Есть ли будущее у Астраханского театра?
вернуться |
В далеком 1957 году астраханцы впервые познакомились с работами артистов драматического кружка под руководством
Гали Ахметова. Спектакли по пьесам М.Джалиля, Х.Вахитова, Т.Гиззата привлекли внимание не только специалистов, но и простых
любителей театра, и в 1959 году на базе кружка появился татарский народный театр, который разместился при Наримановском Доме
Культуры. Такого национального коллектива, играющего спектакли на родном языке вот уже 45 лет, нет ни в одном городе Российской
Федерации. За эти годы работа татарского театра отмечена многими заслуженными наградами - его спектакли стали лауреатами разных
фестивалей, а спектакль Н.Терентьева "Он не вернулся" получил три диплома Малого театра. Работы коллектива неоднократно
отмечены грамотами Министерства культуры Союза писателей, департаментом культуры Астраханской области. За эти годы с
талантливыми артистами татарского народного театра познакомились жители Москвы, Сочи, Майкопа, Куйбышева и Казани.
Из архива. От первого спектакля "Гелчэчэк" по пьесе Ю.Аминова до последнего "Гайфи бабай, женись давай"
целая череда сцен, проблем, находок. Первым директором ДК был Мансур Гайнутдинов, который поддержал молодого режиссера Гали
Ахметова, и вскоре в работу включились талантливые актеры: Рамазан и Биби Крутовы, Гата Наруллин, Зайнап Асанова, Моршида Бориева, и
другие. Этот небольшой коллектив (всего 25 человек) стремился сохранить красоту татарской народной речи, знакомить астраханцев с
культурой, традициями своего народа. Люди, преданно служившие искусству, не останавливались перед трудностями: объездили с
концертными программами и спектаклями всю Астраханскую область, декорации, костюмы делали своими руками. Лишь в 60-х годах театру
выделили здание татарского Дома культуры. К театру потянулась молодые актеры, которые, может и не имели специального образования,
зато горели желанием стать профессионалами сцены. Нурия ханум Гайнутдинова, которая практически стояла у истоков театра,
вспоминает: "В 1960 году я вышла замуж за директора татарского театра М.Гайнутдинова и стала работать с ним. Это было время подъема
театра. Артисты А.Алыков, 3.Асанова, Крутовы помогали молодым. Так из колхоза пришел С.Фахрутдинов, который вскоре, как и другие, стал
актером. В 1964 году главным режиссером театра стал Р.Крутов, а Г.Наруллина пригласили в Казань. И он был не единственным, кого "переманили"
другие театры: Р.Абдуллаев стал режиссером Оренбургского, а Р.Юсупжанов - Саранского театров. А.З.Дасаеву забрали в Казань". Затем
артиста Ф.Умерова забрали в армию, на его место пришел Раис Джаббаров, который впоследствии станет главным режиссером. За 30 с
лишним лет он обновит сценический репертуар и, что гораздо важнее, сохранит традиции национального татарского театра. С 1 января 2002
года по распоряжению главы администрации области театр был переведен в Областной методический центр национальных культур и
получил статус татарского народного театра драмы и комедии.
Дни настоящие. "Астраханский край не только овощной, рыбный и газовый, но и театральный. Мы знакомы даже с
маленькими селами, не отмеченными на крупномасштабных картах, более 200 спектаклей и концертных программ показали за эти годы, -
вспоминает Р.К.Джаббаров. - Репертуар нашего коллектива разнообразен: пьесы татарских, башкирских, азербайджанских, русских
авторов". Зрители с удовольствием смотрят и комедии, и героические драмы, и трагедии. "Бессмертная песня" Мусы Джалиля, "Судьбы
те же" Ш.Ракыйпова и З.Махмутова - вот неполный перечень работ татарского театра. Старейшие артисты Н.Гайнутдинова, Р.Ахметжанова,
Р.Юсупжанова, молодые преемники Ринат Джаббаров, Нафися Джимангулова, Альфия Сулейманова и другие сохраняют традиции, дух и
творческое кредо. Под их крылом до сих пор действует ансамбль "Чишмя", созданный в 1991 Н.Гайнутдиновой.
Горькое будущее? Отмечая в Астраханском ТЮЗе свой 45-летний юбилей, получая поздравления, подарки, ОБЕЩАНИЯ, театр,
тем не менее, нуждается в помощи! До сих пор у него нет своего здания. Помещение, в котором сейчас ютится коллектив, не приспособлено
для творческой работы. Нет гримерок, все декорации пылятся в дальнем углу сцены. Пережив суровые перестроечные годы, артисты
пришли к мысли о создании при театре школы сценического мастерства. Но на какие средства? Неоднократные обращения в вышестоящие
инстанции по поводу помещения и финансирования остаются без ответа...
Нафиса ХАМИДУЛЛИНА (Астрахань)
"Татарские новости" №2(127) 2005г
|