Одним из главных иностранных источников, дающих нам наибольшие сведения о государственном строе, правовых институтах и политической мысли древних тюрков являются китайские исторические произведения.
Еще в древние времена государственные деятели Китая начали письменно фиксировать важные исторические события.
В рукописях фиксировались как события, происходящие внутри страны, так и отношения с другими народами, важные события из жизни соседних стран, происходящие войны и заключения договоров. Рукописи, содержащие в себе эти исторические факты, спустя некоторое время, передавались Обществу истории (443), которое собирало их и систематизировало.
Летописи, собранные Обществом истории, китайцы называют «Хангму».
Известный китайский философ и реформатор VI века до н.э. Конфуций собранные до его времени исторические данные изложил в книге под названием «Шу-Кинг».
Ведение летописи исторических событий продолжалось и после Конфуция.
Симациен (444), живший в I веке до н.э. распределил исторические сведения по темам.
Летопись Симациена известна под названием «Ши-Ки». История, описанная Симациеном, охватывает период до 98 года до н.э. Впоследствии летопись продолжил внук Симациена по линии дочери Ен-Юн.
Помимо этих летописей почти каждая правящая в Китае династия велахро-нику своей истории. К имени династии прибавлялось название летописи. Например: Хан-Шу, Тханг-Шу и др. Всего таких летописей насчитывается 23 (445).
В летописях всех династий события располагались в одинаковом порядке. Ниже приводятся имена династий, имеющих политические отношения с тюрками:
I. Династия Цин. С 221 г. до н.э. до 206 г. до н.э. Основатель династии Ши-Хуанти. Истории династии нет.
II. Династия Древнего Хана. С 206 г. до н.э. до 25 г. н.э. Из этой династии вышло 12 правителей. В истории этой династии под названием «Циен-Хан-Шу» изложено много сведений о тюрках (хуннах).
III. Династия Муаххар Хана. С 25 г. н.э. до 220 г. н.э.
IV. Династия Вей. С 220 г. н.э. до 265 г. н.э.
V. Династия Тхсина. С 265 г. н.э. до 420 г. н.э.
VI. Династия Вей-Тоба. С 386 г. н.э. до 581 г. н.э.
VII. Династия Суй. С 581 г. н.э. до 618 г. н.э.
VIII. Династия Тханг. С 618 г. н.э. до 907 г. н.э.
IX. Династия Северного Сунг. С 960 г. н.э. до 1127 г. н.э. Наибольшее количество сведений о тюрках содержат летописи династий Хана I, Вей, Суй и Тханг.
Очень много исторических фактов о тюркских народах изложено и в «Исторических заметках» («Ши-Ки») Симациена, а также в продолжении этой летописи, написанной Ен-Юн.
Заметки о тюрках из этих китайских источников были собраны европейскими учеными и переведены на западные языки.
Особую важность представляют нижеследующие заметки о тюрках, собранные из китайских источников и переведенные на западные языки.
Монах Бичурин (446) [чуваш по национальности-Р.М.]. «Сведения о народах, проживавших в Древней Центральной Азии» (447). Автор произведения, монах, основываясь на китайские источники, дает исчерпывающие сведения об азиатских гуннах, тюрках тукью и уйгурах.
В книге Бичурина упоминаются имена тюркских правителей, годы их вступления на престол, войны и мирные отношения с Китаем в годы их правления, а также деловые письма (послания), написанные тюркскими правителями китайским правителям. В произведении особое внимание уделяется обычаям и традициям каждого тюркского народа Книга имеет большое значение для изучения истории права древних тюркских народов.
По мнению всех востоковедов автор книги основывается на достоверных исследованиях.
Исходя из китайских источников, Бичурин обоснованно излагает исторические факты из жизни азиатских тюрков. Однако важным в произведении является то, что автор ошибочно называет народы, такие, как хиунг-ну (гунны), тукью (тюрки) - монголами, а не тюркскими народами.
Однако, учитывая, что тюркское происхождение гуннов и тукью (тюрк) уже доказано, это неправильное утверждение автора не является основанием к игнорированию его произведения.
В основном Бичурин опирался на летописи Хан-Шу и Тханг-Шу.
Многие его сведения находят подтверждение и в летописи Хангму.
Де Гиньи. Произведение Де Гиньи «История гуннов, тюрков и монголов» (448), написанное на французском языке на основе китайских источников, также имеет большое значение.
Несмотря на неточность и неопределенность данных по истории Китая, благодаря своему живому уму, Де Гиньи сделал много открытий в истории тюркских народов. Так, например, он первым пришел к выводу о том, что азиатские гунны и гунны, обитавшие в Европе, имеют общие корни. Также он впервые определил, что народ, именовавшийся китайцами, как Тукью, является тюркским народом.
Есть в работе Де Гиньи и некоторые небрежности: сведения автора не соответствуют в точности с данными указанных источников. Иначе говоря, Де Гиньи дает свое толкование исторических фактов. Это затрудняет понимание истинного положения вещей.
Ведь только в случае полного совпадения перевода с оригинальным текстом источника можно изучить его с разных точек зрения и сделать какие-либо новые открытия. В этом отношении труд Бичурина имеет преимущество перед трудом Де Гиньи.
Книга Висдело (450) «Histore de la Tartarie» также посвящена обстоятельным разъяснениям истории древних тюрков. Это произведение было издано в 1777-1779 гг. в качестве приложения к произведению D'Herbelot' а «Восточный словарь» («Bibliothegue orientale»).
Во втором издании «Восточного словаря» Висдело дает сведения о тюрках, полученные из китайских источников. В VI томе того же произведения он дает толкование значения слова «тюркский».
A.Gaubil. Значительным является и произведение китаеведа-лингвиста, француза A. Gaubil «Abrege de l'histore chinoise de la grande dynastie Thang» («Краткая история династии Тханг»). Судя по названию, это краткий перевод летописи «Тханг-Шу» (451).
Де Грут. Одним из важных произведений, посвященных истории азиатских гуннов, является работа специалиста по китайскому языку и литературе Де Грута под названием «Гунны дохристианской эпохи» (452).
Это самое безупречное произведение о древних гуннах, являющееся важным источником. В работе собраны сведения об азиатских гуннах по китайским источникам, а также проведены исследования, опирающиеся на тексты источников. Основными источниками, которыми пользовался ДеГрут, являются «Ши-Ки» Симациена и летописи династий, в частности Циен Ханшу. Де Грут постарался передать дословный перевод текстов из книги «Ши-Ки», сопровождая фактический материал комментариями.
Примечательно то, что Де Грут признает азиатских гуннов тюркским народом.
Разумеется, что перевод материала о традициях и обычаях гуннов является более достоверным.
Паркер. Автор книги «Тысячелетие Татар» (453). Паркер также посвятил свою работу истории древних тюрков, опираясь на китайские источники.
Книга издана на английском языке.
Представления Паркера вполне обоснованы. Он также осознал, что гунны, тукью и уйгуры, известные у китайцев под разными этнонимами, являются тюрками.
Он сделал попытку установить подлинные тюркские имена, искаженные в китайских источниках, но не достиг успеха.
Кроме того, Паркер перевел на английский язык 94 главу летописи «Древнего Хан-Шу», повествующую о гуннах.
Клапрот. Немецкий востоковед Клапрот, прославившийся в первой половине XIX века тем, что написал две значительные книги о древних тюрках: «Исторические картины Азии» (455) и «Общность тукью (тюрков) с Хьюнг-Ну» (456). Первое произведение, хотя и касается общей истории Азии, содержит большой фактический материал о древних тюрках.
Клапрот также признает азиатских гуннов тюркским народом.
СДжульен. Французский ученый, специалист по китайскому языку Станислав Джульен, опираясь на китайские источники, написал две книги: «Исторические документы о тюрках» (547) и перевод с китайского на французский язык книги «Заметки о западных странах» китайского путешественника Хиуенг-Цанг (458).
Chavannes. Еще одно произведение, посвященное древним тюркам и основанное также на китайских источниках, это - «Документы о западных тукью» французского ученого Edouard Chavannes.
В книге на основе китайских источников, а также с использованием материалов новейших открытий и очень глубоких и серьезных исследований в области истории характеризуются древние тюркские народы.
Книга представляет большую ценность для научных работников, изучающих историю всех тюркских народов. Произведение вошло в VI том собрания сочинений по орхонским экспедициям, изданного Радловым (460).
Политические отношения между тюрками и Восточным Римом имеют глубокие корни, которые восходят к эпохе европейских гуннов, когда начали развиваться политические отношения между Атиллой, а также другими правителями из его династии и императорами Восточного Рима.
После образования в VI веке тюркского государства в Центральной Азии тюркские правители и императоры Восточного Рима часто посылали друг другу послов. Речь пойдет об этих посольствах.
Византийские источники содержат ценные сведения о западных гуннах и тюрках Центральной Азии.
Много материалов о западных гуннах содержат книги историка Восточного Рима Аммиана Марцеллина, называвшиеся «История римских императоров» (461) и «Доклад о миссии посольства Прискуса» (462), а также книга Джонандеса «Происхождение готтов» (463).
Ценные записи об отношениях между азиатскими тюрками и Восточным Римом имеются в произведениях византийских историков Ме-нандера Протектора (464) и Теофилактоса Симокатты (465).
Так, в произведении Менандера Протектора большую ценность представляют сведения о том, что турецкий правитель хан Истеми отправлял посольство императору Восточного Рима Юстинусу II, тот же, в свою очередь, отправил посольство тюркскому хану.
Посол римского императора при тюркском хане, Земаркос, дает исчерпывающие сведения о тюрках VI века в докладе «О Тюркии».
Кроме того, в произведениях других византийских историков много сведений о тюркских народах, проживавших на северном побережье Черного моря: гуннах, аварах, булгарах, хазарах, огузах, печенегах, кипчаках. Российская академия наук опубликовала (1778 г.) работу Ионна Гот-тхильфа Стриттера (468) на латинском языке, куда вошли материалы о тюркских народах, проживавших на северном берегу Черного моря, собранные из произведений византийских историков.
История Табари. Из всех арабских источников больше сведений о древних тюрках дает историческое произведение «История Табари».
Писатель IX века н.э. Табари характеризует период с VII по VIII в., когда впервые начали складываться отношения тюрков с арабами.
Поэтому любой исследователь в области истории древних тюрков непременно должен изучить произведение Табари «Ahbar ar-rusuli ve al-muluki» («История пророков и правителей»). История охватывает период со времени сотворения Адама до IX века (469). История Табари характеризует тюрков в эпоху завоевания Туркестана арабами-мусульманами. К сожалению, Табари не придал большого значения достоверности источника. Он не стал подвергать собранный материал критическому анализу.
Произведение Табари опубликовано в Лейдене де Гоже в 1879-1901 гг. Часть произведения была переведена на турецкий язык и издана в 1327 г. по хиджре (мусульманскому летоисчислению) в Стамбуле.
История Ибн ал-Асира это - произведение Изз ад-Дина Абу ал-Хасан Али ибн Мухаммед ибн-ал-Асира под названием «Ал-Камилю фи ат-тарих» (470). Оно более научного характера по сравнению с трудом Табари. Историк XIII века Ибн ал-Асир рассказывает о самой древней эпохе истории арабов.
Произведение располагает сведениями о жизни в Туркестане в VII -VIII вв.
Ибн ал-Асир не только фиксирует важные исторические события, но и рассказывает о характере и нравах видных исторических личностей, ученых и писателей, о различных направлениях общественной мысли того периода.
Ибн ал-Асир очень предусмотрителен в отношении исторических фактов. Он фиксирует лишь те сведения, в достоверности которых сомнений не возникает. Если же ему известны две версии о каком-либо происшествии, он записывает обе.
В целом история Ибн ал-Асира написана на арабском языке и является самой совершенной из всех обстоятельных историй (471).
Кроме трудов Табари и Ибн ал-Асира (472), существуют произведения и других арабских авторов, где можно встретить сведения о древних тюрках. Упомянем лишь некоторые из них:
Ибн Хордадбех. Произведение Убайдуллаха ибн Абдуллаха «Китаб ал-Масалик ва ал-мамалик». Произведение описывает географию различных стран, а также дороги, проходящие через эти страны. Оно написано в 885 году н.э. и издано в Лейдене, составляет VI том серии «Библиотека арабских географов» голландского востоковеда Де Гоже.
Ибн Руст (Абу Али Мухаммад). Его произведение «Ал-А'лаку ан-на-фиса» составляет VII том вышеупомянутой серии Де Гоже (473). Один из экземпляров данного тома хранится в Британском Музее в Лондоне.
Ал-Масуди (Абу ал-Хасан Али ибн 11усейн). Его произведение под названием «Мурудж аз-захаб» («Золотые пастбища») было переведено на французский язык французскими востоковедами Pavet de Curteille и Barbiel de Meynard, а в 1861 -1877 гг. текст оригинала на арабском языке издавался вместе с переводом.
Надим (Абу ал-Фарадж Мухаммад ибн Исхак ан-Надим). Произведение библиографического характера «Фихрист ал-улум», написанное в конце X века, в 988 году, и содержащее список всех значительных произведений, известных в то время. Работа издана в 1871 г. в г. Лейпциг.
Ал-Бируни (Абу Рейхан Мухаммад ибн Ахмад). Его книга «Ал-Асар ал-бакия» была издана в Лондоне, а в 1879 году увидел свет и английский перевод издания.
Все эти вышеперечисленные арабские книги содержат важные материалы о древних тюрках.
Одним из первых иранских источников, дающих сведения о древних тюрках, является «Шахнаме» (Книга царей) Фирдоуси.
Однако «Шахнаме» - не историческое произведение, а поэма, собрание легенд, поэтому оно не является значительным источником наших исследований.
В поэме мало достоверных сведений о тюрках. Задачей «Книги царей» было возвысить Иран перед Тураном, поэтому факты, упомянутые в книге, не должны считаться истинными. Хотя в поэме можно встретить и довольно интересные сведения.
Стоит назвать и другие произведения на персидском языке, содержащие сведения о тюрках-немусульманах.
Труд «Тарихи Джихан Кюшай» Ала ад-Дина Ата Малик Джувей-ни (474), рассказывающий о древних немусульманских тюрках.
Труд «Джамиу ат-таварих» Рашид ад-Дина содержит достаточно подробные сведения о тюрках, обитавших в Монголии и Восточном Туркестане в эпоху Чингиз-хана и до него. Сведения о тюркских народах как Джувейни, так и Рашид ад-Дина достаточно мифические. Как и большинство восточных историков, они не изучали всесторонне общественную жизнь и правовые системы народов.
Хотя эти произведения и важны с точки зрения истории монгольского периода, они имеют второстепенное значение при изучении истории тюрков.
История Наршахи. В произведении Эбу Бакира Мухаммад ибн Джафар Наршахи «История Бухары» также можно встретить важные сведения о древних тюрках. Наршахи - писатель X века (умер в 959 году). Произведение написано на арабском языке. Впоследствии было переведено на персидский язык неким человеком по имени Хубави. В 1177-1179 гг. н.э. перевод Кубави был сокращен Мухаммадом ибн Зуфаром. «История Бухары» Наршахи была продолжена неизвестным автором домонгольского периода
Произведение Наршахи дошло до нас (сохранилось до наших дней) в виде его последнего варианта.
Оно было издано в 1892 году французским востоковедом Schefer'oM, а также в 1897 г. в Ташкенте был опубликован перевод произведения на русский язык, выполненный русским востоковедом Н.С.Ликошиным.
Гардизи (Абу Сайд Абдулхай). В его произведении «Зайн ал-Ахбар» также можно найти некоторые сведения о тюркских народах.
Единственный экземпляр этого произведения, написанного в 1050-1052 гг. н.э., хранится в Оксфорде, в библиотеке Bodleyan (Code ouseley). До настоящего времени произведение не было опубликовано полностью. Некоторые отрывки из произведения «Зайн ал-ахбар» опубликованы в двух книгах русского востоковеда Бартольда (476). Все сведения о тюркских народах и их происхождении в произведении Гердизи (477) носят мифический характер.
Худуд ал-Алам. Это произведение, написанное в 982 году н.э. неизвестным автором, содержит достаточно много фактов о древних тюркских племенах, отсутствующих во многих других источниках. Произведение переведено на английский язык В. Минорским и издано в 1937 г. в Лондоне (Gibb Memorial, New series, XI).
Самыми древними историческими произведениями на русском языке являются летописи, написанные монахами.
Самая известная летопись была написана монахом Нестором (479). В летописи характеризуются такие тюркские народы, как хазары, булгары, печенеги, берендеи,огузы, торки и кипчаки, проживавшие на северном побережье Черного моря, на территории теперешней России.
Однако ввиду того, что Нестор очень фанатичен и верит в мифические сказания, к его сведениям следует относиться осторожно. Да и материала по истории права в его летописях практически нет (480).