Әстерхан өлкәсенең татар гаҗитәсе
“Идел”
__________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог
Думаю, на протяжении всех предыдущих уроков у вас
неоднократно возникали вопросы:
«А как быть с нашими чувствами?
Мы, родители, тоже волнуемся и сердимся,
устаем и обижаемся. Нам тоже бывает
трудно с детьми, иногда даже
мучительно… А кто нас
будет слушать? Что нам делать
с нашими собственными
переживаниями?»
Конечно, вопросы эти справедливы, поэтому сегодня
попытаемся на них ответить.
Для начала уясним,
о каких ситуациях идет
речь. Скорее всего о тех, где больше переживает родитель и возникает эмоциональная проблема
именно у него. Иначе говоря, эти ситуации обратны тем,
которыми мы занимались раньше.
Представим это на рисунке.
Изобразим эмоции родителя и ребенка в виде двух «стаканов»,
которые по-разному наполнены. Рис1-
больше переживает ребенок, родитель же относительно спокоен. А вот во втором
случае эмоции родителя перехлестывают
все, а ребенок этого не замечает.
Например, подходя к дому. Вы встречаетесь с
сыном, который весь испачкался. Для вас это жуткое зрелище. Даже прохожие оглядываются, кто смеясь, а кто и укоризненно качая головой.
Вам стыдно, а сын будто ничего не замечает: он прекрасно провел время на даче с
другом. Или: малыш увлеченно катает
машинку под ногами у родителя, опаздывающего на работу.
Как же выйти из ситуации?
Вот правило 5 ( оно может показаться парадоксальным!)
Если ваш ребенок вызывает у
вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом.
Если вы испытываете сильные
отрицательные чувства, никогда нельзя
держать это в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. «Обмануть»
такими усилиями вы никого не
сможете: ни себя, ни ребенка, который
интуитивно все считывает с вашего лица,
позы, выражения глаз. Ведь эти «несловесные» сигналы передают более 90%
информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время эти
негативные чувства, как правило,
«прорываются» словами или же действиями.
Как же сказать о своих чувствах ребенку?
Правило 6:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого
лица.
Например.
В 1 ситуации: Я НЕ
ЛЮБЛЮ, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно перед соседями.
Во 2-ой: МНЕ трудно собираться на работу, когда
под ногами кто-то ползает. И я все время отвлекаюсь. Заметьте,
что все эти предложения содержат личные местоимения, поэтому психологи называют высказывания такого
типа «Я – сообщениями».
Неверные ответы: - Ну
что у тебя за вид!
-
Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
В этих случаях использованы
слова «ты», «тебя» - это «Ты - сообщения».
Каждое «Ты – сообщение» по своей сути - выпад , обвинение, критика ребенку. А «Я – сообщение»
позволяет выразить свое мнение в необидной для ребенка форме, дает ребенку возможность поближе узнать
нас, родителей. Когда мы
открыты и искренни, что в выражении своих чувств,
дет искренне показывают и свои. Они
начинают понимать, что взрослые
им доверяют, и им тоже можно доверять.
Д.З.
1 Попробуем составить «Я – сообщение».
Мама зовет дочь к столу,
где ужинает вся семья. Девочка
отвечает: «Сейчас» и продолжает заниматься своими делами.
Варианты ответов:
1 - Да сколько раз тебе
говорить?!
2 - Я начинаю сердиться, когда нужно повторять одно и то же.
3 - Меня сердит, когда ты
не слушаешься.
У вас важный разговор с другом, а ребенок постоянно отвлекает.
1 - Мне трудно беседовать,
когда меня прерывают.
2 - Не мешай разговаривать.
3 - Ты не можешь заняться чем-нибудь, пока я разговариваю?
2 Проанализируйте свои
отрицательные чувства в различных ситуациях,
когда вы раздражены поступками
вашего ребенка. Запишите кратко ситуацию и чувство. Например: сын
шалил за столом и пролил молоко, хотя я его предупреждала. - я расстроилась, рассердилась.
3 Попробуйте в этих уже
прошедших случаях составить «Я – сообщение».
Подсказка к 1 заданию: «Я - сообщением» будут фразы 2 (первый случай) и 1 (во втором).