Ранее мы уже вели разговор о «Ясе» Чингиза. Сейчас мы вкратце уделим внимание вопросу истории государства Чингиза и его общественно-политического устройства. Дело в том, что империя, созданная Чингизом, была тюркским государством, которым управляла монгольская династия.
Как известно, Чингиз был сыном Есугея, предводителя одного из монгольских племен. Он родился в 1155 г. и умер в 1227г. (884). Его настоящее имя - Темучин. «Чингиз» (Чынгыз) (885) - это титул, взятый им после воцарения на престол.
Отец Чингиза Есугей был предводителем монгольского племени, обитавшем в восточной части Монголии. На землях между реками Онон и Керулен. Чингиз родился в то время, когда монголы находились под властью Тогрул-хана, правителя самого крупного на территории Монголии тюркского государства.
Чингизу было» 13 лет, когда умер его отец. Есугей принадлежал к роду «боржиген», считавшимся среди монголов благородным. Согласно преданиям, между ним и тюрками существовало м истическое родство, близость.
После смерти Есугея монголы не подчинились малолетнему Темучингу и восстали против него. С помощью мудрой и обладавшей многими другими выдающимися качествами матери и монголов, оставшихся верными Есугею, а также при покровительстве Тогрул-хана 13-летний Темучин смог снова п од-чинить себе большинство монгольских племен (1186 г.). После этого он намеревался постепенно привести к подчинению и тюрков Монголии.
Для того чтобы понять, почему этот замысел Чингиза увенчался успехом, нужно ясно представить себе, какова была политическая обстановка в Монголи и второй половины XII века. Та земля, которая сейчас называется Монголией, была в те времена страной тюрков. Господствующим народом Монголии были именно тюрки. Монголы занимали ли шь небольшую территорию на востоке этого края между реками Онон и Керулен. Они были немногочисленны (886).
Вплоть до периода Чингиза монголы находились под властью тюркских ханов. В XII в. в Монголии было создано несколько тюркских ханств. Самым большим и сильным из них считалось Кераитское. Хотя властный центр этого государства находился на севере пустыни Гоби, подвластные ханству тюрки жили и к югу от нее. Таким образом, государство кераитов граничило с Китаем.
К северу от Кераитского ханства, к югу от озера Байкал находилось Меркитское ханство. К западу от Байкала жили тюрки-ойраты. Наконец, с запада (Западная Монголия) к Кераитскому государству примыкало Найманское ханство. Оно простиралось от бассейна р. Орхон до озера Зайсан. Южнее территории, занимаемой найманами в Восточном Туркестане, существовало еще одно довольно сильное тюркское государство, жителей которого монголы называли уйгурами.
Собственно монголы были очень слабо развитым в культурном отношении народом-варваром. Тюрки называли монголов татарами (887).
Монголы не имели ни собственной письменности, ни письменной литературы (888). В то же время кераиты и найманские тюрки, жившие на территории, которой ранее управляли династии Мете-Багатура, Бумин- хана и Кутлуг-хана, были потомками тех тюрков, которые уже в древние времена обладали национальной письменностью, законами, национальной культурой, культурными традициями. Уйгуры Китайского Туркестана еще в доисламский период создали богатую литературу. А среди уйгуров, принявших ислам, уже за столетие до рождения Чингиза были мыслители, способные создать такое выдающееся произведение, как «Кутадгу билиг».
Кераиты и найманы, основавшие ханство в Монголии, исповедовали христианство несторианского толка (889). Предполагается, что не-сторианство распространилось в их среде в начале XI в.
В период, когда родился Чингиз, предводитель кераитов Тогрул-хан уже был христианином. Он был не только политическим вождем, ханом, но и духовным лидером, епископом кераитов (890).
Отец Чингиза Есугей заключил с Тогрул-ханом договор о дружбе и союзе. Заключение договора сопровождалось церемонией дачи клятвы (891 ). Вот почему договор считался святым обеими сторонами.
Монголы находились в состоянии борьбы с другими татарскими племенами и своими соседями на востоке - маньчжурскими родами. В этой борьбе монголы нуждались в помощи и покровительстве тюрков. До тех пор, пока ему это было выгодно, Чингиз пользовался помощью и поддержкой Тогрул-хана и выказывал ему видимую верность. Чингиз назьшал тюркского хана «отцом» (892). Тогрэул постоянно оказывал покровительство Чингизу. Благодаря помощи хана тот смог подчинить себе монгольские племена.
Однако вскоре , после того как Чингиз при поддержке Тогрул-хана усилился, он не счел зазорным восстать против него. В начавшейся войне Тогрул-хан был повержен (1203г.). Затем Чингиз стал править и Кераит-ским ханством. Монгол Чингиз стал ханом тюрков (1203г.). С целью подчинения себе и найманов Чингиз объявил войну их хану Бай-Буке Найма-ны также потерпели поражение, и их территория была присоединена к государству Чингиза (1204г.). Далее последовало покорение меркитов и кыргызов, обитавших по соседству, и тангутов в Северном Китае.
После этих успехов в голове Чингиза стали рождаться новые грандиозные планы. Политика Чингиза доказывает, что он хорошо знал тюркскую историю, содержавшуюся в современных ему тюркских дастанах. Мы мсркем предполагать, что в этот период народные сказители часто декламировали дастаны, посвященные блестящему прошлому тюркгов, времени правления Бумина, Букана, Кутлуга, Калагана (893). Во всяком случае, Чингизу был хорошо известен тот факт, что в более ранние времена тюркские ханы единолично управляли всей Монголией. И поэтому он решил, подобно им, стать великим хаканом.
Вначале центр государства Чингиза, его ставка находилась в Восточной Монголии, в местечке Дилгун-Булдак, на реке Онон (894). Именно здесь он собрал знатных представителей всех покоренных им племен на курултай, который состоялся в 1206 году (895). На нем тюркская и монгольская знать официально избрала Темучина ханом. Титула «Чингиз» (Чынгыз) (896) он был удостоен именно на этом курултае (897).
Начиная с этого времени, т.е. с 1206 г., Темучин приобрел известность и славу под именем Чингиз (Чынгыз). Теперь он был не только монгольским вождем, но и ханом части тюркского населения.
Чингиз дал торжественное обещание уважать тюркские законы, торе и ясу. Это достойно удивления, но он, действительно, в течение жизни никогда не предпринимал действий, которые бы противоречили древним законам тюрков, нормам их обычного права. Исключением было лишь его отношение к побежденным народам (898), которое характеризовалось чрезвычайной ж естокостью. В то же время действия Чингиза по отношению к покоренным народам объяснялись не его злобным нравом, а диктовались соображениями политической целесообразности и предпринимались для достижения совершенно определенных целей.
В деятельности Чингиза противоречия между высокими нравственными принципами и действиями, которые диктовались логикой завоевательных походов, проявились очень ярко. Чингиз всегда жертвовал принципами нравственности и человечности ради достижения военного успеха, создания сильного государства.
После подчинения своей власти монгольских и тюркских племен, обитавших на соседних с Монголией землях, в 1207 г. Чингиз аннексировал страну кыргызов к востоку от бывшего государства найманов. В 1210-х годах он присоединил к своему государству земли уйгуров Китайского Туркестана, а в 1219 г. - Северный Китай. В том же году Чингиз объявил войну мусульманскому государству Хорезмшахов в Западном Туркестане. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед потерпел поражение (1220 г.), и Западный Туркестан подпал под власть монгольского императора. Во время подготовки похода на Иран, Русь и Булгарское тюркское государство Чингиз умер (1227 г.). Перед кончиной он поделил уже завоеванные земли и те территории, которые должны были быть завоеваны согласно его завещанию, между четырьмя сыновьями от первой жены Бюрте: Джучи, Джа-гатаем, Угедеем и Тулуем. Земли, доставшиеся им, назывались «улусами» . Территории к северу от Аральского моря и земли, которые предстояло завоевать в Восточной Европе, составили Улус Джучи (899). Часть Восточного Туркестана и Западный Туркестан (до реки Амударья) унаследовал Джагатай. Земли в бассейне реки Имиль достались Угедею, а собственно Монголия (от Каракорума до реки Онон) - младшему из братьев, Тулую. Наконец, после смерти Чингиза сын Джучи Бату-хан основал на территории современной России государство Золотая Орда. Его центр находился на реке Волге, в городе Сарае.
Сын Тулуя Кубилай стал основателем монгольской династии в Китае, которая правила там до 1368 года. Другой сын Тулуя Хулагу, создал на территории Ирана государство Ильханов.
Завоевания Чингиза. Военные успехи, кроме исторических и экономических условий, всегда имеют в качестве предпосылки сочетание двух факторов духовного рода: боевого настроя отважного, дисциплинированного, хорошо вооруженного и организованного войска и лучших духовных качеств командующего. Другими словами, победы обеспечиваются хорошей армией и хорошим военачальником.
Военное счастье Чингиза, следовавшие одна за другой его победы определялись, во-первых, доблестью его войска, большая часть которого состояла из тюрков. Это позволяет сказать, что завоевания Чингиза, прежде всего - завоевания тюрков. Другим фактором побед был сам Чингиз.
Представлять дело таким образом, что завоевания Чингиза- заслуга монгольской нации, неверно в принципе. Большую часть армии Чингиза составляли тюрки, т.е. кераиты, найманы, уйгуры, кыргызы, канглы и представители других тюркских народов. Конечно, роль монголов, хорошо усвоившие все уроки тюркской школы военного искусства, тоже невозможно принизить. Чингиз старался воспитать военачальников из монгольской среды, и это ему удалось. Такие полководцы, как Джебе и Субедей, прославили монголов.
Чингиз как личность. Необходимо признать, что Чингиз был гением. Что такое гениальность, кого мы можем назвать гением? Ответить на первый вопрос сложно, описать же свойства гения вполне возможно.
Гений - это личность, лучше других людей постигшая тенденции, потребности, возможности, конечную цель той или иной области человеческой деятельности и обладающая способностью довести эти тенденции до логического завершения полностью или хотя бы частично ответить на вызов времени. Например, гением в музыке является композитор, музыкальный вкус которого безупречен, а произведения любимы большинством человечества, ибо они представляют собой совершенное сочетание звуков, способных затронуть самые тонкие струны человеческой души.
Гений в филсофии - это великий мыслитель, умеющий наиболее точно и мудро выразить представления о мироздании и человеческом обществе наиболее прогрессивно мыслящих современников.
Наконец, военно-политическим гением мы называем военачаль ни-ка, который видит гораздо дальше и несравненно больше, чем дру гие полководцы, и способен максимально использовать все представившиеся ему политические и военные возможности.
Чингиз был именно военно-политическим гением. Этот варвар, не умевший ни читать, ни писать, ограниченный в своем знании, которое он получил лишь, устным путем, в силу своего гения сумел осмыслить и точно уловить основную тенденцию современной ему политической ситуации, ясно увидел возможности, открывающиеся перед ним, и определил пути превращения их в реальность.
Молодые годы Чингиза были полны лишений и испытаний. Во время борьбы со своими врагами он сполна познал их жестокость и вероломство. Беспощадная междоусобица в варварском, духовно неразвитом (900) монгольском обществе оставила в его душе неизгладимое впечатление.
Жестокосердие, равнодушие к мучениям других людей, более того, наслаждение от лицезрения этих мучений - наиболее характерные черты духовного облика Чингиза. Все действия, предпринимавшиеся им, позволяют заключить, что он был представителем народа-варвара.
Если мы сравним Чингиза и, например, таких выдающихся деятелей тюркской и турецкой истории, как Истеми-хан, сельжукид Тогрул бей, Алп Арслан, султан Фатих, то увидим, что они относились к побежденным народам и отдельным представителям этих народов с великодушием и снисхождением, в то время как монгольский император был беслощаден к поверженному противнику.
Уровень духовного и нравственного развития Чингиза был гораздо ниже уровня его умственного развития. Однако все же мы не можем говорить о том, что он руководствовался в своих поступках низменными инстинктами. Несмотря на полное отсутствие сочувствия к лишениям и мукам побежденных, Чингиз никогда не прибегал к жестокости, если это казалось ему нецелесообразным по политическим причинам. Его более всего характеризовал холодный расчет.
Монголы - раса, отличная от тюрков. Основной вывод, который мы делаем на основе вышеизложенного, заключается в следующем: Чингиз был представителем народа, который в корне отличался от тюрков. Монголов тюрки называли «татарами». Монголы (татары) являлись малочисленной народностью, обитавшей в северной части Монголии (902). До VIII в.н.э. они пребывали под властью тюрков. (903).
Монголы были народом, во всех отношениях отличавшимся от тюрков:
В языковом плане. Монгольский язык, в отличие от тюркского, был бедным лексически и неразвитым грамматически. Тюркский язык отличается от монгольского так же, как, например, французский от немецкого (904).
В историческом плане. Тюрки появились на исторической сцене за 1300 лет до н.э. (восточные гунны) и уже тогда играли важную роль в межгосударственных отношениях (905). Таким образом, тюрки были известны уже за 2500 лет до Чингиза. О монголах в дочингизовский период практичес ки нет сообщений.
В культурном плане. Тюрки на протяжении многих веков имели национальную письменность и находились на высокой ступени культурного развитая (906). У монголов в дочингизовский период не было ни письменности, ни культуры (907).
С точки зрения современной политической и культурной ситуации. Для того чтобы отчетливо представить этническую разницу между монголами и тюрками, достаточно посмотреть на сегодняшнее положение Монголии, на территории которой монголы обитают поныне. Тюрки же занимают обширные территории в Азии и Европе. Монгольский язык остался почти таким же, как и в период правления Чингиза. У них до сих пор нет языка, развитого в грамматическом отношении, и сколько-нибудь богатой литературы.
В настоящее время большинство тюркских народов исповедуют ислам,,между тем как значительная часть монголов - это буддисты.
Итак, мы приходим к выводу, что монголы - это народ, во всех отношениях отличающийся от тюрков (908).
Возникает вопрос: можем ли мы говорить о сильном влиянии тюркской культурна й традиции на Чингиза? К сожалению, ответ будет отрицательным. Чингиз без всяких колебаний воспользовался поддержкой тюрков в целях личного возвышения. Он воспринял законы тюрков. Однако духовно он никогда не был тюрком. Чингиз не знал тюркского языка (909). Он всегда оставался монголом и предпочитал монголов тюркам. Чингиз был против возвышения тюрков в качестве военачальников и ставил на высшие военные посты монголов.
Исходя из вышеупомянутого, мы делаем следующий основной вывод: государство Чингиза - это не что иное, как тюрко-монгольская империя, управлявшаяся нетюркской ди настией по тюркским законам, большая часть .армии которой составляли тюркские воины.
Роль Чингиза в тюркской истории.
Вкратце обрисуем политическую ситуацию в тюркском мире в дочингизовский период. На территории Монголии существовало несколько тюркских государств: кераитское, найманское. В Китайском Туркестане было несколько мусульманских и немусульманских тюркских ханов. В западной части Туркестана находилось государство хорезмшахов. Под его властью был и Иран.
В Европе восточную часть территории, которая сейчас относится к России, занимало высокоразвитое мусульманское тюркское государство волжских булгар. Они приняли ислам еще в 920 г.
К северу от Черного моря обитали кипчаки, объединенные в крупный племенной союз.
Завоевание Чингиза нарушило процесс исторического развития тюркских племен и народов. Прекратили существование государства кераитов и найманов, хорезмшахов и волжских булгар. Сильное государство сельджуков в Анатолии было вынуждено признать превосходство монголов.
В результате всех этих событий тюрки с их блестящим историческим прошлым оказались под властью монгольской династии. Конечно, это не делало чести тюркам. Как же оказалось возможным, что они оказались низведены до такого положения? Много причин исторического, экономического, религиозного, философского, социального характера объясняют это. Однако мы не будем подробно их рассматривать. Укажем лишь на основную причину, которая вызвала к жизни остальные. Ока заключалась в том, что тюркское самосознание было временно помрачено. Тюрки утратили национальную гордость. Подчеркнем, однако, что это было временным, преходящим явлением. Не представляется реальным, чтобы тюркские народы согласились какое-то значительное время жить под иноземным господством. Так и произошло. Стремление быть хозяином собственной судьбы, внутренняя потребность в политической самостоятельности - эти черты, столь характерные для тюркского менталитета, не замедлили четко обозначиться вновь.
По прошествии определенного срока после утверждения власти монголов началось противодействие этой власти. Тюркский этнический элемент так или иначе оказался сильнее монгольского, и в конце концов вытеснил его. Монгольская династия, правившая в Золотой Орде, была тюр-кизирована и исламизирована. Тюрки распространили ислам в Иране. В Туркестане они подняли восстание, в результате чего монгольская династия там была прервана и воцарилась тюркская династия. В Малой Азии (Анатолии) бейлики, не признававшие власть монголов, объединились с другими турецкими бейликами, и было создано Османское государство. Таким образом, весь ареал расселения тюрков снова оказался под их властью. Монгольское владычество осталось лишь эпизодом в тюркской истории. Однако оно оставило в ней следы своего влияния, как отрицательного так и положительного. Не вдаваясь в подробности, мы укажем лишь на два аспекта последствий монгольского правления, один из которых отрицателен, а другой несет положительную нагрузку.
1. Некоторые тюркские народы в результате монгольского господства, т.е., периода подчинения их татарским ханам, стали называться европейцами и иранцами этнонимом «татары». Это явно отрицательное последствие монгольского владычества. Очевидное историческое недоразумение привел: о к тому, что тюрки оказались разделены на тех, кто сохранил название «тюрок», и тех, кого стали именовать «татарами».
Ханы и султаны, аристократия тех тюркских государств, где сохранился подлинный этноним народа под названием «тюрк», осознанно или неосознанно поддерживали существование этого недоразумения. Дело в том, что представление о том, что живущие на востоке и севере тюркские народы отличаются от настоящих тюрков, по мысли правителей западно-тюркского государства, должно было стать психологическим препятствием для проникновения или, другими словами, экспансии восточных тюрков на запад, которого опасались западно-тюркские (турецкие) правители.
Таким образом, представление о части тюрков как о «татарах» и вызванные этим печальные события стали одним из отрицательных последствий монголо-татарского господства. Отметим, что те народы, которых в настоящее время называют «татарами», в историческом и языковом отношени являются настоящими тюрками.
В истории есть немало примеров, когда этническое название правящей династии присваивалось населению территории, находящейся под ее властью. Например, пришедшая из Скандинавии династия «руссов» дала восточным -славянам этноним «русский» (910). Однако принятие славянами этнонима «русский» никоим образом не сказалось на их этнической сущности. И как славяне, подпавшие под власть скандинавской династии, не утратили ни одной из черт славянской специфики, так и тюрки Туркестана, Поволжья, Азербайджана, несмотря на владычество над ними монголо-татар, остались теми же тюрками, со всем набором своих этнических особенностей. Если сегодня мы перестанем уп от-реблять в тюркологической литературе слово «татары» по отношению к народам, не имеющим с «татарами» ничего общего, и повсеместно заменим этот этноним этнонимом «тюрок», мы лишь воздадим должное исторической и этнической правде. Подлинные татары, т.е. монголы, обитают в настоящее время только в Монголии, да и те называют себя именно монголами, а не татарами.
2. Если говорить о последствиях монгольского владычества, которые можно отнести к положительным, то необходимо прежде всего указать на следующую из них: в период завоеваний Чингиза и последующего образования улусов с монгольским правлением многочисленные тюркские племена переселились с Дальнего Востока в Туркестан, Анатолию, Поволжье и Азербайджан. В результате этого в вышеуказанных регионах тюркский элемент заметно усилился. В частности, усиление тюркского этнического присутствия в Анатолии достигло такой степени, что тюрки составили большинство населения этого региона Это можно объяснить тем, что в период, когда Сельджукиды подчинялись государству Ильханов, большое количество тюркских племен переселилось именно сюда (911).
Завоевания Чингиза и монгольское правление на обширных территориях Азии и Европы имели целый ряд и других исторических, экономических и идеологических последствий, подробно останавливаться на которых нам не позволяют рамки данной книги.