|
Ислам не только деформировал древние представления, но и, сращиваясь и дополняя их персонажами собственно арабо-мусульманской мифологии, способствовал дальнейшему сохранению этих представлений в народном сознании.
Большое
место в анимистических верованиях юртовцев
занимают поверья об албасты - это злой
демон, связанный с водной стихией, известен
среди тюркских, иранских, монгольских и
кавказских народов. Албасты обычно
представляется в облике уродливой женщины
с длинными распущенными светлыми волосами
и такими длинными грудями, что она
закидывает их за спину. Азейбарджанцы
иногда представляли албасты с птичьей
стопой, в некоторых казахских мифах у неё
вывороченные ступни или копыта на ногах.
Согласно тувинским мифам, у албасты на
спине нет плоти и видны внутренности (это
представление встречается и у казанских
татар). По представлениям большинства
тюркских народов, албасты обитает вблизи
рек или других водных источников и обычно
является людям на берегу, расчёсывая волосы
гребнем. Она может превращаться в животных
и птиц, вступать в любовную связь с людьми.
Образ албасты восходит к глубокой
древности. По мнению ряда исследователей,
первоначально албасты была доброй богиней
– покровительницей плодородия, домашнего
очага, а также диких животных и охоты. С
распространением более развитых
мифологических систем албасты была
низведена до роли одного из злых низших
духов. Дух
албасты/албаслы известен всем тюркоязычным
народам АО. У юртовских татар этому демону
приписываются черты других злых духов, в
частности шайтана, а сам образ албасты
является менее ясным. Больше всего демон
вредит женщинам во время беременности и
родов. Албасты может «задавить» женщину, и
тогда она становится «бешеной». У юртовских
татар распространены поверья о том, что
албасты «давит» человека во сне. Ещё
один злой дух в традиционной демонологии
юртовских татар – аждаха (или аждага,
айдахар, аждахар). У юртовцев он
представляется как чудовищный змей, дракон,
«главный среди змей». Демон может иметь
несколько голов и крылья. В юртовских
сказках аждаха – людоед. Он прилетает в аул
и пожирает людей. Герой-батыр убивает
дракона в поединке и спасает мирных жителей.
В связи с этим интересным представляется
предание о происхождении названия города
Астрахани, приведённое османским автором
Эвлия Челеби (1611-1679/1683 гг.) в своём сочинении
«Сейахат-намэ» («Книга путешествий»): «В
древние времена этот город (Астрахань. – А.С.)
лежал в развалинах и в нём находился дракон-аждерха.
Пожирая всех сынов человеческих, обитающих
в степи Хейхат, и всех живых тварей, он
погубил несколько стран. Впоследствии
некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю
округу сделал безопасной и благоустроенной
– поэтому эту страну стали называть
Аждерхан». Образ
аждахара распространён в мифологии многих
тюркоязычных и ираноязычных народов Малой
Азии, Центральной Азии, Северного Кавказа,
Поволжья и Западной Сибири. Он восходит к
персонажу иранской мифологии Ажи-Дахака. В
зороастрийской священной книге «Авеста»
Ажи-Дахака – трёхглавый дракон, один из
сильнейших демонов. Он был побеждён
божеством Траэтаоной, закован в цепи и
подвешен в вулканическом жерле священной
горы Демавенд. Перед концом света Ажи-Дахака
вырвется на волю и воцарится в мире на
короткий срок. С
иранской мифологией и «Авестой» связано
происхождение и другого демонического
образа – пери. Представления о духах пери у юртовцев в
настоящее время весьма скудны и находятся
на стадии исчезновения. Известно, что пери
– это злые духи, имеющие много общего с
шайтанами. Пери могут являться в виде
животных или прекрасных девушек. Они могут
так заколдовать человека, что он становится
«бешеным», психически нездоровым, теряет
память. Пери «кружат голову» человеку,
парализуют его. Образ
пери находит аналогии в верованиях народов
Малой и Центральной Азии, Кавказа и
Поволжья, испытавших влияние иранской
традиции. У большинства народов
Центральной Азии пери/пари – главные духи-помощники
шаманов, составляющие их «войско». Даже
одно из наименований шамана – порхан/парихон
содержит в себе слово «пари» и означает
буквально «отчитывающий пари». Широко
распространены поверья о том, что духи пари
могут вступать в сексуальную связь с людьми.
У астраханских татар подобные
представления отсутствуют. Юртовским
татарам известны также злые духи жалмауз и
убыр. Про жалмауза говорят, что
это очень прожорливый демон-людоед; его имя
с ногайского переводится как «обжора».
Сегодня слово «жалмауз» может
употребляться как синоним слов «жадный», «прожорливый».
Жалмауз
- чисто тюркский персонаж. Так у казахов
есть демон желмауыз кемпир – старуха-людоедка,
которая похищает и пожирает детей. Таков и
киргизский демон желмогуз кемпир.
Аналогичные персонажи известны казанским
татарам (ялмавыз карчык), уйгурам и башкирам
(ялмауз/ялмауыз), узбекам (ялмовиз кампир).
Вопрос о происхождении этого образа
сложный. Есть мнение о том, что образ
жалмауза восходит к древнему культу богини-матери.
При исламизации благодетельная богиня,
видимо, превратилась в злую старуху-людоедку. О
демоническом персонаже убыр
нам
удалось выяснить крайне мало; большинство
юртовцев отождествляют его с шайтаном. Демонологические
представления юртовских татар достаточно
близки и во многом тождественны
демонологическим представлениям прочих
тюркских народов Астраханского края.
Схожими являются названия духов, их
воображаемые свойства, связанные с ними
обряды и поверья. В целом, демонологические
представления астраханских татар в течение
последних веков постоянно
эволюционировали, причём это эволюционное
развитие было направлено в сторону ислама.
Многие образы всё более упрощались,
утрачивали свою персональную
специфичность и наиболее древние,
доисламские черты и обобщались под
названием «шайтан». Интересно также
отметить, что некоторые демонологические
персонажи (пери, аждаха) по своему
происхождению связаны с иранской
мифологией. Этот факт объясняется древними
этнокультурными контактами предков
современных тюркских народов с
ираноязычным населением евразийских
степей. Сызранов А.В.
|
|