20.  Национальные отношения

   Тема отношений с жителями соседних русских сел основана на

беседах с Мажитовой Айшаханом и Валиуллиным Абдулгани 

Сабировичем. Вот что вспоминала Айшахан апа о 20-30 годах.

  - Село наше, в момент возникновения, было однонациональное.

Вскоре казахи перселились из Лощины в южную оконечность села.

Позже в село переехало несколько русских семей. Они обслуживали

бакена на реке. Бакен это установленный на реке знак с целью

обеспечения безопасности движения на реке. Напротив Алгазы и

Бертюля на берегу жили еще две русские семьи. Они тоже следили

за бакенами. Вечерами на лодке зажигали на них керосиновые

лампы. Жили они в домах. Имели скот. Находясь среди татар,

казахи хорошо говорили на татарском языках как и многие

татары знали казахский. Да и русские дети хорошо изъяснялись

на татарском. Сегодня братья Варламовы Василий Федорович и

Герман Федорович чисто, без малейшего акцента говорят на

татарском, казахском, на зависть многим молодым из татар и казахов. Не помню

ни одного случая, чтобы возник конфликт на национальной или религиозной основе.

   Хорошие сложились у нас отношения и с соседями из Семирублева.

Там жили ловцы. Государство обеспечивало их через специальный 

магазин мукой, пшеном, мануфактурой и другими товарами. Достатка

у них было больше. А у крестьян - татар к весне обычно

продукты кончались. В таком случае выручали соседи. Обычно у

каждой булгаринской семьи в соседнем селе была одна или 

несколько знакомых русских семей. Мы их и сегодня называем

"таныш"- знакомый. Мои родители поддерживали очень

хоршие отншения с семьями Курдюковх и их зятя Безверхова

Андриана. Помню, как мои родители ездили на свадьбу сына Курдюковых

Гриньки. Бывало, когда весной кончаются продукты, отец брал у

Курдюквых или Безверховых муку, крупу, рыбу. Осенью возващал

долг тыквой, картофелем, другими овощами.

   Когда я стала взрослой, и уже ходила на вечера, свадьбы, то из

бедности не могла как следует нарядиться. Выручали Безверховы.

Бывало, дадут на время шкатулку со всеми украшениями, платье

красивое и приходишь на вечер вся в украшениях. На тебе

серги, браслеты, кольцо золотое на пальце. Погуляешь, накрасуешься

и  возвращаешь хозяйке тете Мане. А женщина она была мягкая и

очень добрая.

   На пасху мои родители ездили к ним в гости. Из уважения к

их вере в этот день родители ничего не делали по дому, как и в

свои религиозные праздники. Готовили детям крашеные яйца.

Булгаринские дети быстро поняли, что в этот день можно набрать

много гостинцев, если ходить по домам и поздравлять взрослых с

пасхой. А потом играли, катая крашеные яйца. Этот обычай жив в

селе и сегодня, только в игру не играют.

   На наши праздники родители приглашали знакомых к себе. 

Угощали их пловом и другими национальными блюдами, катали их по

улицам на арбе. А лошадь так украшали, что любо смотреть. Помню,

отец стоя правит лошадью, я играю на саратовской гармони и

звучит на оба села татарская песня.

  Не все, конечно, и в Семирублево жили в достатке. Девочка из

бедной семьи, если не ошибаюсь, Нина Мартынова некоторое время

жила в семье Хасанжана Халитова и помогала нянчить ребенка. В

1987 году автору книги пришлось с этой уже старой женщиной

иметь короткую беседу в селе у перевоза. Она с благодарнстью

вспоминала о приютившей семье Хасанжана и гворила, что и Новые

Булгары для нее тоже родная сторона.

   Поддерживали знакомство с русскими семьи Нумухамеда Умерова,

Хусаина Асфандьярова, Насибуллы и Гарифуллы Гарифуллиных,

Шакиржана Сафиуллина, Мавлюта Сайфутдинова, Хисмат бабая.

  Забылись былые обиды и ссоры с комаровцами. Жители этого села

занимались рыболовством, имели скот. Землей занимались мало и

овощей почти не выращивали. Поэтому они меняли рыбу на сметану, молоко

на тыкву, картофель,

овощи. За такую же плату нянчили детей в татарских семьях, помогали

по дому, косили камыш. До сих пор старшее поколение вспоминает,

как комаровские женщины стучались в дома и спрашивали на отличном

от семирублевцев говоре: - Чакан-камыш косить не нада? -

Сегодня некоторые из них все еще поддерживают былые отношения.

   Этот случай произошел еще до образования колхоза с Касимом

Хайретдиновым. И поведал мне об этом Валиуллин Абдулгани абый.

   В 20-е годы каждый член сельской общины имел свой надел,

инвентарь, одну или несколько лошадей. Но были и безлошадные. Одним

из таких бедняков был и Касим Хайретдинов. В то время, когда все

уже отсеялись, его земля еще не быа даже вспахана. Сам он и

жена Шамсенур особой набожностью не отличались и мечеть посещали

от случая к случаю, чем вызывали недовольстсво муллы Салаха.

Обойдя многих хозяев, он, наконец, внужден был пойти к нему с

просьбой. Но мулла напомнил Касыму его грехи и отказал в помощи.

Тогда кто-то надоумил его обратиться к бахтемирцу Безверхову

Андриану. Это был крепкий хозяин и славился своей щедростью.

Касим с ним знаком не был. Знал только, что тот проживает на

улице по бугру, где кладбище. Идет Касим по улице, и окликает его сам

Андриан. Объяснил Касим по какому поводу он ищет его. Завел его

Андриан во двор, подвел к лошадям и сказал:

  - Выбирай, которая нравится! Касим явно не был готов к такому

обороту и растерялся, но показал на одну. А Андриан:

  - Давай свою уздечку и забирай! -

  - Не взял я уздечки!  Не думал, что так получитя!

  - Ну, какой же ты мужик, если пришел за лошадью без узды!

Велел тут хозяин принести уздечку и взнуздал лошадь. 

А Касим приступил к главному, чем отдаст он за аренду тягла.

 -  Отдам я тебе, Андриан, осенью картошкой, тыквой... 

А тот  еще больше удивил:

  - Касым! Ты сейчас беден, а я богат. Может, придет время, ты

разбогатеешь, а я стану бедняком, вот тогда и ты мне поможешь. А

лошадь возьми насовсем. Пусть она будет твоя. Я не обеднею!

   Вышли хозяин с женой к воротам провожать Касима и смотрят

вслед. А тот, еще не веря в свое счатье, оглядывается и ждет, что

рассмеется сейчас Андриан и скажет, что пошутили и хватит, и

велит привести лошадь обратно.

  Прошел Касим немножко, оглядывается - стоят супруги и смотрят

вслед, прошел еще немножко - стоят. Наконец не стало их 

видно, зашли они к себе.

   Так Касим из безлошадных стал владельцем собственной лошади.

Вот тогда он и подумал, что человек своей нации и веры имел

возможнсть и не выручил, а совершенно незнакомый из другого 

села, другой веры и нации смог так великодушно поступить.

   В записях Варламова Петра Федоровича я прочел такие строки.

  - В первый день нашего приезда в 1934 году в Новые Булгары к нам

пришел сосед Валиуллин Сабир бабай. Несмотря на голод и самое тяжелое

время года - март месяц, когда все зимние запасы кончаются, он все же

принес нам большую тыкву и отдал отцу, добавив: - Прими от нас в знак

дружбы и знакомства.

Я эти слова никогда не забуду, потому что слова жить в дружбе для меня

являются самыми благородными.       

   Закончить рассказ о совместной жизни татар, русских, казахов, башкиров,

относящихся к разным нациям, религиям, культурам словами жены Абрара

Галиаскарова обащенными к своим детям: - Относитесь к русским с уважением.

Хотя у них язык и религия другие, Аллах любит всех одиннаково.

Вернуться

 

 

Hosted by uCoz