20.
Национальные отношения
Тема отношений с жителями соседних русских сел основана на
беседах с Мажитовой Айшаханом и
Валиуллиным Абдулгани
Сабировичем. Вот что вспоминала Айшахан
апа о 20-30 годах.
-
Село наше, в момент возникновения, было однонациональное.
Вскоре казахи перселились из Лощины в
южную оконечность села.
Позже в село переехало несколько русских
семей. Они обслуживали
бакена на реке. Бакен это установленный на
реке знак с целью
обеспечения безопасности движения на реке.
Напротив Алгазы и
Бертюля на берегу жили еще две русские
семьи. Они тоже следили
за бакенами. Вечерами на лодке зажигали на
них керосиновые
лампы. Жили они в домах. Имели скот.
Находясь среди татар,
казахи хорошо говорили на татарском языках
как и многие
татары знали казахский. Да и русские дети
хорошо изъяснялись
на татарском. Сегодня братья Варламовы
Василий Федорович и
Герман Федорович чисто, без малейшего
акцента говорят на
татарском, казахском, на зависть многим молодым
из татар и казахов. Не помню
ни одного случая, чтобы возник конфликт на
национальной или религиозной основе.
Хорошие сложились у нас отношения и с соседями из Семирублева.
Там жили ловцы. Государство обеспечивало
их через специальный
магазин мукой, пшеном, мануфактурой и
другими товарами. Достатка
у них было больше. А у крестьян - татар к
весне обычно
продукты кончались. В таком случае
выручали соседи. Обычно у
каждой булгаринской семьи в соседнем селе
была одна или
несколько знакомых русских семей. Мы их и
сегодня называем
"таныш"- знакомый. Мои родители
поддерживали очень
хоршие отншения с семьями Курдюковх и их
зятя Безверхова
Андриана. Помню, как мои родители ездили
на свадьбу сына Курдюковых
Гриньки. Бывало, когда весной кончаются
продукты, отец брал у
Курдюквых или Безверховых муку, крупу,
рыбу. Осенью возващал
долг тыквой, картофелем, другими овощами.
Когда я стала взрослой, и уже ходила на вечера, свадьбы, то из
бедности не могла как следует нарядиться.
Выручали Безверховы.
Бывало, дадут на время шкатулку со всеми
украшениями, платье
красивое и приходишь на вечер вся в
украшениях. На тебе
серги, браслеты, кольцо золотое на пальце.
Погуляешь, накрасуешься
и
возвращаешь хозяйке тете Мане. А женщина она была мягкая и
очень добрая.
На пасху мои родители ездили к ним в гости. Из уважения к
их вере в этот день родители ничего не
делали по дому, как и в
свои религиозные праздники. Готовили детям
крашеные яйца.
Булгаринские дети быстро поняли, что в
этот день можно набрать
много гостинцев, если ходить по домам и
поздравлять взрослых с
пасхой. А потом играли, катая крашеные
яйца. Этот обычай жив в
селе и сегодня, только в игру не играют.
На наши праздники родители приглашали знакомых к себе.
Угощали их пловом и другими национальными
блюдами, катали их по
улицам на арбе. А лошадь так украшали, что
любо смотреть. Помню,
отец стоя правит лошадью, я играю на
саратовской гармони и
звучит на оба села татарская песня.
Не все, конечно, и в Семирублево жили в достатке. Девочка из
бедной семьи, если не ошибаюсь, Нина
Мартынова некоторое время
жила в семье Хасанжана Халитова и помогала
нянчить ребенка. В
1987 году автору книги пришлось с этой уже
старой женщиной
иметь короткую беседу в селе у перевоза.
Она с благодарнстью
вспоминала о приютившей семье Хасанжана и
гворила, что и Новые
Булгары для нее тоже родная сторона.
Поддерживали знакомство с русскими семьи Нумухамеда Умерова,
Хусаина Асфандьярова, Насибуллы и
Гарифуллы Гарифуллиных,
Шакиржана Сафиуллина, Мавлюта Сайфутдинова,
Хисмат бабая.
Забылись былые обиды и ссоры с комаровцами. Жители этого села
занимались рыболовством, имели скот.
Землей занимались мало и
овощей почти не выращивали. Поэтому они
меняли рыбу на сметану, молоко
на тыкву, картофель,
овощи. За такую же плату нянчили детей в
татарских семьях, помогали
по дому, косили камыш. До сих пор старшее
поколение вспоминает,
как комаровские женщины стучались в дома и
спрашивали на отличном
от семирублевцев говоре: - Чакан-камыш
косить не нада? -
Сегодня некоторые из них все еще
поддерживают былые отношения.
Этот случай произошел еще до образования колхоза с Касимом
Хайретдиновым. И поведал мне об этом
Валиуллин Абдулгани абый.
В 20-е годы каждый член сельской общины имел свой надел,
инвентарь, одну или несколько лошадей. Но
были и безлошадные. Одним
из таких бедняков был и Касим Хайретдинов.
В то время, когда все
уже отсеялись, его земля еще не быа даже
вспахана. Сам он и
жена Шамсенур особой набожностью не
отличались и мечеть посещали
от случая к случаю, чем вызывали
недовольстсво муллы Салаха.
Обойдя многих хозяев, он, наконец, внужден
был пойти к нему с
просьбой. Но мулла напомнил Касыму его
грехи и отказал в помощи.
Тогда кто-то надоумил его обратиться к
бахтемирцу Безверхову
Андриану. Это был крепкий хозяин и
славился своей щедростью.
Касим с ним знаком не был. Знал только,
что тот проживает на
улице по бугру, где кладбище. Идет Касим
по улице, и окликает его сам
Андриан. Объяснил Касим по какому поводу
он ищет его. Завел его
Андриан во двор, подвел к лошадям и
сказал:
-
Выбирай, которая нравится! Касим явно не был готов к такому
обороту и растерялся, но показал на одну.
А Андриан:
-
Давай свою уздечку и забирай! -
-
Не взял я уздечки! Не думал, что так
получитя!
-
Ну, какой же ты мужик, если пришел за лошадью без узды!
Велел тут хозяин принести уздечку и
взнуздал лошадь.
А Касим приступил к главному, чем отдаст
он за аренду тягла.
- Отдам я тебе, Андриан,
осенью картошкой, тыквой...
А тот
еще больше удивил:
-
Касым! Ты сейчас беден, а я богат. Может, придет время, ты
разбогатеешь, а я стану бедняком, вот
тогда и ты мне поможешь. А
лошадь возьми насовсем. Пусть она будет
твоя. Я не обеднею!
Вышли хозяин с женой к воротам провожать Касима и смотрят
вслед. А тот, еще не веря в свое счатье,
оглядывается и ждет, что
рассмеется сейчас Андриан и скажет, что
пошутили и хватит, и
велит привести лошадь обратно.
Прошел Касим немножко, оглядывается - стоят супруги и смотрят
вслед, прошел еще немножко - стоят. Наконец
не стало их
видно, зашли они к себе.
Так Касим из безлошадных стал владельцем собственной лошади.
Вот тогда он и подумал, что человек своей
нации и веры имел
возможнсть и не выручил, а совершенно
незнакомый из другого
села, другой веры и нации смог так
великодушно поступить.
В записях Варламова Петра Федоровича я прочел такие строки.
-
В первый день нашего приезда в 1934 году в Новые Булгары к нам
пришел сосед Валиуллин Сабир бабай.
Несмотря на голод и самое тяжелое
время года - март месяц, когда все зимние
запасы кончаются, он все же
принес нам большую тыкву и отдал отцу,
добавив: - Прими от нас в знак
дружбы и знакомства.
Я эти слова никогда не забуду, потому что
слова жить в дружбе для меня
являются самыми благородными.
Закончить
рассказ о совместной жизни татар, русских, казахов, башкиров,
относящихся к разным нациям, религиям,
культурам словами жены Абрара
Галиаскарова обащенными к своим детям: -
Относитесь к русским с уважением.
Хотя у них язык и религия другие, Аллах
любит всех одиннаково.