Институт общественного права в тюркских государствах VI-VIII вв. и представления тюрков об общественном праве.
Нашими единственными источниками для изучения правовых институтов гуннского периода были китайские. Для периода тюркских государств китайские источники также остаются наиболее важными. Однако для изучения правовых институтов этого периода мы использовали также орхонские надписи, восточно-римские и арабские исторические источники.
Китайские летописи содержат достаточно подробные сведения о тюрках VI-VIII в.
Здесь мы даем некоторые и, как нам представляется, важные, с точки зрения истории культуры и права, фрагменты этих сведений в сжатом виде.
I. Когда тюрки выбирают хана, близкие сажают его на трон, сделанный из козьих шкур, и девять раз проносят по кругу. Каждый раз подданные приветствуют его. После церемонии приветствия хана, подхватив под руки, сажают на коня. Затем, когда хан сидит на коне, его шею начинают сжимать веревкой из шелковой материи почти до степени задушения. Однако его не душат до конца и ослабляют веревку. Потерявшего сознание хана спрашивают: сколько времени (сколько лет) ты будешь нашим ханом? Еще не пришедший в себя хан как бы в бреду произносит отдельные слова. Подданные по-своему растолковывают смысл этих слов и считают их ответом на свой вопрос. На основании такого ответа они судят о сроке, в течение которого посаженный на престол хан будет править.
II. Титулы высших чиновников у тюрков:
1) ябгу(636);
2) шад(637);
3) тегин (638);
4) алпагу (639);
5) тудун (640).
Существует еще много чиновников рангом ниже. Всего насчитывается 28 чиновничьих рангов.
Все чиновничьи должности переходят по наследству.
III. Оружие тюрков - это стрелы, свистящие стрелы, доспехи, копье, сабля и кинжал.
IV. Тюрки - отличные наездники и меткие лучники. Пряжки ремней они украшают рельефными и врезными мотивами (641). На верхнем конце древка тюркских знамен устанавливаются изображения головы волка, выполненные из золота.
V. Имя рода правящей династии (племени) - «волк».
VI. У тюрков нет письма (642). Количество людей (воинов), набираемых из народа и животных, а также размер налогов определяется и устанавливается путем вырезания знаков на деревьях.
VII. Стрелой с золотым наконечником делают на воске знаки в форме печати.
VIII. Согласно их уголовным законам, такие преступления, как мятеж, измена родине, убийство, прелюбодеяние с чужой женой, воровство привязанных лошадей, караются смертной казнью.
Совершивший насилие над молодой девушкой подвергается штрафу или наказывается принуждением к женитьбе на этой девушке.
Получившему в результате драки ранение выдается материальная компенсация. Человек, повредивший другому глаза, обязан был выдать за него свою дочь. При отсутствии дочери он отдает потерпевшему личное имущество своей жены.
Человек, причинивший вред какому-либо органу другого человека, наказывается тем, что отдает потерпевшему своего коня.
Укравший лошадь и другое имущество получает наказание в виде выплаты потерпевшему имущества, в десять раз превышающего похищенное (643).
IX. Останки умершего помещают в шатер. Сыновья, племянники, а также все родственники умершего мужского и женского пола приносят в жертву по овце. Этих овец кладут возле шатра, предлагая их покойному. Потом верхом на лошадях объезжают вокруг принесенных в жертву животных, издавая ужасные крики. Приблизившись к шатру, наносят себе на лице ножом небольшие порезы. Вытекающая из них кровь смешивается со слезами. После семикратного объезда вокруг шатра они останавливаются. В день, определенный ими как благоприятный, они сжигают на огне коня умершего и другие вещи, которыми он пользовался, и собирают пепел.
Умерших хоронят только в определенные периоды. Если человек умер весной или летом, они не хоронят его до тех пор, пока листья на деревьях не пожелтеют и не опадут. Умерших осенью и зимой хоронили только после того, как появлялись листья на деревьях и распускались цветы на лугах. В день погребения умерших, так же как и в день смерти, близкие покойных приносили в жертву овец, скакали на лошадях, ранили себе лицо.
X. На могиле умерших они ставят камни и каменную стелу с надписями. Число камней, расставленных вокруг могилы равняется числу врагов, которых он победил (644). XI. Сыновья, племянники и младшие братья женятся на вдовах от-
цов, дядей и старших братьев.
XII. Если тюрки и перемещаются с одного места на другое, но за каждым из них закрепляется участок земли.
XIII. Хан постоянно находится в горах Тукин (Отукен). Полог его шатра открывается на восток. Причина этого в том, что тюрки испытывают глубокое почтение к стороне света, откуда восходит солнце.
XIV Тюрки поклоняются джинам (демонам) и духам, верят жрецам (прорицателям). Они почитают религию. Каждый год хан вместе с высшими беями посещает пещеру предков.
XV Они стыдятся умереть от болезни, считают самой почетной смертью гибель на поле боя.
XVI. Их письмо походит на письмо варваров (645).
XVII. В общем, обычаи и традиции тюрков такие же, как обычаи и традиции (древних) гуннов.
XVIII. Обычаи и традиции западных тюрков почти такие же, как обычаи усуней - восточных тюрков. Только между наречиями этих двух групп тюрков существует небольшое различие.
XIX. И у западных тюрков есть титулы «ябгу», «шад», «тегин». Но у них эти титулы присваиваются лишь братьям и сыновьям хана.
XX. Тюрки каждый год в пятый день восьмого месяца (ноябрь) устраивают собрание. В связи с этим приносят в жертву животных. Во время собрания хан посылает одного из своих высших беев в пещеру предков для принесения им в жертву животных.
XXI. Тюрки - большие мастера добычи металла и изготовления из него разных орудий производства и оружия (646).
Понятие «государство» у древних тюрков и их представления о государстве.
Прежде чем приступить к рассмотрению политического устройства и правовых институтов тюркских государств VI—VIII в., необходимо дать ответ наследующие вопросы: «Какими были представления создавших великие государства тюрков о государстве вообще? Были ли у них четкие взгляды на институт государства?»
Ответить на эти вопросы можно лишь с помощью анализа сведений исторических источников.
Древние тюрки выражали понятие «государство» словом «иль».
Радлов, который первым перевел на немецкий язык орхонские надписи, предложил в качестве аналога слову «иль» термин «Stamm gemeinschaft» (племенная общность) (648). Томсен же считал это слово равнозначным слову «империя» (Empire) (649).
По моему мнению, обе интерпретации неудачны. Предложенные термины не являются полными аналогами слова «иль».
Подлинный смысл «иля» выражается словами «организованное политическое сообщество, государство» (650).
Слово «иль» в тюркских наречиях и диалектах имеет несколько очень близких по смыслу значений: «связь, узы, отношение, соединение, мир». На уйгурском языке глагол «ильмек» означает «закрывать». В джагатай-ском наречии оно имеет такой же смыл. В турецком языке существительное «ильмек» означает «связь», «то, что связывает». «Иль» в алтайском языке имеет смысловое значение «связь» и «отечество» (651). С якутского «иль» переводится как «хорошая дружба, любовь, мир, спокойствие, миролюбие» (652). В казанском наречии глагол «иллешмек» означает «привыкать, привязываться, часто посещать» (653). Итак, мы видим, что во всех тюркских наречиях и диалектах слово «иль» прямо или опосредованно соответствует смыслу «связь, отношение, хорошее отношение, соединение».
Этот смысл в применении к большим человеческим коллективам может быть выражен только словами «объединенный, соединенный (политически организованный) народ, государственным образом организованная нация». Юридический термин для обозначения такой нации (народа) - «государство» (654).
Слово «иль» в древнеуйгурских документах всегда использовалось для обозначения государства (655).
В «Тюркском словаре» Махмуда Кашгари слово «иль» также выражает понятие «государство» (656). В «Кутадгу билиг» «иль» используется в аналогичном значении (657). Наконец, очевидно, что «иль» орхонс-ких надписей означает «самостоятельное государство» (658).
Согласно современным правовым воззрениям, условием существования государства является наличие властных отношений и правовых норм, которые объединяют народ, живущий в этом государстве. И древние тюрки считали, что существование «иля» обусловлено существованием власти.
Власть в любой исторический период находится в руках той или иной прослойки, группы народа. Отношения с властью и степень участия в ней других слоев меняется в зависимости от формы правления.
В тюркских «илях» было три субъекта власти, три элемента, которые использовали власть: хан, беи и народ («будун»). Участие во власти этих трех элементов различно. Если власть хана всеобъемлюща, то власть беев относительно ограничена. А власть народа проявляется только в определенное время. Однако, согласно воззрениям тюрков, народ является постоянным источником власти.
В современной науке о праве считается общепринятым положение о том, что государство есть там, где существует политически организованная и самостоятельная людская общность. Слово «государство» выражает как власть, так и подчиненную этой власти организованную (структурированную) общность людей.
У древних тюрков «иль» - это тоже политически организованная общность. Однако, по представлениям тюрков, для существования государства только организационного устройства недостаточно. Еще одним обязательным условием существования «илей» является независимость.
В период до Кутлуг-хана тюрки, несомненно, обладали организационной структурой. Однако, несмотря на то, что тюрками управляли тюркские же тудуны, они были китайскими чиновниками, исполнявшими распоряжения китайской власти. Тюрки, оставившие орхонские надписи, считали, что до Кутлуга у тюрков не было «иля». «Тюрки потеряли «иль» и «торе» -так говорится в орхонских надписях (659).
Не было «иля», ибо не было независимости. Однако, согласно представлениям тюрков о государстве, и этого компонента было недостаточно для его функционирования. Требовалось третье условие - наличие авторитетной силы принуждения. Авторитет власти определяется степенью подчинения ей подданных.
Тюркский хан Кутлуг и его потомки не довольствовались завоеванием земли какого-нибудь племени. Они заставляли местное население беспрекословно подчиняться их воле и организовывали их административно (660).
Бильге-хан, обращаясь к тюркскому народу, говорит: «Бильге-хан организовал тебя благодаря твоей покорности» (661).
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что древние тюрки представляли «иль» как единое целое, состоящее из трех частей: устройство (формирование), независимость и авторитетная власть.
Кроме того, у «иля» должна быть определенная цель. В орхонских надписях этой целью провозглашается безопасность и порядок.
Орхонские надписи сообщая о завоевании Кутлугом и его преемниками определенной страны и покорении ее народа, тут же объясняют, что «он воцарил в народе мир и порядок» (662).
Но у государства, кроме задач водворения мира и порядка, есть и другая высокая цель: обеспечение справедливости. Справедливость -это цель и одновременно условие существования тюркского «иля». В орхонских надписях говорится о том, что причиной падения государства Бумина был отход беев от принципа справедливости (663).
В соответствии с представлениями тюрков, оставивших нам орхонские надписи, «иль» можно охарактеризовать следующими словами: Иль - это самостоятельная политически организованная общность, подчиняющаяся авторитетной власти, имеющая своей целью обеспечение безопасности и справедливости.
В этом состоят воззрения великого тюркского рода, основавшего очень много государств, на сущность государства и на его цели и идеалы.
Далее, опираясь на сведения орхонских надписей, а также китайских и византийских исторических источников, мы определим представления об общественном праве и государственном устройстве в государстве, созданном народом, который вышел на мировую арену под именем «тюрки».