|
Бахши Иман Отрывок из описания Саксина
..Слово "саксин", как мне объяснили одни, употребляется как в этом виде, так и вформах "сакси" и "саин", а означает "низ" ("нижний"). Другие же утверждали, что этоназвание происходит от слова "сакчи" - "охранник"...Хин Керман [Саркел] - один из самых славных городов Саксинской провинции и центрее Азакского санджака [наместничества], которое сами азакцы с гордостью называют Хазарским - подобно тому, как многие наши называют губернию Ура также Туран эль, а сами урцы - Турум эль... Со времени царя Отяка хинские санджакбеи подают отдельные от саксинских отчеты, что делает Азак почти губернией. Но саксинские улугбеки обладают старшинством в военных вопросах, и, кажется, поэтому только Азак считают подчиненным Саксину... Хин Керман расположен на реке Шир [Дон], названной так потому, что изобилует ширами - прибрежными камышовыми зарослями... В устье Шира находится город Ширдан [современный Азов], почти все жители которого - это пограничники и моряки...Иногда граница Азакского санджака доходит до низовьев реки Калки, и тогда на нее высылаются чиркесские разъезды. В ее устье очень много "калка" - то есть мест, где над тводой торчат верхушки кустов полузатопленных зарослей, почему наши и назвали так всю реку. Границу здесь называют кыран или кыр. В связи с этим я вспомнил, что один остров на Кара-Идели, на котором происходят регулярные встречи наших и суздальских властей, также называется Кыран... В городе я разговорился с начальником пограничной стражи Джамбеком, род которого основал один из хазарских биев. По словам бека, хазары были теми самыми самарскими булгарами, которых барджийцы [персы] выселили из Армана в Кашан. Так как этих изгнанников было тысяча человек, то барджийцы и называли их "хазар", что на их языке значит "тысяча". А другие булгары называли хазар по-нашему - "мэн" или "мин", а также "сарт"... Так как хазары были искусными купцами, то их название "сарт" стало означать в некоторых местах и "купец"... Мэнцы возглавили несколько тюркских племен Кашана и дали им всем свое барджийское прозвище... По его мнению, от слова "сир" ("сыр", означавшего "семь", произошло название древнейших тюркских предков булгар - сирби или серби, означавшее "семь родов". Только позднее название "серби", как и слово "чирмыш", стало означать тюрков Булгарии, оставшихся в заблуждении язычества. Помимо этого, наши уланы нередко словом "серби" называют своих игенчеев...Часть булгар-сиров на своем пути останавливалась на реке масгутов, которой дали свое имя "Сыр-Дарья", то есть "река Сиров". Потом этому названию придали смысл "Семь Рек"("Семиречье"). Именно в области Сыр-Дарья, как говорят, вырос и возмужал принц Газан...Джамбек раскрыл мне некоторые значения ряда наших слов, позабытые в Эчке Булгаре. Так... слово "сары" ("сара", "шара", "сир") означало не только предков булгар, не только "белый" и "желтый", но и "южный", "свободный", "гордый", "дикий"... Он привел мне также названия "сары иштяк", как именуют булгар Эчке Булгара башкортские булгары, "сарычин", как эчкебулгарцы называют южных булгар, чаще всего саксинских... Родился Джамбек в Биш-Балте, о которой рассказал следующее. Этот мензель был основан в 1004 году царем Масгутом Балтаваром, которого по-тюркски звали Биш или Бел, почему и станция получила название Биш Балтавар. Царь Ибрагим, однако, велел переименовать этот мензель в Биш-Балту - за то, что его жители дали приют Масгуту после его бегства из Болгара... Отец Джамбека Карамыш, возглавлявший станцию, написал книгу о хазарских и идельских древностях... Сама книга сгорела во время нападения кукджакских аров на Биш- Балту, но многие сведения из нее кыранбашы сообщил мне. В ней немало говорилось о заблуждениях наших джуларов, как называли раньшеязычников-огнепоклонников... А они называли Бога и всю вселенную, созданную им, словом "Йяма" или "Гима" ("Йима"). От этого слова произошло другое название Бога - "Йямал", что означало "Господин Вселенной". И имя "Джам" или "Шам" также восходит к этому древнему слову и означает "Отмеченный или Хранимый Богом". Старое название жреца - имче - также происходит от него и означает "служащий Богу". Еще одно название, связанное с этим словом - "йамак", под которым понимался миф и рассказ имче о его мнимом путешествии на небо... Из мифов наиболее интересным показался мне дастан о Тагмыр или Таймыр, как называлась в нем алп-бика Куропатка. Согласно ему, она родила первых людей, а затем захотела и править ими. Туран не разрешила ей царствовать в государстве Туран, и тогда Таймыр уговорила злых духов построить "стену дивов" и погубить людей. За это Тангра обратил ее в большую мышь или крысу. После этого она стала называться алп-бикой Мышь или Кыргыз-Кыркыз [Дикая или Вольная Девушка] и считаться духом женского своеволия и упрямства. Некоторые полагали, что это она, явившись в царстве Идель в образе прекрасной девушки, вызвала многовековую смуту в государстве. Вначале она очаровала всех булгарских принцев и даже уговорила их стать ее мужьями, а затем, отдавая предпочтение то одному, то другому, перессорила братьев. Когда ее изгнали из Иделя, она ушла в Кашан, где стала объектом поклонения масгутов. За это Тангра покарал это племя, которое стали называть также кыргызами - по имени Кыргыз. Оно прекратило свое существование, и даже небольшая группа уцелевших масгутов стала носить имя булгарской династии Алан, некоторые представители которой бежали к ней. Степи масгутов были заняты кыпчаками, которых стали поэтому называть и кыргызами... Масгуты были одним из синдийских племен, которые сиры называли также и сакланами. После того, как часть сакланов объединилась с тюрками в один народ булгар, сакланами часто стали называть и самих булгар... Еще одна часть сакланов и булгар, как я уже писал, ушла в Великий Хин [Индия] через горы, которые наши назвали Кара Корым, то есть "Великая или Высокая стена". Также хоны называли и стену, которой чинцы отгородились от них. А слово "корым" означало, кроме этого, и "ров", и "вал", и "лагерь"... Карамыш помнил и очень много значений слова "каган" или "хакан". Это - "небесный гром", "глас Божий", "песня, исполняемая жрецом под аккомпанемент бубна и барабана", "мелодия, исполняемая в честь Бога, алпов (на языческом празднике) и поднятия царя на трон", "жрец - исполнитель языческих песен"... Так как Аудан был исполнителем жреческих песен, то его называли "каганом". Этому слову потомки алпа - булгарские цари - придали значение царского титула, после чего слово "каган" ("хакан") стало означать еще и "император", "царь"... Мне было интересно узнать и о том, что писал Карамыш-тюрэ о древних тюрках... Оказывается, в древности слово "восемь" произносилось в форме "агыз", и им хонские булгары называли восьмиродовое объединение кара-кытаев [западных монголов], но многие хорезмийские писатели часто превращали его в "огуз" и поэтому путали огузов-узи [узи] с кытаями [монголами]. И этих ученых-путаников называют "наблюдательными", хотя что бы мы сказали о человеке, принимающем ишака за верблюда! [...] Немало сведений сообщил тюрэ и о кыпчаках. Так, он писал, что кыпчаки, или, точнее, кыргызы делились на западных и восточных. Западные, смешавшиеся с остатками сакланских кыпчаков [скифов], имели вид светлоглазых и светловолосых людей, а восточные, смешавшиеся с кытаями, имэнцами [маньчжурами] и чинцами [китайцами],приобрели вид черноглазых и черноволосых людей... Вначале кайцы [уйгуры-язычники] изгнали из Алтая в Иджим западных кыпчаков, которых наши назвали - для отличия от восточных - куманами, то есть "южными" или"светлыми". А затем кытаи захватили весь Хин и перерезали значительную часть восточных кыпчаков или оймеков... Слово "хин", означавшее первоначально "волк", позднее получило значение "собака" и уже со времени первых проповедников [VIII век] применялось в этом смысле по отношению ко всем кыпчакам. Поэтому для обозначения волка стали применять выражение "улуг хин"... Куманы, первоначально вбившие клин между Булгаром и владениями Сельджуков в области Сыр-Дарья или Фаруба, а затем перешедшие на службу нашей Державе, любили называть сами себя "сарычинами"... Оймеки же любили именовать себя старым названием восточных булгар - "хоны", так как жили в их бывших хинских владениях... Под давлением куманов Сельджуки покинули свой бейлик и двинулись через Хорасан к священным для булгар озерам Бан [Ван] и Сабан [Севан] в исконно булгарской области Арман, чтобы очистить эту свою землю от расплодившихся в ней неверных... Затем наступила пора бежать самим куманам, которых стали стеснять оймеки, изгнанные кытаями. За это куманы, очутившиеся на берегах Джаика, то есть "Реки с Пустынными Берегами", стали называть оймеков "сарыйями", то есть "злыми"... Джамбек в разговоре со мной часто называл отца "угыром". Когда я поинтересовался значением этого термина, он пояснил, что слово "угыр" (имеющее формы "угер", "югур", "угур" и другие) значило в древности "грамотный человек" ("грамотей", "писец", "чиновник", "наместник", а также "сказитель". Тут я понял, почему Булымер Караджарский [Владимир Святославич Черниговский] называл себя "Угыром" и более всего любил это свое имя... Описывая Тамьян, он упомянул название "Тамья кюль", которым у них называли Азак дингезе... Слово "тумырлык" [верфь] произносится в форме "тумыртык"... Он отметил также, что слово "чаллы" они иногда употребляют в значениях "остров" и "прибрежные камни" ("скалы", "рифы"), а "кубан" или "куман" - в смысле "юг" ("южный")... Джамбек охотно рассказал мне о жизни на границе... Оказывается, купеческие караваны предпочитают сейчас двигаться из Куба-Булгара [Южная Булгария, заключенная между Кавказом и низовьями Дона и Волги] в Башту через Джалду по Савышскому пути, а не через Калку, по Соляной дороге, так как Соляная дорога стала очень опасной. После смерти хана Хонджака возглавлявшийся им союз кыпчакских племен распался на 30 владений, многие из которых не только воевали друг с другом и нападали на соседей из-за спорных земель, но и жили разбоем. В таких условиях караваны по Соляному пути стали отправляться лишь в том случае, если все кыпчакские тюбы, через которые он проходил, соглашались пропустить их и присылали в Хин Керман заложников. Кроме этого, для усиления безопасности купцов, из Хина высылаются отряды с возами для устройства табыров - заграждений в один или несколько рядов возов, внутри которых складывается товар и прячутся купцы. Эти табыры устраивались на пути от Шира до Калки - а дальше караваны следовали только с собственной охраной. Пока они проходили через тюбу, им должен был давать людей и местный хан. Немного легче бывало в том случае, когда караван вез соль и другие саксинские товары на Русь. Русские князья, крайне заинтересованные в них, еще и сами договаривались с ханами кыпчакских тюб, и эти договоренности соблюдались лучше других. На мой вопрос о причине этого Джамбек откровенно сказал мне, что дикие кыпчаки опасаются в степи больше не наших воинов, а служащих Башту и Караджару карабулгар - каубуйцев, барынджаров, кыркуманов и турбиев. Они, лучше всех зная степь и имея совершенные для степной войны доспехи и лошадей, могли настигать неуловимых кыпчаков. В случае разграбления русских караванов в степь отправляются отряды карабулгар, не щадивших врага, что заставляет немалое число кыпчаков избегать конфликтов с Башту и Караджаром... Но даже при такой охране караванов в кыргызских тюбах всегда находятся желающие захватить купеческое добро, так как власть ханов во многих из них очень слаба. Однажды у аула Харька [современный Харьков], который был когда-то городом сестры Атилле по имени Харька (то есть "Лебедушки") и поэтому получил ее имя, наши пленили в стычке сына одного кыпчакского хана. На замечание Джамбека о том, что он своим разбоем обрекал на гибель двух своих младших братьев - заложников, тот ответил: "И в этом случае я остался бы в выигрыше, так как все наследство и власть отца достались бы мне". Но чаще всего не только заложников, но и таких отъявленных разбойников не казнят, а держат в Саксине для того, чтобы пугать ханов перспективой освобождения их родственников - соперников. Ведь всем известно, что две бараньи головы не помещаются в один котел. Так было и в этом случае... Я не удержался от встречи с младшим братом того разбойника, находившимся тогда в Хин Кермане. Он оказался очень живым и приветливым, разительно отличаясь от своего некрасивого и угрюмого братца. После беседы со мной он принял истинную веру и стал называть себя моим именем Гали. Позднее он перешел со своими джурами на службу Мардану и участвовал в нападении на кисанских князей и в Западном походе, причем в татарских доспехах, которые получил из рук самого Чельбира за умелое слежение за продвижением войска Субятая к Кермеку... Особенно заинтересованы в прибытии наших караванов жители Кыр Кумана [в тетради И.М.-К.Нигматуллина против названия этого города написано: "Старая Умань?"], так как торговля саксинскими товарами приносит им большую прибыль. А этот город, являющийся крупнейшей крепостью на южном рубеже Баштуйского княжества, основал на реке Куксу [Синюха или ее приток] Гилас Кан после его перехода на русскую службу. Вначале этот город был населен исключительно булгарами и его булгарскими узи-тюрками, которые назывались кубанами или куманами, почему и город получил их название. Только позднее так стали называть западных кыпчаков. Этот город - крайний, до которого по Соляной дороге доходят наши караваны из Саксина. Чаще всего, наши купцы не желают подвергать себя опасности дважды и отправляются обратно по Савышской дороге через Джалду... После неудачного плавания в Кара-Бурджан я посетил этот знаменитый город, в котором бывали шейхи Худжа Ахмед, Худжа Омар, Абу Хамид и подолгу живали царь Отяк, Угыр Булымер, Джан Чиркес... Путь из Джалды в Кыр Куман по Савышскому пути показался мне безопасным. Вдоль него тянутся владения главным образом баджанакских бейликов, но попадаются также тюбы и кыпчаков и анчийцев. Наиболее опасный участок пути - от Джалды до Бури-чая..., но башкортские баджанаки охраняли нас здесь весьма надежно. А после переправы через Бури- чай у Улуша, принадлежащей анчийцам, стало намного спокойнее. Здешние бии настолько дорожат славой Савышской дороги, как надежного пути, что сами беспощадно вылавливают и казнят виновных в разбоях на ней... Мы постоянно держались близ берега Буга-Инеша, так как прибрежные заросли и рощицы, по мысли хозяев здешних тюб, могли послужить нам убежищем и поэтому должны были вызывать в нас приятное чувство спокойствия... А на Куксу нас уже встретил высланный нам навстречу отряд кыркуманов, который показался мне гвардией Чельбира... Во время недавней распри баштуйских князей один из них неосторожно обидел кыркуманов, и те по этой причине вместе с его соперником, Эр-Юруком, пошли к Башту. Князь-обидчик при их приближении убежал в свой юртлук [удел, домен], а баштуйцы спокойно открыли ворота города, думая, что в него войду свои кыркуманы. Однако Эр-Юрук, неожиданно для всех, обманом ввел в беззащитный город своих голодных кыпчакских и балынских наемников, и они стали разорять старую столицу Кара-Булгара. Тогда по просьбе перепуганного баштуйского головы кыркуманы также въехали в город и выбили из него разбойников. С той поры, по просьбе баштуйцев, отряды кыркуманов часто приходят в город для обеспечения безопасности его жителей во время княжеских смут.. В Кыр Кумане сейчас проживает около 20 тысяч человек, но большинство его жителей, занимающихся торговлей, службой на границе и скотоводством, приезжает в город только на зиму... Более двадцати лет, начиная с 1160 года, вали [градоначальником] города был потомок царя Масгута Арсланбек, на дочери которого женился Угыр Булымер... А внучка этого бека Арслана - жена Бай Казыка... [По данным летописи "Деяния каубуйских беков" Агиша ибн Хасана,сохранившейся в книге его потомка, Культаси, при сыне Бай Казыка Арслане Кыр Куман стал главным центром украинского казацкого войска, но в 1279 году был разрушен за отказ Арслана участвовать в татарском набеге на Булгар. Сам Культаси замечает, что булгарским послам в 1506-1507 годах казаки показывали развалины этого города, которые называли Куксу. Близ Куксу был казачий пост Куман]... Шейх Омар, живущий здесь, показал мне все восемь городских мечетей, из которых каменная мечеть Куксу возле родника Куксу была наиболее большой и красивой... Раньше Джамбек служил начальником охраны караванов, ходивших в Артан. Однажды, отбивая на Артанской территории нападение на караван галиджийских разбойников, он убил их вожака, которым оказался сын галиджийского бояра. Когда купцы проходили через галиджийскую землю, к Джамбеку явился другой бояр и сообщил ему о готовящемся нападении на них с целью его убийства. Этот бояр дал каравану свою охрану, а Джамбека уговорил объехать место засады вместе с ним в одежде одного из его слуг, чтобы спасти купцов. Благодаря этим мерам, все окончилось благополучно, и наши купцы отделались лишь выплатой выкупа за убитого, но Чельбир перевел Джамбека на службу в Саксин. Перед отправкой на новое место ему передали слова царя: "Я сделал это потому, что ценю таких молодцов и не хочу его напрасной гибели от стрелы притаившегося в чаще вшивого галиджийского вора"... Джамбек рассказал мне, что ходил с караванами в такие области Артана, как Елгауба, то есть "Речной Край", Таукуба, то есть "Куриный Край", Артан, то есть область на реке Артан... На севере Артана он посещал городок Калбаган, то есть "Городок или Фактория Калбиев". Калбиями или калбагами наши называли людей самого воинственного из шудских племен Артана, которые охотно нанимались на булгарскую службу еще с времен царя Кубрата. При этом они служили недолго, два или три года, чтобы дать послужить и разбогатеть другим своим соплеменникам. Место сбора их ополчения, которое они собирают для нас, называется по-нашему - Бриг [современная Рига], и находится в устье реки Тауксу. Здесь они разделяются на отряды и отсюда отправляются на службу в разные места по решению своих биев. Часть из них составляет гарнизон Калбагана [современный Таллинн], почему этот городок и был нашими так назван. Основали Калбаган наши купцы при помощи князя города Балада Балтавара [Всеслав Полоцкий], который некоторое время доблестно служил в Булгарии и получил там это свое имя.От этого городка начинается южный, гораздо более короткий, чем северный, морской путь в Садум. Однако здесь купцов подстерегают немало бурлаков [пиратов] из разных стран... Шумбутцы же собирают свое ополчение для нас в месте на реке Кум-Инеш [Неман], которое называется по имени реки Куминеш [современный Каунас]. Многие шумбутцы выезжают к нам или охраняют наши караваны. Раньше, во времена царей Кубрата и Айдара, шумбутцы служили нам и в области Сары Балын [Белоруссия], лежащей к югу от Артана. Назвали наши так эту благоприятнейшую для жизни область потому, что в ней много берез, которые тогда назывались и "сары агач". Здесь главными городами являются основанные Курбатом и Айдаром крепости Мэн-Балик [современный Минск], Шамлын [современный Смоленск], Сары-Балик, то есть "Березовый Город" [современный Брест] и Балад [современный Полоцк]. Мэн-Балик получил свое имя в память о том, что после подчинения этого края Державе в нем разместился наш гарнизон из тысячи шумбутцев и калбиев... В Шамлыне вначале размещался гарнизон, возглавляемый Шамбатом, в Сары-Балике - шумбутский гарнизон, в Баладе - калбиевский... Балад построили по приказу Айдара, и он же дал ему арабское название "город" ("балад") в память о принятии им истинной веры... А вот жители Елгаубы - елгаубии (елгаубиляр) или елгабии [латышы] более робки, чем калбии, и поэтому наши цари на службу их не брали. Однако при этом елгабии очень старательные работники, и эмир Челмати как-то пригласил в свой удел несколько сот елгабиев. Их поселили на берегу Дяу-Шира, так как им более привычно жить у реки и назвали их аул Елга. Называют их землю и их самих так потому, что они живут на притоках большой реки Тауксу, а приток по-нашему "елга". Говорят, матерью жены Салахби была елгабийка, почему ее [жену] и прозвали Елга. Салахби тоже имел прозвище - Йолыг, означавшее "прорицатель" ("ведун"). Это очень древнее слово, как и "адам", значащее "призванный". Царь Адам очень любил свое имя и говорил, что взял его в память о том, как булгарский народ сам призвал его на царство. Очень близко к нему другое наше слово "атаман", означающее "человек, избранный быть старшим во время моления Тангре и духам". Атилле придал этому слову смысл "старший", так как стал назначать главами подвластных племен не биев, а жрецов - атаманов по причине большего доверия "служителям Богу". Однако после его смерти этот обычай отменили, и слово забылось бы, не запомни его караимы. Они сохранили некоторые наши очень старые слова, к примеру, "каган", которым называют своих жрецов. А словом "атаман" они продолжают называть своих старост. Это слово заимствовали у них анчийцы-чиркесы и стали называть им своих старост и вожаков, хотя наши предпочитают именовать старост и старших чаще всего "дуван". Говорят, первым назвал себя "атаманом" Джан Чиркес... Все это я написал со слов Джамбека, в доме которого я счастливо погостил полных две недели. Вскоре после своего воцарения Гази-Барадж вызвал Джамбека к себе и назначил его ильчибеком артанских поселений в Эчке Булгаре, так как он хорошо знал их языки и обычаи. Бек был с Гази-Бараджем и в Западном походе, после которого заезжал ко мне и рассказал о переселении наших артанцев, попавших под удар татар и отступивших с армией Газана. Жители Елги переселились с Дяу-Шира на правый берег Агидели [Камы], другие артанцы разместились и на реке Агидель, и на реке Миша [Меша], где основали аулы Шали и Тубан. [По данным Культаси, бек Лаиш, матерью которого была артанка, перевел часть тубанцев в основанный им город Лаиш]... Джамбек исполнил мне очень много наших песен - и таким прекрасным голосом, что его пение невозможно было слушать без волнения и слез... Некоторые песни посвящены старым обрядам, так что и называются именами алпов, другие же рассказывают о занятиях, выражают настроение, славят разные селения и местности. Достаточно напомнить в связи с этим о песнях "Байгул" или "Красная (Золотая) рыба", "Арча" [алп-бика], "Чакчак" [запись в тетради И.М.-К.Нигматуллина: "Ныне - "Сарман"], "Сабан", "Сак Сок"..., "Волны Агиделя" или "Прощальная", "Песня путника" или "Купеческая" [запись в тетради И.М.-К.Нигматуллина: "Ныне - "Шахтерская"], "Уран" или "Военная"..., "Карабаг" или "Кара урман"... При этом в некоторых песнях присутствуют одновременно сразу несколько черт... Так, в песне "Байгул" поется о том, что многие пытались заставить эту алп-бику забыть Аудан-Бояна, но она все же не забыла своего любимого..."Арчу" очень часто поют на Сорене... Слова ее простые и трогательные... Почему ты сгораешь?... Кто причинил тебе зло? [Спрашивает Барыс]... - Я сгораю от любви к тебе, - Отвечает Арча.- Мой огонь Не причинит зла праведным, Но испугает и отстранит зло... Песню "Чакчак" исполняют и на Каргатуе, и на Чумар боткасы... В "Песне путника" поется о случае с болгарским купцом Азаном, когда его караван с большим трудом прошел безводную пустыню, а потом еще должен был защищаться в табыре от нападения разбойников. Кроме этого в ней отражаются переживания Азана, тоскующего по родному городу и друзьям... Джамбек утверждал, что на мотив "Карабага" исполнялись вначале погребальные и поминальные песни, но потом мулла Бакир запретил их, и эта мелодия сохранилась только в Дяу-Хонджаке и в Эчке Булгаре у язычников. В доказательство этого он исполнил мне одну такую песню, называвшуюся "Курган". Ее пел после погребения своего отца его отец... Сам он [отец] был муслимом, но мать его происходила из языческого рода и научила его петь эту песню... В Саксине я нигде не встречал на своем пути ни турунов [феодов, поместий], ни турунчиев [феодалов, помещиков], ни их несчастных курмышей [феодально-зависимых игенчеев]. Вместо всего этого я видел там свободные земли и свободных людей, самый бедный из которых был преисполнен не меньшего достоинства, чем их улугбек. Это обстоятельство делало путешествие по этой губернии особенно приятным и незабываемым Связь волжских булгар и дунайских булгар (газета "БЪЛГАРИЯ ДНЕС София Болгария") |
|