|
Самитов Кадыр Ибрагим
улы «Мы из рода Самитовых» Как вы знаете, дорогие читатели, славный род Самитовых,
что из Каменного Яра, впервые прославила народная поэтесса Газиза Самитова, однако рассказ о ней позже.
Сейчас я хочу познакомить вас с Анвером Самитовым. Жил простой парень, закончил 9 классов, ФЗО (фабрично-заводское обучение), работал на заводе, любил играть на гармони, петь песни, мечтал о море. Но пришла война… Не мог Анвер ждать её окончания, написал заявление и добровольцем ушел на фронт. А было ему в ту пору 20 лет. Закончил шестимесячные командирские курсы, и отправили лейтенанта Самитова на Сталинградский фронт. Ранение. Госпиталь. 1943 год: гвардии лейтенанта Самитова отправляют в составе Степного фронта, 223 стрелковой дивизии 1041 стрелкового полка на Украину. И вскоре получает семья похоронку со словами: «…гвардии лейтенант Анвер Халилович Самитов в боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит осколком вражеской мины 16 сентября 1943 года». Но прошла неделя, и семья получает письмо … от Анвера, в котором он рассказывает об освобожденных городах, но только дата … 13 сентября. Не хотела расстраивать сестра Сажида своих родителей, исправила единицу на двойку … И получилось, что ошиблись командир 10421 СП майор Бондаренко и начальник штаба капитан Мектиев - не Анвер погиб. Так и ждала мать сына до конца своих дней. Но, увы, чуда не произошло… Это и многое другое об Анвере Самитове рассказала нам его сестра, Сажида Гасанова (Самитова). Принесла она и заметку из газеты «Заря коммунизма», в которой также говорилось о её брате. «… Вот среди зелёных трав виден обелиск, что стал свидетелем военных
подвигов людей, защищающих родную землю… Один из них был лейтенант Анвер Самитов… Мы склоняем головы перед светлой памятью
Анвера и других воинов, известных и неизвестных» (перевод с украинского Д.Бурнаш) Вспомнила сестра также, как в 1973 году пришло письмо из Харькова, от юных следопытов, где говорилось, что останки Анвера в 1953 году были перенесены в братскую могилу у села Медведкова. Съездили родственники в далекое украинское село, поклонились могиле, познакомились с жителями, подружились с учительницей местной школы Марией Сергеевной Мороз. Завязалась переписка. Вот отрывки из писем этой замечательной женщины: «Здравствуйте, родные мои люди, все Самитовы! Только-только пришла от Анвера. Все старшеклассники сегодня работали возле его «дома»: копали, сажали цветы, белили деревья, красили ступеньки. Мужчины штукатурили пьедестал, все сделали прекрасно. На День Победы готовим митинг. Я, конечно, не забуду угостить конфетами главных участников. Я знаю, что вам будет легче на душе, зная, что сделали хорошее для Анвера. Я это знаю по себе, как хочется что-то подарить родному своему, вернуть к себе. Только это невозможно. С того света не возвращаются. А мы ждем, ждем годами…» В другом письме читаем: «…Искренний привет вам всем от нас – украинцев.
И если бы мог ваш родной Анвер сказать слово, он бы признался, что очень соскучился за всеми вами, за родным городом, за красавицей
Волгой. Как жаль, что мы не можем встретиться сейчас. В нашей стране творится что-то непонятное… Ни в одной стране не живут люди так
бедно, как на Украине. И это в стране с её плодородными землями, красивыми лесами, лугами, с богатейшими полезными
ископаемыми… Не могу смириться с тем, что творится в Чечне. Сколько матерей и детей плачут за своими родными, молодыми парнями.
Я готова жить полуголодной, но только чтобы не было войны. Молю об этом бога!...» Н.Хамидуллина «Самитовлар
гаиләсеннән» дигән рубриканы дәвам итәбез. Бу –
Самитов Кадыр Ибрагим улы. Аның турында безгә апасы
Самитова
Хәдичә сөйләде. «Кадыр абыем 1923 нче елның 23 нче апреленда Әстерхан өлкәсенең Кәменни авылында туа. Репрессия елларында безнең гаиләбез Әстерхан шәһәренә күчеп килә (1930 нчы елда). Ул иң элек Камачкова исемендәге татар мәктәбендә, соңыннан 65 нче мәктәптә укый. Ләкин 1941 нче елда Бөек Ватан сугышы башлана. 1942 нче елда ул 10 нчы класста укый да, Стрелкада су системасында 1942 нче елның мартына кадәр эшли дә. Бер көнне ул военкоматка барып үзенең гаризасын бирә, фронтка китәсе килә. Шул ук елда аның гаризасын кабул итәләр. Аны Идел буе хәрби 3 нче укчылар полкына җибәрәләр, соңыннан ул Саратовта бронемашиналарда йөрү училищесында укый. Укып бетергәч, лейтенант исемен ала да, 2 нче Украина, соңыннан 2 нче Белоруссия фронтларында була. СССР ның территориясеннән чыккач, Польшада, Германиядә, Берлинда сугыша. Җиңү көнен 9 нчы майда 1945 нче елда Магдебург шәһәрендә каршы ала. Эльба елгасында ул америкалылар белән күрешә. Шундый авыр сугыш елларында ул нәрсә генә күрми: тамагы ач көннәре дә, Ак тау авылындагы хикмәтләр, Мәскәүдә адашып йөргән көннәр дисеңме, лейтенант П.Савельев белән (ул әйтә булган: «Кадыр, кайгырма, штрафбатальоннан артык җибәрмәсләр, шулай ук фронтта буласың бит»), Минск шәһәрендә разведкадагы булган эшләр… Бер вакыт танкта барганда карыйм: куян каршыма чыкты. Мин исемә яшь малай вакытымны төшердем… Безнең соңгы полкта 200 кеше идек, сугыш бетүгә 30 кеше исән калды. Берлин урамнарында сугышканда немецларның «Тигр» танкын күрдем, аптырап калмадым, тар – мар иттем.Сугышта булган хәлләрне сөйләсәң, бик күп вакыт кирәк булыр иде». Минем абыем сугыш елларында медаль «Батырлык өчен», орденнар» Бөек Ватан сугышы» (1 нче һәм 2 нче дәрәҗәләрен), «Кенигсберг шәһәрен азат итү өчен»дигән медаль һәм бик күп хөрмәт кәгазьләре алып кайтты. Сугышта ике мәртәбә яралана, контузия ала, ләкин госпитальларда ятмый. Иптәшләреннән аерыласы килмәде. Июнь аенда 1946 нчы елда өйгә кайтты. Кая гына эшләмәде: диңгезләр училищесында, 3 нче хөнәр училищесында да, ә 1951 нче елда 2 нче группа инвалид булды, авырый башлады. Хәзер баласы гаиләсендә тора. Юк – юк та сугыш көннәрен исенә төшерә. Авыр сугыш, Алла сакласын, тыныч торыйк!» -ди Хәдичә апа Ташлы Ярда Самитова Газизә урамы Саҗидә Самитова тагын да Ташлы Яр авылына барып кайтты, иптәшләре белән күреште. Газизә
Самитова музена дип пич дә китереп
тапшырды. Авылдашлары аңа бик күп
рәхмәтләр әйттеләр дә, 13
кеше безнең «Идел» газетабызга
язылдылар. Саҗидә апа үзенең
шигырен дә китерде. Без сезгә аны
тәкъдим итәбез. Ташлы Ярда Самитова
Газизә урамы Самитова Газизәнең
урамында йөредем. Шөкер
инде, музеен да ачарбыз дип, көендем. Тау
башында ялгыз ызба, яннарында каеннар.
Күптән киткән балалары, әле
сагынып кайтырлар. Кайтырлар да,
авыл гөрләр, бала – чага шатланыр.
Мәңге яшә син, Ташлы Яр,
кайтмаганнар саргаер. Бездә
каен сирәк үсә, яфраклары саргая.
Музей ачылганын көтеп, халык инде
картая. Әле рухлар бер дә
сүнмәс, гөрләп яшә авылым!
Үзе, халык көче белән, музейда ут
кабыныр.
Не забыла Родина тебя,
собрала, стихи твои любя, Вкус татарского языка да
хранит перо твоё на века! (Сююмбике Досаева) На протяжении
многих веков формировалась в нашей области
уникальный пласт литературы. Свою лепту
сюда внесли многие, но есть несколько
женщин, имена
которых мало известны широкой публике, а
творчество настолько самобытно, что
недопустимо, чтобы всё это кануло в
небытие, бездну всепожирающего времени. Время, характер,
воспитание – все переплелось в
незамысловатых строчках
поэзии женского сердца.
Как много они говорят! Мои поиски
привели к открытию (для меня самой)
творчества некоторых
женщин, разных эпох, воспитания и
мировоззрения. Первая
из ниx
- Газиза
Багаветдин кызы Самитова – «Соловей в
закрытой клетке»
По данным родственников, Самитова Газиза Багатветдинова
родилась 15 декабря 1862
года в селе Ташлы Яр (Каменный Яр)
Черноярского района АО. Семья довольно
богатого купца Самитова переехала из
Казанской губернии Тетюшского уезда, где
проживали в с. Тетюши. Она хорошо знала свою
родословную до седьмого колена. Фамилия
Самитовых произошла от имени прапрадеда
Самита. В их семье, кроме неё, были три
дочери и три сына, всего
семеро детей. По воспоминаниям сестры
Асылбики, Газиза с детства была
способной, училась
в медресе при мечети села и дома, умела
писать и читать по-татарски, а позднее по-арабски,
по-русски, по-калмыцки, также знала фарси. В
Каменном Яру с давних пор
жили татары, русские
и калмыки.
Будущая поэтесса тесно
общалась с
людьми разных национальностей, а
позднее составила словари этих языков. По
воспоминаниям Асылбики, «Газиза с
подругами собирались на зеленой горе,
играла на гармошке, пела частушки. У нее
было много подруг». На
улыбчивую, смешливую, красивую девушку
засматривались многие, но по согласию отца
в 1881 ее сосватали, а через год, в мае 1882
года, выдали замуж за нелюбимого человека.
Она стала матерью пяти детей. В
замужестве она была несчастна и писала
отцу, просила помочь
развестись с мужем. Но лишь через 12 лет,
в 1894 году она смогла уехать
от постылого
мужа, путешествовала по Волге на
отцовских баржах. Во
время этой поездки Газиза
посетила священное
место для татар
- Булгары и оставила воспоминания об этом
городе. В этих записках сохранились данные
о городе тех лет, о людях, его населяющих.
Сразу виден нестандартный ум автора,
который проводит параллель между прошлым и
настоящим. Дальнейшая
жизнь Газизы известна мало, только то, что
замуж вторично она не
вышла, дожила до глубокой старости, не
попала под репрессии, хотя
многие родственники это ощутили на себе.
Умерла
она в 1929 году, прожив 67 лет,
похоронена в родном селе. До сих пор
Самитовы (а это очень большая семья)
бережно хранят ее
могилу на кладбище
в Каменном Яру . Имя её
раскрылось для потомков
уже после смерти, в 1930-е годы. В это время
в Астраханском регионе
собирала фольклорный материал
ленинградские студенты,
филологи и этнографы, они и получили
все данные из
семейных архивов Самитовых. Уже позже к
внучке Газизы вновь обратились ученые, но
положительного ответа она не дала, считая,
что это грех – печатать стихи бабушки. И до
сих пор в
Ленинградском институте Востоковедения
находится только около 800 страниц тетрадных
листов. В этих простых строчках сохранена
история Каменного Яра, история семей,
история народа. Но
ещё часть рукописей хранится в семейном
архиве у Самитовых,
которые много лет подряд пытаются добиться
открытия музея Газизы в Каменном Яру.
В настоящее время в здании (родном доме
поэтессы) на первом
этаже размещается телефонная станция,
второй этаж пустует. Семья
Самитовых вновь обращается во все
инстанции и спонсорам
с просьбой о музее. Они
готовы передать туда не только рукописи, но
и газеты, и журналы, которые выписывала
Газиза из Казани (на арабском языке).
(письмо Самитовой - Гасановой Сажиды в
ВКТ и Шаймиеву подписями
жителей села (свыше 100) Поэтическое
творчество Г.
Самитовой начинается
примерно в 1875-1876 гг.,
когда её было 13-14 лет.
Там есть стихи, написанные ещё детским
почерком. Это говорит о том, что Газиза рано
стала увлекаться стихосложением. В
тетрадях сохранились дорожные
воспоминания, молитвы, народные песни,
пословицы, легенды, таблицы по изучению
арабского языка, русского, калмыцкого и
стихи.
Читала по-персидски – не
подходит и близко. Читала по-арабски
– не дался по-братски. Взялась за турецкий – для
души веско.
1876 - 1882 гг. Это её
молодые годы, поэтому во многих стихах
звучит радость, надежда на лучшую жизнь,
поражают тонкие наблюдения за красотой
жизни. Молодость – пора любви, пора
мечтаний. И Газизу эти чувства не обходят
стороной. Но, как и многих мусульманок, её
отдают замуж за нелюбимого человека. И
стихи поражают безнадёжностью и душевными
терзаниями. Трудное мое
положение, Рахим мулла, бесчисленное
богатство растерялось, Имя моего
возлюбленного – Галим и поет он, словно
соловей. Брови его чернее
жука, глаза сияют ярче, чем Венера, Не со мной ты рядом
день и ночь – пожелтела одинокая ведь я. А любовь моя летит
без крыльев, Реку одолеет без ладьи… Второй этап - с 1882 -
1894 года. Главная тема творчества – тяжелая
жизнь женщин, бесправие. Мне б прочесть
Азан, да мечеть вдали осталась, Только-только
подросли мы, доля камнем нам досталась. По степи брожу
одна я, будто ветру отдана я, И страдаю, и желтею,
на чужбинушке худею. Горечью
разочарования наполнены даже краткие
строчки. …На чужой стороне
моя головушка, нет рядом, кому душу мою
знать… Это и отголоски ее
личных переживаний, неудавшейся жизни. Не корите, что пишу
я песни, веселее мне, коль с ними вместе… Вот пою-пою,
внезапно взвою жгучею слезой лицо умою. Газиза тоскует в
разлуке с любимым, с подругой Нилбикой, с
родными. Если два соловушка
захотят песни петь, их голоса услышат и в
степях. Если два родных
разъединятся, они будут горячо скучать. Изо дня и в ночь
ждут скорой встречи, лишь от грусти все
желтеют лица… После расставания
с нелюбимым мужем, после долгожданного
освобождения начинается настоящее
поэтическое творчество.
Третий этап с 1894 –
до 1905 года – время освобождения. Хотя пик ее
творчества приходится на 1894-1900 годы, она
считала себя поэтессой XIX
века. В стихах этого периода появляется
оптимизм, поэтический уровень вырос до
наивысшей точки. Ох, перо, мое перо,
сколько воды утекло, Сколько ты творило
дел, быть таким, знать, твой удел. … Ты прошло через
моря, ад и рай познав не зря. Яр поднимешь, горы
сдвинешь, камни дробишь, дух пера… Если сравнить её
творчество с фольклором, то видно, что стихи
очень близки к народным
песням, но гораздо глубже. Многие её
произведения и исполнялись позже (в 1930-ые
годы) как народные песни, например,
стихотворение «Много я слез пролила,
молодая» было найдено Самитовой
Бибигафирой - в селе Надировка в слегка
измененном варианте. А
стихотворение «Не плачь, молодая подруга»
было записано в Каменном Яру и в Линейном от
разных людей – это была традиционная песня
молодых девушек. Четвертый этап: 1905
– 1906 годы. Она пишет стихи о нравственности,
о жизни и смерти, о прошедших годах, об
оставшейся старости – это основные мотивы
ее стихов. Также собирает она народную
мудрость, перерабатывая её в виде кратких,
но метких пословиц: «Невесткой была –
свекрови не угодила, свекровью стала –
снохе не по нраву»; «Еда щедрого –
лекарство для больного, еда жадного – для
человека яд»; «Красота девушки
– тонкая нить, порвется она – в мусор
упадешь»; «Хоть
хребет сломан, не подавай вида».
Больше всего меня
поразило следующее: «Необразованность –
болезнь без лекарств». И это говорит
женщина 19-ого века, когда многие и читать-то
не умели! Как настоящую
женщину, мать, её волнуют страшные события
войны, а в 1916 году она пишет стихотворение «Теперь
дайте мир!», где горюет о сиротах,
оставшихся без отцов, о вдовах, не
дождавшихся мужей. Нехорошие снятся
сны, несчастливые наши головы, Растерялись
молодые, что же делать нынче нам…
Чем же нам дорого
творчество Газизы Самитовой? Стихи ее отражают
социальную современность тех лет. В ее творчестве
женские проблемы занимают основное место. Ее стихи
проникнуты идеей гуманизма. ( В
стихотворении «Частушки» одноногий солдат
поет и танцует, но радости нет, он - калека
после первой мировой войны.) В ее творчестве
наблюдается процесс формирования
национального литературного татарского
языка, приближение к
УНТ татар.
Туган авылым матур
җирдә, Идел суы буенда. Сабый чагым, туган авылым гел
минем уйларымда. Авылыма кайтсам, йөрим
болын юллары буйлап. Болыннардан чәчәк
җыям бала чагымны уйлап. Җәй җиткәндә
туган авылым чәчәкләргә
күмелә. Туган авылым болыннары
мәңге якын күңелгә. Авылымның яратамын салкын
чишмә суларын. Салкын чишмә суы баса
йөрәгем ярсуларын. Гөлзифа
Баширова На
автобусе мы приехали в Каменный Яр, нас
тепло встретили родственники. Мы
познакомились с Растямом Самитовым и
побывали с ним в музее Газизы Самитовой.
Приятно, что там, хоть медленно идут
ремонтные работы (из-за отсутсвия денег), но
жители села надеются, что при спонсорской
поддержке Татарстана музей будет
отреставрирован. Об этом нам сказали и
старейшины села, когда мы посетили мечети. Побывали мы и в больнице, где одинокие престарелые люди нашли приют благодаря внимательному коллетиву и главврачу Г.С. Шароновой. Мне хочется выразить ей слова признательности за ту работу, которую она ведет. Именно она помогла отстоять от закрытия больницу, открыла там социальную группу, где и живут, и лечатся прест арелые люди. Именно они просили меня через газету выразить благодарность Галине Семеновне, за то, что они живут там, всегда накормленные, в чистоте. Галина Семеновна работает там с 1970 года, в селе её очень любят, приходят к ней за советом. И всем она старается помочь. Коллектив
получает мизерную зарплату, но это не
сказывается на отношении к пациентам.
Старшая сестра больницы – А.М. Одногулова,
все её ласково и уважительно зовут Анной
Михайловной. Забота о стариках и её большая
забота, а мечта – сохранить больницу. Село
живет сложной жизнью, нет некоторым
сельчанам работы, не дошел газ, большие
трудности с топливом - об этом мне рассказал
Растям Загитович Саммитов. Люди вынуждены
на зиму закрывать дома и переезжать к
родственникам, но лишь потеплеет, они с
радостью возвращаются домой. Познакомились
мы и с интересными людьми села: Измалов
Харрис Ибрагимович, ветеран войны, ему 80 лет,
бывший мулла, очень грамотный, умный
человек, с женой прожили 58 лет, их дочь,
Гельсания, работает в селе бухгалтером,
внуки учатся в Москве, один в ординатуре, а
другой в докторантуре. И, кстати сказать,
все они носят фамилию Самитовы. Харрис
абы рассказал нам, что начал он войну в 1943
году в Сталинграде и дошел до Берлина. В 1945
году вернулся с войны раненый, много
лечился, имеет ордена и медали, но очень
скромный, на все мои расспросы ответил: «Не
хочу хвалиться». В
селе живет и второй ветеран – это А.Д. Сушев.
Воевал с начала войны, освобождал Австрию,
Вену, дошел до Берлина. Живет со своей женой
Зинаидой Михайловной, есть сын, двое внуков
и правнук. Встречается со своими
однополчанами в Волгограде. «Если нас
раньше было более 20ти человек, - вспоминает
Александр Дмитриевич, - то последний раз
приехало всего четверо» Имеет ранения, но
духом не падает. «Поможем музей Газизы
поднять»,- сказал он нам на прощание. Вот
такие люди живут в Каменном Яру. Терпеливые,
добрые, большие оптимисты, тому же учат и
детей. Было приятно, идя по селу и при
встрече с детьми (и русские) и взрослыми
слышать «Саулармысыз», расспрашивают,
рассказывают о наших родных, о себе,
приглашают в гости. Нам было очень приятно, что нам оказали такой радушный прием, приглашали приехать еще. Но на душе осадок, что и я, и Хадича, бывшие врачи, мало чем можем помочь в лечении сельчан. |
|