Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ГЛАВА III. Докуз-огузы (уйгуры)

§ 78. Докуз-огузы (уйгуры)

Одной из причин падения династии Бумина было восстание племенных союзов толосских тюрков, обитавших на севере Монголии. Китайцы именовали их в разные исторические периоды по-разному. В III в. н.э., например, китайцы называли толосских тюрков (занимавших бассейн реки Тола) «као-че» (599), а во время правления в Китае династии Суий (581-618 гг.) это имя получило другой вариант - «хуэй-ху». В то же время в летописях кроме этнонима «хуэй-ху» в применении к толос-ским тюркам применяется и другой - «девять племен» («киу-синг») (600).

В орхонских надписях эта группа тюрков также именуется «токуз огуз» (601). В середине VIII в., около 745 г., союз девяти племен («докуз оклар») создал новое государство. По названию племени, из которого происходил избранный хан (602), оно стало именоваться Уйгурским государством. Вот почему в научном мире оно известно под этим названием (603). Об этническом происхождении, языке, культуре уйгуров имеется немало литературы на европейских языках (604). Вопрос о происхождении и степени культурного развития этого тюркского племени стал предметом спора между учеными.

В настоящее время тюркское происхождение «хуэй-ху» («докуз-огу-зов») доказано. Однако до сих пор связь между «хуэй-ху» китайских источников с «токуз-огузами» орхонских надписей и, наконец, с появившимся впоследствии этнонимом «уйгур» считается спорной (605).

Китайские историки оставили нам названия девяти оймаков толосских тюрков. Это «ёлоко», «ху-ту-ко», «ху-ло-ву», «мо-ко-си-ки», «а-ву-тсё», «ко-са», «ху-ву-су», «ё-ву-ко» и «хье-сье-ву» (606).

Несомненно, что это - искаженные в китайском произношении тюркские слова. Были предприняты попытки установить их точное неискаженное звучание (607).

Каждый из племенных союзов («ок») состоял из нескольких оймаков, а каждый оймак (племя) - из нескольких родов.

Установлены названия некоторых оймаков объединения «йолоко» (в т.ч. оймаков, присоединившихся к нему): «бугу», «хун», «байырку», «тонгра», «ссы-кие», «кипи» (608). Выдвинуты предположения, что по-тюркски слово «ёлоко» должно писаться как «йол-гур», «улгюр» или «уйгур» (609).

«Толосы», образовавшие объединение девяти племен, в гуннский период подчинялись династии Мете, в послегуннскую эпоху - династии «Сьен-пи» и далее династии «Жу-жан». Предводитель алтайских тюрков Бумин-хан, основавший в середине VI в. тюркское государство, подчинил себе и докуз-огузов. Тюрки-«толосы» (докуз-огузы) составляли главную силу этого государства, потому что были очень многочисленны. Только после подчинения «толосов» алтайские тюрки смогли создать государство в бассейне Орхона (610).

Однако, составляя самую могущественную силу Тюркского государства в военном отношении, докуз огузы одновременно явились элементом, который способствовал его ослаблению, так как подчинение докуз огузов династии Бумин-хана имело непрочный характер.

Докуз-огузы были конфликтным, не хотевшим никому подчиняться народом. Они постоянно искали подходящего случая для мятежа против власти. Докуз-огузы строго придерживались своей древней традиции, предусматривавшей разделение на племена (оймаки). И при Буми-не, и при последующих правителях подчинение докуз-огузов верховной власти было номинальным, поверхностным.

На всем протяжении истории тюрков, вплоть до наших дней, у них наблюдается противоборство двух тенденций. Одна из них выражается в стремлении создавать крупные тюркские государства путем объединения всех тюрков. Мете Багатур, Бумин и Истеми - это герои, которые боролись за осуществление этого идеала. Вторая тенденция характеризуется стремлением к племенной, групповой обособленности. Во все исторические периоды наиболее яркими представителями второго течения были докуз-огузы. Правила, которые у докуз-огузов регулировали функционирование племенной организации (структура «огузов»), считались своего рода священными законами. Вот почему тюрки-«толосы» не желали следовать законам, которые устанавливали великие ханы из других тюркских родов. Более того, они стремились выйти из-под власти великих ханов.

Китайцы хорошо знали об этих устремлениях северомонгольских «толосов» и всегда старались использовать их в целях уничтожения тюркских государств.

«Толосы», в свою очередь, надеялись путем сотрудничества с Китаем вернуть себе прежнюю свободу и самостоятельность. Однако на деле они оказались лишь орудием проведения политики Китая, т.е. фактически служили китайцам. «Освободившись» от власти великих ханов, они неизменно оказывались в подчинении у Китая.

Борьба докуз-огузов с династией Бумина приобрела в VII в. особенно жесткий характер. Даже в период правления этой династии племенная организация докуз-огузов не была упразднена полностью. «Толосы» (докуз-огузы) управлялись своими предводителями, которые хотя и были подданными тюркских ханов, но пользовались определенной автономией. По мере ослабления династии Бумина их отношение к великим ханам претерпевало изменения. Они стали вести себя гораздо свободнее. В начале VII в. докуз-огузы подпали под власть правителя западных тюрков Чур-хана. Чур хан (611) допустил большую ошибку. Для укрепления своей власти над племенными союзами толосов (докуз-огузов) он совершил преступление, казнив всех предводителей огузов. Это не только не укрепило власть хана, но, напротив, вызвало восстание докуз-огузов. Мятеж подняли оймаки «байырку», «тонгра» и «бугу», входившие в племенной союз «йолоко». Они провозгласили предводителем всех «оков» («огузов») одного из племенных вождей и дали ему титул «тегин огузов» (612). Те-гин за короткое время собрал 100-тысячное войско (613). Тегину огузов наследовал его сын Пуса. При нем докуз-огузы получили реальную самостоятельность. Для того чтобы свергнуть династию Бумина, Пуса решил заключить союз с другими тюркскими племенами. Одним из сильнейших племен тюрков в тот период были «сыр-тардуши». Их предводитель Инан также желал свержения последнего хана из династии Бумина - Киели-хана. Пуса и Инан заключили с этой целью союз. Объединенное 100-тысячное войско двух племенных союзов напало на Багатур Шада Киели-хана. Тот потерпел поражение и с остатками своего войска попытался бежать на Алтай. Однако путь беглецам преградили китайцы и нанесли им решающий удар. Багатур Шад Киели-хан был пленен (630 г.). После этих событий область гор Отукен, где находился древний центр государства, вышла из-под контроля династии Бумина.

 

К оглавлению книги