В период правления династии Бумина Западный Туркестан, казахские степи и территории, занятые восточно-европейскими тюрками, были присоединены к Тюркскому государству. Это сделал брат и соратник Бумин-хана Истеми «Ябгу».
До возникновения государства Истеми-Бумина в Западном Туркестане господствовали тюрки-белые гунны, известные по западным источникам как «эфталиты», а по арабским - как «хайталы». Государство белых гуннов было могущественным. Кроме Западного Туркестана население, обитавшее к западу и к югу от реки Амударья, также было подвластно белым гуннам.
С целью подчинить себе белых гуннов Истеми-хан заключил союз с Ираном. Предложив иранцам занять территории к западу и югу от реки Амударья, он таким образом предупредил возможный союз Ирана с хай-талами (белыми гуннами). Затем Истеми-хан объявил войну белым гуннам и после победы над ними присоединил Западный Туркестан к Тюркскому государству (563 567 гг. н.э.).
Вслед за этим Истеми-хан подчинил своей власти вначале земли, на которых сегодня обитают казахские (киргизские) тюрки, а затем всех тюрков и нетюркские племена, жившие между Волгой и Уралом и к северу от Черного моря. Таким образом, было образовано большое государство с границами от Китайского Туркестана до бассейна Волги и от Ирана до Сибири.
В соответствии с тюркской традицией западная часть Тюркского государства подчинялась династии Бумина, правившей его восточной частью. Однако так дело обстояло только в теории. На самом деле государство Истеми было самостоятельным, потому что западная часть Тюркского государства была больше восточной по территории и населению, и ее земли были более плодородны.
В государство Истеми «Ябгу» (Истеми-хан был обладателем этого титула) входили часть Китайского Туркестана, весь западный Туркестан до Каспийского моря и реки Волга, все земли, ныне населенные казахами и киргизами. Кроме того, Крымский полуостров и Северное Причерноморье, составляющие сейчас южную часть России, также находились под властью династии Истеми-хана.
У Истеми-хана было 2 столицы. Одна, находившаяся в Китайском Туркестане называлась Актаг (579), а другая - город Талас, находившаяся на севере Западного Туркестана, на реке Чу (580).
Истеми-хан не ограничился тем, что подчинил себе Западный Туркестан и создал государство. Он заботился о процветании населения, жившего под его властью, и предпринимал усилия по развитию сельского хозяйства и торговли. Истеми должен рассматриваться как один из самых великих и могущественных правителей мира VI в. Он установил отношения со всеми крупными государствами своего времени (581).
После Истеми-хана на престоле Западного Тюркского государства воцарился его сын Тарду-хан (576-603 гг.). Согласно тюркской государственной традиции, хан, правивший восточной частью единого тюркского государства, считался более могущественным, чем хан западной части. Хан восточной части считался великим ханом, каганом. Хан, правивший западной частью, должен был ему подчиняться.
Подобно тому как Истеми-хан подчинялся Бумин-хану, Тарду-хан должен был подчиняться Ишбара-хану.
Однако Тарду хан, который управлял достаточно развитым в культурном отношении населением, занимавшим очень плодородные и богатые земли, подобно своему отцу Истеми-хану, в свое время состоявшему в политических отношениях с Ираном и Восточно-Римской империей, пренебрежительно относился к правившему в восточной части Ишбара-хану. Тот, в свою очередь, завидовал Тарду-хану. Китайцы решили воспользоваться конкуренцией и враждой между двумя ханами Тюркского государства. Сначала с целью разрушить более близкое им Восточное Тюркское государство они сделали вид, что поддерживают западных тюрков. Они старались любыми способами дать понять Тарду-хану, что считают его более великим, чем Ишбара-хан. Когда во дворец китайского императора прибывали послы обоих ханов, то вначале демонстративно принимался посол Тарду-хана. Китайцы отправили Тарду-хану в качестве подарка сделанное из золота древко знамени. Верхний конец древка был выполнен в форме волчьей головы, а, согласно тюркской традиции, обладание древком с изображением волчьей головы было привилегией великого хакана. Таким образом китайцы хотели продемонстрировать Тарду-хану, что считают его великим хаканом.
Эти действия китайцев были не чем иным, как заговором против тюркского единства. И тюрки не замедлили самым наивным образом попасть в ловушку китайцев. В результате целый ряд беев восточных тюрков подняли мятеж против Ишбара-хана, а один из них - Талупиан (582), бежал к Тарду-хану. Он стал провоцировать его против Ишбара-хана и в конце концов добился того, что Тарду-хан объявил войну восточному хану. Борьба между двумя частями Тюркского государства продолжалась несколько лет. В конце концов измотанное этой борьбой государство Ишбара-хана ослабло и было вынуждено признать протекторат Китая (583).
Тарду-хан был вторым выдающимся правителем западных тюрков. Он также установил отношение с Ираном и Византией (584). После смерти Тарду-хана (603 г.) прошло 8 лет, пре'жде чем на трон Западного Тюркского государства воссел его внук Шекоэй-хан (611-618 гг.). После него правил его брат Тонг Ябгу-хан (618-630 гг.). Он тоже считался одним из выдающихся ханов западных тюрков.
Тонг Ябгу подчинил своей власти толосских тюрков, которые к тому времени разделились на 9 племен (докуз «огуз»). Он также завоевал земли к югу от реки Амударья и таким образом расширил границы Тюркского государства. Тонг Ябгу также занял несколько областей Северного Афганистана, но оставил правителей этих областей на своих местах. Он пожаловал им титул алпагу (585), а для наблюдения за их деятельностью назначил чиновников, называвшихся «тудунами». Обязанностью тудунов был надзор за деятельностью местных беев и сбор налогов с населения (586).
Тонг Ябгу был одной из выдающихся личностей тюркской истории доисламского периода. Он заслужил славу среди тюрков, благодаря своим завоеваниям и военной мощи.
Помимо Западного Туркестана, немало беев из Восточного Туркестана признали власть Тонг Ябгу-хана.
Китайский путешественник Хьювем Цанг, совершивший в 613 году поездку по тюркским землям, оставил об этом правителе сведения, достойные внимания. Он встретился с Тонг Ябгу около города Талас, на севере Западного Туркестана, во время военных учений. Китайский путешественник так пишет о тюркском правителе и его армии: «На хане была одежда, сшитая из зеленой шелковой ткани. На голове его был тюрбан из шелковой же ткани длиной 10 м. Этот тюрбан полностью закрывал волосы хана. Свита хана состояла приблизительно из 200 человек. На них была одежда из узорчатой шелковой материи. Волосы покрывал головной убор. Вокруг хана было очень много всадников. Они носили одежду из тонкой шерсти. В руках они держали длинные копья, знамена и луки. Боевых всадников было так много, что их всех невозможно было обозреть взглядом» (587).
Тонг Ябгу скончался в 630 г. После этого среди западных тюрков началась междоусобица. Не осталось хакана, который правил всеми тюрками Западной Азии. Западное Тюркское государство распалось, снова появились союзы племен («ок-огуз»).
Древние тюрки называли тюрков, населявших земли от Китайского Туркестана до Каспийского моря и реки Урал и от Сибири до реки Аму-дарья «он-оками» (588). Причины, по которым этим тюркам были даны такие названия, требуют обстоятельного объяснения. Общеизвестно, что в истории всех больших наций, достигших высокой степени цивилизованного развития и сумевших создать государства, был период племенных союзов (confederation de tribus). До образования великих тюркских государств и в периоды их распада тюркские этносы представляли собой племенные союзы. Слово «племя» не имеет точного смысла потому, что племенем часто называются и роды, и оймаки, и аширеты (кочевые племена), поэтому для того чтобы более четко выделить существенные черты и элементы племенных союзов, мы будем употреблять далее тюркские термины. Как известно, у тюрков после такой единицы, как семья (famille) следует такая общественная единица, как род, который у древних тюрков назывался «огуш» и «уруг». Более высшим общественным образованием после рода является «оймак» (589). Объединение нескольких оймаков у древних тюрков называлось «ок» (590). Если число «оков» было более одного, их называли «оклар» или «огуз» (591). Число племенных союзов - «оков», «огузов», в тюркских племенных общностях, обитавших на определенной территории и объединенных общим этнонимом, не изменилось в течение всего времени существования общности. Из тюркской истории известно, что общности, сохранявшие единство на протяжении длительного исторического периода, кроме этнического названия могли именоваться и по числу входящих в них «оков» или «огузов». Например, если тюркская общность «а» подразделялась на три «ока» (три «огуза»), то ее могли называть «уч огуз», если на девять «оков», то «докуз огуз», если на десять «ок»ов, то «он огуз» (592).
Так же как каждый род, каждый оймак (племя) имел своего главу, у каждого племенного союза был свой предводитель, который назывался «тудун», «чур» или «шад».
Разделение тюрков на «оки» (союзы оймаков) существовало еще во времена азиатских гуннов (593).
Когда среди глав «огузов» появлялся человек, являвшийся сильной и решительной личностью, способной объединить под своей властью большую часть тюркских «огузов», он основывал страну («ил»), государство. Основатель государства брал себе титул «ильхан», «каган».
Все крупные тюркские государства были созданы именно подобным образом, когда сильная личность, энергичный военачальник, смелый и решительный глава «огуза» подчинял себе другие «огузы» («оки»). Однако было бы неправильно сводить причины образования тюркских государств к выдающейся роли отдельных личностей. Для возникновения таких государств требовался целый ряд экономических, исторических и политических предпосылок. Насколько для создания тюркских государств необходимы были выдающиеся личности, настолько же для их стабильного существования нужны были мудрые, отважные и справедливые ханы (594). Когда тюркские государства лишались таких ханов, они начинали слабеть и в конце концов распадались. Население таких государств снова делилось на племена (оймаки) и на союзы племен, которые именовались либо традиционными этнонимами (595), либо, в случае образования новых племенных союзов, получали новые названия (596).
А сейчас вернемся к причинам наименования древних тюрков Западной Азии «он оками». Главной причиной этого является то, что западные тюрки жили племенными союзами («он оками», «он огузами»).
В 630 году, после смерти Тонг Ябгу - последнего выдающегося хана Западного Тюркского государства, созданного Истеми-ханом, это государство распалось. Место единого Тюркского государства заняли руководимые каждый своим предводителем «оки». Тюрки Западной Азии образовали «он ок» (объединение союзов оймаков). Но само это объединение разделилось на две большие группы: тулу и нушепи. Каждая группировка состояла из пяти «оков». Граница между ними проходила по озеру Иссык-куль. «Тулу» населяли земли к востоку от него, а «нушепи»- к западу. Тот факт, что после распада государства тюрки Западной Азии разделились на «ок», и говорит о том, что традиция такого разделения существовала у них очень давно (597).
В период от начала правления Истеми-хана до окончания правления Тонг Ябгу тюрки Западной Азии были подвластны великим ханам и поэтому объединения «оков» перестали играть важную политическую роль. Однако после смерти Тонг Ябгу значение этих объединений (союзов) возродилось. Как было указано выше, они разделились на две большие группировки, и во главе их стояли самостоятельные вожди.
Тюрками «нушепи» сначала предводительствовал Ше Ябгу, затем Тулу-хан и Тиелише-хан (ум. в 639 г.). Последний в короткое время заставил подчиниться себе и тюрков «тулу», объединил их с «нушепи» и стал носить титул хана.
Тиелише-хан поставил во главе «оков» (союзов оймаков) предводителей, которые именовались титулом «шад». Но после смерти хана политическое единство «нушепи» и «тулу» вновь было нарушено. Предводитель «тулу» снова обрел самостоятельность.
После Тиелише-хана у «нушепи» были следующие правители: Ябгу-хан (640-641), Шекуэй II, Ченчу Ябгу.
Правителями «тулу» были Багатур-хан, Тулу-хан (ум. в 643 г.), Холу (Кара-хан). Холу приложил немало усилий, чтобы снова объединить «тулу» и «нушепи», но не добился этого. Во время войны с Китаем он попал в плен (657 г.). Предводитель «нушепи» Ченчу Ябгу также два года воевал с китайцами, но в 659 г. потерпел поражение. Это - дата крушения Западного Тюркского государства.
Все ханы, имена которых названы выше, принадлежали к династии Истеми. Они, подчинив своей власти наследственных предводителей племен, старались придать союзам племен характер государства, другими словами, они превратили их в беев-феодалов или наместников. Однако понятно, что даже в условиях, когда ханы назначали «шадов» в каждый оймак (племя), роль их наследственных вождей все же сохранялась. То обстоятельство, что Тонг Ябгу, оставив на своих местах местную знать Северного Афганистана, назначал «тудунов» для контроля за ними и что в китайских источниках говорится о титулах предводителей оймаков у «тулу» и «нушепи» (598), говорит именно об этом.