1. Государство азиатских гуннов (Хьюнг-Ну). Расцвет его приходится на период с III в. до н.э. до I в. н.э.
2. Восточное тюркское государство, существовавшее в период правления династии Бумин-хана (552-630 гг. н.э.).
3. Западное тюркское государство, существовавшее в период правления династии Истеми-хана (560-659 гг. н.э.).
4. Второе тюркское государство. Существовавшее в период правления династии Кутлуг-хана (682-745 гг. н.э.).
5. Северное уйгурское государство (745-844 гг. н.э.).
6. Кыргызское государство (844-924 гг. н.э.).
7. Южные уйгурские ханства (с периода до н.э. и до Чингиз-хана). Мы не будем подробно рассказывать о политической истории этих
государств. Вместе с тем мы считаем нужным и полезным перед рассмотрением организационного устройства и обычного права каждого государства кратко изложить его историю.
Как тюрки создавали большие государства на разных континентах, также они основали в разное время и под различными названиями немало государств и в Центральной Азии. Наиболее древнее из них и известное в истории это - Азиатское государство гуннов.
Очень давно, в доисторические времена, часть Северного Китая, в настоящее время именуемая Монголией, была населена тюрками.
Уже с XIII века до н.э. китайцы знали об этом народе и, начиная с III века нашей эры, в разные периоды называли господствовавших в Монголии тюрков «Хьюнг-Ну» или «Хунг-Но» (481). Хотя в произведениях китайских историков, относящихся к периоду с XIII века по н.э., мы случайно и обнаруживаем некоторые сведения о тюрках-гуннах Монголии, до III в. до н.э. эти сведения носят неясный характер и не имеют научно-исторического значения. Однако начиная с середины III в. до н.э. записи о «Хьюнг-Ну» в китайских источниках становятся более отчетливыми и важными в научно-историческом плане. Исходя из этого, мы можем считать III в. до н.э. началом истории государства «Хьюнг-Ну». В этот период, приблизительно в 225 году, гунны («Хьюнг-Ну») образовали мощное государство, центр которого находился на северной территории современной Монголии. Каким же образом было создано это государство? Все великие тюркские государства в Средней Азии образовались в результате того, что один из правителей Союза оймаков подчинял себе другие оймаки. Мы не обладаем подробными сведениями о тюркских оймаках, которые жили в Восточной Азии до того, как было образовано великое государство «Хьюнг-Ну».
Некоторые записи китайских источников свидетельствуют о том, что в III в. до н.э. тюрки Монголии были разделены на различные оймаки и Союзы оймаков. В Северной Монголии находился Союз 9 оймаков, а в Южной Монголии - Союз 10 оймаков (482).
Создатели государства «Хьюнг-Ну» были правителями Союза 10 оймаков, которые объединили северную и южную группы оймаков.
Государство «Хьюнг-Ну» простиралось от Северного Китая до Сибири и от Восточной Монголии до Маньчжурии и Джунгарии. Правителем государства был военачальник Теоман или Туман (483). В период правления Тумана такие провинции, как Шень-Си, Шань-Си, Пече-Ли современного Китая, также входили в Гуннское государство.
Можно предполагать, что население, жившее в тот период в северной части современного Китая, было родственно гуннам (484). В тот период Китайское государство было поделено на множество княжеств, постоянно воевавших друг с другом.
Примерно в 246 году до н.э. в Китае появился выдающийся государственный деятель из рода Цин по имени Ши-Хунанти. Он политически объединил весь Китай и вступил в борьбу с гуннами. После того как Ши-Хунанти победил гуннов в одной из битв, он вынудил их уйти из названных выше провинций и присоединил их к Китаю. Чтобы не допустить в дальнейшем нападения гуннов на китайские области, он велел построить на границе между Китайским и Гуннским государствами высокую стену, протяженностью несколько тысяч километров (214 г. до н.э.).
Эта стена известна сегодня под названием Китайской стены (Великой Китайской стены) (485).
После Тумана на гуннский престол воссел его сын Мете Багатур (486) (209-174 гг. до н.э.). Период правления Мете (487) был периодом расцвета азиатских гуннов. Мете Багатур - первый великий тюркский правитель в истории. С одной стороны, он расширил границы Гуннского государства, с другой - провел в нем важные реформы.
В китайских исторических хрониках содержатся имена гуннских вождей («кутов» Тенгри), правивших после Мете, и подробные сведения о их политических отношениях с Китаем. К сожалению, китайское написание и произношение этих имен делает невозможным воссоздание их подлинной тюркской транскрипции. После Мете на гуннский престол воссел его сын Кыюк Лаушан (174-161).
После Кыюка правил его сын Кюн Чен (161 -126). После него Гуннское государство возглавил брат Кюн Чена Ичисе (126-114). В период после Ичисе Гуннское государство стало приходить в упадок; его мощь значительно ослабла. После Ичисе из династии Мете правили 12 правителей. Вот имена правителей (Тенгри Кутов) царствовавших после Ичисе:
5) Увей(114-105)
6) Усули-Эр (105-102)
7) Хули-Ху (102-101)
8) Киу-Ти-Ху(101-96)
9) Хулу-Ку (96-85)
10) Хуанди (85-68)
11) Хуй-Луй Куан-Ку (68-60)
12) Уен-Хуйди (60-58).
В период правления последнего правителя на Гуннское государство стали нападать с востока, запада и севера. С востока нападали «у-хуан-чи» из племени «маньчу», с запада - усуньские тюрки, с севера - «тинг-лиги». В результате этих нападений, совершавшихся по наущению китайцев, мощь Гуннского государства была подорвана. Среди гуннских аристократов началась борьба за овладение престолом. В 58 году до н.э. гуннский бей по имени Хуханье, устранив законных наследников гуннского престола, объявил себя Тенгри Кутом. Для того чтобы успешно вести борьбу с законными наследниками гуннского престола и соперниками, Хуханье (58-40) планировал перейти под покровительство Китая и признать китайскую гегемонию. Однако большинство гуннов, особенно гунны северной части Гуннского государства, категорически не хотели признавать власть Китая. Предводителем сторонников сохранения полной независимости был младший брат Хуханье, Чичи (488).
Хуханье вынес вопрос о признании суверенитета Китая над Гуннским государством на курултай знаги. Большинство знати было против подчинения Китаю. Они говорили: «Мы, гунны, честный народ, высоко ценящий силу и храбрость. Для гуннов подчинение другому народу и служба ему -самое плохое, что может быть на земле. Мы, гунны, создали государство в войнах, не слезая с боевых коней, и по этой причине мы завоевали уважение сотен народов. Мы, гунны, всегда сражаемся до последней капли крови.
Сегодня два брата борются за трон. Несомненно, один из них будет обладателем престола, а после смерти их доблесть и слава помогут наследникам сохранить гуннов в качестве господствующего народа в государстве.
Действительно, Ханьская династия сегодня могущественна. Однако, несмотря на это, китайцы не смогут (силой) вынудить нас подчиняться им. Так почему же в таком случае мы должны уничтожить государственную организацию, созданную нашими предшественниками и стать подданными Китая? Если мы сделаем это, предки проклянут нас, и все государства будут смотреть на нас с презрением. Может быть, в результате нашего подчинения Китаю прекратятся братоубийственные войны внутри государства и в стране воцарится покой. Но сможем ли мы после этого восстановить наше господство над сотнями народов?» (490) Хуханье не прислушался к мнению большинства беев и признал над собой вассалитет Китая. В 52 г. до н.э. он отправился в Китай с целью выразить «глубокое почтение» китайскому императору и был принят при дворе с большими почестями. На торжественной церемонии Хуханье был провозглашен вассалом Китая.
Однако северные гунны, возглавлявшиеся Чичи, не признали власти Китая.
В 48 г. до н.э. Гуннское государство окончательно разделилось на две части: Северное Гуннское государство и Южное Гуннское государство. Государство северных гуннов было полностью независимым (491), а Южное Гуннское государство находилось под вассалитетом Китая. Однако и они обладали определенной автономией в управлении. Например, южные гунны сами выбирали своих ханов (Тенгри Кутов). Южными гуннами управляли под присмотром китайского чиновника гуннские предводители. Во внутренних делах они пользовались полной свободой. Обязанностью южных гуннов перед Китаем была защита китайских границ от северных гуннов и, в случае повеления императора, война с врагами Китая, в том числе и с северными гуннами. Северное Гуннское государство просуществовало в качестве самостоятельного до 93 г. н.э. (492). Южное Гуннское государство как вассал Китая функционировало до 215 г. н.э. После Хуханье на троне правителей южных гуннов сменилось 27 Тенгри Кутов (493).
На протяжении этого периода северные гунны постоянно находились в состоянии противоборства с южными гуннами.
Политика, проводимая китайцами по отношению к народу гуннов, ставила своей целью с помощью южных гуннов ослабить и в конечном счете уничтожить северных гуннов.
В конце концов, эта политика, которую Китай проводил целеустремленно и методично, привела к желаемому результату. В 93 г. н.э. Северное Гуннское государство распалось и закончило свое существование. Конец этого государства был очень трагичен. Его гибель является примером того, как враги, объединившись в союз, могут уничтожить то или иное государство.
Уничтожение гуннов было давнишней мечтой Китая. К концу I в. н.э. один из знаменитых китайских военачальников по имени Пан-Чао (494) приготовил план по уничтожению гуннов и представил его императору (около 72 г. н.э.). План вкратце заключался в следующем: посеять раздор среди северных гуннов, заставить их сражаться между собой, ослабить их, а после этого вооружить против северных гуннов тунгусов на востоке, южных гуннов и население Западного Китая (Китайского Туркестана). После всех приготовлений предусматривалось напасть на северных гуннов одновременно с востока, запада и юга и таким образом уничтожить этот народ.
Приведение этого плана в действие Пан-Чао взял на себя. После того как план был одобрен императором, Пан-Чао приступил к действиям. Сам он отправился покорять находившийся под властью северных гуннов Китайский Туркестан, а задачу формирования войска против гуннов он возложил на военачальника Теу-Хиена. Тот в 86-92 гг. н.э. сформировал несколько армий. Одна армия, предназначавшаяся для вторжения с запада, была послана в верховье реки Иртыш. Для нападения с востока были подготовлены и вооружены тунгусы (население современной Маньчжурии). Общее наступление началось в 93 г. В тот год условия для нашествия на гуннов были очень благоприятными. Несколько лет подряд в государстве северных гуннов был неурожай. Среди гуннов свирепствовал голод. Был также большой падеж скота. Кроме того, среди гуннских беев шла междоусобная борьба.
Сначала на гуннов напала армия туш-усов под предводительством Сьен-Пи (495). Одновременно с юга выдвинулась объединенная армия китайцев и южных гуннов.
Северные гунны были полностью разгромлены, часть их уничтожена, а часть бежала в Китай. Еще одна значительная часть гуннов пыталась бежать на Запад. Однако там, на границе Монголии и кыргызстан-ских степей, около реки Иртыш, они натолкнулись на другую китайскую армию. У истоков Иртыша произошла жестокая битва между китайцами и гуннами. Изнуренные голодом, а также боями с тунгусами гунны снова потерпели поражение. Китайцы казнили всех гуннов, попавших к ним в руки. Потом они стали преследовать гуннов, бежавших на восток и дошли до гор Отукена, считавшихся тюрками святыми. Однако гунны к этому времени уже покинули горы Отукена. Китайцы же решили, что они полностью уничтожили гуннов (496).
Однако китайцы ошибались. Гуннский народ не был уничтожен. Ему еще предстояло сыграть в истории очень большую роль.
Одна часть побежденных гуннов бежала на запад и дошла до территории между Уральскими горами и Каспийским морем. Там они объединили местных тюрков и создали новое Гуннское государство. Оно стало известно истории под именем Государство западных гуннов. Другая группа гуннов бежала в долины Алтая. Через несколько веков она под именем «тюрки» снова появилась на исторической сцене и достигла подлинного расцвета. После гибели Северного Гуннского государства Южное Гуннское государство в качестве вассального просуществовало до 215 г. н.э. С этого времени в стране гуннов стала господствовать династия из рода Маньчу, известная под названием династия Сьен-Пи.
В начале европейские ученые сомневались в тюркском происхождении народов, которые создали древнее крупное государство с высокой степенью развития культуры. Даже тюркское происхождение хазар, уйгуров, тукуев азиатских и европейских гуннов было предметом научных споров.
Один из русских ученых, К .Иностранцев, изложил свои взгляды на происхождение хьюнг-ну и гуннов в работе «Хун-нуи и гунны». Эти взгляды можно свести к трем пунктам:
I. Теория о монгольском происхождении хьюнг-нуев. Среди тех, кто поддерживал эту теорию, был и Бичурин, который написал знаменитую работу о древней истории тюрков на основе китайских источников.
II. Теория о финно-угорском происхождении хьюнг-ну. Представитель этой теории - Сен-Мартен. Он изложил свои взгляды в форме комментариев к книге Ле Бо «Histoire du Bas-Empire» (1824).
III. Теория о тюркском происхождении хьюнг-ну. Самым ярким ее представителем стал немецкий востоковед Клапрот. Он обосновал свои взгляды в работах «ТаЫеаих historiques de l'Asie» (1826) и «Asia Polyglotta» (Париж, 1826). Автор известного труда об истории гуннов, тюрков и монголов Deguignes также догадался, что хьюнг-ну были тюрками.
О происхождении европейских гуннов также были высказаны различные предположения:
I. Большая группа русских ученых утверждала, что европейские гунны происходят от славян. Среди них можно отметить Забелина и Иловайского.
II. Клапрот, который считал азиатских гуннов тюрками, в отношении европейских гуннов высказывал предположение об их финском происхождении.
III. Большинство других крупных востоковедов, например Радлов, Вамбери, Томашек, Коре признавали европейских гуннов тюрками (К.Иностранцев. «Хун-ну и гунны». Санкт-Петербург, 1900).
В 1899 году в журнале Мюнхенской академии была опубликована важная статья Ф.Хирта. В этой статье специалист по китайской литературе Хирт доказал, основываясь на новых и очень серьезных фактах, что азиатские и европейские гунны были одним народом тюркского происхождения.
Статья Хирта называется «Über Volga Hunnen und Hiung-Nu» и опубликована в журнале «Sitzımgsberichte der philos.-philol. und histor.Klasse» (1899. Bd. II Heft II München).
В 1902 г. в издании Российской академии была опубликована статья японского ученого К.Ширатори «Язык хьюнг-ну и тунгусов», в которой автор выдвинул ряд доводов в пользу тюркского происхождения «хьюнг-ну» (Über die Sprache der Hiung-Nu und Tung-Hu Stamme. Bulletin de PAcademie imperiale des Sciences. 1902, XVII, 2), но в 1923 г. он отказался от прежних взглядов и стал утверждать, что хьюнг-ну произошли от монголов (Joumal Asiatique, 1923,1, 17). Но эти мысли К.Ширатори не были поддержаны ни одним ученым. В настоящее время тюркское происхождение и азиатских и европейских гуннов считается в научном мире доказанной истиной.