12.
Строительство мечети.
По традиции булгар при основании на новом месте первыми
строились мечеть и школа. Жители села,
особенно старшее поколение,
были глубоко верующими. С 10 сентября 1919
года обязанности
муллы были возложены на Салахутдина
Ильясова. Для его семьи всем
селом купили деревянный дом, где сегодня
живет Самитов Ильдус.
Жил он бедно. Имел пять дочерей и одного
сына. Мулла в селе был, но
не было мечети. По свидетельству Рашита
Узбекова, ныне живущего в
Астрахани его отец Гиляжетдин Узбеков
поехал в город и договорился
о перевозке одной из мечетей в село. Он
обосновал свою просьбу тем,
что село только возникло. Большинство
семей еще не обустроились на
новом месте. Многие жители только вернулись
с фронтов гражданской
войны, а некоторые еще воевали. Своими
силами сельчане мечеть
построить не могли. Некторые из
переселенцев были из Тияка - татарских
махалля Астрахани. В частности Нурмухаммед
Умеров, Ахунжан Назметдинов
и сам Узбеков. Они использовали свое
влияние. Тогда в современом
Биреге Тияке к северу от речки Царев были
татарские махалля Чилимче,
Бетнэкэй, Карагач авылы, Молтан Сарай,
Сабынчы. В них были Камыш мечеть,
Сары мечеть, Таш мечеть, Симез мечеть,
Аралык мечеть и еще две.
Последние три мечети были в махалля
Чилимче на берегу Царева. Одну из
них было разрешено перевезти во вновь
возникшее село Новые
Булгары. Это недалеко от современной школы
милиции. Раньше
там напротив наискосок стоял дом
известного Туктархаджи.
В
Астрахани Гиляжетдин договорился и нанял плашкоут. Все
взрослое население поехало в город. Мечеть
разобрали, пластины
пронумеровали. Шайхутдин Шамсетдинов
представил свое судно "Ислам"
Материалы привезли на буксире. В
переговорах и организации работ,
по свидетельству Баширова Абдрахмана,
активное участие принимали
Галимжан Хабибуллин, Юсуп Халитов и
Исмагиль Искиндиров.
В комиссию для контроля за строительством
мечети вошли Габбас
Юлгушев, Абдулманнаф Алиев и Абдрахман
Баширов. 8 ноября 1921 года
они поручили строительство Гэрэю Галимову
и Хусаинову Мухаммедьяру. Оплата
за труд была определена в 15 миллинов
рублей деньгами, натурой в
15 пудов муки, 5 пудов картофеля 5 пудов
мяса и 15 пудов тыквы. Из-за
кризиса в экономике страны деньги
обесценились, поэтому выплачивали за
подряд миллионами рублей. Обеспечение
недостающими материалами возложили на
Шайхуллу Аадуллина и Юсупа Халитова.
Протокол о решении строительства
отправили в Икряное. Строилась мечеть два
года. Когда в ходе строительства
торжественно установили манару, Гиляжетдин
Узбеков по традиции привязал к ней
казан селгесе - двухметровое вышите
полотенце.
Мечеть открыли 1 мая 1923 года. Впервые в этот день провели
сабантуй. Прибыли с подарками
представители других татарских сел.
Была и бахтемирская делегация.
При входе в мечеть с читеков снимали галоши и с благоговением
входили внутрь. На пол были настланы
паласы. У южной стены в
специальном пристрое была ниша - михраб,
где хранился коран.
Рядом винтовая лестница вела к манаре, откуда
азанчи муэдзин
призывал правоверных к утренней молитве.
Само здание тоже был
увенчано манарой. С улицы были две двери.
С западной стороны
была широкая лестница от двух дверей.
Фундамент был саманным.
К 1936 году мечеть по настоянию властей закрыли. Обе манары
сняли. Подрубал Мавлюдов Насибулла.
Помогали Сайфуллин Абдрахман
и Аюпов Фатхрахман. Некоторые предлагали
переделать ее под баню.
По настоянию молодежи решили здание перестроить под клуб.
Для этого хотели даже развернуть здание
северной стороной на
юг. Перестраивали два года. Село
разделилось на сторонников
и противников сооружения клуба. Верующие
всячески тормозили
ход работ, справедливо считая затею
святотатством. Они
говорили, что тех, кто будет веселитья в
здании мечети аллах
накажет. У них отсохнут руки и ноги,
пропадет голос. Недовольна
была и молодежь затягиванием работ. В это
время известный
шутник Муртазин Абдуллажан сочинил
известный до сих пор куплет:
Клубта була алмадым,
Мечетта була алмадым.
Ике уртада ери - ери
Жылыга туя алмадым.
После этого дело сдвинулось. Перестелили с наклоном полы.
Соорудили сцену. Комсомольцы
организовывали воскресники. Двали
платные представления, средства от которых
шли на строительство.
Помогали и взрослые мужщины. Наконец, в
1938 году клуб торжест-
венно был открт. Первыми в клуб вошли с
гармошками комсомольцы.