Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

КНИГА II. ГЛАВА I.

ВТОРОЕ КРУПНОЕ ТЮРКСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПОЯВЛЕНИЕ ТЮРКОВ НА ИСТОРИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ СОБСТВЕННО ПОД НАЗВАНИЕМ «ТЮРК»

§ 74. Великое тюркское (557) государство, основанное в VI в. н.э. (546-659 гг. н.э.)

Великое тюркское государство, основанное в VI в. н.э. Его происхождение. Первое появление тюрков на исторической сцене под названием «тюрки». Бумин-хан. Раскол государства на две части. Западное тюркское государство. Истеми-хан. Его внешняя политика. Отношения с иранцами. Отношения с Византией. Причины падения государства. Возрождение тюркского государства. Кутлуг-хан. Государственная организация у тюрков в VI—VIII вв. Институты общественного права.

После распада государства азиатских гуннов в Монголии было создано государство Сьен-Пи. Хотя этнические корни народа, создавшего это государство, точно не определены, все же предполагается, что он не был тюркским. По всей вероятности, «Сьен-пи» были предками народа, известного ныне под именем «маньчу».

В период правления «Сьен-пи» большинство тюркских племен, которые ранее подчинялись гуннским правителям, были вынуждены признать власть новой династии.

Какой бы не была в этническом плане династия Сьен-пи, основным населением государства были тюрки. Скорее всего и государственным языком был тюркский язык (558).

Государство Сьен-Пи существовало до конца IV века. После этого, приблизительно в 400 г. н.э., в Монголии образовалось государство Жу-Жан. Во главе его находился правящий род, этнически не относившийся к тюркам (559). В 400 г. н.э. Жу-Жан представляло собой мощное и полностью самостоятельное государство Восточной Азии. Обитавшие в Монголии и Китайском Туркестане все тюркские народы находились под властью династии Жу-Жан.

Ханы жу-жанов имели свою ставку в Китайском Туркестане. Территория государства простиралась от Маньчжурии до располагавшегося в

Китайском Туркестане Карашара (560).

§ 75. Выход тюрков на историческую сцену под именем «тюрк»

Приблизительно в середине VI в. в горах Алтая жило тюркское в этническом отношении племя, самоназванием которого было «тюрк».

Тюрки, обитавшие в плодородных и богатых железом и золотом долинах Алтая, долго жили в условиях мира и процветания, и поэтому их численность значительно увеличилась. В культуре также был достигнут большой прогресс. Тюрки, занимавшиеся и сельским хозяйством, и ремеслами, получили наибольшую известность как мастера обработки металла В частности, у них были развиты добыча железа, меди и золота, выплавка и изготовление из металла орудий труда, предметов вооружения и украшений.

Многочисленность, высокий уровень развития цивилизации, мастерство в ремеслах позволили алтайским тюркам стать в середине VI века самым культурным и могущественным тюркским народом Центральной Азии.

Как было указано выше, в этот исторический период (т.е. в середине VI в.) алтайские тюрки, подобно всем тюркам Восточной и Северной Азии, были подвластны правителям из рода жу-жан. Алтайские тюрки платили им дань в виде орудий труда и предметов вооружения из металла. Развитые в культурном отношении алтайские тюрки, видя в жу-жа-нах диких варваров, считали подчинение им позорным для себя. С некоторых пор они вынашивали планы избавления от власти жу-жанов и выжидали удобный момент для их осуществления. И этот случай вскоре им представился: около 546 г. н.э. населявшие северную часть территории, называемой сейчас Монголией, тюркские племена, известные под именем «толос» (561), подняли мятеж против жу-жанов.

Предводитель алтайских тюрков Бумин изъявил желание взять на себя миссию подавления «толосов». Жу-жанский правитель охотно принял это предложение.

Силами алтайских тюрков Бумин за короткое время подавил восстание толосов и подчинил их своей власти. Таким образом, он стал повелителем тюрков бассейна рек Орхон и Тола в Северной Монголии (546 г.), которая со времен гуннов считалась всеми тюрками политическим центром.

После этих успехов Бумин стал просить у жу-жанского правителя Анакувая отдать ему в жены дочь. Правитель отверг просьбу и дал следующий оскорбительный ответ посланнику Бумин-хана: «Вы - кузнецы и являетесь нашими рабами. Как вы смеете разговаривать с нами подобным образом (просить в жены мою дочь)?» (562).

Такое поведение жу-жанского правителя вызвало гнев Бумина, однако великий тюркский предводитель сразу не стал давать выхода своим чувствам. Он счел более разумным выждать удобное время для отмщения, а пока он, устанавливая единую власть для всех тюрков, решил политически их объединить. Вступление в противоборство с жу-жанами до того, как Бумин мог собрать силы, могло бы помешать осуществлению этой высокой цели.

Вскоре после этого Бумин изъявил желание взять в жены дочь западного Вэя (Тоба), правившего в Северном Китае (563). Династия Вэй была тюркской по происхождению.

Северо-китайский правитель с благосклонностью отнесся к просьбе Бумина. В 551 г. Бумин женился на дочери китайского правителя. После того, как он таким образом обеспечил мирные и дружеские отношения с Китаем, Бумин восстал против жу-жанов и объявил им войну (552 г.). Жу-жаны потерпели в ней поражение, а Анакувай в отчаянии покончил с собой (564).

После этой большой победы Бумин бей в 552 г. объявил независимость тюрков и создал новое государство. Себе он взял титул «ильхан», а супругу удостоил титула «катун» (565).

Вслед за этим все тюркские племена, жившие на территории Монголии, Китайского Туркестана и Южной Сибири подчинились власти Бу-мин-хана. Правитель тюрков незамедлительно создал организационную структуру государства, установил важные законы, учредил должности и посты. Всех государственных чиновников он разделил на 28 категорий и ввел среди них субординацию.

После того, как он достиг своей великой цели, Бумин-хан прожил недолго. Согласно одному преданию, он умер в том же 552 г., по другому преданию - в 553 г. (566).

Бумин-хан оставил после себя великое наследие. Это было большое тюркское государство, в котором обширные пространства от Маньчжурии до озера Балхаш и от Байкала до Великой Китайской стены управлялись из единого политического центра.

Подвластные ранее жу-жанам тюркские племена были подчинены тюркской династии, большая часть азиатских тюрков была политически объединена так же, как во времена центрально-азиатского Гуннского государства.

Таким образом, древнее и славное Гуннское государство было возрождено. На сей раз этот великий род вышел на сцену истории под славным именем «тюрк», которое навечно закрепилось за ним в дальнейшем. Если до Бумин-хана это название было этнонимом лишь одной группы, то после него оно стало именем всего рода, всех людей, говорящих по-тюркски (567).

Однако для того чтобы подчинить всю тюркскую расу, все говорящие на тюркском языке племена единому центру, необходимо было привести к покорности также тюрков Западного Туркестана и Восточной Европы. Осуществление этой задачи выпало на долю брата Бумин-хана,  Истеми-хана, бывшего сподвижником во всех его победах. Естественно

предположить, что после растянувшегося на четыре столетия периода рабства и раскола создание в VI в. великой тюркской империи вызвало чувство гордости у всех представителей тюркской расы.

Имена и слава Бумина и Истеми передавались у тюрков из поколения в поколение в качестве устной традиции. Оба они всегда считались национальными героями. Орхонские надписи, выбитые на камне спустя 180 лет после периода правления Бумина, так повествуют об этих тюркских героях и об их борьбе за создание государства:

«После того, как были сотворены синее небо вверху и черная земля, внизу между ними сотворен был род человеческий. Властителями человеческого рода стали мои предки Бумин-хан и Истеми-хан. После того , как их власть укрепилась, они провели в жизнь законы тюркского народа.

С четырех сторон окруженные врагом они послали войска и привели к покорности народы четырех сторон, установили безопасность и порядок во многих местах, заставили народы склонить головы и преклонить колени. Они поселили (тюрков) на востоке, вплоть до гор Ка-дыркан (568), а на западе до Железных ворот (569). Они дали общественное устройство «гёк тюркам», жившим между этими границами и не знавшим общественного устройства в форме «ок» и не подчинявшихся никому, кроме своего хана (570). Говорят, (они) были много знающими ханами, ханами-героями, даже их офицеры были умными и отважными. Говорят, их беи и весь народ были честными и справедливыми. Вот почему они смогли управлять государством и устанавливать в этом государстве законы. Позднее, когда пришел их черед, они умерли» (570а).

Бумин и Истеми были сыновьями предводителя племени по имени Туу.

Туу носил высокий титул «Ябгу».

Вскоре после смерти Бумин-хана Тюркское государство разделилось на две части. В восточной части с центром в Монголии властвовали сын и внуки Бумина, в западной части вначале правил Истеми-хан, а в дальнейшем - его потомки.

На Востоке после Бумин-хана правил его сын Коло-хан (552-553) (571), а его преемником стал другой сын Бумина, Букан-хан (553-573) (572). В этот период правитель властвовавшей в Китае династии «Чу»-женился на дочери Букан-хана. После этого престол Бумин хана перешел к его третьему сыну Тапу-хану (573-583) (573).

Одним из важных событий правления Тапу-хана стала его деятельность по распространению среди тюрков буддизма. Не ограничиваясь личной приверженностью к этой религии, он прилагал старания к тому, чтобы и подданные приняли буддизм. В своей столице, позднее названной Каракорумом, он велел построить буддистские храмы (574). Однако буддизм не получил распространения среди местных тюрков. Мы не встречаем в источниках ни одного сведения о том, что кто-либо из ханов, правивших после Талу, был буддистом.

При преемнике Тапу-хана Ишбара-хане (583-587) (575) Тюркское государство стало приходить в упадок. В результате внутренних противоречий, распрей между беями из династии Бумина из-за власти, военная мощь государства ослабла. В этих условиях Ишбара-хан, в целях недопущения нападения Китая на Тюркское государство, был вынужден признать превосходство Китая и его государственный протекторат над тюрками (584 г.). Это стало началом конца Тюркского государства.

Мы не рассказываем здесь подробно о других ханах династии Бумина (576). Один из наиболее патриотически настроенных представителей этой династии, Шепи-хан (609-619), приложил немало усилий для освобождения тюрков из-под власти Китая, однако его преемники были вынуждены снова признать верховенство Китая. Наконец, в период правления последнего представителя династии Багатур Шад Кйели-хана (620-630) тюрки после долгого и достойного сопротивления потерпели поражение, и Тюркское государство прекратило существование (630 г.).

Государственным центром династии Бумин-хана было место, находившееся между горами Отукен (577) и бассейном реки Орхон. Оно называлось Каракорум (578), а китайцы именовали его Холин.

 

К оглавлению книги