Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ГЛАВА II. Основные черты государственного устройства державы Чингиза

§ 117. Основные черты государственного устройства державы Чингиза

Мы уже говорили, что государство Чингиза было скорее тюрко-монгольским, а не монгольским по существу.

Большинство важнейших административных постов в нем занимали тюрки (912). Способы государственного управления были продолжением системы традиционного тюркского управления. Тюрки научили монголов пользоваться письмом в государственном делопроизводстве. Монголы использовали традиционное письмо уйгурских тюрков. Большинство воинов монгольской армии были тюрками. Страны со старейшими культурными традициями, завоеванные Чингизом и его потомками, управлялись тюрками (913). Большинство терминов военного дела и государственного управления, использовавшихся монголами, было тюркского происхождения (914).

Вот почему становится возможным рассматривать организационное устройство государства Чингиза как подобное таковому в древних тюркских государствах (915).

Однако вслед за этим утверждением мы должны указать и на те черты, которые отличали государство Чингиза от древних тюркских государственных образований.

Великий хан. Во главе чингизского государства стоял хан. Этот титул могли носить только представители династии Чингиза. Власть хана была неограниченной. Он являлся абсолютным монархом, действовавшим так, как ему заблагорассудится. Хан Гуюк (1246-1248), третий представитель династии Чингиза, так коротко выразил пределы своей власти: «(Обязанностью каждого) является исполнять все мои повеления, приходить тогда, когда я прикажу, отправляться туда, куда я укажу, казнить того, кого я прикажу» (916).

Хан избиралсяс на курултае царевичами и высшими должностными лицами государства (917). Территория империи уже при Чингизе была разделена на улусы, которыми правили его сыновья. Эти улусы можно в определенной степени сравнить с «феодами» средневековой Европы, однако говорить о полном тождестве не приходится. Улусы государства Чингиза были практически тем же, что и 24 области Гуннского государства. Тюркские государства не были в полном смысле этого слова феодальными монархиями, они представляли собой абсолютные монархии. Государство же Чингиза необходимо рассматривать как попытку подражания или даже возрождения древнетюркского государства.

Положение потомков Чингиза, стоявших во главе улусов, во многих отношениях отличалось от статуса сеньоров европейских феодов.                   «

Не углубляясь, в тему, укажем лишь на то важное обстоятельство, что у сыновей и внуков Чингиза в подвластных им улусах не было самостоятельной военной организации, не зависевшей от Великого хана. С этой точки зрения, их положение мало чем отличалось от статуса беев, правивших областями Азиатского гуннского государства (918).

После хана на разных ступенях государственной лестницы располагались следующие высшие чиновники:

1. Верховный судья, ведавший вопросами права. Первым таким судьей был назначен Шики Куту Ку (919). В конце концов функции судьи (яргучулук), а также надзор за исполнением законов (ясы) были возложены на сына Чингиза Джагатая (920).

2.  Делопроизводством занимался «тамгаджы» (хранитель печати), который использовал ханскую печать (тамгу) от имени хана. Первым тамгаджы был назначен уйгур по происхождению Тата-Тонга (921).

3. Хотя Чингиз проводил по отношению ко всем религиям светскую политику терпимости, но, чтобы управлять делами монголов-шаманистов, он обычно назначал одного из них главным жрецом (баш кам), которому давался титул «бики» (922).

4.  Главный гражданский начальник провинций, а иногда и целых стран, носил титул «бакши» или «тайши». Впоследствии стал широко распространенным титул «даруга».

Население государства Чингиза. В империи Чингиза народ, простые монголы, не играли никакой роли в государственном управлении (923). Управление государством было исключительной привилегией Чингиза, представителей его рода и примкнувших к нему вождей племен. Чингиз рассматривал себя не предводителем всего народа, а лишь главой верной ему знати. В своих речах Чингиз, в отличие от древнетюркских ханов (924), обращался не к народу, а к аристократам и военачальникам (925). Монголы рассматривали все покоренные ими народы как рабов («ануган богол») монгольской династии (926).

Государство Чингиза было в худшем смысле этого слова аристократическим. Власть и источники богатства принадлежали ограниченному кругу высшей знати. Основным признаком аристократического государства является то, что в правовом отношении оно опирается на власть привилегированных классов.

В Монгольском государстве монголы как господствующий народ делились на следующие классы:

1. собственно хан; 2. царевичи (кобегюны), т.е., потомки Чингиза; 3. нойоны (аристократы, знать); 4) народ (927).

Порядок получения титула «царевич» не нуждается в пояснении.

Институт нойонов. Нойоны - это класс аристократов в государстве Чингиза, пользовавшийся обширными привилегиями. Титул «нойон» присваивался ханом представителям знати устным повелением, либо в форме указа, ярлыка. Хан вручал каждому нойону специальную бронзовую пластинку, которая называлась «пайцза» (928).

Наделение привилегиями нойона сопровождалось церемонией принесения обета верности (yükünme - коленопреклонение). Человек, удостоенный нойонского титула, преклонял перед ханом колени, склонял голову и давал клятву верно служить ему. Вместе с титулом нойона человек, удостоившийся этого, получал и определенный земельный надел (тимар). Хан обладал правом в любой момент лишить нойона этой земли.

Все тюменбашы (темники), бинбашы (тысяцкие), юзбашы (сотские) входили в класс «нойонов».

В государстве Чингиза все эти звания, являясь воинскими, одновременно были общественными рангам.(929). Среди нойонов, аристократов существовали группы, различавшиеся по степени имевшихся у них привилегий. Самой привилегированной группой были тарханы. Они обладали следующими привилегиями:

1) тарханы ос вобождались от всех видов налогов, поборов и принудительных работ

2) они имели право на долю охотничьей добычи (полученной во время облавной охоты) и на часть трофеев, взятых на войне;

3) тарханы имели право без разрешения являться к хану;

4) тарханы привлекались к ответственности только после того, как они совершали нее менее девяти проступков (за исключением тяжелых преступлений, за. которые полагалась смертная казнь);

5) во время общих торжеств и церемоний тарханы занимали самые почетные места и им подавались чаши с вином (930).

Военная организация в государстве Чингиза. Наиболее важные черты военной организации можно свести к следующим:

Вся Монголия (931) была поделена на малые и большие области, называвшиеся «десяток» (арбан), «сотня» (ягун), «тысяча» (минган) и «десять тысяч» (тюмен). Население этих областей обязано было поставлять в войско мужчин, число» которых определялось названием области (932).

Войско, так же как и население, делилось на десятки, сотни, тысячи и тюмены («тьма»). Во главе каждого подразделения находился начальник: десятник, сотник, тысяцкий и темник. Сотниками, тысяцкими и темниками могли быть только нойоны.

Военачальники среднего звена (офицеры) готовились в гвардии, созданной для личной охраны хана. Немедленно после воцарения на ханский престол Чингиз создал охранное войско, гвардию. Она («кешик-тен») состояла из десяти тысяч молодых воинов, отобранных с особой тщательностью. Отбор происходил так. Сыновья каждого тысяцкого обязательным обаразом приписывались к корпусу охраны. Сын тысяцкого должен был привести с собой одного юношу из своего рода, а также еще десятерых товарищей по выбору.

Сыновья каждого сотника также обязаны были идти в гвардию и привести с собой одного юношу из своего рода и еще пять товарищей (933).

Наконец, сын десятника шел в корпус ханской охраны с одним сородичем и тремя товарищами.

Кроме того, к гвардии приписывался любой свободный человек в случае, если его просьба о принятии в гвардию удовлетворялась.

Жизнь в корпусе охраны была жестко регламентирована. Если гвардеец отсутствовал на своем посту во время дежурства, то он наказывался тридцатью ударами палкой. При повторном нарушении он подвергался наказанию в виде семидесяти палочных ударов. Наконец, если гвардеец оказывался виновным в третий раз, его били палкой тридцать пять раз и изгоняли из корпуса.

Начальники, забывшие напомнить воинам о заступлении на дежурство, подвергались таким же наказаниям.

Охранный корпус состоял из четырех подразделений, каждое из которых несло дежурство по трое суток.

С наступлением темноты какое-либо движение возле ханской тавки запрещалось. Не подчинявшиеся запрету немедленно арестовывались.

К хану можно было войти только в сопровождении его охранников.

Корпус охраны имел целый ряд привилегий:

1. рядовой этого корпуса по званию считался выше обычного сотника;

2. наказание провинившегося гвардейца могло осуществиться только с разрешения хана (934);

3. охранный корпус участвовал в войне только в случае, когда поход возглавлял сам хан.

В военное время корпус охраны располагался в ханском лагере следующим образом: тысяча гвардейцев размещалась напротив входа в ханский шатер, две тысячи гвардейцев - по левую сторону от него, остальные 7000 - по правую.

Корпус гвардии был не только личной охраной хана, но также и школой подготовки военачальников среднего звена (офицеров). В корпусе проходили службу сыновья всех крупных военачальников. Хан знал каждого гвардейца лично и наказывать гвардейцев за любую провинность можно было лишь с разрешения хана.

Охранный корпус Чингиза выполнял примерно те же обязанности, что и военная структура «comitatus» у древних германцев. У обоих боевых соединений были две основные цели: 1) готовить кадры средних воинских начальников; 2) готовить людей, преданных своему начальнику, который, в свою очередь, был подготовлен высшим начальником.

Очевидно, что Чингиз добился выполнения последней цели. Большинство его военачальников прошло подготовку именно в охранном корпусе. Армия Чингиза находилась под командованием людей, которых он очень хорошо знал лично, со всеми их достоинствами и недостатками.

Войско Чингиза подразделялось на три основные части: центр, левое крыло (востокчное крыло) и правое крыло (западное крыло). Во главе каждой из частей находился военачальник (935).

В армии Чингиза была чрезвычайно жесткая дисциплина. Воины, перебегавшие из одного подразделения в другое, подвергались смертной казни, причем казнь происходила в присутствии всего войска.

В государстве Чингиза вместо племенной структуры была введена структура войсковых «тысяч». «Тысячи» в основном назывались именем племен, на территории которых они были сформированы. Однако,-включение в «тысячу» представителей только одного племени не было обязательным условием. Другими словами, в воинское подразделение, получавшее название определенного племени, входили люди из разных племен. Обычно Чингиз назначал начальниками (тысяцкими) представителей одноиме иного племени.

Таким образом, хотя при назначении военачальников в государстве Чингиза в определенной степени соблюдался родо-племенной принцип, перемешивание представителей разных родов и племен в составе воинских «тысяч» не представлялось чем-то зазорным (936). Такая политика Чингиза способствовала постепенному распаду и деградации родо-пле-менного строя. Дело в том, что Чингиз и его преемники не ограничивались смешением родов и племен в составе воинских структурных единиц («тысяч»), а очень часто переселяли племена с одного места на другое.

В настоящее время не существует таких народов, как кераиты, най-маны, меркиты. Однако в составе некоторых тюркских народов существуют роды или племена под такими названиями.

В государстве Чингиза место племен заняли военные подразделения («тысячи»), и назывались они, по большей части, так же, как и племена.

Нойоны, поставленные во главе «тысяч», выбирались из тех семей, которые главенствовали в племени. Однако структура общества в государстве Чингиза сильно отличается от старого родо-племенного строя.

В обществе, построенном на принципах родо-племенного устройства, главной чертой является отсутствие централизации. В государстве же Чингиза, наоборот, сильная центральная власть есть основа всей общественной жизни. Специалист по монгольской истории и языку, русский ученый Владимирцев (937) считает, что государству Чингиза было присуще феодальное устройство. Он пишет, что в этом государстве на смену племенной организации пришел феодальный строй.

Мы считаем, что это утверждение верно лишь отчасти. Феодальный строй в чингизовском государстве отличался от феодализма европейского образца, для которого была характерна слабая зависимость феодалов от центра. Феодальный же строй государства Чингиза, так же как это было и в государстве Мете и в Османской империи, основывался на идее сильной центральной власти.

§ 118. Родовая организация у древних монголов

Так как монголы издавна испытывали сильнейшее тюркское культурное влияние и долгое время жили под властью тюрков, то их язык, общественное устройство и правовые взгляды также оказались под воздействием тюркского языка и тюркского права.

Родо-племенной строй монголов практически ничем не отличается от такового у тюрков. В то же время у монголов существовали некоторые специфические черты, которые не были присущи тюркскому родо-племенному устройству.

Как было показано выше, общественный строй древних тюрков был демократичным, базировался на народных принципах. За исключением рабов, все тюрки были свободными людьми. Не было групп, пользовавшихся особенными привилегиями. А вот монгольский родо-племенной строй уже с самых древних времен характеризовался тем, что у монголов наряду со свободными родами существовали роды, подчиненные другим родам, т.е. роды, состоявшие из рабов.

Древнетюркское право признавало свободу и равенство народа, у монголов же господствовал принцип подчинения одних другим, право осуждения одних другими.

Другими словами, основная тенденция древнетюркского права - демократичность, это время как монгольское право пропитано духом аристократизма, избранности (938).

Выше мы рассказывали о родовом устройстве якутов и киргиз-кай-саков (казах-кыргызов). Укажем на черты сходства между монгольской и тюркской родо-п леменными системами.

Основной ячейкой общества у древних монголов был род («обог»).

Родовой строй монголов также основывался на принципе главенства отца семьи. Монгольская семья имела патриархальный характер, родство определялось по отцовской линии. Главой семьи был отец. Род также формировался на принципах патриархата, его главой считался самый старший в роду мужчина. Род состоял из людей, ведших происхождение от общего предка (эбюге) (939).

Когда число членов рода сильно увеличивалось, от него «отпочковывались» новые роды. Всех их объединяло происхождение от общего предка. Вообще, род как единица общества играл важную роль у монголов.

Браки между членами одного рода запрещались. Браки не допускались даже между членами разных родов, но имевших единого предка.

В монгольские семьях ребенку с малых лет говорили, к какому роду и племени он принадлежит. Не было монголов, которые бы не знали названия своего рода и племени (940). Принесение животных в жертву происходило только в присутствии членов одного и того же рода (941).

У монголов существовал закон кровной мести (942). Самый старший по возрасту в роду обладал целым рядом прав и привилегий. У каждого рода были только ему присущие религиозные обряды, и старейшина руководил ими (943).

Для обсуждения общих вопросов жизни рода устраивались родовые собрания (944).

У монголов существовал обычай многоженства. Одна из жен получала название «старшей» (945). Также для монголов был характерен обычай, при котором братья обязательно женились на женах умерших братьев (левират) (946).

При первом представлении снохи свекру и свекрови она вручала им подарки. При этом устраивалась определенная церемония (обряд). Все это - свидетельство того, что монгольская семья была патриархальной (947).

Зять обязан был выплатить родственникам жены калым, в то же время невестка приходила в дом мужа с приданым (948).

Согласно древним монгольским законам, дети, родившиеся от всех жен, считались в равной степени законными.

Собственность и наследство. Монголы обладали правом собственности на движимое имущество (949). Земля находилась в родовой собственности, т.е. у каждого рода были свои земли. У монголов они назывались «нутук» (950).

Отцовское и материнское наследство делилось между сыновьями. Младший сын (отчигин) наследовал отцовский дом и его имущество. Братья делили между собой стадо (951).

Племена. Роды (обог) объединялись в племена, которые у монголов назывались «ирген». В большинстве случаев племена формировались во время войн. С прекращением военных действий племена распадались. Таким образом, «ирген» - это военно-политическая единица, созданная для нападения или защиты.

Подобно родовым, созывались и племенные собрания (курултаи). Они символизировали единство племени, общую волю родов, его составляющих. Главными членами курултая были главы родов. Наряду с ними, в собраниях могли принимать участие другие авторитетные представители всех родов, входивших в племя. У монголов (952) курултай не был постоянным органом, а собирался от случая к случаю по разным поводам. На курултае обсуждались наиболее актуальные проблемы жизни племени (953)

Присутствие на курултае было не обязательным, а добровольным (954).

На курултаях выбирались воинские начальники, которые продолжительное время занимали свои посты. Иногда они даже именовались ханами. В то же время политическое влияние этих выборных начальников было сравнительно ограниченным. Считалось, что полнота политической власти принадлежит родам, входящим в племя. Как объединение родов (ирген) не было государством, так и предводитель племени не был правителем, государем.

В некоторых случаях глава племени (военачальник) занимал этот пост в течение всей жизни, и власть его могла переходить по наследству.

В результате межплеменной борьбы нередко одно родовое объединение (ирген) подчиняло себе другое. Таким образом образовывались более крупные военно-политические объединения, союзы племен (955).

Феномен появления таких военно-политических фигур, как Чингиз объясняется именно этим процессом.

Институт «унаган-боголов». Большинство рассмотренных выше явлений общественной жизни монголов, их правовые представления (956) идентичны социальным феноменам и явлениям, присущим многим тюркским народам. Однако у монголов были некоторые общественные институты, не характерные для тюрков. Одним из них был институт «унаган-боголов».

«Унаган богол» это человек либо род, который из поколения в поколение был подданным, подвластным тому или иному роду.

У монголов отдельный человек или целый род мог быть в рабстве у другого рода. Однако «унаган-богол» не был рабом в полном смысле этого слова. Его положение более напоминало статус серва (полураба) средневековой Европы. Впрочем, и здесь существуют различия. Если серв был подвластен отдельному лицу, сеньору, то анаган-богол находился под властью рода.

Мы уже гово рили о том, что унаган-богол не был рабом в настоящем смысле слова. Он мог жениться, обзавестись семьей, иметь частную собственность. Унаган-боголу причиталась часть произведенного им продукта. Он обладал известной долей личной свободы (957).

В некоторых случаях в положение унаган-богола попадали целые роды.

Унаган-богол, будь то отдельный человек или род, обязан был работать и в мирное , и в военное время на род, которому он подчинялся. Если род перекочевывал, унаган-богол кочевал вместе с ним. Основными обязанностями унаган-богола была пастьба скота, принадлежащего роду, гон диких животных во время облавных охот.

Иногда между родом-властителем и подчиненным родом завязывались родственные отношения, т.е. заключались межродовые браки.

Помощники, ближайшие соратники монгольских военачальников набирались обычно из унаган-боголов (95 8).

Русский ученый Владимирцев приравнивает отношения между уна-ган-боголами и властвующим родом отношениям сеньора с вассалом в средневековой Европе (959). По нашему мнению, это неверно. Дело в том, что в Европе подчинение имело личный характер (вассал подчинялся сеньору) (960) и определялось соответствующим договором. Между тем унаган-богол подвластен целому роду, и подчинение это не опирается на договор, а является принудительным по существу. Институт «унаган-богол» был вызван к жизни хозяйственной необходимостью и более напоминал систему «колоната» в Древнем Риме периода его упадка, нежели вассальные отношения в Европе средних веков (961).

Институт «обиндже». Для правовых отношений древней Монголии был характерен также институт «обиндже». «Обиндже» -это подневольный человек, которого родители, принадлежавшие к свободному роду, передавали в качестве «приданого» дочери, выдававшейся замуж. В дальнейшем он считался членом рода мужа. «Обиндже» также не были в полном смысле этого слова рабами. Их положение приближалось к статусу унаган-богола. Главное различие между ними в том, что унаган-богол был рабом рода (962), в то время как «обиндже» - человеком, служившим отдельной семье.

Кроме этих двух групп подневольных людей, в монгольском обществе существовали и собственно рабы. Их называли «джалу» или «оте-ле-богол» (963).

Нукеры. Институт нукерства является отличительной чертой древ-немонгольского общества. Само слово «нукер» переводится как «друг».

Институт нукеров в известной степени напоминает «comitatus» древних германцев (964).

Нукеры были ближайшим окружением военачальников и находились в его непосредственном распоряжении. Однако служба нукеров тому или иному военачальнику определялась их личным желанием. Они являлись его верными сподвижниками. Нукер - это не унаган-богол, не раб и даже не наемный солдат. Нукер - свободный воин (965). В то же время уна-ган-боголы могли переходить в разряд нукеров.

Нукер - своего рода адъютант и одновременно ординарец воинского начальника у монголов. Он постоянно находится возле своего командира. Также как «comitatus» у древних германцев, нукерство было ступенью к продвижению по лестнице воинских рангов, т.е. это был институт по подготовке военачальников. В военное время они назначались командирами воинских отрядов, формировавшихся из населения.

Таким образом, нукерство было своего рода школой подготовки командного состава. В мирное время военачальники возлагали на своих нукеров также и почетные гражданские обязанности.

Так как отношения нукерства оформлялись добровольным соглашением, то на обе стороны накладывались определенные обязательства. Так, например, военачальник должен был: 1) оказывать всестороннее покровительство нукеру; 2) снабжать его продовольствием; 3) обеспечивать одеждой и оружием.

Хотя нукер был связан со своим военачальником клятвой, при определенных услови ях он мог покинуть его и перейти к другому. И это не считалось предательством (966).

Исследователями был выдвинут тезис о том, что институт нукеров появился в период разложения родового строя (967), однако он ничем не подтвержден. Например, у древних германцев даже в период расцвета родовой организации (sippe) общества институт «comitatus» уже существовал (968).

§ 119. Родо-племенная организация современных монголов

И в настоящее время родо-племенная организация в жизни монголов играет важною роль.

Как известно, Монголия делится на две части: Внутреннюю и Внешнюю. Внутренней Монголией называется часть, близкая к Китаю. Там насчитывается шесть племенных союзов. Современные монголы Внутренней Монголии называют племенной союз словом «чулен». Чулен; соответствует якутскому «джону», казахскому «жузу».

Каждый чулен состоит из нескольких племен («хошон»),

В настоящее время на территории В нут ренней Монголии есть 46 племен, входящих в различные союзы. Они занимают земли между Великой Китайской стеной и Хуан-хэ в местности, называемой «Ордос».

У каждого чулена есть свое название (969). Каждое племя во Внутренней Монголии возглавляется человеком, имеющим титул «джасак». Большинство джасаков сейчас - это наследственные вожди племен .

Главы племенных союзов (чуленов) называются «даруга». Их избирают джасаки.

Территория Внутренней Монголии, находящаяся под юриспруденцией Китая, поделена на три военные области. Губернаторы областей, являясь представителями китайского правительства, осуществляют контроль и наблюдение за джасаками и даругами.

Монголы, населяющие предгорья Аланских гор, т.е. живущие к северу от Великой Китайской стены, не входят в вышеозначенные племенные союзы-чулены. Они образуют два отдельных племени - <чэле-ут» и «торгут». Эти племена, по административно-территориальному делению Китая, находятся в области Китайский Туркестан (Sin-Kuan).

Монголы, живущие к северу и западу от пустыни Гоби (Внешняя Монголия) делятся на две большие части. Те из монголов, которые занимают территории в бассейнах рек Керулен и Онон, а также междуречье Орхона и Толы (родина древних тюрков), именуются «халкасами». Часть монголов, живущая к западу от Гоби и к северу от Тянь-Шаня, имеют название «джунгары».

Число аймаков (970), в которые объединены халкасы - четыре (971). Каждый аймак состоит из нескольких племен и, в свою очередь, каждое племя - из нескольких родов. Во главе племени стоит наследный предводитель который называется хан. Ханы племен утверждают, что они ведут свою родословную от Чингиза.

Монголы Джунгарии объединены в шесть племен, но племенного союза у них нет (972).

К оглавлению книги