Под фольклором мы имеем в виду произведения, передаваемые из поколения в поколение и отражающие культурное наследие тюрков: рассказы, песни, стихи, пословицы и т.д.
Для того чтобы узнать и лучше понять правовую систему тюрков в предисламском периоде, важна та информация, которую мы можем получить от тех племен тюрков, которые меньше всего подверглись влиянию ислама.
Фольклор собран европейскими и российскими учеными (307). Самая богатая коллекция - это произведение «Примеры литературного фольклора тюркских племен». Большая часть этого десятитомного труда была собрана и переведена Радловым, другая - его русскими и венгерскими коллегами.
Мы не будем здесь анализировать эту коллекцию, а об одном из произведений - Манасе - мы уже сказали.
Кроме этого издания существуют и другие источники по данной теме: «Заметки о Северной и Южной Монголии» Потанина в 4-м томе (308), якутские сказки и рассказы в сборнике «Живая старина» (309) (авт. Б.А.Приклон-ский), якутские сказки в труде Худякова «Верхоянский сборник» (310).
Основным источником установления правовых норм и институтов древних тюрков являются законы, которые были сохранены и использованы вплоть до нашего столетия.
Особенно важны правовые устои тех племен, которые не подверглись влиянию мусульманского права.
Якуты - тюркское племя, селения которого находятся в долине реки Лены на северо-западе Сибири. Всего якутов - около 500 000 (312). Столица - город Якутск.
В очень древние времена якуты (313), отделившись от тюрков, живших в Средней Азии, поселились на севере Сибири. Якуты называют себя сака (314). Имя «якут» было дано им соседними племенами. То, что якуты называют себя «сака», указывает на то, что они являются племенем перекочевавшим в Сибирь из Средней Азии. Ведь известно, что одно из тюркских племен в Средней Азии носило имя «сака» (315). Древнегреческие авторы (316) назвали этих тюрков «скифы», или «массагеты», а иранцы - сака.(317).
Язык, на котором разговаривает народ сака, один из древнейших среди всех тюркских (318). Сегодня - это общий язык для всех племен Восточной Сибири.
Существует много версий относительно старой родины якутов. Известный Вамбери придерживался мнения, что они пришли из района Чунгария (319). Другие ученые утверждали, что старой родиной якутов является озеро Байкал.
Серошевский, который провел детальное исследование данного вопроса, считает все эти версии не имеющими серьезных доказательств (320).
Если же изучить предания якутов, то можно предположить, что их родина находится на юге.
Также существуют доказательства, что в древности якуты имели сильную культуру и письменность (321).
Присутствие большого количества имен животных, которых нет на территории их нынешнего местоположения, также указывает на то, что их старая родина находится где-то на юге (322).
Даже если они официально считаются христианами, якуты продолжают практиковать религию своих предков — шаманизм.
Якуты являются самыми активными и умными среди всех остальных племен Сибири.
Все русские и европейские авторы, писавшие о якутах, с удивлением отмечают их смекалку и деятельность (323).
Якуты были независимы до XVII века. Управление в племенах осуществлялось советом старейшин. После длительных военных действий, Россия захватила их территории.
О якутах и их правовой системе существует много литературы на русском языке. Здесь мы ограничимся перечислением некоторых из них.
Основной источник, описывающий жизнь якутов - произведение Се-рошевского «Якуты» (324).
Здесь дается ценная информация, переданная нам очень хорошим специалистом.
Тем, кто занимается изучением истории турецкого права, обязательно нужно ознакомиться с содержанием этой книги.
Одним из произведений, также рассказывающим о правовых нормах якутов, является книга Самоквасова «Правовые нормы у нерусскоязычных племен Сибири» (325).
Однако здесь якутам приписываются некоторые нормы, которых у них на самом деле нет. Несмотря на это, книга содержит большое количество другой полезной информации. При работе с книгой, материал данный в ней, необходимо сравнивать с информацией из других источников.
Третье произведение-статья князя Н.А.Кострова, выпущенная Российским географическим обществом (326).
Еще одна книга, достойная внимания - вышла на русском языке в 3-м томе Журнала гражданского и уголовного права, в статье «Право у якутов» (327). Автор - анонимное лицо, статья вышла под инициалами М.В.Ч.
По этой теме также можно упомянуть книгу Д.Кочнева «Правовая жизнь якутов» (328). Неисчерпаемым источником по этой теме, несомненно, является якутский фольклор, в частности, сборники Худякова (329) и Приклонс-кого (330). Но все-таки самым важным считается книга Серошевского.
Вместе с конкретной информацией насчет права книга также включает много другой полезной информации. Кроме того, книга Кочнева, повествующая о правовой жизни, имеет немаловажное значение.
Этот живший среди якутов и выучивший якутский язык автор, конечно же, старался передать как можно более точную картину, но даже ему не удалось избежать ошибок.
Кочнев старался найти у якутов те законы и нормы, которые были найдены его предшественниками у других племен, близких по уровню развития к первобытным племенам (331), так как, по его мнению, якуты являются первобытным племенем. Якуты конечно же являются первобытным племенем, однако его точка зрения не совсем верна: ведь все-таки якуты - народ, создавший право еще до рождества Христова, и народ, создавший сильную культуру.
Следующий источник - работа Пекарского (332), которая, благодаря своим хорошим словарным статьям, также может быть полезна правоведам.
Самой маленькой ячейкой якутского общества являлась семья (керген) (333). Глава семьи - отец, следовательно, якутская семья патриархальна (334).
Как известно, семьи, состоящие из отца, матери, детей, являются «кирпичиками» более крупного социального института, называемого «Уса» (335) (римляне называли подобное сообщество «генс»). Уса является сильным социальным сообществом, состоящим из представителей одного рода.
Каждая уса имеет своего предводителя. Предводитель избирается из самых старых членов усы. Другие старейшины усы являются советниками вождя. Управление происходило по принципу разделения труда. Социальное положение и обязанности каждого члена усы определяются вождем (336). Во время совещаний о делах Усы иногда собираются почти все ее члены, каждый из них имеет право высказаться.
Каждая уса имеет свой знак (337) и имя (339). Если увеличение количества членов усы создавало какие-то проблемы, то уса делилась на две части: одна часть оставалась жить на том же месте, адругая под предводительством нового вождя переходила на новое место жительства. Отношения между усами были дружественными, но нередко возникали и раздоры.
Ссоры между племенами, а иногда даже войны (340), довольно часто имели место. Причинами раздоров могли быть: похищение женщин, скота, причинение физического или морального ущерба одному из членов другой усы. Если был обижен кто-нибудь из членов усы, считалось, что оскорбление было нанесено всей усе, и месть становилась делом всех и каждого.
Что касается военной силы усы, то она была представлена мужчинами определенного возраста. Молодому человеку, достигшему этого возраста, выдавался конь и придумывалось прозвище. Военное снаряжение состояло из лука со стрелами и копья. Количество людей в отряде усы было около 60 человек.
Если между усами заключался мир, устраивали пир. Мир заключался с торжественной церемонией, при которой обе стороны обещали друг другу, что войны между ними не будет.
После усы следующей общественной единицей был аймак (341). Эта единица сопоставима с греческой социальной общностью «фратрия», и с римской «джурия» (342).
У аймака было всеобщее собрание - курултай. Лидеры ус были его членами, здесь обсуждались вопросы, касающиеся всего аймака.
Аймак, в свою очередь, являлся единицей еще более крупного политического сообщества - джона (343). Слияние якутов в джон происходило в случае серьезной внешней опасности. Однако джоны не всегда распадались после устранения угрозы.
Во главе джона были люди, которых называли «тоюн».(344).
Перед тем как якуты были завоеваны Россией, они вели долгие бои. В это время все аймаки якутов были объединены, и тоюны получили большую политическую власть, сравнимую с властью ханов. Они даже пользовались услугами наемных солдат. Тоюны стояли во главе объединенного войска. Эти племена, получившие сильное централизованное руководство, забыли о старых раздорах. Однако оттого, что джоны сами не были объединены в еще более мощную структуру, стычки между ними были нередким явлением (345).
Как и в остальных племенах, первой и основной единицей якутского общества являлась патриархальная семья: с отцом, матерью и детьми.
Якуты называют семью «керген». Глава семьи - ага. Члены семьи имеют право на собственность. Эта частная собственность, на которую были права у всех, называлась «анал» или «семсе» (346).
Брак.
У якутов брак воспринимается как своего рода общественная обязанность. Оставаться холостым или незамужней у них считается неприличным. Во время женитьбы отцу невесты или его родственнику давали определенный выкуп, называемый «калынг» (347). Этот обычай сравнивается с подобным явлением в исламском праве, которое называется «мехир».
Перед свадьбой семьи обговаривают сумму выкупа, которая зависит от благосостояния семьи, дающей выкуп. Есть те, кто дают тысячи рублей и сотни голов скота, как и те, кто дает пару рублей и пару коров (348). Якуты не оценивают невесту и платят калынг не из-за ее «ценности». Считается, что калынг - это плата за воспитание невесты (349).
Однако сторона невесты тоже обязана что-то дать родителям жениха. Чаще это были орудия труда. Стоимость которого должна равняться как минимум половине стоимости калынга (350). Муж не имеет права пользоваться этим орудием. В случае смерти жены орудие переходит к одному из родственников мужского пола .
Перед свадьбой есть период помолвки. До того как калынг будет полностью передан родителям или родственникам невесты, она должна жить у последних. Свекор посещает невестку время от времени и приносит ей подарки. Невеста живет у своих до тех пор, пока калынг не будет полностью выплачен. После этого она переезжает в дом мужа.
Если же во время периода помолвки сторона жениха решит отказаться от невесты, родители последней обязаны вернуть некоторую часть выданной суммы выкупа.
Эта сумма варьируется в зависимости от социального положения богатства молодых. Выдаваемая сумма считается своего рода и «честью девушки».
Перед тем как невесту увезут домой к будущему мужу, играется свадьба. Сама церемония очень запутанна. В центре праздника находится угощение, которое организует свекор.
Основным напитком является кумыс. Свадьба может продолжаться несколько дней.
По поводу свадьбы свекор дарит родственнику невесты сколько-то денег или несколько овец. И наоборот: родственники невесты делают подарок невесте. После свадьбы свекор остается гостить у ее родственников на несколько дней (351).
У якутов муж относится к жене очень мягко и с нежностью (352). Лучше, чем русские мужики к своим. Родители к детям также относятся с любовью и милосердием (353).
Якуты имеют право на несколько жен.
Развод. В праве якутов есть развод. Причинами развода могут быть: плохое отношение к своим обязанностям одной из сторон, адюльтер, или импотенция, у мужчины. Если развод произошел по вине мужа, он не может требовать обратно калынг. Он обязан вернуть орудие.
Если же развод произошел по вине жены, ее родственники обязаны вернуть калынг, кроме того, орудие остается у мужа.
Если же развод произошел не по чьей-либо вине, то каждый берет то, что отдал противоположной стороне, и все мирно расходятся (354). Наследство. Права на наследство у всех детей одинаковы. Но те дети, которые живут отдельно от отца с матерью и уже имеют семью и хозяйство и которые взяли какую-то долю добра, когда уходили из дома, лишаются права на наследство.
Даже если не будет сыновей, то дочери все равно не имеют право на наследство. Наследство переходит к другому родственнику мужского пола. Однако замужним дочерям может выдаваться несколько голов скота.
Если после смерти мужа стоимость орудия больше, чем стоимость калынга, то жена имеет право взять этот излишек. Одновременно она является наследницей четвертой части добра, оставленного мужем.
Жена может делать расходы только в пределах одной четвертой оставленного наследства.
Если умрет жена, то муж имеет право на орудие труда.
У тех, у кого не было детей, наследниками являются или братья, или племянники (355).
Дети. Как и во всех остальных племенах с патриархальным укладом, у якутов большое внимание уделяется продолжению рода. Так как прекращение рождаемости значит исчезновение рода. Бездетные родители для получения ребенка прибегали к различным методам.
Таким образом, рождение ребенка было обязанностью каждой молодой семьи. Рождение ребенка происходило по согласию обеих сторон.
В случае смерти главы семьи наследником являлся ближайший по крови родственник.
Право на имущество. Перед нашествием русских у якутов преобладало общее владение определенным участком земли, который обрабатывался всей усой. Урожай с участка распределялся между членами усы.
И сегодня хозяином этих участков считается уса, однако земля распределяется в зависимости от нужд и возможностей каждой семьи. Это распределение имеет место каждый год. То есть учитывается количество членов семьи ежегодно. Та семья, у которой прибавилось членов, берет участок побольше, те, у кого убавилось - соответственно, берут меньше.
Те земли, которые непосредственно прилегали к территории проживания той или иной семьи, считались достоянием последней. Этот участок якуты называли «ортук» (356).
Движимость являлась частной собственностью еще с древних времен (357).
Как выясняется из якутских рассказов, вместе с покойным в могилу клали его оружие, коня и некоторые личные вещи (358).
Это вся информация о праве якутов, которая нам нужна.
Причина моего столь подробного описания права якутов заключается в том, что якуты являются тем племенем, которое абсолютно не подверглось влиянию исламского права и из-за этой и ряда других причин сохранило правовые, социальные и частично религиозные устои тюрков доисламского периода. Без сомнения, правовые устои якутов - это правила, которыми руководствовались тюрки до принятия ислама.
Как известно, Алтай является самой древней родиной тюрков. Судя по некоторым источникам, родиной тюрков, которые создали большое государство в VI веке нашей эры, был Алтай.
Можно предположить, что название «Эргене кон», встречающееся во многих источниках, на самом деле Алтай. Большая часть самой древней, таинственной родины тюрков - Алтая, находится на территории России. Количество русских, живущих на Алтае, все время увеличивается, а количество тюрков уменьшается.
Для любого народа политическое рабство - еще один шаг на пути к разрушению.
Количество тюрков, живущих на Алтае на данный момент, предположительно равняется 210 000 (359). Не думаю, что сейчас их там стало больше.
Несмотря на небольшое количество населения, алтайские тюрки имеют много ответвлений (360). Однако существенной разницы в их языках нет.
Алтайские тюрки имеют богатую литературу, и очень жаль, что удалось сохранить лишь небольшую часть этого наследия (361).
Исследование всех слов в диалекте алтайских тюрков, исследование их верований, национальных, правовых и нравственных норм является делом любого человека из этого народа. Чем быстрее это будет сделано, тем лучше.
На данный момент алтайские тюрки быстрыми темпами деградируют. У этого много причин. Основная - то, что мы называем политическим рабством. Кроме того, болезни, всеобщее пьянство. Алтайские тюрки не имеют будущего. Придет день, когда с лица земли будет стерто одно из ветвей славного тюркского племени.
На Алтае самым главным является племя, которое мы называем «алтайцы».
Об алтайцах написано много статей и книг на русском и европейских языках. В первую очередь нужно упомянуть следующие произведения:
Радлов - названия книг даны в сносках (362).
Ядринцев - статья, опубликованная в бюллетени Русского географического общества (363).
Произведение Вербицкого - «Нерусскоязычные алтайцы» (364). Вамбери - книга «Das Türkenwolf».
Книга француза Е.Режлуса под названием «Новая география» также достойна внимания (365).
Ислам, к VIII веку нашей эры проникший практически во все тюркские племена, не получил распространения среди алтайцев. В царские времена русским удалось насильно крестить какую-то часть алтайцев, что и дает некоторым повод называть алтайцев христианами. Хотя на самом деле это совсем не так.
Большинство алтайцев не мусульмане и не христиане (366). Религией алтайцев является шаманизм. Религиозные представления алтайцев кратко изложены в следующих суждениях: «Наши слова о том, что мы владеем душами, ложь. Те деяния, которые мы творим, поклонение и молитва Владыке миров. То, что мы приносим ему жертвы, не что иное, как способ поклонения. И мы обращаемся к душам только ради того, чтобы они нам помогали» (367).
Алтайцы занимаются как земледелием, так и скотоводством. Алтайские долины хорошо приспособлены к выпасу. По этой причине они разводят лошадей и коров.
Алтайцы имеют свою очень красивую и выносливую породу лошадей. Эти лошади способны пройти по самым крутым и опасным тропам. У алтайцев было хорошо развито кузнечное дело. Кузнецы-алтайцы были хорошими мастерами. Они знали как получать сталь и делать различные изделия из железа. Ножи, сделанные мастерами-алтайцами, и сейчас очень популярны среди русских. Они даже делают ружья. Алтайцы в своих мастерских могут делать искусные изделия.
Алтайцы-мужчины любят ремесла и охоту, но их трудно заставить сделать что-нибудь по домашнему хозяйству. Этим занимаются женщины: уход за детьми и животными, приготовление дров, пищи, одежды и даже заботы по выращиванию урожая - все на плечах женщин (368).
Самый популярный вид зерновых - просо. В основном они питаются молочными продуктами: сыр, масло, йогурт, кумыс, айран. Алтайцы делают из кумыса даже спиртные напитки.
Среди них много бедных, но их богатые щедры и помогают бедным (369). Алтайцы имеют много недостатков: они не особо следят за чистотой, у них довольно ленивые мужчины, они очень падки на спиртное.
Но, несмотря на все эти отрицательные качества, они также не лишены и положительных черт. Например, их принято считать самым честным племенем Северной Азии (370).
Однако все эти качества может подметить человек, проживший с ними долгое время.
Они не закрывают свои дома на замок. Там нет сундуков, закрытых на ключ. Их мелкий рогатый скот пасется на природе без пастуха: воровство скота для них - невиданное Дело (371).
Были случаи, когда хозяин дома проделывал стокилометровый путь, чтобы вернуть оставленную путешественником сумку с деньгами. Алтайцы относятся к своим родителям и старшим с большим уважением и почтением.
Пожилым людям всегда отводят самые почетные места (372).
Немаловажную роль играет и род. В языке алтайских тюрков есть много пословиц, выражающих важность и значимость рода (373).
Алтайцы по своей природе миролюбивый и спокойный народ.
Алтаец не хвастлив, скромен и невспыльчив. Движения у них всегда степенные. Нет у них криков, ругани и брани.
Алтайцы - племя, которое дорожит честью и достоинством и любит независимость. Они ненавидят прислуживание. Никто не хочет быть слугой. К беднякам же, вынужденным работать у богатых, относятся как к членам семьи (374). Алтайцы только на таких условиях примирятся с «прислуживанием».
Так как каждый является членом одного рода, все роды - частью племени, а племена - единым целым всего народа, у алтайцев присутствует чувство братства, чувство единой семьи.
Если в дом алтайца придет гость, будь то знакомый или незнакомый, он тут же будет считаться членом семьи. Если семья садится за стол, гость тоже садится, ест и пьет. Такому гостеприимству он ничем не обязан.
Когда провожают гостя, иногда даже ему дают деньги на дорожные расходы.
Если алтайцу преподнесен подарок, он обязательно тоже подарит что-нибудь.
Семейная жизнь алтайских тюрков тоже является образцовой.
Редко встретишь нарушение супружеской верности или незаконные отношения.
Жена всегда проявляет к мужу большое уважение и послушание. Никогда не обращается к нему по имени, а называет его «муж мой» (375). А муж, в свою очередь, тоже обращается к своей жене «женушка моя» (376) и всегда относится к жене с уважением и нежностью. В присутствии гостей или друзей муж не перешучивается с женой, не делает ей комплименты, неприличные при людях.
Невестка не должна показываться свекру в слишком открытом наряде (377).
У алтайцев все важные события в жизни - рождение ребенка, помолвка, свадьба - совершаются в соответствии с традициями и обычаями.
Как только станет известно, что в каком-то доме должен появиться на свет ребенок, все соседи начинают волноваться и ждать счастливой новости. Как только родится ребенок, ему тут же дают имя. Это делает глава семьи.
При выборе имени нужно быть внимательным. Именем становится первое произнесенное слово или слово, выражающее какое-нибудь явление в момент рождения ребенка.
Это слово может быть не только именем человека, но и названием какого-нибудь предмета (378).
Таким образом, среди имен алтайцев можно встретить и такие названия предметов, как топор или ружье и т.п. (379). После того, как назовут ребенка, его имя объявляется.
Помолвка. Молодой человек сам выбирает себе невесту. Если парню понравится девушка, он просит разрешение у отца поженить их.
Бедные отцы сами идут в дом отца девушки просить ее руки. Богатые же посылают двух родственников. Их называют «куда» (сваты).
Когда до дома отца (или родственника) невесты остается расстояние в 100 шагов, сваты спускаются с лошадей, идут медленным и степенным шагом и входят в дом.
Один из сватов стоя заполняет трубку, а другой готовит огонек с помощью кремня. Когда все подготовлено, сваты подходят к отцу девушки, опускаются на колени и произносят следующее: «Мы преклоняем колени перед тобой с намерением установить между нами близкие родственные отношения». После этих слов один из сватов преподносит отцу или родственнику девушки трубку, а другой - огонь.
Если отец девушки принимает трубку, это означает, что он согласен выдать свою дочь. Если отец сомневается, и они не приходят к согласию, отец говорит: «Извините, я хочу посоветоваться с матерью девушки и родней».
Посоветовавшись с членами семьи в соседнем доме, отец девушки возвращается к себе домой. Если принято решение выдать дочь, он принимает трубку. Потом отец девушки деликатным образом обсуждает со сватами размер и условия оплаты калыма жениха.
После этого сваты едут домой к жениху. Начиная с этого момента девушка считается помолвленной. Жених может навещать свою невесту. Разрешается навещать ее только днем, нельзя оставаться до вечера.
Отец девушки распоряжается, чтобы будущему зятю построили отдельный дом. Часть своего скота отдает жениху. Затем устраивается свадебная церемония.
В день свадьбы жених и два его друга едут в дом отца невесты. Когда до дома остается расстояние в 100 шагов, запевают традиционную песню.
Услышав их пение, родственники невесты выходят из дома, встречают жениха и оказывают торжественный прием. Предлагают напиток. Затем отец невесты торжественно вручает свою дочь жениху. После этой церемонии жених и невеста и все ее родственники направляются на лошадях в дом жениха. Перед тем как покинуть отчий дом, родители желают дочери счастья и дают наставления. Невеста едет одна на лошади, а с двух сторон скачут два друга, приехавших с женихом. Перед невестой они держат занавес, чтобы она не видела ни дороги впереди, ни место, где находится дом жениха.
Сначала невесту привозят в дом свекра. Войдя, она тут же, поклонившись, приветствует очаг дома. Затем для невесты свекор или ближайший родственник жениха произносит следующую молитву: «Просим Бога, чтобы он был милосерден к тебе, а пожилые люди - добры к тебе. Живи в изобилии, и ниспошлет тебе Бог много детей и внуков. Пусть впереди тебя всегда светит луна, а сзади - солнце. Пусть тебя всегда окружают дети. Чтобы много было скота, у лошадей - больше жеребят, не уменьшались стада коров. Пусть одежда не изнашивалась, была всегда чистой. Пусть жизнь твоя будет длинной, ум - живой, чтобы не встречались тебе наглецы. Пусть земля под тобой будет твердой, как железо, сама будь сильна с теми, кто плохо к тебе относится, пусть никто не сможет причинить тебе зло (380). Пусть жилище твое всегда будет теплым и всегда горит огонь в твоем очаге».
Положения о наследстве у алтайских тюрков. Дом, скот, орудия алтайца являются его личной собственностью. Он может оставить все это своим наследникам. У алтайских тюрков только неженатые сыновья являются наследниками. Если нет сыновей, наследниками становятся братья, а если нет неженатых братьев, - то их сыновья.
Если у умершего несколько сыновей, то женившиеся при жизни отца (т.е. получившие свою долю (381) и отделившиеся от отцовского дома) не имеют право на наследство; равным образом и замужние дочери не являются наследницами.
Что касается незамужних дочерей, они не получают никакой доли наследства. Но оставшийся в доме отца неженатый сын-наследник должен заботиться о своих сестрах до их замужества и выдать замуж, обеспечив и обставив им жилье. Поэтому калым, который заплатит жених во время женитьбы, будет принадлежать ему.
Если у умершего нет близких родственников среди мужчин, то наследницами становятся дочери.
Жена умершего остается в доме своего мужа с сыном-наследником. Она сохраняет за собой право быть «главной женщиной» в доме.
Сын-наследник обязан не ущемлять положение матери, которое она занимала при жизни мужа (382).
У абаканских тюрков определенная доля наследства принадлежит жене и дочерям. Жена получает 1/5, а дочери - 1/10 часть наследства.
Если вдова выходит замуж, то может взять всю свою одежду и драгоценности. Но мебель и домашняя утварь, долю наследства, полученную от первого мужа и (если привезла в дом первого мужа мебель во время замужества), должна оставить детям от первого брака (383).
Тюркские племена, которые мы описали до этого, были немусульманскими.
Сейчас изложим вкратце моральные и правовые нормы тюркских народов, казахского и киргизского (384), принявших ислам, но в то же время и сохранивших некоторые обычаи, которые были до ислама.
Казахи и киргизы, жившие разведением скота, были самыми примерными народами среди кочевых тюркских народов. Они вели самый типичный кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством.
Среди занимающихся историей цивилизации раньше существовало два взгляда по поводу кочевого образа жизни. Согласно первому, кочевой образ жизни-это один этап цивилизации. Первобытные люди занимались охотой, более цивилизованнее племена разводили скот; когда культура прогрессировала, люди начали заниматься земледелием (385).
Согласно второму мнению, кочевой образ жизни связан с характером и духовными качествами народа. Бывают по природе кочевые народы и народы, проживающие в определенном месте (386).
Понятно, что эти взгляды научно не обоснованы. Кочевой образ жизни не связан ни с периодом цивилизации, ни с духовными качествами и способностями народов. Кочевничество - это образ жизни, форма продвинутой цивилизации. Причиной возникновения этого образа жизни является не уровень культуры и не черты характера народа (387).
Кочевничество не связано ни с уровнем культуры, ни с духовными качествами людей.
Некоторые народы из-за невозможности проживать на своих территориях исключительно с помощью земледелия, вынуждены разводить скот, а поэтому ведут кочевой образ жизни. Кочевничество появилось из-за необходимости разводить скот в очень большом количестве.
Причина перехода от земледелия к кочевому образу жизни - природные и климатические условия страны. Но здесь нужно уточнить: никогда кочевые народы не удовлетворялись исключительно разведением скота. Часть кочевников или все занимались одновременно и земледелием в тех местах, где позволяла почва (388).
Родина казахов и киргизов. На протяжении многих столетий казахи проживают на территории, простирающейся от Урала до озера Балкаш, от Южной Сибири до Северного Туркестана.
Большую часть территории занимают степи, где очень мало рек.
Дождевые осадки выпадают очень редко и в небольшом количестве. Зимой здесь очень холодно, а летом очень жарко. Из-за засухи земледелие невозможно набольшей части территории степей.
Весной в результате таяния толстого слоя снега в степях изобильно растут цветы. В мае вся степь покрывается цветами. Но жизнь их коротка. Жара, начинающаяся в конце мая, все иссушает. Вот тогда киргизы вынуждены менять место в поисках пастбищ и воды для скота.
Основавшиеся в Южном Туркестане исламские тюркские государства тоже не смогли полностью подчинить их себе.
Поэтому до XVII в. казахи и киргизы жили свободно и независимо в виде множества племен. В течение веков не находясь под иностранным гнетом, казахи пытались объединить племена в единое государство. Но их государства существовали недолго. Власть ханов в создававшихся государствах не могла охватить все группы казахов.
Из иранских и византийских источников известно, что в давние времена на севере Туркестана проживало племя казах (389). Но сведений о древней истории казахов очень мало. История казахов хорошо изучена с XV в. В этом веке в Казахстане было образовано могучее ханство. В начале XVIII в. ханом стал Тевке-хан. Он подчинил себе большую часть казахов, объединив их политически. После Тевке-хана ханство распалось, между племенами началась борьба.
Во второй четверти XVIII в. русские начали проводить в Казахстане захватническую политику.
После сражений - 1732 -1738 гг. казахи были вынуждены покориться русским.
Язык и литература казахов и киргизов. Несмотря на то, что казахи жили друг от друга на больших расстояниях (даже в несколько тысяч км), в их языке не было диалектов.
Как и сильное единство языка, у них и чувство сплоченности было прочным. Казахи и киргизы - врожденные ораторы. Казахи любят произносить и украшать свою речь. Поэтому устное народное творчество у казахов очень богато. К сожалению, только часть этой литературы сохранилась до наших дней (390).
Занятия казахов.
Основное занятие - скотоводство. Главные средства существования - мясо, молоко, шерсть и шкура скота. Эти продукты они потребляли и сами, и продавали соседним племенам. Продукты животного происхождения - главный товар для экспорта.
Если позволяет почва, одновременно со скотоводством казахи занимаются и земледелием. Умеют орошать поля. Они отличаются искусством рыть оросительные каналы (391). Самые распространенные сельско-хозяйствен-ные культуры: горох, просо, ячмень, пшеница и рожь. Казахи не занимаются охотой. Если казахи охотятся, то только ради забавы (392). Казахи умеют изготавливать из шкур кожу и ремни, из шерсти - войлок. Среди киргизов есть и кузнецы, и медники, и ювелиры. Каждый мастер из различных металлов умеет делать инструменты, оружие и драгоценности. Как и другие племена, киргизы очень искусны в производстве и выделке металла. Кузнецы изготавливают из железа ножи, наконечники штыка, удила и стремя; ювелиры делают из серебра кольца, браслеты, украшения.
Казахские ювелиры умеют покрывать железо позолотой и серебром (393).
В богатых домах можно встретить сбрую - произведение искусства. Умеют делать гравировку на металле. Киргизские женщины хорошо шьют и вышивают. Они делают ткани и войлок.
Численность казахов, их групповой состав.
Как и другие тюркские народы, сохранившие свои древние традиции, ядром племени казахов является «сок» (род). Соки (роды), объединяясь, образуют «оймаки» (племена). Такое объединение родов у казахов является объединением 2-й ступени, которое у якутов соответствует «аймаку».У казахов объединение племен (оймаков) является групповым объединением 3-й ступени, и называется оно «джузом» [русские называют его еще и «ордой». -Р.М.].
Казахский джуз соответствует «Джонам» якутов и «огузам» древних северных уйгуров (394).
До русского завоевания казахский народ состоял из трех «джузов», 3 -х объединений: Большой джуз, Средний джуз и Малый джуз.
Территория, занимаемая большим джузом, охватывала окрестность рек Чу и Талас. Этот джуз состояла из двух племен: Долат и Абдан.
Средний джуз проживал на территории окрестностей рек Тобол и Иртыш до Сырдарьи (Джейхун). Этот джуз состоял из шести племен: аргын, найман, кыпчак, кирай, хытай, конграт.
Малый джуз проживал на территории между Аральским морем и Волгой. Этот джуз состоялт из двух племен: алчын и йети уруг (395).
Количество казахов, согласно переписи населения 1897 г., составило 4.084.000 человека. Казахи, проживавшие в ханствах Бухара и Хорезм, не вошли в это число. На сегодняшний день количество всех казахов приблизительно - 6 млн человек.
Религия казахов. Сегодня все казахи являются мусульманами. Они преданы своей религии, но у казахов существуют некоторые традиции, оставшиеся от древнего периода шаманизма. Например, уважение огня (396), способы предсказания будущего (397).
Правовые нормы у казахов. Свадебные церемонии. Сначала отец жениха отправляет своего представителя к отцу девушки, чтобы просить ее руки. Если отец девушки согласен, договариваются о размере калыма.
Потом отец жениха сам едет к отцу невесты. Отец невесты угощает будущего свата и всех, кто пришел с ним.
В связи с этим событием отец девушки преподносит отцу жениха подарок (лошадь или кафтан). С этого момента девушка считается помолвленной. Но чтобы жених смог навещать свою невесту, он должен выплатить большую часть калыма. В зависимости от состояния размер калыма у казахов меняется: от 41 до 81 голов скота (398). После помолвки отец жениха распоряжается о создании отдельного шатра для сына, оборудует его и отдает часть своего скота. После того, как жених заплатит весь калым, устраивают свадьбу. Никах проводится согласно всем законам шариата.
Когда мулла читает никах в доме невесты, невеста и жених не присутствуют, их представляют родители.
После никаха, сначала в доме невесты, а затем в доме жениха, устраивают угощение.
Перед тем, как покинуть отчий дом, девушке дарят платье из красной ткани, украшенное лентами и платок с золотыми и серебряными монетами.
В день, когда невеста покинет отчий дом, собирается молодежь, отец невесты угощает их кумысом. Невесте читают стихи с наставлениями, где они просят ее не печалиться в связи с тем, что она покидает родителей и родню.
Теперь мать заменяет свекровь, а отца - свекор (399). Потом родственники с обеих сторон читают стихи, хваля моральные качества девушки, и утешают ее из-за разлуки с родителями. При приближении к дому жениха лицо невесты покрывают тюлевым покрывалом. Невеста входит в дом жениха с закрытым лицом. Первым делом приветствует очаг дома. Затем садится на место хозяйки дома. Но лица не открывает. Чтобы увидеть невесту, в доме собираются родственники жениха. Лучше всех читающий стихотворение родственник начинает медленно поднимать платок невесты, читая при этом стих. Стихотворение содержит советы для невесты. Чтобы увидеть ее лицо, родственники жениха говорят, какие подарки они преподнесут ей. Эти подарки дарят (400) в день снятия покрывала с невесты. Человек, читающий стихи, снимает с невесты платок полностью. Так заканчивается церемония свадьбы. У казахов очень редко встречается многоженство. Мужчины еще раз женятся только в том случае, если первая жена не может родить ребенка. Все домашние работы выполняет жен-*- щина. В обычные дни женщины не закрывают лица.
Существует несколько положений по поводу наказания и правонарушения. Они существуют сегодня в виде «yusun». Казахи говорят, что эти законы издал Тевке-хан. По киргизской легенде, Тевке был и великим ханом и одновременно издавал законы.
Прежде всего, в законах объяснялся принцип наказания. Наказание у казахов бывает равносильным преступлению. («Talion» - в европейских языках). Если человек убил человека, то и преступника убивают; если нанес ущерб телу и здоровью человека, то и причинившему наносится такой же ущерб.
1. Согласно законам Тевке, родственники убитого имеют право убить убийцу.
Человеку, нанесшему вред какому-нибудь органу тела другого человека, калечат этот же орган.
Но судья может облегчить наказание. Пострадавший или родственник убитого тоже может согласиться облегчить наказание виновнику. В этом случае виновный должен материально удовлетворить пострадавшую сторону. Материальная вещь в данном случае называется «кун» («выкуп»).
2. Убийца может спасти себе жизнь, заплатив «кун». Кун, заплаченный за преступника, заменяет ему наказание.
Размер выкупа для мужчин - 1000, для женщин - 500 овец.
Если кто-то покалечил большой палец человека, то должен отдать 100 овец, а если мизинец - 30 овец. Если человек убил своего господина, то должен выплатить «кун» в семикратном размере (1000 х 7 = 7000).
Если господин пострадал от своего подчиненного, то виновный должен отдать 27 голов скота. За оскорбление обязан отдать 9 голов скота.
3. Жена, убившая своего мужа, обязательно подвергается смертной казни. Нельзя спасти себя с помощью «кун», если не простят родственники мужа.
Беременная жена, убившая мужа, не подвергается смертной казни. Но она считается бесчестной. И на протяжении всей жизни подвергается оскорбительному отношению со стороны окружающих.
4. Муж, убивший жену, может спасти себе жизнь, если ее родственники согласны принять «кун».
5. Родители, убившие своих детей, никак не наказываются.
6. Но мать, убившая своего незаконнорожденного ребенка, подвергается смертной казни.
7. Покончивших жизнь самоубийством хоронят в отдельном месте.
8. Человек, сбивший беременную женщину с лошади и причинивший тем самым вред ее здоровью и ребенку, платит «кун» в следующем размере: если плод уже пятимесячный, он отдает лошадь, если от 5 до 9 месяцев - одного верблюда.
9. Покушение на честь девушки или женщины наказывается смертной казнью, т.е. наказание как и для убийцы. Покусившийся на честь девушки может спасти себе жизнь, если женится на ней и заплатит калым.
10. Если муж убил жену, которая совершила прелюбодеяние, то он не наказывается. Муж имеет право требовать, чтобы его жену и ее любовника приговорили к смертной казни. Но для этого нужно доказательство их вины. Если 4 свидетеля (но не любых, а надежных, с хорошей репутацией, кому люди верят) докажут, что они невиновны, то наказание отменяется (401).
11. Если мужчина похищает чью-нибудь жену без ее согласия, то похитивший приговаривается к смертной казни или может выплатить «кун» в размере, равному как и для убийцы. Если похищение происходило с разрешения женщины, она остается с этим мужчиной. Похитивший платит калым мужу женщины, обеспечив его женой.
Оскорбивший женщину должен непременно попросить прощения. Если он не желает этого делать, то должен понести материальное наказание.
12. Имеющий половые связи с родственницей, с которой недозволен никах, приговаривается к смертной казни.
Этот вид наказания может быть заменен другим видом по решению семьи. Принятие решения по поводу наказания такого рода нарушений принадлежит семье.
13. Человека, проклинавшего бога, если этот факт докажут семь свидетелей, забрасывают камнями до смерти.
14. Если человек принимает христианство, все имущество его родственников конфискуется.
15. Хозяин имеет неограниченное право над своими рабами (даже убить). Жалоба раба никогда не выслушивается.
16. Оскорбившего свою мать или отца, или осмелившегося их побить, сажают на черную корову, водят по всей деревне и бьют его кнутом.
Если родителей оскорбила дочь, ей связывают руки и ноги и отдают в распоряжение матери. Мать поступает с ней по своему желанию.
17. Вор должен возместить ущерб в 27 раз больше, чем украл. Если он украл верблюда, то должен отдать 27 верблюдов и одного раба. Если украл лошадь, то к 27 лошадям должен прибавить одного верблюда. Если украл овцу, то к нужному количеству прибавляет одну лошадь (100 верблюдов равно 300 лошадям и 100 овцам).
18. Если человек совершает и убийство и воровство, то он осуждается за оба преступления по отдельности.
Жена и дети, знавшие о совершении воровства отца, но не осведомившие об этом власть, не привлекаются к ответственности (потому что жене и детям запрещено идти против главы семейства).
19. Убивший охотничью собаку или птицу, используемую для охоты (беркут), должен возместить хозяину ущерб, равный одному рабу или рабыне.
Наследство у казахов-киргизов
20. Если женатый сын умирает, не оставив наследника, то наследником является отец.
21. Один из родственников назначается опекуном детей, не достигших совершеннолетия, после смерти их отца. Если нет близких родственников, то опекуном может стать чужой человек.
22. Завещание составляется в присутствии родственников и муллы. Скот умершего, который он давал в долг кому-нибудь, отбирается в увеличенном количестве (вместе с родившимся скотом). Но скот, полученный в результате налета (402), не возвращается. Те, у кого скот, должны клятвенно доказать, что не прячут скот.
Право быть судьей принадлежит хану или старейшинам, назначенных им. Судьей становится человек из местности истца или ответчика. Для суда приглашаются представители, выбранные с обеих сторон.
23. Если ответчик сомневается в нейтральности судьи, то может от него отказаться.
24. Если ответчик не является в суд или не оплачивает требуемую сумму, то оплата взыскивается с родственников или деревни.
Родственники и деревня имеют право сами заставить ответчика заплатить сумму.
25. Чтобы доказать преступление, нужно по крайней мере два свидетеля. Во многих случаях нужно больше двух свидетелей.
Если нет свидетелей, то прибегают к клятве. Но ни истец, ни ответчик не могут приносить присягу. За них должны клясться те, кто знает об их нечестности. Если никто не хочет клясться за ответчика, то приговор выносится в пользу истца.
26. Женщины, служанки, слуги и пленные не могут быть свидетелями.
27. Судье и представителям принадлежит 1/10 часть суммы от судебного процесса.
28. Если осужденная сторона не выплачивает требуемую сумму или когда председатель деревни, в которой живет осужденный, защищая ответчика, не слушает истца, то истец с разрешения председателя своей деревни имеет право совершить налет (403). Но размер имущества, полученный нападением, должен соответствовать требуемой плате (404).
Кроме этих законов, Тевке-хан оговаривает:
1. каждый год осенью все великие главы, представители племен должны созывать курултай, чтобы ознакомить народ с общими положениями, проблемами и т.д.;
2. на этот курултай каждый казах должен прийти с оружием. Пришедшие без оружия лишаются права голоса;
3. каждый казах, способный носить оружие (кроме великих глав, т.е. ханов и аристократии), каждый год обязан отдавать 1/20 часть своего состояния хану и правителям народа;
4. каждое племя и род имеют свое специальное клеймо. Им помечается весь скот и другие товары, для того чтобы знать их принадлежность (405).
Законы, известные под именем Тевке-хана, - нечто иное, как более определенное и ясное изложение тех законов, которые казахи соблюдали с давних пор до него.
В русских источниках много сведений о сегодняшних правовых нормах казахов (406), но мы не считаем нужным перечислять их здесь. Мы вынуждены остановиться лишь на самых важных правовых положениях и представлениях казахов, которые, на наш взгляд, являются продолжением древних правовых норм.