Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ГЛАВА II.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ

Прежде чем начать говорить о правовых организациях и учреждениях в тюркских государствах, созданных в разные эпохи, необходимо получить представление о культурах тюрков, о религиях, распространенных у древних тюрков, потому что право состоит из правил, регулирующих жизнь. Общественная жизнь меняется согласно уровню культуры и религиозным представлениям. Чтобы понять правовую систему какой-либо эпохи, надо знать уровень культуры, религиозные представления и господствовавшие понятия той эпохи.

Чтобы исследовать правовую организацию тюркских государств, необходимо знать, что уже в свой самый древний период культура тюрков поднялась на значительно высокий уровень, что тюрки занимались земледелием с доисторических времен, создали великие государства, основали города, что тюрки являются нацией (миллет), обладающей довольно высокой национальной культурой.

Очень много культурных памятников сохранилось от древних тюрков Центральной Азии. Часть из них относится к доисторическому периоду, другие - к историческому.

Распространение ислама среди тюрков является важной поворотной вехой в истории. Вследствие этого, лишь после того как отделим длительный период доисламской культуры тюркской расы от ее исламского периода, мы можем говорить о всех памятниках, относящихся к доисламскому периоду ,как о тюркских культурных памятниках доисламского периода.

Наиболее важными памятниками культуры доисламского периода являются следующие:

  1. тюркский язык;
  2. вещи, найденные в древних тюркских курганах;
  3. следы древней металлургии;
  4. водные пути;
  5. развалины древних городов;
  6. надписи на камнях;
  7. письменные источники.

§ 5. Тюркский язык (как памятник культуры)

Самым надежным средством получения представления об уровне и формах доисторической культуры какого-либо народа может служить язык.

Свидетельства и следы доисторических культур народов заключены в их языках. Видимо, но этой причине ученые, стремящиеся осветить в трудах, относящихся к истории культуры, доисторические периоды различных народов, обычно используют данные лексики языков этих народов (6). Наличие в языке какого-либо народа слов, относящихся к сельскому хозяйству, наименований орудий труда, используемых в данной области, названий высеваемых культур, свидетельствует о том, что народ, говорящий на этом языке, уже занимался сельским хозяйством в эпоху, когда языки только начинали возникать и формироваться. Наличие в языке какого-либо народа и национальных названий металлов, игравших большую роль в истории культуры, доказывает то, что народ, говорящий на этом языке, использовал металлы в эпоху, когда возникали языки, потому что у всех народов эпоха возникновения языка предшествовала исторической эпохе. Если мы станем изучать тюркский язык в сфере сельского хозяйства и металлургии, то мы убедимся, что тюрки уже в доисторические эпохи достигли высокого уровня цивилизации, потому что в тюркском языке наименования всех известных пищевых зерновых культур, использующиеся в сельском хозяйстве, являются словами чисто тюркского происхождения. Такие слова как «buğday» (пшеница), «arpa» (ячмень), «darı» (просо) (7), «yulaf» (овес) (8) во всех тюркских диалектах являются сугубо тюркскими словами. Ни одно из этих слов не является заимствованным из других языков. Отсюда становится ясно, что древние тюрки сами открыли факт того, что эти культуры дают съедобное и калорийное зерно. Кроме наименований этих культур, названия и многих других калорийных культур, например, таких, как лук и чеснок, произраставших в Средней Азии, являются тюркскими.

Представляется, что просо (darı) было первой съедобной культурой, которая была известна тюркам, ибо в тюркском языке между глаголом «tarımak» (9), имеющим значения «сеять, пахать» и между словом «darı» (tarık), несомненно, существует некая связь.

«Tarık» (darı) это продукт, получаемый посредством «tarımak» (пахоты) (10).

Древние тюрки земледельца называли «tarıkçı» (11), а участок для посевов «tarıglak» (12). (Сейчас это слово в современном турецком языке звучит как «tarla».) Сегодня в языках некоторых даже очень цивилизованных наций не существует слов, соответствующих слову «tarla». Чтобы выразить данное понятие, эти нации использовали иностранные слона. В финском языке, например, «поле» будет «pelto» (13). Слово «pelto», несомненно, является деформированной формой немецкого слова «Feld». Это показывает, что в эпоху формирования финского языка финны являлись народом-охотником, не занимавшимся земледелием.

Важным орудием земледельческого труда является «saban» (плуг). Более древняя форма этого слова «sapan» (14). «Sapan» - слово, происходящее от тюркского глагола «sapmak». В древнетюркском же языке глагол «sapmak» имел значение «рвать, одну вещь силой вставить внутрь другой вещи» (15).

Это также показывает, что тюрки были народом, который самостоятельно изобрел орудия земледельческого труда. Между тем предполагается, что слово «Pflug» в языке немецкой нации, на сегодняшний день достигшей высокого уровня цивилизации, возникло путем заимствования слова «плуг» из славянского языка. В турецком языке, кроме слова «saban», и все другие слова, такие, как «orak» (серп), «çapa» (мотыга), «kazma» (кайла), являются словами тюркского происхождения. Уже в доисторические времена большая часть тюркских земель представляла собой засушливые регионы, в которых дождей не было вовсе или они были очень редки. В таких регионах возможно было лишь багарное земледелие. Тюрки уже в доисторические времена знали поливное земледелие. Во всей Центральной Азии оросительные каналы называются тюркским словом «ark». Каналы, прорытые для орошения полей, древние тюрки называли арыками, потому что глагол «armak» имел значения «рассекать, рыть» (16).

В турецком языке и все названия животных чисто тюркского происхождения: at (лошадь), sığır (корова), öküz (бык), boğa (бык). То, что «бык» и «лошадь» имеют отношение к земледелию, не требует пояснений. Очевидно и то, что тюрки занимались огородничеством и садоводством уже в период формирования нашего языка. Многие названия овощей и фруктов имеют также тюркское происхождение. Kavun (дыня), kabak (кабачок, тыква), karpuz (арбуз), elma (яблоко), üzüm (виноград). Ясно и то, что в эпоху возникновения языка тюрков они жили на территориях, где были леса. Как слово «лес» (orman), так и многие названия деревьев имеют чисто тюркское происхождение. Раньше тюрки называли лес еще и словом «yış» (17). Ниже перечисленные названия деревьев имеют тюркское происхождение: kavak (тополь), агса(сосна), terek (белый тополь), imen (дуб), yüke (липа). Если от слов, связанных с земледелием, мы перейдем к словам, относящимся к металлургии, то увидим, что все основные названия металлов имеют тюркское происхождение. Такие слова, как «altın (золото), gümüş (серебро), bakır (медь), demir (железо), kurşun (свинец)», это чисто тюркские слова (18). Все эти слова являются общими для всех тюркских диалектов [или языков. - Р.М.]. Это показывает, что тюрки использовали металлы уже в эпоху формирования их языка. Они сами открыли существование этих металлов, сами изобрели способы их обработки. Собственно, все тюркские традиции и легенды показывают, что тюрки являются народом, который с древнейших времен был знаком с обработкой металлов. Легенда, повествующая о том, как тюрки сумели выйти из «Эргене Кона» [название легендарной долины в Центральной Азии, окруженной железными скалами. -Р.М.], растопив огнем железные скалы, подтверждает то, что тюрки вышли на историческую арену в качестве народа, уже знакомого с металлургией. Металлические предметы, извлеченные из тюркских могильников, созданных в древнюю эпоху и известных под названием «курганы», а также рудники и плавильные печи, найденные во многих местах Центральной Азии, свидетельствуют о том, что тюрки были народом, уже с доисторической эпохи занимавшимся металлургией.

Как мы увидим далее, китайские письменные источники, упоминающие тюрков в связи с данной темой, подтверждают, что тюрки были народом, который владел искусством создания оружия и различных инструментов из металла.

Если бы мы после слов и терминов, относящихся к земледелию и металлургии, обратились к словам, связанным с социальной и культурной жизнью, то увидели бы, что и в этих сферах все важные понятия выражены тюркскими словами. Очевидно, что тюрки уже в доисторическую эпоху были народом, умевшим строить постоянные жилища. Слово «ev» (дом) (в некоторых тюркских диалектах «öy») есть во всех тюркских диалектах. Под этим словом никогда не подразумевалось слово «шатер». Шатер - это временное жилище, которое кочевые тюрки сооружали в местах своих летних кочевок. Дом - это постоянное жилище оседлых тюрков. Здания же, расположенные вокруг дома, древние тюрки обозначали словом «bark». В орхонских эпитафиях это слово используется в значении «здание» (20). В современном турецком языке оно встречается в выражении «evim barkım» (мой дом, моя семья).

Ясно, что древние тюрки уже в эпоху формирования языка занимались торговлей. Во всех тюркских диалектах есть глагол «satmak» (продать). Торговлю древние тюрки обозначали словом «satık(satığ)» (21),а торговые караваны, пришедшие из далеких стран, они называли «arkış» (22). Слово «teğer (değer)», означающее «цена, стоимость», есть во всех тюркских диалектах. Торговля заключает в себе существование некой ценовой единицы. Римляне в качестве средства обмена использовали домашних животных (pecus). Как известно, латинское слово «pecunia», означающее «деньги», произошло от латинского слова «pecus» (мелкий рогатый скот) (23).

Кроме римля н и многие другие древние народы ( например древние греки, иранцы, древние германцы) в качестве средства обмена использовали мелкий рогатый скот. В Африке, например, и в настоящее время некоторые народы в качестве средства обмена используют скот.

Наличие в тюркском языке большого количества слов, обозначающих деньги, показывает, что тюрки уже с древнейших времен использовали деньги как средство обмена. У древних тюрков понятия «деньги, монета» выражались словом «yarmak» (24). Кроме того, со значением «монета» использовались также слова «akça» (25), «tenge» (26). Русское слово «деньги» всего лишь видоизмененное тюркское слово «tenge» (27). Слова, использующиеся в сфере торговли и обозначающие число и количество, также имеют тюркское происхождение (то есть они не заимствованы из языков других народов). Например, такие слова, как «karış (мера длины величиною 4,445 см), kolaç (сажень - растояние между концами пальцев вытянутых рук), arşın (аршин - мера длины величиною 71 см.), batman (батман мера веса от 2,5 до 10 кг.). Естественно, что в среде, где расцветали земледелие и торго вля, были развиты и ремесла. Все слова, относящиеся к наиболее важным ремеслам, это слова тюркского происхождения. Например, такие слова как «eğirmek (прясть), dokumak (ткать), dikmek (шить), biçmek (резать, кроить), yontmak (строгать)». Подобно тому как глаголы, относящиеся к сфере ремесел, являются тюркскими, так и названия инструментов, использующихся в этих ремеслах, тюркские: urçuk[iğ] (веретено), iğne (игла), biz (шило), bıçak (нож), bıçkı (пила), balta (топор) и другие.

У тюрков были не только практические ремесла, с древнейших времен у них были и изящные искусства. Мастерство или искусство они обозначали словом «epik».

Расцвету материальной культуры всегда сопутствует расцвет духовной культуры. Духовная жизнь, религиозные, нравственные представления тюрков, уже в доисторическую эпоху живших в среде, где развивалось земледелие, торговля и ремесла, были также развиты.

В качестве творца мироздания тюрки признавали лишь одно существо (28); это существо они называли «Tengri [Tanrı]»; слово «Tengri», употреблявшееся в значении «Аллах (бог)», существовало во всех тюркских диалектах.

Кроме того, тюрки обозначали бога и такими словами, как «Ugan (Всемогущий), lduk (Священный) (29), Bayat (Старый).

То, что у тюрков уже в доисторические времена было некое существо, которое сотворило мир, доказывает, что они в прошлом достигли высокой ступени религиозного и духовного развития. У тюрков существуют понятия «рай» и «ад». Слова «uçmak» (рай) «tamuğ» (ад) есть во всех тюркских диалектах. У древних тюрков слова, обозначающие высшие нравственные понятия, являются также чисто тюркскими.

Понятия «добродетель, достоинство» древние тюрки выражали словом «erdem», «справедливость», обозначали словом «könilik» (30), понятия «истинный, истина» - словами «çın» (31) и «bıyık» (32). Это чисто тюркские слова, существующие в самых древних диалектах.

Одним из важных элементов культуры является патриархальная семья. Слова, относящиеся к организации семьи, и слова, отражающие степень и формы родства, также тюркские и существуют во всех тюркских диалектах. Поэтому мы должны воспринимать эти слова как наследие, пришедшее к нам из доисторических эпох.

Семья в широком смысле слова называется «uruk»: Семью же в узком смысле, то есть, семью, состоящую из отца, матери и детей, древние тюрки называли «törkün» (33).

Глава семьи называется «коджа» (муж). Жена называлась «katın» (от причастия «katılmış» - присоединившаяся), и это слово является предшественником современного слова «kadın» с тем же значением.

Слово же «хатун» является всего лишь смягченной и иранизирован-ной формой слова «катун(катын)».

Видно, что семья у тюрков уже первоначально была патриархальной. Все слова, выражающие степени и формы родства, показывай и, что семья строилась на принципе главенства отца.

В языках народов, переживших стадию» матриархата еще в доисторическую эпоху, брат, как со стороны отца, так и со стороны матер»и, обозначается одним и тем же словом.

Древние тюрки брата отца называли «abaga», а брата матери - «tagay».

Подобно тому как в тюркском языке не просматриваются слова, которые бы указывали на наличие у тюрков матриархата в прошлом, точ-но также в нем нет и слов, которые бы указывали на наличие у них группового брака, который обычно характерен .для тотемических обществ. Жена обязана жить в доме мужа.

Жена это «присоединившаяся» (katılmış.) к жизни мужа, поэтому она называется «katın». Характерно и то, что недавно вышедшую замуж молодую жену называют «gelin (kelin)», то есть это жена, «пришедшая» (gelmiş, gelen) в дом мужа. Недавно женившегося мужчину называли «kübek(güvey)», то есть «надежным» (kübenilmiş, güvenilmiş) человеком, которому можно доверять.

Так как все эти слова, приведенные в качестве примера, являются общими почти для всех тюркских диалектов, можно прийти к выводу, что эти слова образовались еще в доисторическую эпоху, эпоху образо-вания тюркского языка.

Общее богатство тюркского языка такж:е говорит о том, что тюрки уже в доисторический период достигли довольно высокого уровня раз-вития культуры. С точки зрения богатства смысловых корней, тюркский язык - один из самых богатейших языков мира. В этом плане ни один из европейских языков даже не может сравниться с тюркским языком.

На сегодня в немецком языке, который в результате сознательной и ц е-ленаправленной работы над ним со стороны специалистов стал одним из богатейших языков мира, в общей сложности существует около 900 корней слов. Все остальные слова являются производными от этих корней.

Между тем в тюркском языке вкупе с корнями уже забытых и устаревших слов набирается около 8000 самостоятельных лексических единиц.

Если эти языковые сокровища, как это было сделано другими нациями, будут сознательно обработаны, тюркский язык будет одним из самых богатейших языков мира (34).

У древних тюрков, достигших довольно развитого уровня культуры, естественно, были и соответствующие этому уровню общество и структура государства, а также соответствующие этой структуре различные юридические термины. В дальнейшем мы обсудим слова, связанные со сферой права.

Результатом, вытекающим из вышеприведенных пояснений, является следующее: Богатство лексики тюркского языка доказывает то, что тюрки уже в доисторические эпохи были народом, достигшим довольно высокого уровня культуры. Тюркский язык являлся одним из древне-тюркских культурных памятников. Наш язык - самое дорогое национальное сокровище, оставшееся нам в наследство от прошедших эпох.

§ б. Памятники культуры доисламского периода. Предметы культуры, найденные в старинных курганах. Находки, связанные с производством металлов

Одной из разновидностей культурных памятников, оставшихся от доисторических тюрков, являются предметы, найденные в курганах. «Курганами» назывались огромные могилы, оставшиеся от древних тюрков. Это - тюркское слово, является страдательным причастием от глагола «kurmak» (строить, сооружать), означает «здание, крепость». В орхонских надписях оно употреблено в качестве названия определенного географического места (35). Курганы встречаются в киргизских степях и во всех регионах Южной Сибири, начиная с Урала и вплоть до самого Енисея, на Алтае и в Южной России.

Курганы в основном бывают двух видов: в виде небольшого холмика в виде определенной территории с совершенно ровной поверхностью, не возвышающейся над окружающей местностью. О том, что второй вид кургана является могилой, можно догадаться лишь по остаткам каменной стены, окружавшей могилу. Местные тюрки почитают эти курганы как религиозные реликвии. Они знают, что курганы являются могилами великих людей, живших в древнюю эпоху. Местные тюрки воспринимали вхождение на территорию кургана, его раскапывание как грешное дело, как некий неприличный поступок.

В конце XVII - начале XVIII века русские колонисты начинают заселять южную часть Сибири. Большое количество на этой территории курганов в виде холмов, схожесть их форм - все это привлекло внимание русских колонистов. Они догадались, что эти курганы не естественные холмики, а рукотворные памятники Так как русские, в отличие от тюрков, не испытывали чувства благоговения перед этими курганами, они пытались узнать, чем же на самом деле являлись эти холмики, и раскопали часть курганов. В результате этих раскопок русские колонисты в чреве этих курганов нашли нежданные сокровища.

Выяснилось, что внутренняя часть курганов наполнена предметами из бронзы, золота и серебра. В курганах находились оружие и инструменты, сделанные из бронзы и железа, а также украшения из золота и серебра.

После этих открытий в Сибири укоренилось такое явление, как продажа драгоценностей, выкопанных из курганов. Для части русских крестьян это превратилось в прибыльное ремесло. Часть из них, забросив свой земледельческий труд, занималась исключительно раскопкой курганов. Для успеха в этом деле русские организовывали вооруженные банды в 200 и даже 300 человек. Они с весны до осени занимались раскопками. Предметы, в результате раскопок попавшие к ним в руки, легко добытое богатство (предметы из бронзы, золота и серебра), всего этого было обычно так много, что зачастую в течение всего лишь нескольких лет курганокопатели становились очень богатыми людьми.

Как только до Петербурга дошли вести о том, что содержимое курганов растаскивается русскими крестьянами, правительство издало распоряжение, согласно которому частным лицам запрещалось раскапывать курганы. Вести археологические раскопки в них (при условии сдачи всех найденных в курганах предметов в музей) разрешалось лишь специалистам по «древним памятникам».

Одновременно с этим чиновники на местах распорядились собрать выкопанные из курганов, но еще не переплавленные в металл ценные вещи.

Благодаря этим распоряжениям, часть вещей из разграбленных курганов была спасена. Определенная часть++ спасенных предметов хранится в музеях сибирских городов, остальная часть - в музеях Петрограда.

Очень богатая коллекция также находится в Британском музее в Лондоне.

К сожалению, несмотря на распоряжение правительства, русские крестьяне продолжали скрытно разорять и грабить курганы.

Вплоть до последнего времени в домах русских крестьян можно было встретить бронзовые инструменты, выкопанные из курганов.

Хотя курганы привлекли внимание русского правительства уже в ХVIII веке, их по-настоящему научное изучение началось лишь в XIX веке. Именно в этом веке несколько русских ученых исследовали курганы с использованием научных методов. Они произвели классификацию курганов, а также определили приблизительно эпохи, в которые были созданы те или другие разновидности курганов.

Знаменитый тюрколог Радлов подразделяет курганы на 2 вида (36): курганы эпохи бронзы; курганы эпохи железа (37). У этих двух видов курганов есть различия и в их внешней форме.

Курганы эпохи бронзы представляют собой участок ровной поверхности. Этот участок расположен на одном уровне с окружающей землей. То, что это курган, видно лишь по камням, расположенным вокруг могильника и некогда составлявшим его стену.

Что же касается курганов эпохи железа, то они всегда имеют форму рельефно выделяющихся холмиков на поверхности земли. Эти холмики в большинстве случаев представляют собой груду земли, иногда груду камней. А вокруг этих курганов расположены камни.

Наибольшее количество курганов эпохи бронзы находится в районе верхнего течения Енисея, Абаканских степей и г. Минусинска.

Курганы эпохи железа встречаются в районе рек Иртыш и Тобол. Бывает, что на территории первого вида курганов встречаются курганы второго вида и наоборот.

Финский ученый Таллгрен придерживается мнения, что большинство курганов, расположенных возле г. Минусинска, созданы не ранее чем 500 лет до нашей эры (38).

В курганах эпохи бронзы были найдены следующие виды предметов:

Из оружия и инструментов: kılıç (сабля), okucu (наконечник стрелы), süngü (копье), bıçak (нож), orak (серп), ütürgü (стамеска столяра), balta (топор), iğne (игла), biz (шило), burgu (сверло).

Из вещей, относящихся к упряжи лошади: toka (пряжка ремня), özengi (стремя), gem (удила).

Из украшений и предметов туалета: küpe (серьга), düğme (пуговица), bilezik (браслет), ayna (зеркало) и различные украшения, сделанные в виде фигурок животных.

Большинство украшений сделано из золота. Из предметов домашней утвари: kazan (котел), tava (сковорода).

В курганах бронзовой эпохи, более близкой по времени к нашей эре, рукоятки ножей и сабель в большинстве случаев сделаны в форме фигурок зверей.

В курганах, которые по предположениям были созданы в ближайшие века до нашей эры, было найдено много украшений, сделанных в форме животных и растений.

Что же касается курганов железной эпохи, то большинство их относится к VI и VII векам нашей эры.

Но есть также и курганы эпохи железа, относящиеся ко времени до нашей эры.

В курганах эпохи железа были найдены предметы следующих типов: кирка, сверло, нож, наконечник стрелы, инструменты для лужения, сабля, копье, кольчуга, огниво. Предметы упряжи: удила, стремя. А также железный лемех, серп, пряжки различных размеров, поясные украшения, застежки, гвозди различного размера.

Мастерство и изящество, с каким сделаны предметы украшения эпохи железа, достойны восхищения.

Между предметами, найденными в курганах эпохи бронзы, и предметами из курганов железной эпохи с точки зрения внешних форм нет различий.

Стиль формы (структуры) всех предметов из обоих видов курганов почти один и тот же.

Совершенство, изящество обработки, красота, мастерство творцов, характерное для предметов из обоих видов курганов, достойно восхищения.

Когда человек впервые видит экспонаты из курганов, хранящиеся в музеях Москвы и Петрограда, ему никак не верится, что они были созданы еще до нашей эры, ему кажется , что они созданы в наше время в одном из европейских городов.

Несомненно то, что эти предметы с точки зрения тонкости искусства, совершенства изображений животных и растений, вкуса мастеров превосходят бронзовые предметы, относящиеся к тому же историческому периоду и найденные на других континентах.

Богатые коллекции предметов из курганов, кроме Москвы и Петрограда, есть также в Сибири, в музеях городов Томска и Красноярска, а также в Британском музее в Лондоне.

Что за народ создал эти курганы? Предшественником какой современной нации является народ, оставивший нам эти курганы?

Вне сомнения, что курганы железной эпохи созданы тюрками. Это частично признает и Радлов (39), потому что известно, что в ту эпоху, когда создавались эти курганы, территория, на которой они находились, была заселена тюрками.

Большинство из них относится к векам нашей эры. В эту эпоху и в это время ни одна из крупных и культурных рас, кроме тюрков, не проживала.

Что же касается курганов бронзовой эпохи, то относительно них мнения ученых различны. Радлов выдвигал идею о том, что курганы бронзовой эпохи являются творениями народа, не являющегося тюркским (40).

Радлов выдвигает эту идею, опираясь на следующие доказательства: вещи и другие предметы, найденные в курганах бронзовой эпохи, свидетельствуют о том, что народ, создавший эти курганы, был оседлым и земледельческим, что этот народ занимался металлургией, что в районах расположения курганов были прорыты арыки для орошения полей, что большинство курганов расположено в плодородных, удобных для земледелия районах, что здесь были найдены такие сельскохозяйственные орудия, как серпы. Все это доказывает, что народ, создавший эти курганы, был земледельческим, всегда проживавшим в одном и том же определенном месте миролюбивым и мирным народом.

Итог: так как народ, создавший курганы был земледельческим, миролюбивым и мирным, он не мог быть предком тюрков (41), потому что тюрки (согласно Радлову) не были ни земледельческим, ни миролюбивым народом.

Как видно, это рассуждение опирается на бездоказательные, ошибочные представления о тюрках, распространенные среди определенной части европейских ученых.

Согласно этим представлениям, тюрки в древнейшую эпоху никогда не занимались земледелием, они обеспечивали себе пропитание и жили исключительно лишь за счет разведения скота.

Также считалось, что тюрки были всегда воинственным народом. Это представление очень распространено в Европе. Сейчас уже доказана абсолютная беспочвенность подобных представлений о тюрках. Кочевничество не является некой врожденной необходимостью для народов. Ни один народ никогда не жил исключительно за счет скотоводства.

Мы видим, что тюрки во все периоды своей истории занимались и сельским хозяйством. Подобно тому как тюрки умели отличиться на поле боя, когда это было необходимо, при соответствующих условиях они могли быть и защитниками мира. Периоды культурной жизни, которые мы видим в истории тюрков Средней Азии, были возможны благодаря «Тюркскому миру» (Рах turcica), то есть миру и спокойствию, гарантом которых была тюркская сила. Как миролюбивость, так и воинственное 11, не является неким неизменным психическим состоянием, в котором пребывают народы. Это всего лишь результаты, порожденные историческими, климатическими и экономическими условиями.

Доказательства Радлова представляют собой не что иное, как использование широко распространенных ложных предположений в сфере решения научной проблемы. Совершенно не надо быть археологом, чтобы доказать, что курганы железной эпохи были созданы тюрками. Как станет ясно из доказательств, которые будут представлены мною ниже, если уже принята правильность постулата о том, что курганы железной эпохи созданы тюрками, то тогда с научной точки зрения необходимо будет признать, что и курганы эпохи бронзы также принадлежали тюркам, потому что:

1. В предметах из обоих видов курганов прослеживается один и тот же художественный стиль. Формы сабель и ножей, а также изображения животйых и растений на них совершенно одинаковы, вне зависимости от того, из кургана какой эпохи они взяты. Это показывает, что эти предметы являются продуктом одной культуры, творением одного народа.

2.  Утверждается, что самые поздние курганы бронзовой эпохи из созданных до нашей эры относятся ко времени с VI по II век (42). Если это так, то можно утверждать, что с VI по II век до нашей эры на территориях, где расположены курганы, не было никакой большой расы, кроме тюркской, которая проживала там под разными именами.

3. Как известно, у тюрков у каждого рода, даже у каждой семьи был свой отличительный знак, который называется «тамга (дамга)». У тюрков существует обычай ставить на принадлежащие вещи тамгу. Если теперь внимательно присмотреться, то на некоторых предметах из курганов бронзовой эпохи можно будет увидеть знаки, похожие на тамги, которые по сей день используются тюрками Азии. Несомненно, существует также связь между знаками, использующимися тюрками в качестве тамги, и древнетюркским письмом (43).

4.  На многих образцах памятников бронзовой эпохи, и на предметах железной эпохи мы видим изображения таких растений, как «kandık» (Erithronium dens canis), «çeremşe» (Allium ursinum) и «sarana» (Lilium martagon), которые хорошо известны алтайским тюркам и в наше время. Их очень много в Алтайских и Саянских горах. Тамошние тюрки употребляю! коренья этих растений в пищу. И они среди алтайских тюрков настолько популярны, что именами этих растений названы некоторые месяцы года: май у алтайских тюрков называется «кандык», июнь - «сарана» (44).

Сельскохозяйственные орудия, найденные в курганах двух эпох, имеют одну и ту же форму. Например, среди орудий есть разновидности мотыги и лемеха, использовавшихся для подрезания корней травы. Эти же орудия используются алтайскими тюрками и в наши дни (45). Хотя между памятниками двух эпох и существуют некоторые небольшие различия, они вполне объяснимы теми изменениями форм искусства, которые произошли в результате трансформаций в политической и экономической жизни тюрков.

Опираясь на все эти факты, мы можем доказать обратное, то есть мы можем воспринимать как курганы железной эпохи, так и курганы бронзовой эпохи, с найденными в них предметами в качестве памятников тюрков, уже в доисторическую эпоху достигших высокого уровня культуры. Финский ученый Таллгрен о курганах эпохи бронзы говорит: «Народ, создавший культуру бронзовой эпохи, это или какой-то европейский народ, или же тюрки» (46). Но так как не доказано, что в Южной Сибири до нашей эры жил какой-либо европейский народ, то отсюда проистекает логическая необходимость признания того факта, что культурные памятники бронзовой эпохи принадлежат тюркам, действительно жившим до нашей эры в Южной Сибири.

§ 7. Памятники металлургического искусства древних тюрков

Обилие металлических предметов в курганах вызывает естественный вопрос: откуда получали металл древние тюрки? Древние горные рудники, найденные в разных местах Алтайских гор, могут служить ответом на этот вопрос. Подобно тому как древние тюрки умели делать из металла различное оружие, инструменты и украшения, знали они и способы добычи руды из-под земли, подготовки ее для дальнейшего использования и плавки.

На древних тюркских землях встречается очень много выработанных в древности и заброшенных рудников. Большинство из них медные рудники. Подземные галереи в этих рудниках укреплены опорными столбами, точно так же как это делается в современных шахтах. Заметно, что тюрки не только сами использовали эту руду, но и продавали ее в другие страны. Некоторые предметы, найденные в курганах, свидетельствуют о том, что занятие металлургией рассматривалось тюрками как очень любимое и почетное ремесло.

Среди предметов, найденных в курганах и хранящихся сейчас в Петроградском Эрмитаже, есть одна маленькая статуэтка из меди. Эта статуэтка изображает рудокопа с молотком в руке (47). Мастерство, изящество и вкус, с которыми сделана статуэтка, достойны восхищения. Кроме того, в курганах было найдено много маленьких молотков. Изученные нами древние тюрки использовали миниатюрные статуэтки и молоточки в качестве украшений (брелков). Древнетюркские металлурги, кроме меди, производили также и золото. Во многих местах киргизской территории находились золотые рудники. Тюрки умели отделять медную и золотую руду от пустой породы, есть также очень много свидетельств того, что они знали и способы плавки этих руд.

В киргизских [казахских. -Р.М.] степях были найдены специальные рудоплавильные печи. Также известно из документов, относящихся к разным историческим эпохам, что алтайские тюрки были народом-металлургом (48).

Да и в наше время алтайские тюрки известны как мастера обработки железа.

Исследования, проводившиеся в последнее время в области археологии и истории искусства, все больше нас убеждают, что художественные предметы из металла, найденные в Азии, созданы тюрками.

Сейчас уже специалисты, занимающиеся археологией и историей искусства, принимают положение о том, что азиатские гунны (тюрки) уже в середине VII века до нашей эры создали специфический для себя вид искусства (49).

Было найдено много бронзовых изделий в виде фигурок животных и множество бронзовых поясных пластин с выгравированными на них изображениями животных, различных других пластин, пуговиц, застежек и предметов упряжи, которые остались от древних восточных гуннских тюрков.

Археологи это древнегуннское искусство назвали искусством Ордоса (в связи с местностью под названием Ордос, которая с древнейших времен являлась одной из областей гуннского государства, расположенной на севере Китая). Однако территория распространения этого искусства не ограничилась лишь Ордосом. Гуннское искусство распространилось в Китае до региона Хопеи, а на севере до региона г. Читы. В Монголии во многих местах на кладбищах были обнаружены образцы этого искусства.

Китайское искусство эпохи, именуемой эпохой «соперничающих царств», зародилось непосредственно под влиянием тюркского (гуннского) искусства.

Среди гуннских тюрков это искусство получило расцвет в 656200 годы до нашей эры. Правильным названием ордосского искусства должно быть «Хиунг-Ну», что означает «древнетюркское искусство». По нашему мнению, это искусство является ничем иным, как продолжением искусства, запечатленного на предметах из курганов бронзовой эпохи и известного как минусинское искусство. Мы убеждены, что, подобно тому как на сегодня доказана принадлежность Ордосского искусства тюркам, однажды с помощью археологических данных будет подтверждено, что все курганы бронзовой эпохи, расположенные в Азии, а также предметы (памятники минусинского искусства), найденные в курганах, были созданы народами, относящимися к тюркской расе.

§ 8. Развалины городов и водные пути

На древних тюркских землях часто встречаются руины старых городов. Развалин древних городов очень много как в Восточном, так и в Западном Туркестане. Сейчас эти развалины расположены на засушливых землях, не пригодных для земледелия. Это говорит о том, что тюркские земли в древние эпохи были более плодородными. Ясно, что упадок многих городов произошел вследствие или полного пересыхания множества прежде полноводных рек, или спада уровня воды, или же уменьшения длины.

Некоторые из развалин являются развалинами исторически известных городов. Есть развалины и неизвестных городов. Существование на территории древних тюркских земель большого количества развалин старых городов свидетельствует о том, что тюрки не были народом, жившим исключительно кочевой жизнью.

Кроме развалин городов, можно встретить также оросительные каналы и арыки на безводных территориях, непригодных сейчас для земледелия. Наличие арыков на теперешних бесплодных и заселенных кочевыми тюрками территориях, показывает с одной стороны, что на этих землях в свое время были поля, а также реки, из которых эти поля оро шались, с другой стороны - что предки современных кочевых тюрков, когда это позволяли климатические условия, занимались и земледелием (50).

§ 9. Древнетюркские эпитафии. Енисейские эпитафии

В Южной Сибири, в районе реки Улу Кемь (Енисей), и в Северной Монголии, в районе реки Орхон, было найдено много камней с надписями на них. Эти надписи на камнях занимают важное место среди памятников цивилизации и культуры, оставшейся от древних тюрков. Найдено более 30 надписей, известных теперь в науке как «енисейские надписи». Они были обнаружены различными европейскими учеными, в разное время осуществлявшими поездки по древнетюркским землям.

Первым заговорил о южносибирских каменных надписях немецкий ученый Штраленберг. В труде «Северные и восточные части Европы и Азии» ,(51) он пишет о двух камнях, один из которых находился возле города Абакана, а другой в месте под названием Уйбат.

Другой немецкий ученый, Паллас, путешествовавший в 1770-х годах по различным регионам России, тоже пишет о некоем камне, найденном в Сибири (52).

Паллас одну из копий с надписи на этом камне посылает Герхарду Тишену (Tyschen), которого считали одним из известнейших лингвистов своего времени, и спрашивает его о том, письмо и язык какого народа запечатлены на этом камне.

Тишен выдвинул идею, что языком этой надписи (в дальнейшем будет доказано, что она написана на тюркском языке) является кельтский. Он даже утверждал, что несколько слов он прочитал по-кельтски. Сам Паллас придерживался мнения, что надпись состоит из букв, созданных на базе греческого алфавита. Об этих надписях, найденных в районе реки Улу Кемь, и после Палласа было выдвинуто множество идей и теорий, которые были одна фантастичнее другой.

Английский ученый Роберт Браун писал о том, что енисейское письмо схоже с письмом этруссков, являвшимся одним из древнейших народов Италии (53).

Французский ученый Девериа (Deveria) категорически отвергал вероятность того, что эти надписи могли быть сделаны тюрками. В своем докладе, называвшемся «Надписи и литература» и прочитанном им в 1899 году во французской академии, он заявил следующее: «Письмена, название которым пока не найдено и поэтому именуемым временно как письмена «чуд», представляют собой систему письма, более развитую, чем татарское (уйгурское) письмо. Сейчас невозможно принять вероятность того, что эти до сих пор не прочитанные письмена и эпитафии, написанные этим письмом, оставлены одним из тюркских народов, примерно с 744 года (с тех пор, когда было основано уйгурское государство) живших в районах Орхона и Енисея, потому что принятие этими народами уйгурского письма произошло как раз по причине того, что до этого они не обладали более совершенным письмом, чем уйгурское».

После того как число надписей, найденных в районе Енисея достигло 32, финский ученый Й.РАспелин в 1889 году опубликовал их копии в печати (54).

Енисейские надписи - это письменные памятники древних киргизов, являющихся предками каракиргизов, живущих между озером Иссык-Куль и Памиром. В средние века киргизы жили на территории между реками Енисеем и Иртышом.

Хотя ни в одной из енисейских надписей нет никаких дат, но по некоторым признакам и свидетельствам было определено, что какие-то из них относятся к середине VII века нашей эры (55).

Радлов опубликовал часть енисейских надписей вместе с их переводом на немецкий язык (56). Все тексты енисейских памятников, представляющих собой надмогильные камни, очень коротки. Хотя этих надписей и много, но так как они очень небольшие по объему, их историческое значение имеет второстепенный характер.

Их нельзя считать важным источником по тюркской культуре, по истории тюркского права.

§ 10. Орхонские памятники

Тюркские эпитафии, имеющие важное значение для изучения культуры и истории права, это эпитафии, найденные в Северной Монголии. Вследствие того, что две (самые важные) из этих эпитафий были найдены в районе реки Орхон, они стали известны как «орхонские эпитафии» (57).

Открыл орхонские эпитафии русский археолог Ядринцев. Он нашел их в 1889 году во время путешествия, в течение которого он хотел исследовать развалины Кара-Балагасуна, древнего уйгурского города. Памятники с орхоискими эпитафиями находились на севере Монголии, на восточном öepeıy реки Орхон, впадающей в реку Селенгу, в месте под названием Кошо-Цайдам, расположенном неподалеку от развалин (в 60 километрах к северу от этих развалин) Каракурума, древнего тюркского города.

Памятники представляют собой обтесанные и обработанные камни в форме четырехгранных столбов. На трех гранях каждого из столбов вырезаны тюркские тексты.

На четвертой грани написан текст на китайском языке. Тюркские эпитафии занимают 2 метра 31 см от длины каменных столбов. На первом неповрежденном памятнике насчитывается около 10000 букв.

Если мерить этот текст из 10000 букв современными мерками, то он составил бы 1520 книжных страниц среднего размера.

Вокруг этих двух каменных четырехгранных памятников было очень много камней, похожих на памятники в виде человеческой фигуры. Головы этих скульптур были разбиты. Недалеко от камней с эпитафиями находились остатки здания, предположительно считающиеся развалинами некоего храма.

В этих развалинах, представляющих собой на данный момент всего лишь груду земли, были найдены куски черепицы.

Письменные знаки, использовавшиеся в орхонских надписях, одинаковы со знаками в енисейских надписях, о которых мы говорили ранее. Но буквы орхонских надписей это те же буквы енисейских надписей, только приобретшие более совершенную и красивую форму.

Находка в районе Орхона памятников с эпитафиями, написанными енисейским письмом, вновь разбудила среди европейских археологов и лингвистов интерес к орхоноенисейской письменности.

Тот факт, что буквы орхонских эпитафий были более отчетливыми и их тексты более объемными, у многих ученых пробудил надежду, что это поможет найти определенный метод расшифровки орхоно-енисейс-ких надписей.

С целью изучения орхонских памятников в район Орхона сразу же были направлены одновременно две научные экспедиции: из России и Финляндии. Российскую экспедицию возглавлял известный тюрколог Радлов, финскую - Хейкель. Результаты радловской экспедиции были опубликованы в 1892 году в Петербурге под названием «Сборник трудов Орхонской экспедиции» (58).

Итоги исследований Хейкеля вышли в 1892 году в Хельсинки под названием «Орхонские эпитафии» (59). Немало ученых попыталось прочесть эти надписи, используя фотографии орхонских эпитафий, опубликованные в «Сборнике трудов Орхонской экспедиции» и в «Орхонских эпитафиях» Хейкеля, а также пользуясь копиями, снятыми научными методами непосредственно с каменных памятников. Но найти способ расшифровки этих надписей посчастливилось лишь датскому ученому Вильгельму Томсену.

Томсен в 1893 году открыл способ прочтения орхонских (а вследствие этого и енисейских) эпитафий.

В том же году Томсен, прочитав научный доклад перед членами Копенгагенской академии, сделал свое открытие достоянием мировой научной общественности.

Благодаря ключу, то есть методу расшифровки, открытого Томсеном, Радлов очень быстро смог прочесть надписи на памятниках. В 1894 году он публикует немецкий перевод всей эпитафии первого памятника (60). Несколько позже он публикует более точные и совершенные переводы обеих эпитафий под названием «Древнетюркские надписи» с многочисленными комментариями к ним (61). Томсен, который в тот же год открыл способ расшифровки орхонского письма, тоже перевел орхонские эпитафии на французский язык и издал свой перевод под названием «Расшифрованные Орхонские надписи» (62). И далее также было опубликовано множество исследований, посвященных этим эпитафиям (63). После того как они были прочитаны, выяснилось, что орхонские памятники являются надгробиями, воздвигнутыми на могилах Кюль Тегина и Бильге Хана, сыновьях Кутлук хана, основавшего в 682 году нашей эры новое тюркское государство, центр которого находился в местности Орхон.

Памятник, известный как «первый памятник», был установлен в 732 году на могиле Кюль Тегина (64), умершего в 731 году, его братом Бильге Ханом. Второй памятник был установлен Ижен Ханом в 735 году на могиле своего отца, Бильге хана, умершего в 734 году.

Орхоно-енисейский алфавит состоит из 38 букв. 4 из них гласные, 3 буквы полугласные, остальные согласные и буквы, обозначающие комбинацию нескольких (обычно двух) звуков. Кроме этих букв есть еще знак, представляющий собой двоеточие и разделяющий одно слово от другого.

Как видно, форма букв очень изящна. Этот алфавит самый красивый из всех известных древних алфавитов мира. Тюркские буквы по красоте близки к латинским буквам. Очень большое количество знаков в древ-нетюркском алфавите служит для обеспечения соблюдения закона звуковой гармонии. Хотя число гласных букв и ограничено, но произношение каждой из них в двух вариантах, а именно: в виде широкой и в виде узкой фонемы, обеспечивается тем, что некоторые согласные фонемы имеют 2 или даже 3 разновидности произношения.

Выдвигалась идея о том, что некоторые буквы тюркского письма заимствованы из арамейского алфавита, но она не была окончательно доказана.

Опираясь на многочисленные основания, мы воспринимаем этот алфавит как творение тюркского гения (66).

Что же касается языка эпитафий, то этот язык, естественно, отличается от современного антолийского диалекта. Но в то же время орхонские памятники показывают, что наш язык очень мало изменился за 1200 лет.

Невозможно даже сравнивать разницу между нашим древним и современным языком с теми отличиями, которые существуют, например, между древним зендским языком и языком современных иранцев, или с той отдаленностью современного итальянского языка от латинского.

В тюркском языке структура слов сохранила свою древнюю основу.

«Еr (мужчина) и в древнетюркском будет «er», «kişi» (человек) будет «kişi», «oğul» (сын) будет «oğul», «kız» (дочь, девушка) будет «kız». Все различие между древним языком и современным турецким заключается всего лишь в нескольких различиях в грамматике и трансформациях, происшедших из-за смягчения некоторых фонем в результате языковой эволюции.

То, что тюркский язык в течение длительного исторического периода претерпел столь незначительные изменения, доказывает, что тюркский язык уже в начале VIII века достиг высокой степени развития, окончательно выкристаллизовался.

О содержании орхонских эпитафий будет сказано далее, то есть в главах об источниках, помогающих описать древнетюркское право.

Древнетюркские письменные памятники не ограничиваются исключительно этими двумя орхонскими памятниками.

Кроме памятников, сооруженных на могилах Кюль Тегина (732 г.) и Бильге Хана (735), известных как орхонские памятники, на территории

Все буквы состоят из 3 элементов: прямая черточка ( - ), дужка( и ) и точка (• ). Большинство букв возникло посредством создания различных форм сочетаний прямых черточек.

§ 11. Формы древнетюркских букв

было найдено еще несколько древнетюркских памятников с эпитафиями. Из них наиболее важные следующие.

Памятник Тоныокуку - это памятник с эпитафией, сооруженный на могиле военноначальника Тонюкука, бывшего другом и советником Кут-лук Хана, в 682 году спасшего тюрков от политической зависимости и построившего новое тюркское государство, а затем визирем Бильге-хана.

Этот памятник в 1897 году на севере Монголии, в местности Байын-Цокто, расположенной между правым берегом реки Тола и почтовой станцией Налайха, обнаружила русская женщина мадам Клеменц. В эпитафии, содержащей довольно большой (около 10 страниц) текст, содержится множество ценных сведений о древних тюрках. В 1899 году Рад-лов опубликовал эпитафию Тоньюкука вместе с немецким переводом и многочисленными пояснениями (67).

Четвертый памятник, как предполагалось, был поставлен на могиле Кутлук-хана, создавшего в 682 году государство. В 1891 году его обнаружил Ядринцев в местечке Тармель в районе реки Онгин, расположенном на юге местности Кошо-Цайдам, где располагались орхонские памятники.

Так как этот памятник был найден вблизи реки Онгин, он стал известен как Онгинский памятник. Текст памятника короткий. Надписи сделаны не так тщательно, как в орхонских эпитафиях.

Кара-Балаагунский памятник, как предполагалось, был поставлен на могиле северного Уйгур Хана, упоминается как уйгурский памятник. Кара-Баласагунский памятник был найден к югу от большой дороги, на расстоянии 500 шагов от ханского дворца, среди развалин города Кара-Бала-сагуна, бывшего столицей древних уйгуров.

Памятник гранитный. Основание памятника сделано в виде лежащего льва. Эпитафии, кроме текста, написанного орхонским письмом, содержат также один тюркский текст (около 31 строки), написанный уйгурскими буквами, и один короткий (около 19 строк) китайский текст. Эпитафии этого памятника очень плохо сохранились, поэтому была прочитана лишь незначительная часть тюркских текстов. Из текстов, написанных орхонским письмом, были прочитаны следующие слова:

Bu Tengriken Tengride Kut bulmuş Alp-Bilge

Tengri Uygur Kagamng bitiği...

(Раз существует этот (бог) Тенгри, богатырь Билвге нашел силу у Тенгри. Тенгри, письмо Уйгур кагана.. - М.Р)

Хорошо сохранившаяся часть эпитафий - это китайский текст. Русский ученый Васильев перевел этот текст с помощью специалистов по китайскому языку (68).

Все, до сих пор найденные на древней тюркской родине памятники с эпитафиями, являются памятниками, о которых мы говорили выше.

К оглавлению книги