Астраханские татары

Татарскому театру был присвоен статус Народного театра

45 лет назад (1959) 

(вернуться)     (главная)

Первые публичные спектакли на татарском языке в Астрахани состоялись в январе 1907 года в Зимнем театре. В 1908 году был организован Татарский драматический кружок, который, благодаря профессионализму и упорству его активистов, быстро перерос в профессиональную труппу. В 1918 году это была уже профессиональная труппа под названием „Золотая Орда“. 

Одна из первых постановок этого периода — комедия А. В. Сухово–Кобылина „Свадьба Кречинского“, режиссер Зайни Солтанов. В роли Кречинского — З. Солтанов, Расплюева — Мохтар Мутин, жены помещика — Суна Сафиуллина. Несколько позже появляются „Разбойники“ Шиллера и „Надир–Шах“ Нариманова в постановке Г. Адакова. В главной роли — М. Мутин, в роли жены Надира — Марзия Даудова, в роли сына — Г. Адаков. В 1918 году в состав труппы вошли трагик Х. Араблинский и артист Азербайджанского драмтеатра Х. Терегулов, специально прибывший из Баку. Труппа в этот период действует как „Союз астраханских мусульманских артистов“, а затем — как Астраханский драматический татарский театр. В его составе — режиссер и руководитель З. Солтанов, актеры М. Мутин, Камал I, Сара Байкина, Жалил Байкин, Зулькарей Байкин, М. Даудова, С. Сафиуллина, Гаил Донской, Хадича Ханская, Исмагил Кугушев, Габдулла Уральский. С 1918 по 1928 годы Театр посетили десятки тысяч зрителей. Расположенному в центре города зданию Зимнего театра присваивается название„Вулкан“. 

Репертуар составляли как классические, так и современные пьесы: „Кречинский туе“ („Свадьба Кречинского“) А. В. Сухово–Кобылина, „Ойлану“ по пьесе Н. В. Гоголя „Женитьба“, „Юлбасарлар“ („Разбойники“) Шиллера, „Саран“ Мольера. В репертуаре все чаще встречаются пьесы татарских авторов: „Яшь гомер“, „Банкрот“, „Галиябану“ — классика татарской драматургии. Также была широко представлена многонациональная драматургия „Юлбасар Галим“ по Карпову–Крымскому, „Ул булмаса, бу булсын“ по Хаджибекову. Деятельность этого периода отличается высоким профессионализмом и активностью, труппа постоянно пополняется молодыми и талантливыми актерами из Казани и Астрахани, регулярно обновляется репертуар. Театр имеет огромную популярность, появляются аншлаговые спектакли: „Ойлану“, „Аршин мал алан“, „Жойче Гайше“. 

В целях профессионального роста в Театре велись курсы теории и практики сценического искусства, организатором и руководителем которых был З. Солтанов: история театрального искусства, дикция и декламация, мимика и пластика, освоение роли и грим. Для преподавания приглашались специалисты из русского драматического театра — О. Е. Любимов–Ланской, М. А. Кирсанова, И. Г. Паромонов, К. Г. Решимов. В начале 20–х годов XX века Астраханский Драматический Татарский театр переживает временный кризис: тяжелые, голодные послереволюционные годы стали причиной отъезда из города многих актеров, театральная жизнь замерла. В 1922 году вновь возникает „Татарский драматический коллектив“, или, как его еще называют, „Профессиональный трудовой коллектив“, куда возвращаются многие актеры „Вулкана“: Г. Уральский, И. Кугушев, Г. Ильясов, М. Сафина–Кугушева, из Казани прибывают И. Хайруллин, Г. Донской, Капкаевы, Асаевы, Г. Ахметов и другие. В 1923 году в Астрахань возвращается З. Солтанов, деятельность которого вносит в работу Театра свежую творческую струю. 

Присоединяются актеры Камал I, Абжалилов, Ф. Камалова. В 1928 году Театр получает статус Государственного. В 20–30–х годах Театр пользовался огромной популярностью, его узнают и принимают не только астраханцы, но и любители театрального искусства других городов, куда Театр выезжал на гастроли. Коллектив Театра — победитель различных театральных смотров и конкурсов. Зимние сезоны Театра проходили на сцене русского Драматического театра, которую Татарский театр арендовал на время зимних холодов. На период весны–лета Театр выезжал на обслуживание рыбаков–колхозников, путин, посевных компаний, а также ставил спектакли в своем здании, расположенном на месте современного ТЮЗа. В Астраханском татарском театре работали замечательные композиторы и дирижеры. Театр имел свой симфонический оркестр, которым руководили Шиппер, Г. Байкин, М. Л. Тритуз, Гомаров. Астраханский Государственный Татарский театр „Вулкан“ перестал действовать в 40–х годах XX века. 

После его расформирования группа актеров работала в агитбригаде при Филармонии, выступая, в основном, с концертами и спектаклями. В 1957 году из небольшого драматического кружка возродился новый театральный коллектив. Первым его руководителем и режиссером стал Гали Ахметов. Он не только объединил любителей самодеятельного театрального творчества, но и привлек актеров Астраханского Драматического театра. Первой работой была постановка по пьесе Ю.Аминова „Цветок“, восторженно принятая зрителями. Затем был спектакль по произведению М. Джалиля „Бессмертная песня“. Также ставили пьесы классиков народного творчества, драматургов с мировым именем Х. Вахита, Т. Гидзата, М. Файзи, М. Карим. За короткий срок актерское мастерство кружковцев и творческие возможности коллектива возросли до уровня Народного театра. Это звание и было присвоено ему в 1959 году.

 В 60–х годах Театру предоставили здание Татарского Дома культуры за мостом реки Царев. Первым директором Дома культуры и татарского Народного театра стал Мандур–абый Гайнутдинов. Труппа насчитывала более 25 человек. Благодаря таким талантливым режиссерам как Гали Ахметов, Гата Нуруллин, Рамазан Крутов, Слуханым Досаева, Раис Джаббаров, повышался исполнительский уровень, ставились интересные работы. Среди актеров Театра тех лет можно назвать Мархабу Сагитову, Лену Кадырову, Зайнап Асанову, Растяма Сатретдинова. 30 лет бессменным режиссером театра является Заслуженный работник культуры Татарстана Раис Джаббаров. В настоящее время Театр работает благодаря энтузиазму художественного руководителя Р. Джаббарова и артистов. В штате постоянно работают 4 человека (водитель, баянист, режиссер и заведующий постановочной частью). Остальные считаются временно работающими, их число непостоянно: обычно это 10–12 человек. За последний период было поставлено много новых спектаклей, среди них и „Дети мои“ Г. Сагыйдулаева, „Судьбы такие“ Ф. Садриева, „Комедии, комедии“ С. Шакурова, „Не забудем людей войны“ Ш. Райкыйпова.

Яваева М. Татарскому народному — 40 // Горожанин.— 1999.— № 38 (сент.).— С. 7.

Усманова А. Астраханский государственный татарский драматический театр // Идель.— 1999.— № 9 (февр.).— С. 4; № 13 (март).— С. 4; № 10 (март).— С. 4; № 11 (март).— С. 4.

Усманова А. Прошлое. Настоящее. Будущее // Идель.— 1998.— № 13 (март).— С. 1.

http://astrakhan.astranet.ru/kal_september.htm

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz