История северных уйгуров, тождественность их с докуз-огузами, обычаи и традиции северных уйгуров, сведения о северных уйгурах в орхонских надписям, племена северных уйгуров, прочность племенной структуры, отношения собственности, брак и брачная церемония северных уйгуров.
В европейской литературе, касающейся древней истории тюрков, под именем «уйгуры» упоминаются два народа. Один из них населял государство, созданное докуз-огузами в бассейне реки Орхон после падения государства Кутлуга. Это - «северные уйгуры». Другой народ составил население государства, основанного тюрками северно-уйгурского происхождения в Ки тайском Туркестане вскоре после падения Северного Уйгурского государства.
Вслед за распадом государства Кутлуга докуз-огузы избрали своим ханом представителя знати по имени Кутлук Бойла (745-746 гг.), по-китайски Кули Пейло (760). Хан взял себе титул «Кутлуг Бильге Кюль» (745 г.).
После воцарения на троне Кутлуг Бильге Кюль-хан отправил посольство в Китай. Китайцы присвоили ему титул И-Ванг. Уйгурский хан выбрал местом своей ставки территорию между горами Отукен и рекой Ор-хон. Столицей стал город Кара Балгасун, расположенный около города Орду Балык, столицы бывшего государства Кутлуга. Кутлуг Бильге Кюль-хану были подвластны все тюрки, входившие в союз девяти племен (до-куз-огуз). У каждого из этих племен было собственное название (761).
Кроме докуз-огузов, уйгурскому хану были вынуждены изъявить покорность все тюркские племена, населявшие бассейн р.Орхон и ранее подвластные династии Кутлуга. В конечном счете переход власти над тюркским населением бассейнов рек Орхон, Тола и Селенга от рода Кутлуга к уйгурским правителям был не более чем сменой одной династии другой. Это было событие, схожее с созданием Османского государства после распада Конийского сельджукского султаната.
При Кутлуге в государстве господствовали племя «сир» и племя собственно «тюрков ». С воцарением уйгурской династии ведущей силой государства стали уйгуры из союза докуз-огузов.
Уйгурское государство было достаточно крупным по размерам. Его границы простирались Маньчжурии на востоке до гор Алтая на западе. Однако знать этого государства не обладала широтой взглядов. Ее государственный кругозор ограничивался уровнем племенного союза (762).
Могущество и сила северо-уйгурской династии несопоставимы с блеском и могуществом династий Бумина и Кутлуга. Вместе с тем нужно отметить, что некоторые из уйгурских ханов пытались играть роль всемогущих правителей. Об этом, например, говорит следующий факт: когда посол хана Боюн Чура (756-759 гг.) находился в китайской столице, туда же прибыл посол аббасидского халифа Аль-Мансура (754-775 гг.) и в императорском дворце долго решали, кого же из них принять первым. (763).
Третий хан северо-уйгурской династии Богю xaH-(Bögü) (759-779 гг.) приблизительно в 763 году пытался распространить среди северных уйгуров одно из ответвлений христианства- манихейство.
Северное Уйгурское государство просуществовало до 845 г., когда пришедшие с севера кыргызские тюрки захватили его территорию и основали Кыргызское государство с центром в Кара Балгасуне.
Относительно обычаев и правовых представлений северных уйгуров китайские источники пишут следующее:
«У уйгуров нет хана, которому они подвластны (764). Каждое племя имеет своего главу. Они - грубый и варварский народ. Между родственниками у них очень хорошие отношения.
Они ведут кочевой образ жизни. Помогать друг другу во время кочевок - их обычай.
Во время войны они не строятся в боевые порядки, а нападают на врага все сразу. Иногда их нападения бывают очень резкими и ошеломляющими. Иногда же они неожиданно отступают. Они не умеют воевать одним способом долгое время.
Когда они женятся, то родственники невесты получают в качестве подарка (калыма) быка и лошадей. Родственники жениха разрешают родственникам невесты выбрать из своих табунов тех лошадей, которые им понравятся. Когда выбираются лошади, хозяева табуна, находясь неподалеку, пытаются хлопками ладоней испугать этих лошадей (затруднить выбор). Человек, севший верхом на выбранного коня и не упавший с него, становится хозяином коня. Те же, кого лошадь сбросила, выбирают другую.
Выбранную лошадь тотчас же седлают и уводят. После того как каждый родственник невесты выберет себе коня, обряд считается законченным.
У уйгуров нет ни хлеба, ни вина. В день свадьбы жених и невеста предлагают гостям кумыс и разрезанное на мелкие кусочки (765) мясо. Хозяин дома обязан лично угощать гостей едой и напитками. В отношении выбора мест, которые занимают приглашенные, не существует каких-нибудь правил. Все гости собираются на лужайке перед домом и весь день едят и пьют. Иногда свадьба продолжается до очень позднего времени. В случае если на следующий день невеста возвращается в дом отца, родственники жениха дают родственникам невесты еще некоторое количество голов скота. Как бы не сокрушались по этому поводу родители жениха, словесно они это никак не выражают.
Уйгуры не любят жениться на вдовах, однако в обращении со вдовами бывают очень доброжелательны и мягки.
Для того чтобы обозначить принадлежность домашнего скота тому или иному лицу, уйгуры ставят им метки. Даже если помеченное таким образом животное пристанет к чужому стаду, оно не может быть присвоено хозяином этого стада.
Уйгуры не следят за чистотой своих жилищ. Им нравятся удары грома. Услышав их, они с криками начинают пускать стрелы в небо... Через год осенью они посещают то место, в которое ударила молния, приносят в жертву животных и разжигают костры.
Женщины-жрицы (шаманы), так же как у нас в Китае, читают молитвы и устраивают религиозные обряды для предотвращения несчастий. Большое число людей верхом на конях ездят вокруг зажженного костра. Ветки ив поливают кумысом, женщины заворачивают кости животных, принесенных в жертву, в шкуры и кладут себе на головы (766). Во время исполнения этих обрядов их волосы бывают распущены и растрепаны» (767).
В этих записях, взятых из китайских источников, мало сведений, напрямую касающихся правовых вопросов. Вместе с тем некоторые из обычаев, о которых говорится в данных сообщениях, интересны и важны в правовом отношении. В частности - это можно сказать о брачных обрядах, положении женщин в обществе, племенному устройству. Пока представляется возможным выделить именно эти вопросы.
Из китайских источников выясняется, что:
1. Семья у уйгуров была основана на официальном, правовом институте брака.
2. Браки закреплялись специальным обрядом.
3. Жених был обязан уплатить родственникам невесты калым в определенное количестве.
4. В общественной жизни уйгуров женщины играли важную роль.
5. Служителями культа могли быть и женщины.
6. Женщины не только принимали участие, но и руководили религиозными обрядами.
В древнеуйгурском обществе каждое племя имело своего главу. Общего для всех ха на не было, однако существовал институт глав огузов (племенных союзов), тудунов (768).
Тюрки, известные сейчас под названием «каракиргизы» и населяющие территорию между Китайским и Западным Туркестаном от реки Или до Памира в VI- IX вв. занимали бассейн реки Енисей к северу от Саянских гор (769).
Этот тюркский народ был известен китайцам еще в VI в. н.э. Тогда часть кыргызов вела кочевой, а другая часть - оседлый образ жизни, занимаясь земледелием. Их культурное развитие было достаточно высоким. Кыргызы сеяли ячмень и пшеницу. Кроме того, они разводили скот. У богатых кыргызов было по 5-6 тысяч лошадей. В их стране находились залежи золота, железной руды и свинца. Кыргызы добились значительного прогресса в производстве изделий из железа. В период, когда кыргызские ханы подчинялись тюркам, они выплачивали им дань в виде различных видов оружия из железа. Кыргызы использовали в своих войнах в основном лук и стрелы. Хана они называли «аджу». Богатые кыргызы носили одежду из соболиного меха. Женщины одевались в одежду из сукна и тафты (шелкового материала). Эти ткани привозились из Западного Туркестана и из города Бишбалык в Восточном Туркестане. Начиная с VI в., кыргызы знали тюркское руническое письмо (письмо орхонских памятников). От енисейских кыргызов осталось немало памятников с надписями (770). Они представляют собой камни, поставленные на могилах богатых и знатных кыргызов. Их надписи очень коротки. В них указаны лишь имя умершего и названия (имена) тех предметов и людей, которые он оставил в этом бренном мире. Но даже из коротких текстов можно почерпнуть некоторые сведения о хозяйственной и общественной жизни кыргызов. Например, в одной надписи говорится о том, что усопший оставил после себя шесть тысяч лошадей (надпись Уюк-Турана).
Другая надпись сообщает, что умерший оставил два «дома» (надпись Элегеша).
В третьей надписи сообщается, что, кроме других вещей, покойный расстался с золотом и серебром (надпись Берге) (771). Имеются ли здесь в виду изделия из золота и серебра или золотые и серебряные монеты? На этот вопрос нет ответа. Однако мы можем предположить, что часть этого золота и серебра была в виде монет. Основанием для этого предположения является то, что кыргызы имел и хорошо развитые торговые отношения с Восточным и Западным Туркестаном.
Так же как и докуз-огузы во времена Бумина и Кутлуга, кыргызы были подвластны тюркам.
В 845-847 гг кыргызы, пришедшие с Енисея, заняли территорию бассейна р.Орхон и создали на месте Уйгурского государства Кыргызское государство. Время, когда оно прекратило свое существование, точно неизвестно. Мож но предположить, что оно существовало приблизительно до 917 г. (772). После распада Кыргызского государства сам этноним «кыргыз» в Монголии постепенно исчез.
Поселившиеся в Монголии кыргызы вошли в состав других тюркских объединений и получили другие этнонимы. Только те из них, которые осели на землях между рекой Или и горами Памира, сохранили название «кыргыз».
В китайских источниках читаем следующее о древних кыргызах:
«Кыргызы делят время на двенадцатилетние отрезки и каждому из 12 годов дают название животного (774).
В стране кыргызов очень холодно. Кыргызы занимаются земледелием. Они выращивают ячмень и пшеницу. Занимаются также скотоводством. У богатых кыргызов иногда бывает по несколько тысяч лошадей. В стране кыргызов есть золото, железная руда и свинец. После дождей они собирают железо и в руслах рек. Оружием, сделанным из этого железа, можно легко резать даже шкуру носорога.
Кыргызы выплачивают дань тюркским ханам оружием, сделанным из железа. Оружие киргизов - лук и стрелы. У них есть знамена разных форм. С ло-во «аджу» по-кыргызски означает «хан». Перед ханским дворцом всегда находится знамя. Богатые носят одежду, сшитую из меха соболя. Народ же одевается в одежду из обь лчной кожи, отделанной мехом. Одеяния женщины шьются из сукна, шерстяной материи, тафты и других ценных тканей. Эти ткани кыргызы приобретают у арабов (775) и у купцов из города Бишбалык в Китайском Туркестане. Ставка хана кыргызов находится в снежных горах (776).
Ханский дворец обнесен стеной. Кыргызы выплачивают дань хану также в виде ценных мехов. Гражданское и военное управление передано чиновникам, поделенным на шесть разрядов (777).
В качестве свадебного подарка (калыма) кыргызы дают лошадей и овец. Богатые дают сотни, даже тысячи голов скота. Письмо и язык их похожи на письмо и язык уйгуров.
Законы у кыргызов очень суровые. Те, кто:
1. проявляет малодушие во время войны,
2. разбойничает,
3. надлежащим образом не выполняет обязанности посла,
4. не будучи компетентным, дает хану неправильные советы, касающиеся государственных дел, подвергаются смертной казни» (778).
Из этих сообщений, касающихся VIII-IX вв., следует, что в этот период кыргызы стояли на довольно высокой ступени развития.
Способность приобретать в Туркестане такие ткани, как тафта, свидетельствует о зажиточном образе жизни. В этот период кыргызы были оседлым народом, занимавшимся земледелием. Кыргызы использовали тюркское письмо, подобное письму орхонских надписей. Алфавит найденных в енисейском регионе древнекыргызских надписей практически тот же, что и в орхонских надписях.
Представления кыргызов о правовых отношениях и их обычаи, касающиеся этих отношений, не отличаются от таковых, имевшихся у северных уйгуров.
Так же как это было у северных уйгур, свадебные обряды кыргызов предполагали обязательную дачу калыма за невесту, то есть, институт семьи был у них вполне официален.
Система наказаний у кыргызов достойна внимания. Если мы проанализируем преступления, которые карались смертной казнью, мы увидим, что все они представляют угрозу безопасности и порядку в государстве.
Еще в период до нашей эры северные и южные предгорья Тянь-Шаня были заселены племенами, обладавшими высоким уровнем цивилизованного развития (779). Начиная со II в. до н.э. китайцы называли народ, населявший территории к северу от Тянь-Шаня и к югу от него на берегах р.Тарим «киу-сзу».
«Киу-сзу» были разделены на две части, причем каждая из них имела своего хана. Ставка одного из них находилась в южных, другого — в северных предгорьях Тянь-Шаня. Центральным городом на юге был Ко-аджанг (Турфан),э на севере же государственным центром «киу-сзу» являлся город, который китайцы называли Пейтин, а позже получивший название Бишбалык.
В конце концов, хан северных «киу-сзу» завоевал земли южных соплеменников и два ханства объединились. После этого город Турфан стал южной столицей хана, а Бишбалык (780) - северной.
Эти сведения о положении в Китайском Туркестане относятся к периоду правления в Китае династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Китайские источники сообщают о древнем населении Китайского Туркестана, в частности, следующее: «У них есть города, обнесенные стенами. Они умеют изготовлять одежду, не любят войну, в политике благоволят то к северу (к тюркским центрам), то к Китаю» (781).
Земли, занимаемые «киу-сзу» были очень удобными для возделывания, поэтому население издавна занималось земледелием и было миролюбивым.
Большинстве тюрков Китайского Туркестана в период господства «хьюнг-ну» (азиатских гуннов) подчинялись им. Вслед за падением Гуннского государства, «киу-сзу» попали под класть Китая. В 330 г. н.э. одно из их племен, именовавшееся «као-чанг», подчинило себе другие племена, и все население получило этот этноним. Около 466 г. Китайский Туркестан подпал под власть жу-жаней, однако глава «као-чангов» Се Чура был оставлен на своем посту. Потомки его находились под властью жу-жаней до VI в., когда Бумин создал Тюркское государство.
Около 506 г. власть в Китайском Туркестане перешла к военачальнику по имени Цокиа. Он был очень образованным правителем. Цокиа пытался распространить в Туркестане китайскую культуру.
В 520- 524 г.н.э. он направил в Китай посольство, которое передало императору просьбу Цокиа о посылке в Туркестан религиозной и исторической литературы, а также одного из университетских профессоров для назначения его министром образования. По повелению Цокиа в его дворце на стене была написана картина, на которой был изображен Конфуций с учениками (783). Если раньше тюрки оказывали культурное влияние на Китай, то в этот период они сами активно усваивали достижения китайской культуры.
При династи и Цокиа тюрки Китайского Туркестана находились в слабой вассальной связи с Китаем.
В период династий Бумина и Истеми восточная часть Китайского Туркестана была под властью рода Бумина, а западная - рода Истеми-хана. Около 630 г., т.е. после падения династии Бумина китайцы попытались решительным образом подчинить Китайский Туркестан. Император Китая в том же году написал внуку Цокиа, хану «као-чангов», письмо с напоминанием о его вассальных обязанностях. Оно не понравилось хану. В совершенстве владевший китайским языком, он написал императору стихотворное письмо, в котором отвергал его претензии (784). В конце письма была следующая фраза: «В следующем году я намерен со всем войском идти в поход на Китай».
Такое письмо хана, считавшегося вассалом Китая, было обусловлено внутренними причинами. Дело в том, что он заключил с ханом западных тюрков союз.
Китайский император упредил хана, послав в Китайский Туркестан войска. Ханское войско было разбито, а вскоре умер и сам хан. Наследовавший ему правитель признал вассальную зависимость от Китая.
В 641 г. китайцы захватили город Турфан и присоединили к Китаю Китайский Туркестан. Китайские исторические источники периода династии Тан (608-907) содержат, в частности, такие сведения о тюрках Китайского Туркестана и степени их политического развития.
I. Турфанское ханство. В его пределах находится 21 город. Столица -город Киао-Хо. Земли этой страны очень плодородны и возделаны. Там собирают по два урожая в год пшеницы и других зерновых культур. В этой стране выращивают вид растения (хлопок), из которого можно ткать холст (785).
II. Карашарское ханство. К западу от Турфана находится ханство Йен-ки (Карашар). Земля там поливается искусственным способом, и чрезвычайно приспособлена для земледелия. Население сеет просо и выращивает виноград. В стране существует торговля рыбой и солью. Люди, живущие там, бреют головы. Они носят одежду из шерсти. Население этой страны подвластно западным тюркам.
Народ Карашара любит празднества и веселье. В разное время года в честь различных людей приносятся в жертву животные (786).
III. Кучанское ханство. Оно находится к юго-западу от Карашара. Земля ханства тоже хорошо возделана. Выращиваются рис, конопля, пшеница, виноград. Есть там и золото. Что касается нравственности и обычаев населения, то оно любит общие праздники.
Население использует своеобразный вид горизонтального письма и исповедует буддийскую религию.
Люди там бреют головы. Только у хана длинные волосы. Его именуют «бей». Ставку хана называют «орда».
Горы «Ки», н аходящиеся к северу от этого города, местные жители называют «Ак-таг» (787).
Хан этой страны также находится в подчинении у западных тюрков (788).
IV. Кашгарское ханство. В этой стране много земель, не пригодных для возделывания. Земли, удобной для земледелия, мало. Тамошний хан женат на дочери хана западных тюрков. Народ этого ханства -зороастрийцы по вере (789).
V. Хотанское ханство. В этой стране есть река, из которой добывают яшму (790). Часть населения - буддисты, другая часть - огнепоклонники. Это ханство также подвластно западным тюркам. Народ любит песни и пляски. Кроме того, нахеление славится мастерством в ткаческом ремесле (791).
Мы не знаем наверняка, были ли тюрки Китайского Туркестана в подчинении у династии Кутлуга, однако известно, что сыновья Кутлуга Бильге и Кюль-Тегин совершали походы в Китайский Туркестан и доходили до города Бишбалык. (792). В надписях сообщается, что они не смогли его захватить (793).
В период правления Капагана (691-716) из династии Кутлуга Китайский Туркестан, по всей вероятности, подпал под его власть. Походы же Бильге и Кюльтечика были-, очевидно, предприняты для подавления мятежей.
Около 845 г., когда Северное Уйгурское государство пало, и в Северной Монголии стали властвовать кыргызы, большая часть племенных союзов докуз-огузов, по всей видимости, вынуждена была им подчиниться. Небольшая часть племен, не пожелавших находиться под властью кыргызов, бежала в Западный Туркестан, другие предпочли укрыться в Китае. Предводитель племен уйгуров (докуз-огузов), нашедших убежище в Китае, Панг-Тегин пришел к выводу, что дальнейшее пребывание подвластных ему тюрков грозит самому их существованию. Вместе с верными ему людьми он ушел из центральных районов Китая - вначале в провинцию Кан-Су, а затем в Китайский Туркестан. В короткий срок Панг-Тегин привел к покорности весь этот регион. Китайский император И Тсунг признал власть Панг-Тегина в Китайском Туркестане (860-873). Таким образом, к 865 г. там снова образовалось сильное тюркское государство. Китайцы называли его Хуэй-Ху (Уйгурское государство), в арабских источниках оно именуется государством докуз-огуз (794). Причиной такого названия явилось то, что основатель государства Панг-Тегин принадлежал к одному из племен докуз-огузов. Во время образования нового государства китайская династия Танг переживала у падок. Сильные внутренние противоречия не позволили китайцам противодействовать зарождению сильного тюркского государства.
В китайских летописях до 982 г. нет подробных сведений, касающихся государства докуз-огузов. Частично этот пробел восполняют записи о нем в арабских источниках. Например, в произведении арабского географа Ибн Хардадбеха (795) читаем следующее: «От Нешанджана до столицы хана докуз-огузов три месяца пути. В их стране очень много пастбищ и прекрасных пейзажей. Народ там относится к тюркскому корню. Их религия - манихеизм, или зороастризм. Хан находится в большом городе (796), у которого имеется 12 железных ворот. Население города - мани-хейцы. К северу от этой страны живут кимаки, к востоку, на расстоянии около 300 фарсахов, находится Китайское государство. У хана докуз-огузов есть золотой шатер. Он расположен перед дворцом правителя. Шатер очень большой и вмещает до 100 человек. Его можно увидеть с расстояния в один фарсах. Страна, населенная докуз-огузами, самая обширная из всех, где живут тюрки. На востоке она граничит с Китаем, на юге - с Тибетом, на западе - со страной карлуков» (797).
В произведении «Муруджу аз-захаб» (798), принадлежащем перу Ма-суди и написанном приблизительно сто лет спустя после книги Ибн Хор-дадбеха, есть следующие важные сведения о докуз-огузах:
«Докуз-огузы живут в городе Кушан (Куча). Этот город находится между Хорасаном и Китаем. Народ докуз-огузов в настоящее время (323 г. по хиджре - 943 г. по христ. летоисчислению) самый сильный, имеет хорошее правление. Их царь носит титул «эр-хан». Среди всех тюрков только они являются приверженцами манихейства.
Мы уже говорили о том, что из-за внутренних распрей в Китае нака-нун e падения династии Танг (около 907 г.) в китайских летописях до 981 г. не встречается достойных упоминания сведений о докуз-огузах. Под 981 г. в них говорится о Китайском посольстве, направленном к докуз-огузам. Речь идет о посольстве китайского императора к правителю Китайского Туркестана Арслан-хану. Имя посла было Уанг-Йен-Ти. Посол затем представил отчет о своей поездке, в котором, в частности, описывается увиденное им в столице тюркского хана. Мы считаем нужным привести здесь отрывок летописи дословно, так как он показывает уровень развития уйгурской цивилизации конца X в.:
Это - страна (Докуз-Огуз = страна Южного Хуэй-Ху) с очень теплым климатом. Жаркое время дня люди проводят в подземных жилищах.
У хана есть летние резиденции в северном Тянь-Шане. Поля и сады в окрестностях Турфана (южная столица) орошаются водой, подводимой из долины Кинлинг (799). В этой стране выращивают различные зерновые культуры, за исключением ячменя. Знатные люди этой страны употребляют в eдy конское мясо. Простой народ ест мясо гусей и уток (800). В этой стране нет бедных. Когда какой-то человек испытывает материальные затруднения, все общество помогает ему преодолеть их. По этой причине никто в этом народе не умирает преждевременно. Люди живут* долго (801). Народ там очень веселый и жизнерадостный. Люди любят жизнь, а особенно верховую езду. У них имеются духовые и струнные музыкальные инструменты. Население продает иноземцам меха соболя, белые ткани, украшенные узорами в виде цветов (орнаментом). Когда жители этой страны отправляются в долгое путешествие, они обязательно берут с собой какой-нибудь музыкальный инструмент. В стране находится около пятисот буддийских храмов. Кроме них, есть христианские церкви и храмы огнепоклонников.
Около одного из буддийских храмов находится библиотека. В ней хранятся книги по буддийской религии и документы переписки ханов с китайским императором. Жители страны отличаются умом, проницательностью, они честны и обладают способностью к ремеслам.
В стране чрезвычайно развито искусство обработки драгоценных камней. Жители умеют производить изделия из серебра, железа, золота и яшмы. Там есть много домов, состоящих из нескольких этажей. Цена хорошего коня - это штука (кусок) шелковой материи. Цена же рабочих лошадей - три аршина шелковой ткани. Здесь даже бедные едят мясо».
За некоторое время до прибытия посла Бишбалык-хан выслал человека для его встречи. После того как посол, прибыв в город, пробыл в нем семь дней, xaн принял его со всей торжественностью. Вот как описывает эту церемонию Уанг-Йен-Ти:
«Жена и дети хана стояли по обе стороны зала приемов. Группа музыкантов исполняла красивую мелодию на национальных инструментах. Посол вручил жене и детям хана заранее приготовленные подарки. Вечером того же дня в ханском дворце было дано своего рода театрализованное представление. На следующий день для китайского посла была устроена прогулка за городом на берегу озера. Сам он так пишет об этом: «Погода была прекрасной, с берега доносились звуки музыки». На третий день ханского приема Арслан-хан показал послу самые примечательные здания и места своей столицы. Среди них послу был показан построенный 300 лет назад (802) буддийский храм» (803).
Таковы сведения, оставленные нам Уанг-Йен-Ти, которые дают нам представление об уйгурской цивилизации, существовавшей тысячу лет назад (804).
Приведенные выше сведения китайских источников дают нам возможность составить верное представление о цивилизации древних уйгуров. Небольшой, но содержательный документ отчета китайского посла вводит нас в мир уйгурской культуры, на несколько минут переносит в древ-нетюркское общество. Читающий этот фрагмент невольно думает о том, что речь в нем идет о церемонии приема посла в современном мире, настолько высок уровень культурной жизни древних уйгуров.
Мы и до этого знали из китайских источников о высокой степени культурного развития уйгуров Китайского Туркестана. Однако до последнего времени нам была известна лишь небольшая часть остатков уйгурской цивилизации. По этой причине некоторые ученые ставили под сомнение уровень ее развития.
В последние 40-50 лет научные исследования и раскопки, проведенные на территории, населявшейся древними уйгурами, полностью подтвердили сообщения китайских источников. На этих землях было найдено много культурных памятников. Англичанин Арел Стейн, немцы Грюнведель, Хут и фон Лекок, француз Поль Пелио (805) провели ряд раскопок и исследований в древнеуйгурских центрах и обнаружили многочисленные памятники культуры, и в частности, письменные.
Поль Пелио в Китайском Туркестане, в месте под названием Туанг Ху-анг, нашел пещеру, заполненную рукописями. Большинство из них составляли уйгурские тексты. Часть рукописей сейчас хранится в Парижской Национальной библиотеке. Из немецких ученых больше всего уйгурских культурных рели ктов было обнаружено Грюнведелем и фон Лекоком. Привезенные ими из Китайского Туркестана уйгурские тексты в настоящее время хранятся в нескольких шкафах Берлинского этнографического музея (806).
Только небольшая часть уйгурских письменных памятников, обнаруженная учеными и перевезенная в библиотеки и музеи городов Европы, переведена на европейские языки и опубликована (807). Большая часть до сих пора не прочитана.
Исследование e территории древних уйгуров далеко от завершения. Несомненно, что и в дальнейшем в этом очаге древнетюркской культуры еще будут обнаружены памятники культуры (808). Многочисленность найденных до настоящего времени памятников свидетельствует о том, что тюрки Китайского Туркестана создали очень богатую письменную культуру и литературу. Литературный язык уйгурских тюрков был самостоятельным, в котором использовались собственно тюркские слова.
Просвещенн ые уйгуры смогли создать литературный тюркский язык, в котором использовались собственно тюркские религиозные и научные термины (809). В уйгурских текстах очень мало иноязычных слов.
Уйгурские письменные памятники написаны письмом, известным под названием «уйгурское письмо». Выше уже говорилось о том, что это письмо отличается от графики орхоно-енисейских надписей. Письмо этих надписей, использовавшихся древними кыргызами и тюрками Орхонского региона, было собетвенно тюркским. Оно — продукт тюркского гения.
Между тем письмо, известное как «уйгурское», как мы уже объясняли, есть форма самостоятельной системы письма, частично приспособленная к тюркскому языку.
Причины того, что цивилизованные уйгуры вместо тюркского письма восприняли чужую и несовершенную графику, кроются в конкретных исторических условиях. Это письмо было экспортировано в тюркскую среду миссионерами иноземных религий. До последнего времени считалась общепринятой мысль, что это письмо было разновидностью распространенного некогда в Сирии письма «сирияк», или по-другому, «эстрангело» и было внедрено в уйгурскую среду миссионерами-христианами несторианского толка. Однако теперь доказано, что «уйгурское письмо» произошло от арамейского. Уйгурское письмо приспособлено к уйгурскому языку приверженцами манихеизма.
Через уйгуров это письмо распространилось среди монголов и маньчжуров. В настоящее время оно является их национальным письмом.
Отметим, что памятники культуры Китайского Туркестана уйгурского периода не ограничиваются письменными текстами. Найдены также фрагменты настенного орнамента, узорчатые ткани, скульптуры и другие предметы (810).
Хотя сообщения древнекитайских историков и материальные находки последних лет достаточны для вывода о высоком уровне древнеуйгурской культуры, тем не менее эта культура еще не изучена надлежащим образом. Собрать все оставшиеся памятники уйгурской цивилизации, издать письменные тексты и, таким образом, открыть заново для нас и для всего мира этот блестящий период тюркской истории - вот задача национального масштаба, стоящая перед просвещенной тюркской общественностью.
Являлся ли Китайский Туркестан территорией, заселенной тюрками еще в доисторический период или же тюркское население осело там позже? Сегодня мы не имеем четкого ответа на этот вопрос. Один из самых выдающихся востоковедов XIX в. немец Клапрот считал, что народ «киу-езу», создавший в Китайском Туркестане в период до н.э. государство, имевший города, обнесенные стенами, и развитую культуру, был тюрк-сксто происхождения (Klaproth. ТаЫеаих historiques de Г Asie, p. 121-123).
В настоящее время часть ученых отрицает тюркское происхождение древнего населения Китайского Туркестана. Причины этого заключаются в следующем:
Ученые, проводившие исследования в Китайском Туркестане (среди них выделяют Арела Стейна, Поля Пелио и Лекона), нашли там произведения и документы, написанные на непонятном языке. Это один из индоевропейских языков, до сих пор бывший не известным науке. Европейские ученые называют его сейчас «тохарским языком» (A.Meillet, Indogermanisches Jahrbuch. T.I, р. 1-19.1.Vendryes, Dans «les langues du monde», p.42-44. P.Pelliot, Tokharien et koutceen, Journal asiatique, 1934,1, 52).
Мы не будем сейчас подробно объяснять причины, в силу которых данный язык был назван «тохарским». Это очень запутанный вопрос. Дл я того чтобы дать серьезное объяснение этому, потребовалось бы окинуть взглядом всю древнюю историю Среднего Востока.
Вкратце проблему можно описать следующим образом. Китайские источники сообщают о народе «юэджи». Согласно этим сообщениям, вначале они обитали на востоке Китайского Туркестана, затем, в период правления Кыюка, сына Мете, перекочевали в Западный Туркестан и далее в Северный Афганистан. Одновременно греческие историки и географы Страбон (Сh.XI) и Птоломей (Ch.VI,16) пишут о некоем народе «тохар», населявшем Северный Афганистан, а точнее-завоевавшем Бак-трию (Сев. Афганистан). Востоковеды, исходя из сходства сообщений китайских и греческих авторов, решили, что тохары и юэджи - оди н и тот же народ (см, например, Marquart, Eransehir, S. 15-207). Они утверждают, что если пришедшие с востока Туркестана юэджи тождественны тохарам, то и оставшееся население Китайского Туркестана, очевидно, было именно тохарским. Далее, они говорят, что найденные документы на индоевропейском языке принадлежат тохарам.
Ученые даже разделили «тохарский язык» на диалекты. Язык письменные памятников, обнаруженных около города Куча (Кушан), был назван кучанским (кушанским) диалектом, а язык документов, найденных в окрестностях Турфана, - турфанским диалектом.
Среди текстов, написанных этим языком, есть и документы официального характера. Именно они послужили части ученых основанием утверждать, что древнее население Китайского Туркестана было по происхождению не тюркским, а индоевропейским.
Мысль о том, что в очень древние времена территорию Китайского Туркестана могли населять нетюркские племена, по существу, вовсе не является недопустимой. Однако находки в этом регионе письменных памятников на так называемом «тохарском языке» не являются достаточным доказательством такой мысли. Наличие этих находок указывает на то, что население Китайского Туркестана издревле испытывало иноземное культурное влияние и до тех пор, пока местная культура не достигла достаточного уровня развития, племена, населявшие этот регион, использовали китайский, санскритский, согдийский и тохарский языки. В связи с этим, вполне ве роятно, что в древний период в Китайском Туркестане некоторые официальные документы составлялись на тохарском языке. Очевидно также, что в Китайском Туркестане в очень древний период кроме тюрков жили и некоторые другие племена.
Невозможно отрицать, что теперешнее население Ферганы говорит на тюркском языке. Предположим такую ситуацию, когда в результате изменений климата, природных условий или иного временного фактора города Ферганской долины окажутся под землей. Что обнаружат ученые, если будут проводить раскопки в этом регионе через тысячу лет? В развалинах Коканда, Андижана, Намангана они найдут больше письменных памятников на русском, персидском и арабском языках, нежели на тюркском. И что же, эти ученые на основании подобных находок, сделают вывод, что в X в. н.э. Фергана была населена русскими, арабами и иранцами? Естественно, что это было бы очень поспешным умозаключением.
Мы не останавливаемся здесь специально на проблеме государственного устройства древних уйгуров. Это устройство не имело отличий от устройства государства Кутлуга, ибо Северное Уйгурское государство было не чем иным, как продолжением государства Кутлуга. О тождественности устройства обоих государств ясно говорят исторические источники (811). Изменялась не структура государственного устройства, а правящая династия. Если в государстве Кутлуга правила его династия, то после 745 г. его сменила уйгурская династия.
Что касается государственного устройства южных уйгурских ханств доисламского периода, то оно по сравнению с государственным устройством государства Кутлуга было более развитым. Оно особо не отличалось от структуры устройства мусульманских уйгурских ханств. Если исключить титул высших государственных чиновников «улуг хаджип», заимствованный уйгурами из других мусульманских стран, то можно утверждать, что государство Арслан-хана X в. по своему устройству было приблизительно одинаковым с государством Кара Бугра-хана, визирем которого, как мы знаем, был Юсуф Хае Хаджиб.
Представления тюрков Китайского Туркестана исламского периода о государстве и праве и их структура управления описаны в книге «Кутадгу билиг» Юсуфа Хае Хаджиба. Выше мы уже обрисовали их в основных чертах. Теперь остановимся вкратце на проблеме частного права у древних тюрков. Для того чтобы говорить о древнетюркском частном праве достаточно подробно, необходимо было бы посвятить этой теме отдельный том (812), ибо она очень обширна. Рамки же данной книги не позволяют вдаваться в детали. Тем не менее мы постараемся дать общее представление об институте частного права древних тюрков (813).