|
Семь загадок в истории Тулугановки – Кундрау ( к юбилею села) Загадка третья – топонимические местные названия. Учёные Татарии и Башкирии, говоря об оренбургских кондровцах, производили это слово от калмыцкого «хондин-хэру» - «пасти овец». Это может быть, но сами жители – и в Володарском районе, и под Оренбургом – переводят «Кондыр –ау (кундр-ау)» как просьбу, «пусти на ночлег», обычный стук в темноте по решётке крайней юрты . У нас другая версия. И у приволжской Тулугановки, и у двух низовых было второе (или третье) русское название – «село Бобровское, Бобры». А тюркское слово «кундур» - «бобёр», «выдра» лишь позже стало произноситься по-современному – «кундуз». Ведь под Самарой, в Татарии и части Башкирии одна и та же река именуется то «Кундузча», то «Кундурча». Слово «тулуга, тулга» означает «шлем воина», «каска». Есть сведения, что так именовался большой союз древних тюрок, создавших в VП-VШ в.в. (1,5 тыс. лет тому назад) в степях Алтая и Монголии своё государство – «второй аганат». Вряд ли тулугановцы - их прямые потомки, так как бойцы-кочевники надевали шлемы повсюду и не раз. Воевали в шлемах почти все тюркские группы – название возникло заново. И, видимо, не раз. Но есть и бесспорная родня кундровцев, носящих шлем, в ногайской этнической среде – и неподалёку, в Астраханском крае, и на ставропольско - дагестанской границе. До 1400 г. всех ногайцев, только что создавших своё кочевое государство – орду эмира Едигея, – называли иначе, «мангыты», по родовому имени предводителя. Оно вышло из употребления, но … Мангыт (Мангит) вплоть до 1940 г. числился в Володарском районе между местом «второй» и «третьей» Тулугановки. Другой пункт, с тем же названием (ныне Северное), населённый ногайцами – «утарами», включен теперь в состав г. Лагань (Каспийский) Республики Калмыкии, а ещё один «Мангыт-Артезиан» существует у ногайцев – «едисан» («джетисан») Нефтекумского района Ставропольского края. История живёт и сплачивает народы, объясняясь «языком земли», местных названий. ЗАГАДКИ ЧЕТВЁРТАЯ И ПЯТАЯ: Куда дают всходы семена – «орлык» и какова связь в истории кундровской Тулугановки с юртовскимм Килинчами, карагашской Хожетаевкой? «В Тулугановке родовые подразделения назывались «орлаклар» - «семена»(«балта».»чек»,»с»,»Утар» и , конечно, «тулга». Считались по отцу, но брачных связей уже обычно не ограничивали.уджигин». Род «утар» объединяет целых три фамилии, человек по имени (прозвищу) Утар являлся общим предком (может, он был выходцем из ногайцев нынешней Лагани в Калмыкии?). А племя «джетисан» («едисан») было в ХV-начало ХVПв.в. одним из сильнейших на Яике-Урале. Поэт и батыр Каз-Туган в ХVП веке был из едисанцев. Наверное, по названию, они выставляли войско из 700 отрядов, род шлемоносцев- «тулга,тувылга» давал в ополчение племени гвардейцев, был самым почётным. После поражения сторонников Каз_Тугана часть едисанцев (килинчинцы) спаслась под Астраханью, вошла в состав юртовцев, другая – кундровцыи «джетисан» на востоке Ставрополья – попала (ненадолго или на длительный срок) в калмыцкий плен. Сейчас целые группы рода «тувылга» проживают в «джетисанских» селениях Нефтекумскоо района. А в Килинчах «большее» и «меньшее» обозначения объединились – к роду «джетисан-тулга» принадлежал, по его словам, недавно умерший старейшина, редкий эрудит, мулла М.У. Уразмамбетов. Связывают Килинчи с Тулугановкой и другие узы прошлого. Все едисанцы под Астраханью находились под властью потомков бия Едигея, знатных князей-мурз Урусовых и Тинбаевых (Тимбаевых). Они уже называли свой не «мангыт» (как верно по истории), а «ак-сияк» и часто вступали в родственные связи, жили в обоих сёлах. Но улусом Урусовых были Килинчи, а Тимбаевых (мы видели до 1782 г.) – ещё пока кочевая Тулугановка. Как раз в 1835г. правительство лишило мурз власти и рсского дворянского достоинстства – дети Нияза—мирзы Тимбаева уже не могли править приволской Тулугановкой. А Батыр-мирза Тимбаев считался в «третьей», нынешней Тулугановке одним из самых неимущих и скончался после революции в соседнем Тумаке. Только усилиями Абыза Ямгурчеева из Мошаика, а затем Мусал-бека Урусова из Килинчей (предки нашей писательницы и поэтессы З.Ф.Урусовой – Ишбирдиевой), которые ездили к царям в Петербург, «дети мурз» смогли служить в Астраханском казчьем войске (а, значит, не платить податей). Не всем это помогло, хотя урядниками и штаб-офицерами бывшие князья становились многие хорошо отличались на службе. Так, тулугановцы были близки и родственны юртовцам (особенно «джетисанской» их части) Но с 1891 г. оказались в одной «хожетаевской» волости с бывшими подданными Турции и Крыма – бывшими пятигорскими ногайцами-«карагашами» Возникло новое «сродство»: сблизился диалект, стали брать невест друг у друга. «Мы с караганшами по двум берегам Рычи кочевали», - рассказал мне, тогда молодому учёному, в 1982 году один из тулугановских старожилов. А другой,такой же знаток и очень добрый, отзывчивый человек А.Ф.Ишниязов добавил, что, хотя тулугановские кундровцы, по словам прадедов, «из-под Кизляра пришли», в его семье есть ещё и карагашские корни. Более
частной и производной, но серьёзной
является ШЕСТАЯ ЗАГАДКА: почему
официальные власти именовали вплоть до
революции «кундровскими татарами» более
многочисленную, но совсем иную (никак не«
едисанскую»!) астрахано-ногайскую группу –
сеитовско-хожетаевских «карагашей». Обе
они, если и были связаны в калмыцкой
зависимости, вблизи Астрахани оказались по
соседству лишь с 1891 года. В эту «ловушку
терминов» попалась и исследовательница -
этнофольклорист, уроженка Сеитовки Г.У.Джуманова.
Она посчитала обозначение «татары
кундровские» настоящим названием, а «караганши»
- придуманным, «прозвищем». О тулугановцах (что
ожидалось от неё) даже и не упомянула.Между
тем казанский историк – архивист С.Т.
Рахимов ( тоже астраханец) обнаружил в
архиве семьи известного в начале ХХ века
просветителя и религиозного деятеля А.И.Умерова,
национальностью «карагач», умершего в
ссылке (основатель газеты «Идель»)
прелюбопытные документы.Сами
карагаши писали в 1835-37 г.г. царю Николая I,
министру внутренних дел и астраханскому
губернатору: «кундровцы допред нас
кочевали с калмыками», просили отличать от
них, именовать правильно. Имеется в этих
грамотах спорные моменты. Но к 1835 году
карагаши потеряли кундровцев из виду, зато
в 1837 г. им уже было известно «особое
Тулугановское селение» кундровцев. И,
наконец, загадка седьмая: что будет дальше? На
прошлогодних торжествах, выступая в школе и
клубе, я не раз замечал заинтересованное и
внимательное выражение глаз всех слушавших:
юных, взрослых, пожилых. Тогда-то и
появилась мысль свести оба сообщения в эту
статью, к новому юбилею. Посетив затем
школьный музей истории села, ещё раз
убедился: правильно учат ребят их
наставники. Но юное поколение
и само увлечено сельским краеведением,
они благодатная аудитория, схватывающая на
«лету». Пусть вырастут из них новые
исследователи и продолжат дело старших,
вспомнят летопись села и сами внесут новые
страницы, поддержат и продолжат на редкость
богатую местную традицию, о которой шла
речь. Я
же поблагодарю тех, кто помог мне в первых
шагах по тулугановской земле, в 1973 и 1982-2003 г.г.
Вспомню дедушек -_старейшин во всех краях (многих,
особенно ветеранов войны, уже нет с нами),
поклонюсь бабушкам и пожелаю им всем
благополучия и долголетия. На
юбилее села мы встретимся с давними
друзьями, многое сумеем обсудить. Пусть
узнают ещё лучше прошлое своего села
тулугановцы и все астраханцы, наши
родственники отовсюду. Юбилейный
год села Кундрау только начинается – мои
поздравления дорогим землякам. А «загадки Тулугановки» непременно найдут свои ответы … Вот только жизнь и наука поставят перед молодыми и пытливыми умами вопросы новые – глубже и сложнее! Будет
жить Тулугановка, её обычаи и традиции,
славный народ.
В.М.Викторин, советник аппарата
Губернатора Астраханской области,
Село Тулугановка Село моё родное на берегу реки Раскинулось привольно, просторы широки. Живут мои сельчане и славятся трудом. За этот труд нелёгкий – низкий вам поклон! Куда бы ни уезжал я и где бы я ни жил, Село своё я помнил , всегда в село спешил Пускай зимой нам трудно и летом нелегко, Живи , моя деревня, живи, моё село!
М. Кусалимов
Людей
напрасно не томи. Читатель до сенсаций
падок.
Его и хлебом не корми,
дай исторических загадок. Когда-то
племя «едисан» сильнейшим было на Урале. Преданье
это Каз-Туган внес на священные скрижали.
Когда багровый сполох на небе азиатском
сверкнул,
Основали в наших просторах село Кундрай
аул. Кони
опять мнут и топчут бурьян, и помнится до
сих пор, Кем
был основан посёлок Чулпан в отрогах
Уральских гор.
Метели злые, непогоды путей былых не
замели,
История сплотит народы священным «языком
земли»
А.Максименко Как P.S. Отзовись,
Тулугановка! А
в ответ… Есть
поговорка среди жителей нашего села,
которая дословно на русском языке звучит
так: «В 50 лет меняется местность, где ты
живешь, а в 100 лет меняется сама земля». Вот
поэтому я гляжу на село растерянно. Куда же
изменилась родная
Тулугановка, в хорошую или плохую
сторону? Уже
не встретишь землянок, старых заборов, нет
вечных луж с жабами и вонью. Не пасутся
на улицах гуси, утки и куры, лишь собаки
да кошки лежат у каменных и стальных
заборов в тени, охраняя хозяйское добро. Не
сидят на скамеечках
за разговорами бабушки и дедушки. Село
выросло, высятся частные двухэтажные
особняки, асфальтированная дорога проводит
к 6 частным магазинам. Цивилизация подарила
сельчанам телевизоры, видики, не говоря о
сотовых телефонах. И люди спешат жить:
учатся, женятся, строятся, покупают
машины. Но
благо ли вокруг? Нет знаменитого колхоза,
поля заросли камышом, исчезли
животноводческая ферма, пирс по
переработке овощей. Некоторые семьи живут
далеко за чертой бедности, нет газа, воды,
работы. От всего этого утешение – в бутылке.
На улицах у частных домов и магазинов
зачастую грязно, а береговая линия давно
превратилась в свалку. Чем
занимаются жители? По вечерам молодежи от 14
до 22 лет некуда приткнуться. И начинается
страх…
Сельчане, живущие около клуба, с вечера
наглухо закрывают калитки, двери и окна,
опасаясь за сохранность имущества (случаются
и погромы, потравы). Всю ночь – крики, пьяный
смех, мат.
Утром остаются на местах гульбища
бутылки, окурки, плевки, банки из-под сока,
осколки. И только начало учёбы
останавливает этот разгул. Жаловаться друг
на друга сельчане вряд ли будут, так как все
тут сватья, братья, родственники. В этом и
вся беда. Равнодушие
и безнаказанность молодёжи вырастают из
равнодушия стариков. Мы тоже в молодости
гуляли, но за селом, чтобы не беспокоить
сельчан. Мусор, оставшийся после нас, жгли в
костре. Было, наверно, стыдно перед
стариками, были совесть, ответственность… Что
же стало с людьми сейчас? Что будет с селом,
которое медленно умирает от равнодушия,
беспечности молодых? Внешний уровень
благополучия скрывает падение морали,
нравов, крах уважения и гордости за село,
где каждый старается отсидеться за высоким
«приличным» забором. М.Н.
Кусалимов, село Тулугановка
|
|