Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИСТОЧНИКИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМУ ПЕРИОДУ

§ 18. Периодизация тюркской истории с точки зрения истории права и значение источников

С точки зрения истории права мы разделили тюркскую историю на 4 эпохи: центральноазиатскую, исламскую, сельджукскую, османскую. Каждая эпоха, в свою очередь, разбита на периоды. Центральноазиатс-кая эпоха подразделяется на период азиатских гуннов, период тюрков, называвшихся «Токйо», и период уйгурских тюрков.

Хотя эпоха исламизации также подразделяется на периоды, мы не будем особо останавливаться на них. Мы ограничимся лишь тем, что вкратце изложим историю расцвета ислама среди тюрков и основные черты исламского права.

Сельджукская эпоха также делится на два отличающихся друг от друга периода: период Великих Сельджуков в Центральном Иране; период Сельджуков Коньи в Центральной Анатолии.

Османская эпоха делится на сильно отличающиеся друг от друга периоды: становления, величия, заката, реформ (период Танзимата).

Не раскрывая в подробностях правовые структуры этой эпохи, прежде всего мы будем вести речь об источниках, которые могут быть использованы для характеристики истории и права этого периода, затем изложим историю этой эпохи в кратком виде и лишь после этого мы приступим к раскрытию правовой структуры.

Авторы учебников по истории права других народов не считают нужным давать в них сведения об общей истории государства, так как предполагается, что студенты юридических факультетов уже знают свою национальную историю, и это предположение вполне соответствует истине. Наша же история центральноазиатской эпохи, эпохи исламизации и даже сельджукской эпохи известна не каждому студенту. В лицеях ученикам даются лишь очень краткие сведения об этих эпохах.

Мой опыт убедил меня в том, что прежде чем начать рассказывать о правовых институтах дрсвнетюркских государств, необходимо вкратце изложить историю тех эпох.

Можно сделать исключение лишь для римской эпохи, так как основные черты этой более или менее известны каждому.

В пределах возможного мы будем подробно говорить об источниках, которые помогут нам изложить материал по истории и праву различных исторических эпох.

В нашу задачу входит показать не только основы науки, но и пути ее развития.

Мы убеждены, что для достойного выполнения этой задачи необходимо работать над источниками, выявить все источники, которые могут быть использованы наукой, кратко изложить суть и содержание этих источников.

§ 19. Виды источников по центральноазиатской эпохе

Некоторые из источников, о которых я буду здесь вести речь, это первичные письменные источники, которые непосредственно дают нам сведения о правовой системе тюркских государств, образовавшихся в центральноазиатскую эпоху. Другие же источники это источники, помогающие уяснить сведения, взятые из прежних источников, раскрыть суть и роль правовых институтов и представлений, данных в первичных источниках, доказать, существовали или нет у тюрков самобытные правовые институты. В целом все источники по истории и по истории права центральноазиатского периода можно разбить на две группы: национальные источники, письменные памятники других народов.

Из национальных источников наиболее важными являются:

1. Тюркские эпитафии (орхоно-енисейские эпитафии).

2. Уйгурская литература.

3.  Произведение «Кутадгу билиг» (Благодатное знание).

4.  Тюркские дастаны и предания.

5. Фольклор тюрков Центральной Азии.

6.  Правовые традиции и обычаи тюркских народов Северной и Центральной Азии, а также произведения, относящиеся к обычному праву.

Кроме того, надо учесть в качестве источников второстепенного плана также и Ясу (Свод законоположений) Чингиз-хана и уставы Тимура (Тамерлана).

Яса Чингиз-хана и уставы Тамерлана не являются источниками эпохи Центральной Азии и эпохи Османского государства. Но можно в принципе использовать и эти источники для показа того, что некоторые правовые структуры и представления являлись общими для всех членов тюркской расы.

Второй группой источников являются письменные свидетельства о тюрках, содержащиеся в произведениях других народов.

Народами, имевшими политические связи с тюрками в центрально-азиатском периоде, являлись китайцы, иранцы, византийцы, арабы. Из всех произведений наиболее важными источниками для эпохи Центральной Азии являются исторические сочинения китайцев.

Сведения о той эпохе встречаются в произведениях не только китайских, но и иранских, арабских и византийских авторов. В связи с этим необходимо дать сведения о самых важных произведениях этих народов, которые мы могли бы использовать.

К оглавлению книги