булг.
гов. бутка.). Это обряд вызова дождя -
янгыр теляу. Перед войной приехала в
село Новые Булгары. Год был засушливый.
После пятичного намаза старики провели
маслихат - совет. Было сказано, что год
ныне засушливый. Дождей
давно не было. Неполиваемые участки
сохнут, сена тоже может быть мало.
Предлагается провести обряд вызова дождя,
то есть сварить кашу.
В назначенный день на берегу сложили два
очага с котлами. Женщины
Самихова Захида, Салахутдинова Рокыя
хлопотали у котлов. Мы, кто
помоложе, помогали им. Кто поднесет воду,
кто дрова. Обычно ближе
к бергу вода из-за волн мутная. Вот и
стараешься заходить
поглубже и зачерпнуть, где почище. Я
подносила дрова. Все село
собралось на берегу у перевоза возле
Байгльдиева Исая. У каждого
принесенные из дома тарелки с ложкой и
ведерки. После молитвы
всех угощают кашей. Потом начинается самое
интересне. Если для
детей и молодежи это взможность
повеселиться, то старики пресле-
дуют чисто практические интересы. Им нужен
дождь. А для этого
необходимо не только сварить кашу, но и
облиться водой. Но это
уже с удовольствием берут на себя люди
помоложе. Обливаем водой
друг друга. Чтобы за ней далеко не ходить,
место специально выби-
рают у воды. Подойдешь и с некоторой
опаской, обольешь аксакала
с головы до ног. Он только отряхивается,
улыбаясь, и приговаривает:
-
Кабул булсын, балалар! Янгыр
булсын!" Действительно,
вскоре
прошел сильный дождь.
В следующий раз обряд янгыр телэу - вызов дождя был проведен
в 1945 году при председательстве
Сайфуллина Абдрахмана. В колхозе
специально забили скот, выдали рис. С утра
Хайретдинова Шамсенур,
Яваева Калямгель хлопотали у котлов.
Старики на валу у
нынешнего клуба, сменяя друг друга, читали
молитву. Наконец,
стали раздавать кашу. Мы, дети тоже
получали свои порции. Наиболее
смышленные из нас, вымыв посуду, вновь
становились в очередь.
Шамсенур апа ругалась, боясь что на всех
не хватит, но упомнить
нас не могла и выдавала еще раз. Тут
начали все обливать друг
друга. Вскоре показалась синяя туча и
прошел сильный ливень.
Об
этом рассказали Мажитов Якуб и Хамзяев Вахит. По свидетель-
ству Салахутдинвой Рокыи в селе в
последний раз провели
обряд в 1972 году. Она назвала в числе
участников ту же самую
Самихову Захиду. Только они провели обряд
за селом и принимали
в нем участие только бабушки. По всему
видно, что обряд - булгарское
наследие. Они сохранили его языческих
времен, когда их предки
были кочевникам. Сходный обряд сохранили
сегодня и калмыки.