Как мы
выжили?
Питались мы так, словно готовились встретить вторую
мировую войну. Основными источниками заработка была разнообразная работа дедушки,
ему было в то время 64 года. Почти постоянно, особенно в зимнее время, он чинил
обувь, валенки. Обеспечивал и нас отремонтированной обувью. Например, с
согласия заказчиков оставлял войлочный материал для ремонтного фонда,
предназначенный для подметок, а потом из него делал обувь для детей.
Дедушка (бабакай) выполнял и другие более деликатные
работы. Изготавливал ящики для пчел и
рамки к ним. Подобные столярные работы изделия умели выполнять в селе очень
немногие. Выполнял заявки не только колхозников, но и колхоза. Например,
грабли, косовища, приспособление к косе для уборки колосовых, ремонт колодцев и
многое другое.
В весенние месяцы бабушка (апкай – 55 лет), мать и я
часто ходили по картофельным участкам – огородам колхозников и собирали остатки
перегнившего и уже высохшего за зиму
картофеля. Этот крахмал был хорошим материалом для выпечки блинов,
оладушек к завтраку. Возможно, добавлялась и мука.
После уборки урожая на колхозных полях, как всегда
остаются на земле колосья. Когда их уже
никто не запрещал собирать, мы с бабушкой приспособились собирать эти колосья
ржи, пшеницы. Собирали не только мы. Собирали и другие семьи. Приходя домой, мы
отделяли колосья от соломы – хвостиков и отделяли зерна разными способами.
Потом после хорошей просушки, мы их пропускали между двумя плоскими и круглыми
камнями, которые вращали руками, превращая зернышки в муку. Вспомнился один
случай, писать о котором можно для небольшого юмора. Однажды с бабушкой
собирали колосья на полях села Кикино. До границы этих полей было километра
два-три. Вдруг перед нами возник всадник – полевой этого села на лошади без
седла, и говорит нам: «Вы откуда?». Бабушка говорит: «Из Телятина». Так вот, он
прочитал нам «лекцию», что «это не ваши поля, это Кикинские и вам запрещается
здесь собирать колосья». Бабушка наша тоже из Кикина, и начала спрашивать у
этого молодого полевода, кто он такой, кто его родители, как их зовут и т.д. Он
ответил на все вопросы, и оказалось, что наша бабушка всех их знает, что она
сама из такой-то семьи, часто бывает у них и т.д. После диалога парень
смягчился, разрешил собирать и стал уезжать. Однако он оказался таким добрым,
что через каждые 50 метров поворачивал лошадь и, свистнув, нам кричал, «что
здесь колосьев больше»… Собрав достаточное количество, мы вернулись домой и
рассказали об этом случае всем домашним.
Таким образом, или почти, таким образом, питались мы
несколько труднейших лет. Чай пили часто с переваренный в течение двух суток
сахарной свеклой, когда она становится сладкой. Её брали в рот в качестве
конфетки. Бывала в доме и карамель, о шоколадных конфетах мы знали только
понаслышке, а может, и не слышали. Конечно, трудно было проживать в этих
условиях всем нам, особенно после той более или менее зажиточной жизни до 1932
года.
Таким образом, приходилось «выживать». Этот термин
стал сейчас популярным и по радио передают и по телевидению. А мы это слово
поняли еще в тридцатые годы.