IV. Эпидемия-корь. Заочная учеба в
5-ом классе. Экзамены.
1937 год. В селе разразилась эпидемия. Корь. Она охватила
в основном детей. Взрослое население прошли когда-то вакцинацию или раньше
болели и имели иммунитет. Болезнь настигла и нас – всех детей нашей семьи.
Посколько только у меня развились осложнения после этой болезни – то писать
буду только о себе. Сразу после окончания 4-го класса я заболел корью. Хотя
лежать пришлось недолго, заболевание дало осложнение на оба уха и я почти
оглох. Все лето ходил в валенках. Лишь осенью стало лучше, и в школу меня пустили только с 15 октября 1937 года.
Учились мы в соседнем селе Мочалейке. Сначала несколько недель я ходил пешком 4
километра до школы, а затем мать устроила меня на квартире у дальних
родственников. Каждую неделю из дома я привозил к ним несколько килограммов
картошки и длинный горшок литра в три кислого молока.
Мальчишки, девчонки в большинстве ездили на санях, а лошади запрягали им
родители по очереди. Управляли лошадьми сами ученики. В учебное время лошади
находились во дворах по договоренности. Все пять бригад нашего села выделяли
ежедневно по одной повозке.
Итак, я стал жить на квартире. Учеба и здесь давалась
мне легко. Быстро нагнал упущенное за полтора месяца по всем предметам и
одновременно, где это было возможно, учился по программе. К концу года, таким образом, зарекомендовал
себя отличником. Питание было удовлетворительное. Питался я как в семье. Только утром вставал раньше всех, так
как перед школой мне приходилось
питаться отдельно, используя свое
кислое молоко с блинами. Правда, не могу забыть, что к концу недели моё молоко
закисало настолько, что на его поверхности появлялись пузыри. Но не обижался ни на кого. Главным была
учеба.
Наступили первые каникулы. 31 декабря 1937 года. Я
еще не догадывался, что после январских каникул не попаду в 5-й класс. Дело в
том, что в очень холодный и морозный
день за моим товарищем Исхаком Иртугановым приехал его брат, работающий
бригадиром. Приехал он на очень хорошей резвой лошади. Я обратился к Каюм абый,
чтобы он захватил и меня. В момент выезда Каюм абый надел тулуп Исхаку, а
другой тулуп одел сам, а мне указал сесть на задней перекладине саней. Я сел на
указанное место, ноги поставил на полозья, и мы поехали в сторону нашего села.
На ногах у меня были не валенки, как у них, а неглубокие легкие ботиночки. Я бы
не писал так подробно этот случай если бы не тяжелые последствия поездки. Промерз
до костей. На следующий день болезнь охватила все суставы ног, рук,
пальцев и даже челюстные. Потом я узнал, что это была ревматическая атака,
сопровождающая простудные заболевания после переохлаждения организма. Что
стоило Каюму абый в лютый холод посадить меня в сани на солому рядом со своим
братом? Я бы и не получил такую тяжелейшую болезнь, превратившую меня,
десятилетнего парня, в лежачего больного. Не мог ни ходить, ни сидеть. Каждое
движение вызывало мучительнейшую боль. Аллах простит Каюма абый за его взрослую
глупость и отсутствие уважения к чужим детям, пусть даже раскулаченным. Но
простим ли мы его?
Никаких врачей в селе не было. До ближайшей
больницы-поликлиники в селе Аграмаково – 15 километров. Отец не смог показать
меня врачу. Упрекнуть его?
Да и дома он не обращал внимания не только на меня,
но и на других своих детей. Невольно
теперь, на старости лет задумываешься, неужели отец так ненавидел нас?
Возможно, думал о своей возлюбленной… Со временем появилось отчуждение к нему и
у нас. Мы не ждали от него ласки, привыкли к нему как к чужому человеку.
Как же проходило лечение? И здесь наша неутомимая
мать взяла все на себя. Поскольку мне самому невозможно было пальцем пошевелить из-за дикой и продолжительной
боли, то она нежно массировала мне каждый сустав, возвращая им подвижность. И
странное дело - боли почти не было. А может быть, мне не хватало участия и
внимания, проявление которых на таком страшном фоне и компенсировало мою
телесную боль?
Из самых «ходовых лекарств» был керосин, чем она и
протирала мне руки, ноги, все суставы: коленные, локтей, плеч и т.д. Таким
образом, она меня лечила в течение полутора месяцев, когда я стал сидеть и
начал «ходить», прыгая сидя на табуретке. О начале моего выздоровления
вспоминает Рифат моими словами, которые на радостях я говорил: «Мама, мама,
смотри - у меня зашевелились на ногах пальцы!» Очевидно, это были радостные
мгновения моей жизни.
Учителя моим состоянием не интересовались - никто не
приходил. Посещал меня только мой друг – одноклассник Кадим. С его помощью
узнавал и был в курсе всего учебного процесса. Изучал все без пропуска. Все
учебники. Все его записи в тетрадях. Все наизусть. По каждому предмету пришлось
сшивать несколько тетрадей. Например, по
арифметике я решал все примеры и задачи, ничего не пропуская. Если не
получалось, то мне помогал мой друг. Кадим. Если не получалось, то через Кадима
я обращался к учителям. Так поневоле, я превратился в заочника и закончил 5 – й
класс самостоятельно. Никто меня не хвалил. Никто из учителей ни о чем не
спрашивал. Только я думал, как сдать экзамены и не отстать от сверстников.
К июню я стал ходить и набрался сил дойти до школы.
Собрал все тетради – конспекты и в Мочалейку!
В школе полным ходом шел ремонт классов. Женщины подсказали, что
экзамены все уже кончились, можно этот вопрос решить только с директором школы,
а он – дома. Я знал, где он живет, и отправился к нему. Конечно, волновался как
он меня примет. Спросив разрешение войти в дом, увидел, что директор сидит за
столом и работает с какими-то бумагами. Он меня знал и спросил, зачем я
пожаловал. Я ответил: «Идиятулла абый,
когда я болел, я изучал все предметы и пришёл сдавать экзамены». Он взял мои
конспекты, перелистал и спросил: «Знаешь ли то, что здесь написано?» Я сказал,
что да знаю. Потом он сказал, что «ты учился на «отлично», мы перевели тебя в шестой класс, иди домой, придешь в школу первого сентября». Я
ответил ему «рахмат, Идиятулла абый, до свидания» и вышел с такими радостными чувствами, которые никогда не
испытывал. В награду за усердную учебу
я получил пачку тетрадей. Может, мне показалось, но я слышал: «Из тебя будет
толк».
Мне тогда было 11 лет. Кроме полива сада, я помогал
матери копать картошку. Ухаживать за посевами в огороде. С каждым днем
прибавлялись силы. И хоть поливала кормовую свеклу в том году природа,
(обильные дожди были) я все равно много за ней ухаживал.
Осенью 1938 года я пошел в 6 класс. После осенних
месяцев, я снова стал проживать на квартире. Учеба шла нормально. Отношение ко
мне немного изменилось. Мое упорство в учебе
прибавило авторитет в глазах одноклассников и взрослых.
По окончании четверти классный руководитель привлекал
меня к оформлению табелей для учеников.
Мы начали учить немецкий язык. И вдруг оказалось, что
я не умею разговаривать по-русски. У нас был всего один урок в неделю. Это
давало очень мало русских слов. Не было никакой практики. И при изучении немецкого языка сразу это ощутилось. С первой фразы: «Anna und Marta Baden». Я даже
не знал, что обозначает русское слово
«купаться», которое было в словаре за словом
Baden. Поскольку мой дедушка
неплохо знал русский язык, то в дальнейшем я всегда подключал его для перевода
с немецкого. Получалось, что одновременно я изучал и русский и немецкий языки,
используя «трехэтажный» перевод. Вот как это было:
«Anna und
Marta Baden» Baden
-
купаются
-
юыналар.
Взятое из словаря русское слово дедушка переводил на
татарское. Забавно получалось.
В молодые годы у всех бывали приключения. И у меня. Запомнилось на всю жизнь одно
происшествие. Как только мы вышли на весенние каникулы, утром мимо наших окон
прошли 5-6 мальчиков. У одного из них в руках я увидел самодельное ружьё.
Прервав завтрак, я побежал за ними, хотя взрослые были против (мать, дедушка и
бабушка). Я догнал мальчиков за дворами у одного из сараев, когда каждый из них
отказывался стрелять в дверь сарая. Я
обрадовался и, выхватив ружьё, стал прицеливаться. Они-то знали, что
порох набит в ружье больше чем наполовину и испугались стрелять. А мне не
сказали про это. В это время голову мою охватил руками один из пацанов по имени
Джарулла, приложил спичку к отверстию ружья левой рукой, а правой рукой чиркнул
эту спичку коробкой. Ружьё взорвалось. В правой руке у меня остался только
приклад. Помощник мой начал орать, что он остался без указательного пальца на
левой руке. А у меня с глазами стало плохо. Я ничего не видел, кроме силуэтов
разбегающихся пацанов. Пошли слезы из моих глаз, которые оказались будто в
песке. Кто-то, из проходивших, взял меня за руку и повел домой. Домашние все всполошились, испугались
больше меня. Посадили меня на табуретку, начали рассматривать. Оказалось, что
осколочных ран не было, но зато и в глазах и на лице были вкрапления пороха и
пороховые ожоги. Все думали, в том числе и я, лишь бы не потерять зрение и не
стать слепым. Вот тут уж не обошлось без поликлиники. Возил меня в Аграмаково
зять Салахи. Там мне оказывали медицинскую помощь, успокоили, дали разные мази
для глаз, для лица. Через неделю, а может немногим больше, многие точечки
пороха стали выходить наружу, в глазах стало исчезать ощущение рези и стало
меньше «песка». Мать ежедневно аккуратно удаляла остатки пороха, но под глазами
ничего не трогала и все время приговаривала: «иначе у тебя будет лицо как у
рябого». Через некоторое время лицо полностью очистилось, складки разгладились,
синие следы пороха местами остались, но
покрылись кожей и сейчас почти не заметны. (Хотя раньше мои маленькие дети
спрашивали, что у меня за пятнышки синего цвета?). С глазами также стало хорошо. Через несколько недель я пошел в
школу и закончил 6-й класс.
Летом 1939 года, кроме домашнего хозяйства, мать
стала привлекать меня к работе в колхозе. Сама запрягала лошадь в каток, и я
начал заниматься каткованием горохового поля недалеко от конного двора. Это
было весной, а летом садился на сиденье конных граблей и собирал колосья.
Проезжая по кругу, в нужным местах, нажимал на педаль ногой и оставались после
меня на поле валки с колосьями и соломой. Позже грузили валки на тележки,
увозили их до тока и пропускали через
молотилку. «Взрослая» работа мне нравилась. Получалось очень неплохо.
Старшие всегда одобряли мою работу.
Между тем обстановка в семье ухудшалась. Мать,
конечно, знала о том, что скоро должен появиться ребенок у Бинеевой.
Был один случай, когда несчастная наша мать хотела и
могла покинуть белый свет. При такой тяжелой унизительной жизни, почти всегда с
мокрыми глазами, работая не покладая рук и в колхозе, и по хозяйству, другие женщины давно решились
бы на такой шаг. Очевидно, смотря на своих детей, она воздерживалась от такого
шага. Однажды в отчаянии, после страшного скандала с отцом, она попросила у меня карманный нож. Я, ничего не
подозревая, дал матери этот ножик. На дворе было уже темновато. Вдруг, после ее
ухода, появляется отец. Узнав о том,
что она у меня взяла нож и вышла во двор, отец сильно меня ударил по
голове и вышел вслед за матерью. Тут я
сообразил, что может произойти несчастье, для чего мать взяла мой ножик и что
мать не может уже жить в такой обстановке. Тут же отец привел её домой,
рыдающую и толкнул на кровать. Можно
только представить, как стало легко у меня на душе, когда я увидел маму и как
мне было её жаль. Но подойти и пожалеть её, было нельзя. Её ругали…
Рифат и Айслу всегда были рядом и тоже видели этот
домашний унизительный «уют», вместе мы подвергались тяжелому психологическому
воздействию и у нас крепилась любовь
только к матери. Так формировался характер на всю жизнь.