|
С
1980-1990-х гг. наша жизнь коренным образом
переменилась. Развивались демократические
программы социально-экономического и, что
особенно важно, культурного характера.
Произошло качественное преображение
Нижневолжского региона, дельты Волги:
Астрахани и области в целом. Это выразилось
в возрождении этнических традиций,
повышении роли жителей той или иной
национальности в управлении регионом, в
реализации надежд и чаяний на государственном
уровне. На протяжении 1990-х г. через
органы обладминистрации АО тюрки и иные
продвигали принципы интернационализма,
дружбы народов. В этом процессе очевидна
роль местных жителей, создавших
национально-культурные объединения или
организации национальной культуры. Эти
организации известны как этнокультурные
сообщества или просто «общества» (так
определили их и первоначально отнесли к «движенческому»
типу В. М. Викторин, Э. Ш. Идрисов). Тем не
менее, лучше именовать указанные
общественные группы «объединениями» из-за
особенностей федерального
законодательства и по причине
комплексности их формирования. Создание
объединений имело следующие предпосылки: ¾
дальнейшее
социальное оформление местного состава
этносов и их локально-обособленных групп; ¾
динамизм
миграционных процессов Юга, Юго-Востока
России, Северного Кавказа; ¾
потребность в преодолении
управленческого бюрократизма. Всё
это вылилось в возрождение существовавших
в начале 1900-1910-х национальных объединений.
Явному прогрессу в их нынешней
деятельности способствовали усилившийся
профессиональный и кадровый потенциал
жителей области в различных отраслях, их
смешанное и взаимоплодотворное проживание. В
целях выполнения постановления
от 19.06.88 ещё с осени 1988 г. по вечерам в СШ № 74
г. Астрахани за р. Царев начал действовать
кружок изучения татарского языка на основе
арабской графики под руководством краеведа
и педагога Г. Н. Ахтямова. Развитие
интернационализма в сфере культуры было
включено в программу социально-экономического
развития национальностей АО на 1990-91 гг. 13
февраля 1989 г. учреждено объединение
татарской культуры «Дуслык» («Дружба»). Его
Устав через месяц публикуется в газете
Астраханьконсервпрома «Знамя труда» (1989, №
10, 11,), а первым председателем стал М. Х.
Ережепов. Итоги организации татар
поволжского юга в общество «Дуслык»
подводились 5 октября 1989 г. на встрече
старейшин области. Решено было и далее
содействовать с органами власти в процессе
объединения. Хотя не обошлось и без проблем.
В отличие от татар другие сообщества
проявили меньше организованности,
мобильности, а «возбуждённые» вопросом
идентифицирования друг друга студенты даже
15 октября подрались между собой. Цивилизованный
подход к пониманию и продолжению
этнических традиций продемонстрировали
татары Астрахани, руководимые Х.
Галимзяновым и с … года А. И. Алмаевым.
Объединение «Дуслык» решало многие
проблемы татар и не только их. Уделялось внимание контрпропаганде
экстремизма и национализма, профилактике
молодёжной преступности. «Только
объединившись «всем миром», сможем мы
одолеть это опаснейшее социальное зло», -
отмечал в своей статье ещё в 1989 г. А. И.
Алмаев. Будучи
авангардом общественной жизни тюркских
народов области на рубеже 1980-1990-х, «Дуслык»
стал примером и для групп граждан других
национальностей. Показательно,
что подготовка I
Съезда народных депутатов СССР под
лозунгами перестройки, демократии,
гласности совпала в АО с началом именно
этнокультурных преобразований,
проведённых накануне мартовских выборов 1989
г. 24-го же марта 1990 г. при помощи
преподавателя истории ногайцев Р. Р.
Исаналиевой (СШ № 27) учреждается ногайское
объединение «Бирлик» («Единство»). Однако в 1990-х «Бирлик» не приобрёл
надёжного актива. Только с 2000-х гг.
ногайское «Единство» выруливает на торную
дорогу, во многом благодаря современной и
научно подготовленной молодёжи. 22 июня 1990 г.
учреждается объединение казахской
культуры «Жолдастык» (здесь - «Товарищество»).
С середины 1990-х общетюркскую эстафету
подхватило и узбекское сообщество.
Организация узбекской культуры «Узбекистон»
создана 25 апреля 1996 г. А 24.12.99 прошёл вечер узбекской
культуры, был заслушан доклад председателя
Б. Р. Аминова. Достигаемое
соединением усилий государственных
органов и старейшин культурное
преображение Нижнего Поволжья 1990-х гг.
наиболее наглядно прослеживается у этносов
Востока.
|
|