Национальная религия древних тюрков известна в европейской литературе под названием шаманизм (69). Так как в древнетюркском языке священника называли «кам», эту религию мы также можем обозначить словом «камлык» (70). Она до сих пор еще существует (71) в далекой Азии среди некоторых немусульманских тюркских народов. Верования, нравственные нормы и религиозные ритуалы шаманистской религии исследовались некоторыми русскими и немецкими учеными (72). Совершенно неверно, как это делают некоторые ученые, считать шаманизм одной из таких примитивных религий, как фетишизм и тотемизм (73).
Эта религия, с точки зрения ее содержания, одна из тех, которые имеют под собой развитую основу. Лучший критерий в определении ценности и уровня развитости религий это понимание сущности божественного (74).
Как и все развитые религии шаманизм состоял из трех составляющих:
1. Шаманизм признает одного высшего бога Тенгри (в современном произношении «Танры»), господствующего над всеми другими силами.
Танры - создатель всего существующего (бытия), всех существующих объектов. Он источник всего. Танры сотворил землю и небеса и все, что находится на них (75).
Одновременно Танры и бог доброты, блага. Танры не только создатель людей, но и их покровитель. Он созидающая и защищающая сила.
Мир состоит из 17 слоев. Небеса - это мир света.
Под землей расположен мир мрака, состоящий из 7 слоев. Между миром света и подземным миром есть линия раздела, это поверхность земли.
Небеса - это пристанище Танры, сотворившего мир, и подвластных ему второстепенных священных духов (существ).
Танры не только сотворил мир, но является также причиной и творцом всех природных явлений..
Поверхность земли - обиталище людей. Поверхности земли присущи свои особые духи, которые тоже подчиняются великому Танры. У духов земли есть имя «Ерсу» (земля-вода).
Ерсу (в представлении современных шаманов) нечто единое, состоящее из 17 духов.
Духи Ерсу, так же как и Танры, обитающий на небе, и подчиненные Танры духи, обитающие на поверхности земли, доброжелательны по отношению к человеку.
2. Подземный мир мрака. Там господствует зло. Там живут духи зла и духи людей, совершивших зло.
Злые духи являются врагами людей. Они постоянно стараются причинить зло и нанести ущерб людям.
3. Духи людей, совершавших добро в течение всей жизни и ведших праведную жизнь, а затем умерших, поселяются и проживают в «уч-мак» - рай, это слово произошло от инфинитива глагола «учмак» - летать. Предки, попавшие в рай, обладают силой, которая, в случае необходимости, может оказать помощь и сотворить добро потомкам, живущим в наше время.
В трудных ситуациях полезно обратиться за помощью к умершим предкам.
4. Танры прежде всего создал некое разумное существо, названное словом «киши» (человек), для того чтобы оно жило на земле. Этому созданию, так же как и небесным духам, Танры подарил возможность жить в счастьи и благополучии.
Но этот человек забыл, что сам он всего лишь создание, что он создан богом, что все обязано своим появлением богу. Он начал считать себя равным богу, считать себя его соперником, он восстал против Танры.
Тогда Танры бросил этого человека в подземный мир мрака, на дно земли и дал ему имя «Эрлик». Танры осудил его на жизнь в мире мрака и зла. После этого Танры создал еще 9 человек, чтобы они жили на земле. Современные люди - это потомки тех девяти человек.
Подземный человек (Эрлик) и духи зла, живущие под землей, все они враги людей, живущих на земле, на территории света. Они при каждом удобном случае стараются причинить вред людям, живущим на земле.
Мы, люди, живущие на земле, рабы небесного Танры, мы всегда пребываем под его добрым влиянием. Однако мы живем на поверхности земли, поэтому подвержены влиянию и злых подземных духов. Каждый верующий должен стараться жить согласно воле великого небесного Танры, создателя всего сущего, и оберегать себя от влияния злых подземных духов, от их вредных наставлений.
В трудных ситуациях человек должен обращаться к Танры и предкам, обитающим на небесах. Очень полезны будут молитвы.
5.Священники (шаманы). Какие же действия соответствуют воле Танры, какими средствами можно спастись от ущерба, наносимого духами зла? Какими способами можно обращаться к Танры и предкам, пребывающим в раю?
Не каждый человек способен познать все эти вещи. Их знают и показывают лишь «камы» (шаманы).
Не любой человек может быть шаманом. В некоторых семьях способность к шаманству как некая духовная сила передается по наследству из поколения в поколение.
Шаманы бывают двух видов: некоторые являются лишь посредниками в общении с Танры, олицетворяющим божественное добро, и с небесными силами; другие же знают средства защиты от вреда, наносимого злыми духами. Но есть также шаманы, способные помочь человеку в обеих этих сферах. Общаться с небесными духами и с подземными злыми духами (джиннами) можно лишь через посредничество шаманов. Но к Ерсу, духам Ерсу, к духовной помощи предков любой человек может обращаться сам, непосредственно. Ерсу - самая близкая к человеку божественная сила. Человек может без всякой боязни всегда обращаться к Ерсу. Ерсу - это тот, кто обеспечивает человека необходимыми вещами: едой, питьем, одеждой, жильем (76).
Все эти небесные силы, духи, а также подземные духи зла - это такие силы, сущность которых не подвластна человеческому разуму (77).
Но подземные силы ада не равны небесным силам.
Духи из мира света и сияния несравнимо сильнее подземных духов (78).
6. Одной из важных основ шаманизма является вера в то, что между давно умершими предками и их современными потомками существуют тесные узы, существует некая духовная связь. Уважение предков - одна из фундаментальных основ шаманизма. Эта основа побуждает людей, принявших религию тенгрианства, постоянно оказывать уважение предкам и старым людям.
Итак, основные догматы (основы) шаманизма состоят из того, что мы перечислили выше.
Если мы обратимся к обычаям и обрядам этой религии, то увидим, что во время проведения молитвы и обрядов шаманисты разжигают костер.
Большой костер, разжигаемый ими во время большой церемонии, они называют «Улуг од» (Большой огонь), огонь, разжигаемый при небольшой церемонии, они называют «Кичик (Кючюк) од» (Малый огонь).
Здесь хотелось бы привести отрывок из молитвы некоего тюрка-шаманиста, в которой он обращается к Танры и высказывает ему свои просьбы, в качестве документа, показывающего представления о божественном у представителей тенгрианской религии:
Эй, ты, находящийся наверху бог неба Танры, Абйаш ,
Ты творец всего сотворенного,
Ты бог всего созданного.
Эй, вы, обладающие шестьюдесятью силами небесные духи (79),
Духи, возвысившие моего отца,
Ты, Ülgön господин, который возвысил и мою мать.
Эй, вечный Танры, подари (мне) мелкий рогатый скот!
Эй, Танры, дай (нам) хлеба!
Пошли нам главу дома!
Эй, творец всего созданного!
Ты бог всего сотворенного!
Прошу тебя через своего отца:
Эй, отец, ниспошли мне добро и благоденствие.
Помоги мне.
(Здесь упоминаются имена отца и племени.) Помоги мне в моем доме, И в поле моему мелкому рогатому скоту. Эй, творец всего сотворенного! Небесный Танры всех тварей! Я падаю ниц перед тобой (80).
После этих кратких пояснений мы можем следующим образом выразить сущность шаманизма: существует могущественный Танры, создавший мир. Он живет на небе. Кроме Танры, на небе есть также множество духов (ангелов), повинующихся ему.
Под землей существует мир зла. Там живут брошенный в чрево земли Эрлик, бывший некогда первым человеком, которого создал Танры, и все духи зла. Эти духи враги людей. Поверхность земли является ареной борьбы сил зла с небесными духами, зла с добром. Небесные силы живут на небесах, представляющих собой мир света и сияния. Танры, посылая нам с неба солнечные лучи, порождает явления жизни на поверхности земли. Небесные силы это созидательные, восстанавливающие силы. Силы зла живут на дне земли, в аду, в мире тьмы. Их сущность заключается в постоянном стремлении к уничтожению, порче и разрушению. Это силы, несущие разрушение и смерть.
Но небесные силы обладают превосходством над силами зла, они сильнее. Они способны остановить зло, исходящее от этих сил.
Хотя в источниках и не существует подробнейших сведений о нравственных основах шаманизма, но известны наиболее важные из этих основ. У человека есть два пути. Это, живя в этом мире, творить добро и стремиться к небу, после смерти жить на небесах, или же вершить зло, чтобы быть затем брошенным на дно земли и приговоренным вечно жить там во мраке, зле и мучениях.
Исходя из вышеизложенного, желательно, чтобы человек попал в рай. Путь достижения этого - это нравственная жизнь, свершение добрых дел.
Но так как среди тюрков стали распространяться иноземные религии и вследствие этого тюркские сообщества начали пренебрегать религией, содержащей в себе очень высокие основы, догматы и нравственные основы шаманизма не получили дальнейшего развития. Это произошло и потому, что ученые-богословы не объяснили и не прокомментировали ее догматы и нравственные основы этой религии.
Если бы эта религия, признающая силы добра источником и создателем всего сущего, была обработана и объяснена сведущими учеными-богословами, шаманизм бы занял достойное место среди великих религий мира. Ведь как бы не ушло вперед человечество в своем развитии, высшая сила, сутью которой является добро, всегда будет оставаться благородным и высоким идеалом человечества.
За последние 100 лет русскими учеными написано множество трудов по шаманизму. Но, их авторы вместо освещения истинной сути шаманизма, большее значение придают описанию ложных верований и всяческих небылиц, распространенных среди последователей этой религии.
Эти сведения могут быть полезны с точки зрения этнографии. Но они бесполезны для определения истинных основ шаманизма.
По причине зацикленности на описании внешней оболочки шаманизма, ученые оставили без внимания саму суть этой религии. Различие между истинной сутью шаманизма и небылицами, описанными учеными, такое же, как между суевериями, приписываемыми исламу и сегодня распространенными среди невежественных людей, и истинными основами исламской веры. Невежественные люди в любую религию привносят некий набор мифов.
Иногда эти мифы могут составлять целый слой определенных ложных верований, который может стать препятствием для понимания истинной сути религии.
Труды о шаманизме, написанные русскими интеллигентами и авторами большевистской эпохи, воспринимаются нами как произведения, написанные на основе искаженных представлений о шаманизме.
Даже Потанин, считающийся одним из самых серьезнейших русских этнографов, увидел и описал лишь ту испорченную и переполненную небылицами форму шаманизма, которая на сегодня сохранилась среди отсталых в политическом и культурном плане народов (81).
Истинную суть шаманизма очень хорошо понимали и выразили византийские авторы, писавшие о древних тюрках. Один из византийских авторов, Теофилактос Симокатта (Theophylactos Simocatta), писал: «Тюрки оказывают большое почтение огню, воздуху и воде. Они поют мунаджаты [разновидность религиозных песнопений. - Р.М.] земле (духам земли, земле-воде), но они молятся лишь Танры, создавшему землю и небеса» (82).
Из европейских ученых, правильно определивших сущность шаманизма, был Радлов (83).
Если бы даже византийские и немецкие ученые совершенно ничего не сказали об истинных догматах тюркской религии, для понимания нами сути тюркской религии достаточно было бы прочесть предложения, которыми начинаются орхонские эпитафии.
Орхонские эпитафии начинаются так: «После того как были созданы голубое небо и черная земля, между ними двумя был создан сын человеческий». Это предложение ясно показывает, что небо и земля были созданы Танры, что тюрки не поклонялись ни небу, ни земле.