Главная ] Вернуться ] Астраханские татары ] Культура татар ] Татарские ресурсы ] Форум ] Гостевая ] Татарские села ] Диаспоры ] Ислам в Астрахани ]
 Астраханские татары

Татары    История развития этноса

вернуться

Татары являются вторым по численности коренным этносом в Российской Федерации. И как всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой, и состоит из этнотерриториальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских, крымских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность, в своей основе едина. Народно-разговорный татарский язык является в основе единым.

Татары относятся к числу немногих народов в Евразии, создавших самостоятельную тюрко-мусульманскую цивилизацию. Они прошли ряд этапов государственного развития, начиная с раннего (Волжская Булгария) и до позднего средневековья (Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское, Касимовское, Ногайское ханства).

Наиболее древняя письменность – тюркская руника. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском литературном языке (поэма Кул Гали «Кыйса и Йосыф») написана в 13 веке. Свыше тысячи лет, (практически со времен принятия ислама) с 10 века татары пользовались арабским шрифтом, который в 1929 году Декретом Советской власти был заменен на латинский, а еще через 10 лет – на кириллицу. В результате огромный народ, занимающий второе место по численности в России, оказался отрезанным от собственной истории. За несколько десятилетий Советской власти практически потерял родной язык, стал безграмотным и превратился в русскоязычного. Делалось все без обсуждения, без учета мнения специалистов и самого народа. Лишь немногие пытались противостоять официальному курсу, понимая, что перемена шрифта сразу сделает неграмотной значительную часть народа, оторвет его от многовековой культуры. Этот слой культуры, создаваемой весьма разветвленным институциональными механизмами (СМИ, школа, театры, ансамбли, научные учреждения, издательства и т.д.) обслуживает всех татар.

Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни и сегодня наличие астраханских, сибирских, крымских татар, кряшен, мишяр, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов.

По данным переписи 1989 года общая численность татар – 6648,7 тыс. человек, из которых 5552 тысячи человек живут в РФ, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский регион (свыше 4 миллионов человек).

В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в республике Татарстан (1765404 человек) и республике Башкортостан (1120702 чел.). Цифры, касающиеся численности татар в регионах, в статистических данных сильно занижены. Например, в Ростовской области по данным переписи 1989 года проживает 17132 чел, а по неофициальным данным в Ростовской области проживает 50 тыс. татар, а в самом Ростове-на-Дону постоянно живут 22 тыс. татар. В Краснодарском крае по данным переписи 1989 года – 34430 человек, фактически около 50 тыс. человек, в республике Удмуртия по данным переписи 1989 года – 110347 чел, фактически 150 тысяч человек.

В столице Российской Федерации – городе Москве по самым приблизительным подсчетам проживает около 1 миллиона татар, практически, каждый десятый житель, а по данным переписи 1989 года – 157376 человек. Да и данные переписи по Астраханской области вызывают сомнения. По данным переписи 1959 года в Астраханской области проживало 57230 татар, в 1970 году – 67062, в 1979 году – 70781, в 1989 году – 71655 татар.

Получается только четырнадцатый житель в Астраханском регионе – татарин, а ведь это исторически исконно татарские земли.

Следует помнить и детей от смешанных браков, где подростки выбирают суперэтническую принадлежность, каковой является русская нация. Если отметить численность русских и татар 1525 года – их было примерно по 7 миллионов. Причиной бурного размножения русской нации является, конечно же, не плодовитость, а истребление и русификация завоеванных народов.

Завоевание Казанского ханства царем Иваном ΙV (Иваном Грозным) в 1552 году явилось важнейшей исторической вехой в формировании Российского государства, что искалечило судьбу не только нерусских народов, живущих от Казани до Камчатки, на Юге, севере и западе от « Московской Руси», но и самого русского народа, лишив русский народ исторической родины, самобытности, корней.

Процесс насильственной христианизации татар растянулся на два этапа. Первая волна насильственного крещения приходится на период после взятия Казанского ханства (1552 год), второй этап – в первой половине18 века при Петре 1. Христианизация нерусских народов, будь то мордвины или татары, принявшие крещение, ведет к тому, что они становятся русскими.

Известным русским-татарином был князь Юсупов, которого никогда не называют татарином, хотя он был прямым потомком Казанской царицы Сююмбике.

В 1489 году правнук Едигея Муса заключил союзный договор с Иваном III. После смерти Мусы Ногайской ордой правил его сын Юсуф (отец царицы Сююмбике). С 1565 года от сыновей Юсуфа пошел русский княжеский род Юсуповых. Чтя традиции великих предков, последний из князей Юсуповых, живших в России, убил самозванца Распутина, пытаясь спасти царское достоинство Николая П.

Род Тимирязевых происходит от Ибрагима Тимирязева, фамилия которого буквально означает «железный воин».

Среди богатейших родов России можно назвать и «западных» татар Салтыковых. Этот род возвысился при дворе польского царя Сигизмунда, потом Салтыковы отъехали в Литву.

Потомки выходцев из татар всегда играли первые скрипки в истории России. В сущности все прославленные военачальники и полководцы так или иначе имели татарские корни, в том числе генералиссимус Суворов, адмирал Ушаков. Род фельдмаршала Кутузова также имеет татарское происхождение.

Во всем этом нет ничего удивительного, потомки людей, долгие века державшие пульс времени, имевшие власть над многими странами и народами, обязаны были проявить себя людьми сильными и гордыми.

Татарские роды дали России огромное количество гениальной интеллигенции и видных общественно-политических деятелей. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, и каждый сам поймет, о каком её представителе идет речь: Алябьев, Аракчеев, Арсеньев, Ахматова, Булгаков, Бунин, Гоголь, Державин, Кантемиров, Карамазов, Кочубей, Куракин, Курбатов, Милюков, Мичурин, Строганов, Рахманинов, Салтыков-Щедрин, Талызин, Татищев, Тимирязев, Третьяков, Чаадаев и так далее и до бесконечности. Даже наиболее «русский» генерал Ермолов имел своим предком Арслан-Мурзу-Ермола. Даже западник Тургенев Иван Сергеевич, который всячески уклонялся от собственных татарских корней сообщил миру, что все исконно русские изобретения вроде самовара – тюркские. Лев Николаевич Гумилев писал: « Я чистокровный татарин и по линии отца и по линии матери». Расписывался он «Арсланбек», что в переводе означает «Лев».

На протяжении веков татары делились с русскими не только своими лучшими представителями, культура татар во всех своих проявлениях также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, ремесленные приемы, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто они всегда его и были.

В преддверии Всероссийской переписи в « Вестях» на программе РТР показали сюжет о крещеных татарах. Автор сюжета назвал «крашены», не вникая в историю происхождения крещеных татар, недоумевал, как человек, исповедующий христианскую религию по имени Иванов Иван Петрович, может быть татарином. Он рассказывал, что в Татарстане 195 сел являются селами «крашен», значит крещеных татар, предлагал задуматься к какой же национальности они должны отнести себя во время переписи. Если бы автор сюжета знал историю, он бы не задавал вопрос: «Почему «крашены» по национальности татары, если они Ивановы, Сидоровы, Петровы?».

Российский народ, будучи формально самым читающим и грамотным народом в мире, в плане исторических фактов по своей сути остается темным, без грамотным, не помнящим своего родства. Необходимо нам всем, независимо от национальности, от религиозных убеждений, внимательно изучать труды и книги великих исследователей, историков, писателей, таких как Н.М. Карамзин « История Государства Великого», Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая степь», Г.А. Федоров-Давыдов «Общественный строй Золотой орды», М.Г. Худяков «Очерки по истории Казанского ханства», Гаяз Исхаки «Идель-Урал», «Гибель через 200 лет», известного путешественника арабского ученого Х века Ахмеда Ибн-Фадлана « Путешествие на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама» и многих других исследователей гуманистов.

Название народа обусловлено историей, его прошлым. Поэтому изучение происхождения названия народа имеет немаловажное значение для установления и происхождения этноса.

Упоминание Геродота (VΙ век до н.э.), древних армянских историков о присутствии тюркских племен в Малой Азии, Приазовье, Придонье, Кавказских степях в определенной степени дают основание предположить, что ещё до начала нашей эры в районах Юго-Восточной Европы жили тюркские племена, а приход в эти районы новых их сородичей не привел к коренным изменениям в жизни и языке родственных племен и поэтому слияние их не привело к появлению совершенно нового этноса.

В этом свете представляют большой интерес наблюдения Ф. Гоммеля о наличии тюркизмов в языке древних шумер.

Шумеры жили в Ш-м тысячелетии до нашей эры, а в 24 году нашей эры вошли в состав Аккадского государственного объединения. Нелишне коснуться и языков народов Минойской державы и их культуры, то есть культуры народностей Крита, Эгейского архипелага и материковой Греции в ΙΙΙ-ΙΙ тысячелетиях до нашей эры. Греческие тексты рассказывают, что населения острова Крит было многоязычным. В Восточном Средеземноморье скрещивались самые различные языковые семейства, куда языковеды относят и тюркские. Части армян, греков, живших в районах Северного Причерноморья, также говорили на тюркском языке. Более того, тюркский язык греков и армян стал даже языком литературы, богослужения, языком дипломатии.

Доказательством достоверности исторических сведений является существование современных грекоевленцев и грекотатар. Грекотатары, проживающие в настоящее время на побережье Черного, Азовского морей и Крымского полуострова и поныне говорят на тюрко-татарском языке.

Есть основание считать, что некоторые из этих народов пришли из Азии.

Обнаружены целые пласты тюркизма в языке индейцев Америки, тюркизмы, сходные и тождественные с лексикой современных тюркских языков как по форме, так и по содержанию относятся как к лицу животных, так и к терминам родства.

В ходе «освоения» Нового Света исчезли многие индейские племена. В конце ХIХ века «белые» в Калифорнии около одной бойни натолкнулись на одного индейца, загнанного туда голодом. Он оказался могиканом одного индейского племени, истребленного колонистами. Когда у него спросили: «Кто ты?», он назвал себя «кеше», что на языке его племени означало « человек».

Известный этнограф Т.Кребер, посвятивший свою жизнь изучению культуры индейцев, в дальнейшем установил, что этот индеец по своему происхождению и языку относился к племени яна.

Если заселение Америки произошло минимум 10 тысячелетий тому назад, а есть теории отодвигающие эту дату на 100 тысячелетий назад, нас нисколько не должно удивлять «консерватизм» тюркских языков их малая подверженность изменениям. Чем совершеннее, удобнее любое оружие, тем оно дольше служит, тем дольше остается без изменения (например, автомат Калашникова).

Эти факты, предположения требуют самого пристального внимания, объяснения и учета при установлении времени появления тюркских племен в Малой Азии, в районах Балкан, на Кавказе, между Доном и Волгой, в Приуралье, в Приазовье, а также и для уточнения появления болгар в Европе и их языка, который, видимо, в те времена был тюркским языком.

Все историки и языковеды едины в том, что в середине I-го тысячелетия болгары были тюркско-язычными племенами. По сведениям древних армянских историков болгары известны уже со II века до нашей эры в «приволжских странах».

Появление угро-финских народов в Северной, Северо-Западной Европе историки относят к Ш тысячелетию до нашей эры. Как видим, этот период стоит близко к периоду развития культуры шумер, минойской державы.

А финно-угорские народы в основном выходцы из той же Азии, что и тюркские народы, в языках финно-угорских народов сохранилось немало древнетюркских элементов, даже грамматических форм. Неспроста тюркские и финно-угорские языки многие тюркологи и финноугороведы относят к древнему алтайскому семейству языков.

Как видим, появление и проживание отдельных тюркских народов в Юго-Восточной Европе, Малой Азии, на Балканах уже за много веков до нашей эры перестает быть гипотезой.

Геродот, Мела, Плиний пишут о народе «торки», живущем за Доном-Танаисом, которых многие историки считают тюркским народом.

Тюркский народ, как организованный в государственную форму, исторически известен за 200 лет до рождества Христа (до нашей эры). В то время населенным центром этого народа были окрестности озера Байкал, но его кочевые элементы доходили до Великой Китайской стены и до Волги (Идель). Из материала летописи известно, что тюрки уже в те древние времена имели свое государство, свою культуру и письменность.

Мы более точно знаем о переселении других тюркских народов в начале нашей эры.

В II – IV веках на исторической арене появляются гунны, в основном тюрко-язычные народы Северного Кавказа.

Гунны продвинулись еще западнее, в 377-м году достигли границ Римской империи и обосновались в Паннонии. После смерти своего вождя Аттилы Союз гунных племен распался и они вернулись в Причерноморье.

Позже на арене появились хазары, также в основном тюркские племена Восточной Европы, которые жили в низовьях Итиля (Волги), в районах Северного Кавказа, то есть там же, что и гунны.

В 60-х годах VI века гунны были покорены тюркским каганатом. После распада Западного тюркского каганата возникает Хазарский каганат, который распался в Х веке.

Итак, все эти племенные объединения были тюркско-язычными и поэтому здесь не может быть и речи о поглощении одних народов и языков другими народами, а только о нивелировке одноязычных по сути племен.

В описываемый период на смежных территориях – Северном Кавказе, Придонье, Приазовье в конце VI века возникает «Великая Болгария».

В период правления Кубрата она достигает своего расцвета и устанавливает свое государство в этих районах. Вскоре она распалась, как единое государственное объединение, но его народ не исчез. Часть болгарских племен под предводительством Аспаруха, сына Кубрата, переселяется на Дунайскую равнину, дорогу куда, в свое время, проторили родственные им гунны. Здесь болгары, как известно, слились со славянскими племенами, дав им своё название «болгары» и оставив заметный след в антропологии дунайских болгар, в их языке, обычаях. Почему часть болгар переселилась на Дунай? Видимо потому, что жили там и раньше.

Другая часть болгар Великой Болгарии осталась на прежних местах, но передвинулась под натиском других народов, в том числе и кабардинцев, глубже в горы Северного Кавказа. История не знает случая, чтобы большие народы целиком, всем населением покинули обжитые места, на которых они жили сотни лет, взросли корнями.

В 1975 году, путешествуя по Черноморскому побережью Кавказа и Северному Кавказу высоко в горах, где жемчужины Кавказа Голубые озера, встретила местных женщин божественной, античной красоты, говорящих на чистом татарском языке. Когда я их спросила: «Вы - татарки?», они сказали: «Мы – болгары».

Можно сослаться на свидетельства древних авторов и на исследования ученых прошлого и настоящего.

Венецианский купец Барборо, который более 15 лет (1436 – 1452) жил в Тане, в устье Дона, оставил ценные сведения об остатках болгар в этих районах. О происхождении балкар и карачаевцев от древних болгар говорят путешественники и историки, побывавшие в этих краях в разные времена.

Дореволюционный русский этнограф Н.А. Караулов пишет, что по преданию самого народа, они раньше жили на равнине в Северо-Кавказких степях, затем теснимые кабардинцами, ушли в горные районы, в бассейны рек Черек, Чегем, Баксан, что балкары и карачаевцы представляют из себя осколок болгарского народа, жившего на Волге (Иделе) и продвинувшегося до Балканского полуострова. Поскольку здесь они долгие годы жили изолированно, «они сохранили свой язык в чистоте, куда и сейчас трудно проникнуть» (мы поднимались к Голубым озерам по тропам пешком, так как на машине проехать невозможно).

Болгары пришли на Кавказ в I – III веках до нашей эры, они вначале населяли южные районы Азербайджана, где река Балкар – Чай на границе с Ираном получила свое название от этого народа ещё в те времена. Балкары и карачаевцы – остатки тех болгар, часть которых во главе с Аспарухом переселилась на Дунай и участвовала в этногенезе дунайских болгар.

Историки отмечают, что Великая Болгария, Хазарский, Тюркские каганаты занимают почти одну и ту же общую для них территорию, уступая власть друг другу. Если каждое из этих объединений было бы образовано разными племенными союзами, куда могли деваться, « исчезать» на время эти самые племена», «исчезать» на сотни лет, а потом «появляться» откуда-то и составлять население нового государства?

История, конечно, знает исчезновение вследствие физического истребления или же в результате стихийных бедствий, эпидемий небольших этнических групп, но не громадных объединений.

Ни одного из этих явлений не было в истории указанных племенных объединений, в истории тюркских народов Евразии.

Когда речь идет о классификации тюркских языков Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Западной Сибири и Казахстана, все тюркологи едины о месте татарского, башкирского, ногайского, кумыкского, балкарского, карачаевского языков, как языков кипчакской группы в семье тюркских. Сюда относят и крымско-татарский, гагаузский, язык караимов, румынских татар. В эту же кипчакскую группу относятся и языки казахов, каракалпаков. Все эти перечисленные кипчакские народы и поныне живут в основном в тех же районах, где жили гунны, хазары, болгары, печенеги, торки, половцы, кипчаки.

Все современные народы – татары, башкиры, казахи, кумыки, ногайцы, балкары, карачаевцы, каракалпаки, гагаузы, румынские, литовские татары – относятся к кипчаковской группе тюркских языков, и все они являются потомками упомянутых под различными именами тех крупных государственных объединений и союзов Евразии, которые в разные времена выступали то, как гунны, то, как болгары, то, как половцы кипчаки.

Если подойти к истории этих союзов племен с точки зрения их преемственности, близкого родства, языковой общности, обычаев, верований, то вряд ли есть нужда в слишком заумных объяснениях о происхождении этих народов, об их прошлом.

В VIII веке болгары, вместе с союзными, родственными по языку племенами, переселяются и в Среднее Поволжье и создают там государство Волжскую Булгарию.

Отдельные историки отмечают проникновение тюркских племен в Среднее Поволжье задолго до прихода болгар, видимо, в первую очередь, из районов Придонья, Приазовья, Северного Кавказа, возможно, даже из Азии.

Поэтому вполне допустимо, что массовое переселение болгар сюда было уже продолжением начатого частью самих болгар или же другими тюркскими племенами еще до VIII века.

Чтобы принять решение о переселении в районы Прикамья болгары, как минимум, должны были заранее хорошо знать о наличии свободных, в то же время богатых в природном отношении земель в этих районах, подумать о возможностях обеспечения себя средствами питания, иметь достаточно полные, достоверные сведения о климатических условиях края. Это переселение совершалось не по горизонтали, а по вертикали, следовательно, природные и климатические условия здесь довольно резко отличались от таковых прежнего места их обитания. Если бы они не знали все это заранее, им не было смысла покидать более благоприятные в географическом и климатическом отношении районы и сменить их на более суровые, и они могли последовать по стопам Аспарухана на Дунай, по горизонтали, или же переселиться в районы, более близкие и терпимые по климатическим условиям. Ведь климатические условия в те времена играли решающую роль при переселении масс народов. Поэтому есть достаточно веские основания допускать, что до массового переселения болгар в Среднее Поволжье, там жили отдельные болгарские или родственные с ними тюркские племен, имевшие тесные контакты с болгарами задолго до их переселения.

Племена, входившие в состав Великой Болгарии, по-видимому, отличались по своему происхождению, Но бесспорно также, что при возникновении этого союза объединение образовалось на основе близости, родственности.

Наиболее вероятно, что эта близость проявилась в близких наречиях одного языка, скорее всего древнетюркского.

Эта близость в языке, несомненно, упрочилась еще более в период Великой Болгарии, в условиях единого государственного объединения с экономическими связями, военной организацией, тесных кровных общений в едином союзе.

При переселении в Среднее Поволжье болгары уже, несомненно, представляли более однородную единую массу, с диалектом единого тюркского языка.

Самый древний письменный документ – это, так называемые, «Орхунские памятники», составленные в VII-ом веке. Они написаны национальным тюркским алфавитом и язык их, несмотря на то, что уже прошло несколько веков, очень близок современному наречию тюрко-татар.

Количество письменных документов после VII века весьма велико.

Все историки единогласны в том, что освоение болгарами Среднего Поволжья шло мирным путем, без военных столкновений. Установлено, что и в дальнейшем булгары не вели захватнических войн, занимались мирным трудом: выращивали многие виды злаковых и бахчевых культур, сооружали города, снабженные водопроводом, караван-сараи, производили прекрасные ювелирные изделия, выплавляли чугун, занимались обработкой кожи и мехов, вели оживленную торговлю со странами Европы, Востока, Юга, строили мечети, мектебе … .

При хане Алмасе в 922 году принят ислам в качестве государственной религии.

Для освещения акта провозглашения ислама официальной религией в Волжской Булгарии из центра мусульманской культуры эпохи средневековья - Арабского халифата на земли Волго-Камья в мае 922 года прибыло официальное посольство. Его секретарем был арабский писатель Ахмед-Ибн-Фадлан. Посольство находилось среди булгар более двух месяцев и все это время наблюдательный писатель вел подробные записи об увиденном и услышанном здесь. Среди них есть любопытное место – запись рассказа ильтебера (правителя) булгара Алмаса о русских: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (Идель-Волга), я не видал (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом, белы телом. Они не носят курток, ни кафтанов, но у них мужчины носят кису (кусок шерстяной ткани, которым одевались и покрывали постель), которая охватывает бок… и при каждом из них имеется топор, меч или нож, (причем) со всем этим он (никогда) не расстается».

Это, пожалуй, одно из самых ранних свидетельств восприятия этническими предками казанских татар своих близких соседей Киевской Руси.

Первые упоминания о волго-камских булгарах в русской летописи относится к более позднему времени. В «Повести временных лет» под 985 годом указывалось, что киевский князь Владимир со своим дядей Добрыней совершил поход на Булгарию, чтобы, покорив её, наложить дань. Сражение было выиграно киевлянами, но события приняли совсем другой оборот. Об этом в летописи читаем: «Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам давать - пойдем, поищим себе лапотников». И Владимир заключил мир с булгарами на весьма примечательных условиях: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель – тонуть», т.е. на вечные времена. Разумеется, киевляне плодами своей победы не воспользовались, не потому, что воины противника были обуты и одеты лучше, чем у них самих. Основная причина в другом: князь Владимир по достоинству оценил высокую культуру булгар и решил, что их не заставить смиренно нести ярмо рабов, с такими людьми лучше иметь партнерские отношения, чем мечом вымогать дань.

Благородство русов, по видимому, пришлось по нраву и булгарам, поэтому они сочли возможным в своих отношениях с русскими пойти дальше мирного сосуществования, стали думать о том, чтобы духовно породниться с населением Киевской Руси.

Об этом летопись повествует: «Пришли болгары магометской веры… в Киев и предложили князю Владимиру: «Ты, князь, мудр и смыслен,… уверуй в закон наш и поклонись Магомету». Они предлагали киевлянам провозгласить мусульманство государственной религией и в своем княжестве.

«Потом пришли иноземцы из Рима, - продолжал летописец, - и сказали: «Пришли мы, посланные папой». Принять свою веру киевскому князю предлагали и иудеи из Хазарии, и православные проповедники из Византии. Собрал Владимир своих бояр и старцев…, избрал мужей славных и умных числом десять и сказал им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их».

Тщательный отбор в состав посольства мужей «славных», т.е. знатных, «умных» и то, что посольство сперва было направлено не в Хазарию, а к булгарам, говорит о многом, и в первую очередь о той положительной комплиментарности, о чем выше уже было сказано. Но мусульманская религия не понравилась послам.

Летописец пишет: «Но се ему нелюбо, обрезание удов и неяденье мяс свиных, а о питии отнюдь река: На Руси есть веселье питие, не может бес того быти». Что означает: «… не может русский без выпивки…». Поэтому мусульманская религия не понравилась послам и князю Владимиру.

Киевская Русь в 988 году приняла христианскую религию и уже в990 году князь Владимир предпринял попытку распространить эту религию среди булгар, с этой целью, как пишет Никоновская летопись, послал в Волжскую Булгарию христианского философа Марка Македонянина. Киевлянам не хотелось из-за религиозных различий портить отношения с булгарами.

Несмотря на утверждение православия, в Киеве еще и в ХII веке сосуществовали ислам и христианство, тогда в стольном граде работало более десяти мусульманских мечетей. В конце IХ - начале Х веков в Киеве жил булгарский поэт Михаил-Башту-Ибн-Шамси-Табир, перу которого приписывается эпическое повествование «Шан кызы».

Приведенные факты красноречиво свидетельствуют о том, что в этнокультурных контактах далеких предков современных русских и татар царил дух взаимной симпатии и уважения, без какого-либо намека на этническую или природно-расовую отчужденность.

Путешественники сообщают, что в Волжской Булгарии существовала полная веротерпимость, развивались культура, поэзия, были свои ученые, историки, строители и мастеровые, имелись труды по различным отраслям знаний. Столица Волжской Булгарии являлась центром торговли между Западом и Востоком. Превращения страны в центр торговли между различными народами диктовало мирный образ жизни, веротерпимости, от чего зависело благополучие и расцвет страны.

Тесные контакты с соседними и другими народами, начиная от Китая и Индии до Скандинавии и Западной Европы, открыли путь к освоению культурных достижений многих народов, особенно самой передовой культуры того времени – арабской.

Мирный путь развития, отсутствие захватнических войн, развитие школ, официальное принятие единой религии ускорили консолидацию булгар как в языковом, культурном, так и в экономическом отношениях, в быту, нравах, обрядах и обычаях, образе жизни, иными словами, ещё более упрочился этнический сплав.

В истории трудно найти народ, в этносе которого не происходили бы какие-либо изменения.

В отношении этноса булгар, говорить об изменениях нет достаточных оснований. Булгары находились на более высокой ступени развития, имели свою государственность, свои общественные институты, свою письменность, литературу, школы, официальную идеологию – религию, упрочившие традиции в экономике, культуре, общественной жизни, они меньше всего могли испытать влияние своих соседей, нет и фактов, которые говорили бы о насильственной ассимиляции булгарами финно-угорских племен, чтобы могли произойти антропологические изменения в этносе булгар.

К концу до монгольского периода (конец XII - начало XIII веков) сложилась общеболгарская народность татары, вобравшая в себя целый ряд компонентов различных регионов.

Покорение монголами Волжской Булгарии, а также финно–угорских земель, также не могло привести к заметному изменению этноса булгар, а также мари, удмуртов, мордвы, русских. Прежде всего, потому, что завоеватели не осели на их землях, в том числе и в Волжской Булгарии, не находились с ними в постоянном контакте. Кроме того, монголы резко отличались от булгар и по языку, обычаям, культуре, общественным институтам, традициям.

Когда монгольские тумени проникли через Иран и Кавказ в Восточную Европу, разбили русско-половецкие войска на реке Калке и осенью 1223 года послали свои разведочные отряды в Среднее Поволжье, булгары разбили монгольские отряды и те в панике ушли из окраины Волжской Булгарии. После этого монголы несколько раз пытались вторгнуться в Волжскую Булгарию и каждый раз вынуждены бывали отступить, натолкнувшись на сопротивление булгар. Лишь спустя 13 лет монголам удалось покорить Волжскую Булгарию.

Отложенный на некоторое время, поход этот осуществился в 1236 году, причем к участию в нем привлечены были князья всех четырех ветвей чингисханской фамилии. Силы были неравны, Волжская Булгария пала в ожесточенный схватке.

А затем были покорены аланы, мордва, буртасы и очередь дошла до русских земель, завоевание которых закончено было в 1240 году.

В результате монгольского завоевания Волжская Булгария потеряла свою государственную самостоятельность и вошла в состав Золотой Орды в качестве его северо-западного улуса.

Хотя это событие на некоторое время приостановило нормальную жизнь страны, но скоро выяснилось, что присоединение Булгарского ханства к Золотой Орде имело главным образом политическое значение.

Золотая Орда, образованная в начале 1243 года, была крупнейшим средневековым государством Евразии, очагом богатой цивилизации, представленной классическим симбиозом бывшей кочевой и новой городской культуры.

Занимая громадную территории от западных предгорий Алтая на востоке и до берегов Дуная на западе, от известных Булгара и Казани на севере и до Дербентского ущелья на юге, она в течение почти 200 лет была в центре мировой политики тогдашнего мусульманского, да и не только мусульманского мира.

Если создателями этого государства были в основном монголы чингисиды, то его этническую основу составляли местные тюркские народы Восточной Европы и Западной Сибири.

Небольшой монгольский этнос в лице представителей имперской знати, оставшийся в Золотой Орде, после ухода основных монгольских сил обратно в Монголию довольно быстро растворился среди тюрко-язычных племен.

Первым ханом «Золотой Орды» был внук Чингиза – Батый. В это время Золотая Орда не была еще самостоятельным государством. Она стала самостоятельной только при хане Берке (1255 – 1266), ибо к этому времени началась междоусобица в Монгольской империи и эта империи распалась на отдельные ханства, в числе которых отделилась и Золотая Орда.

С момента отделения Золотая Орда подпадает под влияние татар. Она чеканит собственные монеты, которые первое время чеканятся в Булгаре.

Первым из ханов Золотой Орды принял ислам Берке-хан в 1261 году, но широкое распространение ислама среди населения произошло только в первой половине XIV-го века.

Узбек, самый могущественный хан Золотой Орды (1312-1342), превратил ислам в государственную религию.

Необходимо отметить, что все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингиз-хана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

Вместе с исламом получила расцвет традиционная мусульманская культура, на основе арабской графики широко распространилась письменность, развилась литература. В городах Золотой Орды, особенно в ей столице Сарае, были созданы бесценные поэтические памятники, подлинные шедевры средневековой татарской литературы (поэмы «Гульстан», «Мэхэббэт-намэ»).

Монгольский язык, хотя и оставался официальным языком, скорее языком межгосударственной переписки в начальный период Золотой Орды, то он исчез в XIV веке – в эпоху могущества этого государства. Его официальным, литературным и, естественно, разговорным языком был тюркский – татарско - кипчакский, что прекрасно подтверждается ханскими ярлыками, известными словарями того времени (среди них знаменитый «Кодекс куманикус»), выдающимися произведениями древнетатарской литературы, написанными именно на татарском языке.

Золотоордынское государство имело богатейшую материальную и духовную культуру, вобрав в себя лучшие традиции (кипчакской, булгарской, среднеазиатской, приазовской, причерноморской), является отражением, главным образом, огромного богатства тюркского мира. Высокая городская культура Золотой Орды является одним из ярких проявлений мировой средневековой цивилизации. Самого высокого уровня развития в городах достигли монументальная архитектура и строительное дело. Золотоордынские города были центром крупной международной торговли между Западом и Востоком.

По свидетельству арабских путешественников, столица – город Сарай был большим благоустроенным и торговым городом. В Сарае были дворцы ханов, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Г. Сарай был торговым центром, в нем было много иностранных купцов. Сарай был и культурным центром того времени. В Золотой Орде возделывали фарфоровую и глиняную посуду, чеканили золотую и серебряную монеты.

Например, в эпосе «Идегей» и сочинении арабского путешественника Ибн-Баттуты, побывавшего в 1333 году в Золотой Орде и её столице Сарае, ханский дворец назван золотым – «Алтын Таш» (Золотой камень). Он писал: «Город Сарай – (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его кругом, и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня…».

Более 150 городов, большинство которых в самый краткий срок возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни названия их чего стоят: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Сарай-чук (малый дворец), Аксарай (белый дворец), Аккирман (белая крепость), Актюбе (белый свод), Шэхэр ал-Джедид (новый город) и др.

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили, например, западноевропейские. Для сравнения, Рим в 13 веке имел 35 тыс. жителей, Париж в 14 веке – 58 тысяч, а Сарай в том столетии – более 100 тысяч.

Ибн Баттута писал, что одних соборных мечетей в городе Сарай целых тринадцать, а других мечетей там чрезвычайно много. Сарай, будучи столицей огромного государства, был поистине центром крупнейшей международной торговли с Западом, в том числе с Западной Европой, и Востоком вплоть до Китая и Индии. И не зря в «Идегее» Золотая Орда названа «Путем шестидесяти государств».

Любознательные путешественники и богатые купцы, искусные дипломаты и мудрые политики из многих стран приезжали в Золотую Орду знакомиться с её могущественными ханами, собрать сведения о многочисленных народах, населявших это государство, побывать в его больших городах с богатыми базарами и пышной восточной архитектурой. Их поражала красота невиданных доселе ханских дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, бань и караван-сараев, других величественных сооружений. Эти сооружения были поистине удивительны: украшенные изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом; растительный и геометрические орнаменты на них чередовались изящными надписями, передававшими отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние залы были по своему изумительны: стены украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались также из изразцовых кирпичей различных оттенков. Парадные залы дополнялись комнатами отдыха, ванными комнатами, а во дворе – садами, где были фонтаны. Это свидетельствуют письменные источники и материалы археологических исследований.

Если этнический мир Золотой Орды в первой половине её истории, т.е. до 50 – 60-х годов XIV века, в историко-географической литературе той эпохи представлен больше под названием «кипчак» и земли этого государства назывались «Детш-и-Кипчак», то ближе к концу XIV века, хотя ещё и сохранялись прежние названия, но это уже татарский мир: «татары», «татарская земля», «татарское войско», «татарский язык», «татарская вера».

Эти определения часто встречаются в исторических источниках XV-ХVI веков, притом двух абсолютно самостоятельных миров – арабского Востока и Западной Европы. Два просвещенных человека, почти одновременно, но совершенно самостоятельно побывавших на территориях этого государства в исторических повествованиях описывают свои впечатления. Один из них европеец, венецианский путешественник и бизнесмен Иосифат Барборо, который в 1436-1452 г.г. жил в городе Азаке (ныне Азов), позднее видный политический деятель и крупный дипломат Италии. Живя в Азаке, часто выезжал в различные области, уже позднейшей Золотой Орды, и общался с татарами. Вот некоторые отрывки из его книги о своем путешествии в тогдашнюю Татарию: «В степях Татарии в 1438 году правил хан по имени Улумахамет-хан (Улу-Мухамет) – что значит великий Магомет император, Правил он много лет…. Военные люди в высшей степени храбры и отважны… . В их войске есть ремесленники – ткачи, кузнецы, оружейники и другие и вообще есть все необходимые ремесла… . Татары прекрасные охотники… Земли там плодородные и приносят урожай пшеницы. Татар очень много… Эдиль (Идель - Волга) – многоводная и необычайно широкая река; она впадает в Бакинское (Каспийское) море… Если плыть по этой реке…, следуя пути в Москву, то в продолжение пятнадцати дней вдоль берегов будут встречаться бесчисленные племена Татарии».

Другой автор – Ибн-Арабшах, арабский историк и литератор также в ХV веке, секретарь турецкого султана Мухамеда, позднее писал биографию знаменитого Тамерлана и с целью сбора материала для своей будущей книги специально побывал в Хорезме и собственно Золотой Орде – Сарае, Астрахани (Хаджи-Тархан) и Крыму: «Эта область исключительно татарская… во (всех) частях возделанная, обширная по объему, здоровая водой и воздухом. Люди её – мужи (в полном смысле), воины ее (превосходные) стрелки. По языку это самые красноречивые тюрки, по жизни – самые праведные, по челу – самые прекрасные, по красоте самые совершенные…».

«Татары» того периода – это не политический термин, более того не прозвище, как пытаются назвать некоторые авторы.

«Татары» эпохи Золотой Орды, как и предыдущих периодов – это этноним, самоназвание совершенно определенного этноса, уже сложившегося в народность со всеми своими институтами, то есть общностью языка, территории, экономики и культуры. Окончательное формирование этой народности произошло в рамках существования тех татарских ханств, которые возникли после окончательного распада Золотой Орды, на её обширной, однако уже расчлененной к 30-40-м годам ХV века, территории.

Казанские, крымские, сибирские, астраханские, ногайские этнографические группы составляют один – татарский народ с общим, объединяющим все эти группы этнонимом – татары.

Хотя и имеются некоторые различия между отдельными группами, например, между казанскими и крымскими татарами в их языке и культуре (архитектура, музыка), то это объясняется в основном их изолированностью в течение ряда веков, начиная со второй половины XVI века, т.е. со времен завоевания Казанского ханства и попадания позднее Крыма под турецкое влияние (Крым был завоёван Россией только в 1783 году, затем крымские татары были выселены со своих исторических земель и буквально немногим больше через 10 лет, в 1956 году, во времена «Хрущевской оттепели» исконные земли крымских татар были переданы Украине).

Во времена татарских ханств их население просто называлось татарами, как они называют себя в настоящее время и в их паспортах у всех без исключения (и у крымских), до сих пор значилась одна единственная национальность: татарин.

 

Председатель Астраханской областной

Общественной организации татарских женщин

«Ак-калфак». Врач-педиатр С.З.Вафина

 

вывоз мусора подмосковье|

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz