|
Одно из татарских сел, которыми мы также хотели познакомить читателей. Однако наши неоднократные обращения по телефону к главе Администрации сельсовета Л.И.Вяльшиной оставались без ответа (положительного), а в последнем телефонном разговоре Люция Измайловна ответила: «У нас очень много проблем. Ваш приезд что-то нам даст?» Конечно, все глобальные проблемы мы решить не в состоянии, это и не в нашей компетенции. Наша цель – познакомить читателей с прошлым и настоящим села, с его традициями, интересными людьми, потому что будущее благополучие находится не только в решении экономических проблем, но и в сохранение того культурного богатства, которое складывалось веками. Волею судьбы мы всё-таки попали в это знаменитое село – нас пригласил клуб «Хозяюшка», который возглавляет Н.У.Гузаирова. Наше знакомство началось с сельской школы, о её творческом коллективе мы расскажем вам впоследствии. А бывший директор клуба, Р.Х. Мухтаров с болью говорил о том, что культура села постепенно вымирает, Дом культуры сломан, в библиотеке выбиты окна. А ведь руководителем клуба долгие годы была Заслуженный деятель культуры РТ Р.У.Идиатуллина. Интервью с Р.Х.Мухтаровым будет опубликовано в последующих номерах. По традиции нашей рубрики первым представляет село его глава, но, так как встреча с Л.И. Вяльшиной не состоялась, мы предлагаем вашему вниманию экскурс в историю, который любезно предоставил докторант по этнологии и религоведению, председатель научно-краеведческого объединения, советник губернатора В.М.Викторин. Н.Хамидуллина
Песня счастья сердцем рождена. Три Протока, Три протока здесь святой водой пророка Вся судьба моя освещена. В.Ерофеев
Три Протока – местность моих первых, ещё школьных экспедиций, неисчерпаемый краеведческий материал, незабвенные воспоминания… Помню вихрастого лидера сельской детворы Ахтяма Умерова, а среди его подопечных, смело купавшихся на дамбе через Кутум – «Белькескен» светло-русого и худощавого Сергея Хабарова, ныне известного в Татарстане певца. И не скрою: восхищался и завидовал чистоте местного тюркского произношения в радостном крике мальчугана. Не без труда узнаю не по годам вдумчивого, с редким благочестием в манерах подростка в солидном мужчине - имаме одной из мечетей – Рахметулле хазряте Гузаирове… Изменилось село даже внешне, иначе потекла река, прошли годы и десятилетия. Однако остались прежними душой люди, живы традиции. И постоянно попадались мне под руку Протоки - Джемели в дальнейшей, уже строго научной работе, как бы посылая этим привет из прошлого. Два подопечных селения – Три Протока и Кулаковка – Кулакау-аул – относились (ещё до своего официального узаконения в 1801 г.) к главному селу – Килинчам, где проживали «юртовские», нугайские татары племени «джетисан» и улуса мурз (князей) Урусовых. Но в Джемели и Кулакау больше половины жителей (с серединыХVШ вплоть до середины ХІХ в.в.) составляли не «джетисанцы», а так называемые «джемеки» - земледельцы, обязанные снабжать съестными припасами урусовский полукочевой тумен. Будучи тоже тюркоязычными «джемеки» («джем», «ем» означает «корм») тем не менее имели предками горцев Северного Кавказа, взятых в плен в войнах и поселённых к астраханским мусульманам. Имея жён – нугайских татарок, они и их потомки не пользовались полноправием и скотоводством не занимались. Я был крайне удивлён найдя (был 1982 г.) в Госархиве области обрывки документа за 1840 г. про «горских татар села «Трех Протоков» Бугры над рекой там есть, но вот горы… откуда бы это? Но моя встреча тогда же, в начале 80-х годов старожилом дедушкой Хасьяном Сулеймановым (светлая память ему) развеяла сомнения. Он знал, что происходит из рода «таулы» - «горцы», что дальний предок был чеченцем. Да и сам он внешность имел, соответствующую этому древнему происхождению. Как раз между 1811 и 1840 г.г. царское правительство освободило «джемеков» от зависимости, и их название –«Джемелли, Джемене» - сохранилось лишь во втором местном названии села. Большинство из них забыли о своей особой истории – и лишь единицы, хранившие традицию, знали об особенностях своих родовых истоков. Поражаюсь вновь, когда слушаю записи сельских мелодий, когда чувствую следы влияния разных народов в творчестве местной поэтессы, дорогой и уважаемой Майсары-ханум Умеровой, которой желаю выпустить в свет много новых, добрых и радостных произведений. Село подразделялось протоками и мостиками на несколько частей. Новопоселенцы, «лихие люди», уже позже середины Х1Хвека ставили на выезде из селения и вблизи дамбы неспокойный Шайтан аул. К концу Х1Х века в ауле были две мечети, а значит, два микрорайона (махалля) и два общественных совета – «маслагаты, маслихаты». Более того, при каждом «махалля» создавался специальный и особый союз мальчиков-подростков 13-17 лет – «джиен» ( в других тюркских местностях России, помимо окрестностей Астрахани, это интереснейшее явление было неизвестно). Члены одного «джиена» помогали друг другу и родителям своим и друзей, также представителей «джиена», на год старшего, а с членами «джиена» одногодков из соседнего «махалля», бывало, соревновались и не только… Колхозная жизнь с 1926-30г.г. сузила сферу действия «маслихатов» и «джиенов». Но отец и сын Умеровы (при жизни они были из последних участников «джиенов» тех давних лет) с особой радостью рассказывали мне о крепкой «мужской дружбе навсегда», которой служили «джиены» и которая незаметно прививалась тем, кто в них когда-либо состоял. При верховенстве мечетей, были на селе и свои особые исламские верования. И священное место – «аулья Бикеш-Бикаиз» мне удалось не раз посетить и услышать красивое предание, о нём сложенное… Праздновался в один из положенных дней начала марта здесь, в обоих соседних сёлах, весенний юртовский праздник «амель» («амиль»). Плодородные земли по берегам протоков арендовали русские крестьяне и промышленники – армяне. Рассказать ещё можно было бы многое, Но, как отмечал ещё великий поэт Г.Тукай, нужно «не отвлекаться, поменьше мечтать за письменным столом и бумагой на нём, и главное, вовремя остановиться», когда ведёшь рассказ о селении, где ты не родился, но которое «хранишь в душе». Остановлюсь и я, поблагодарив с читателями уважаемую Н.У.Гузаирову за её материал по сельской теории. Ну, и, конечно, всех, кто, зная и любя своё прошлое, помогал мне в изучении увлекательной темы по обычаям и традициям «Джемели-аула» - села Трёх Протоков, Тех, кого я смог упомянуть в небольшой статье и к чьим рассказам, храня их в памяти, ещё обращусь после. В.М.Викторин Культура на селе
Встреча с человеком умным, интеллигентным, работящим – настоящее счастье. Мы встретились с Рафаэлем Хамитовичем Мухтаровым, жителем села Три Протоки. Родился и вырос он здесь, в Астраханском крае, до армии работал простым колхозником. Армейская трудная жизнь резко изменила его судьбу: за время службы на флоте он получил среднее образование, потом поступил в пединститут на физико-математический факультет, работал в школе, преподавал математику, физику и военное дело, не забывал и юношеское увлечение – театр. В самодеятельном драмкружке выступал в главных ролях. И даже одну воплотил в жизнь: в пьесе «Чаткылар» («Искра») играл влюбленного бедняка, который «украл» у богача невесту. Так после спектакля Р.Х. увез и свою возлюбленную, и уже 48 лет они живут вместе. Кем только за эти годы не работал наш герой: и комсоргом, и парторгом, и директором клуба, а после выхода на пенсию односельчане попросили его возглавить строительство мечети в селе Три Протока. Но ещё не вполне доволен жизнью герой нашего повествования. С болью в сердце отставной капитан II ранга говорит о культурной атмосфере. «Наше село всегда славилось своими талантами. Вот фотосвидетельство 1956 г. В этом спектакле участвовала вся интеллигенция села. В клуб приезжали жители других сел на концерты, вечера, спектакли. Долгие года руководила культурной жизнью села Р.У.Идиатуллина. Заслуженный работник культуры Татарстана. А сейчас посмотрите, в каком состоянии находятся клуб и библиотека! Молодёжи некуда сходить и нечем заняться. А ведь у нас родились и жили такие артисты, как С.Хабаров, М.Муратов, И.Дарвин, Х.Яхьяев. Мы неоднократно обращались с просьбой помочь в возрождении культурного центра и к главе села Л.И.Вяльшиной, и к главе Администрации Приволжского района Л.П. Боярчуку. Последний внимательно выслушал нас и пообещал в следующем году постараться помочь. Очень жаль, что мы не дошли до губернатора области А.П. Гужвина. Надеемся, что всё-таки на эту сторону жизни села обратят внимание, и мы увидим возрождение культуры в нашем селе своими глазами. Интеллигенция в селе – это мы». Дружная
семья маленькой сельской школы В
Трёх Протоках каждый знает, сколько
интересного можно найти
в сельской школе. Молодой энергичный
директор Нина Борисовна
Мягкова, которая руководит школьным
миром с 2001 года, с удовольствием ознакомила
нас со всеми чудесами. Живые цветы в горшках
– дело рук ребят из кружка «Юный цветовод»
и З.Ф. Маскарбаевой – украшают коридоры и
кабинеты. Ребятам есть чем заняться. «Проворница»
научит рукоделию, в «Мирасе» - познакомят с
татарскими песнями и танцами, есть кружок
для любителей спорта и туризма. Школьная
семья живёт дружно, из 318 человек – 212 татар,
есть казахи, цыгане, русские – все они
участвуют в Дне самоуправления, когда
власть в школе переходит к ребятам.
Выбирают директора, завучей – все как во
взрослой жизни, так в ребятах укрепляется
активная жизненная позиция. Ученики и
учителя – одна семья, хоть и соревнуются в
КВН. Преподавателей – 40, из них 14 человек –
выпускники этой школы. 24 января, в день
рождения школы, все собираются за общим
столом, чествуют
ветеранов войны и труда. В декабре был
юбилей Диляфруз Насыровны Мухтаровой – 30
лет отдала она любимой школе. Уроженка
Килинчей выросла в большой семье и сейчас
учит
детей родному языку. Жаль только, что
татарский язык перешел в факультатив – нет
ему места в базовом учебном плане. Но в
школе не унывают – велик интерес у детей ко
всему новому. 20 выпускников, юношей и
девушек, начали взрослую жизнь в этом году,
17 из них поступили в высшие учебные
заведения. А 1 сентября придут первоклашки и
изумятся великолепному новому миру, имя
которому – школа! С.Базанова
Сердечное
тепло Майсары Умеровой. С веками исчезает многое, но
многое и сохраняется благодаря таким людям,
как уникальная личность из с. Три Протока,
сочетающая в себе и поэтессу, и собирателя
музыкального и танцевального фольклора, и
коллекционера одежды и атрибутов быта
астраханских татар. Она не мыслит жизнь без
родного села. И это неудивительно - в
основном здесь проживают коренные
астраханские татары. Предлагаю вам интервью с
Умеровой Майсарой Хакимовной. - Где и когда вы родились? -
13.09.1936 г. в селе Три Протока. Здесь мои
глубокие корни. Но очень люблю
путешествовать, смотреть, как живут люди.
Часто бываю в редакции журнала «Сююмбике» в
Казани. Этот город я тоже могу назвать своей
родиной, потому что там говорят на моём
родном языке, как и в нашем селе. Там мы друг
друга хорошо понимаем. Они даже говорят: «Ты
сама в Казани, что ли живёшь?» Я говорю: «Нет,
в Астрахани». - Расскажите о ваших
родителях. -
Мать мою звали Сулейманова Валейда
Садыковна. Отца - Сулейманов Хаким
Балтабекович. Они тоже родились в Трёх
Протоках и похоронены здесь. Родители мои
были простыми людьми. Отец механизатор и
охотник. А мать воспитывала пятерых детей и
работала в колхозе. Отца в 1941-ом году взяли
на войну. Мать такая молодая, ещё 30 не было,
осталась с тремя детьми. На существование у
нас ничего не было - спасала одна корова.
Фазил-тятям – старшая, я вторая в семье, да
братишка Ризабек. После войны родились ещё
две сестры, Фарида и Разия. Все работали в
колхозе. Ходили в школу. Я окончила 7 классов.
Половина обучения прошла на татарском
языке, половина на русском. Учиться я не
продолжила, хотя очень хотела, но мама была
против. Вышла замуж. У меня родилось трое
детей. - Когда и почему вы начали
писать стихи? -
Когда отец ушёл на фронт, мне было 5 лет. Я до
сих пор помню его проводы. Как мама
проводила его, вернулась домой, у входной
двери долго рыдала, билась, очень сильно
переживала. Я молила Бога, чтобы отец
вернулся. Его со Сталинградского фронта
отпустили на побывку (3 дня). Когда я его
увидела на улице, то бросилась к нему
навстречу, плакала от счастья. Была рада,
что он вернулся здоровым и невредимым.
Вернувшись, он рассказал, что у него даже
капли крови не пролилось. У него были медали
«За отвагу». Тогда я и написала своё первое
стихотворение. Мне тогда было 5,5 лет.
Был
денек и солнечным, и пыльным. Серая
шинель отца, как крылья, Ветер
развевал и рвал полы – Только
на три дня… душа болит. Словно
бабочка, сердечко бьется, Изо
всех силенок я бегу. Добежать
секунда остается, Навзничь
падаю я на ходу. -
Не ушиблась ли, моя дочурка? – И
скорей к груди прижал меня. Я
заплакала так громко, жутко, Шею
папину крепко обняв. И
его горячие слезинки Детское
лицо худое жгли. -
Только на три дня мне разрешили, Дай
смахну слезинки, подожди… Вытирал
воротником шинели, Вытирал
желанным рукавом… Стукнуло
мне пять тогда лишь еле, Сколько
слез я пролила потом. С тех пор я начала
писать, но никому не показывала своих
творений. Когда в 1986 году в селе открылся клуб самодеятельности, тогда и начала читать свои стихи. - Пишете ли вы сейчас? - Пишу. Я выпустила уже три книги. Первая вышла на русском языке, а вторая и третья – на татарском. (Первый сборник вышел в издательстве Астраханской писательской организации ООО «Хаджи - Тархан» в 1996 году на русском языке. Он называется «У реки Билгаскан».)
…помнишь, мама, летним жарким зноем сено ты рубила для скота? Словно нитью изрезано лицо, И к земле устремлены глаза. Помнишь, как жалела ты чувяки, Потому ходила босиком. И у лампы взамену чурека Ты смолу жевала вечерком. Вторая книга «Продолжение - жизнь…». Здесь стихи, написанные во время войны и в послевоенные годы. Как мы голодали, как работали. Всё это я хочу передать молодёжи. Здесь выражены мои желания, муки, радости, конечно. Написаны детям. Дети мои - продолжатели моих работ. Не всем же дано писать. Но твёрдо уверена в одном, что дети - продолжатели моей жизни, потому что часть моей души остаётся у них, у моей дочери, внука, будет и у правнука. Я твёрдо знаю, что частица моей души есть и у них. Поздороваемся, люди. Тяжело дыша, взяла я В руки верное перо. Всем татарам, как родня, я Шлю приветствие своё. Дни тяжелые видала Вся Татария моя. Плакали родные дали, Плакала моя земля. Под прицелом дул винтовок Их сгоняли насилком В Волгу, с кличкой Коля, Толя… Осенили их крестом. И на нас беда лавиной – Запрещен был наш Коран. Вот и стали половиной – Ни татарин, ни Иван._ Стали будто мы сироты, В сердце – раны, в горле – нож… Нет родным теперь почета, Огрубела молодежь. Я хожу, ищу лекарство От сердечной раны той. Отдала бы я все царство, Чтоб не слыть мне сиротой.
Родине Кто же знал, что я буду Гостьей на экране Говорить на родном языке, На котором пела мать. И мечта возросла, как цветок. Когда воплощаешь трудом её, На свете создавая красоту - Наслаждается этим душа! Родина, где родилась, жила, Безмерно я тебя благодарю, Ведь не жалеешь о прошедшем дне, Когда стремишься радостно вперёд!
- Какие стихотворения для вас особенно значимы? Почему? - «Минтимер кардаш». Я получила письмо, открываю, а там красивая открытка и письмо от президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Поздравление с майским праздником. - Ваши советы современной молодёжи. - Современной молодёжи я всегда говорю: не бойтесь трудностей. Самое первое – надо любить свою родину, своих родителей. Об этом я пишу в стихотворении «Бэхетле яхшим дисэн». Ещё отец мне говорил: «Будешь любить свой народ, свою нацию – будешь уважать и другую». Будут уважать и тебя. В этих словах М. Умеровой, астраханской татарской народной поэтессы, скрыт огромный смысл - любовь к Родине. К местам, где ты родился, где жили твои предки, любовь к отцу и матери, к их заветам, что учат справедливости и истине… К сожалению, эти прописные истины все больше и больше уходят в небытие. Всё меньше людей им преклоняются, предпочитая жизнь на короткое «сегодня». А историю своего края, народа, села знать необходимо, ибо народ, равнодушный к своему прошлому, к своей истории и культуре, лишён будущего. Если бы Если б стать на окнах мне цветами, Ты бы взгляд задерживал на мне. Алыми и белыми мечтами Привораживала я к себе Почему не стала соловьем я, Чтобы петь предутренней зарей. И в пути была б с тобой вдвоем я… Долго бы смотрела на след твой Если б стать Медведицей Большой мне, От семи слоев небес мерцать, И светить дорогу над тобой мне, И помочь тропинку отыскать. Мы е схоже с голубями были, Чтоб, воркуя, коротать года. Недопоняв, стали мы чужие, Чтоб друг друга помнить навсегда.
|
|