IX.Завершение мечты молодости об окончании среднего
образования. Учеба в академии.
Появилось желание
учиться в вечерней школе, чтобы «добить» 9 и 10 классы, увидев молодых
людей-мальчишек, возвращающихся со школы с толстыми книгами в руках.
Написал
рапорт по команде командира части, чтобы мне разрешили учиться в школе без
отрыва от служебных обязанностей.
Как только
разрешили учиться (хотя и незаконно), я стал искать напарника в соседней части,
который выдержал бы хождение через гору после службы и обратно ночью. Таким
другом оказался украинец Владимир Вижул. Учились, не ленились. Через горы были тропы: верблюжья - очень далекая и обходная, «ефрейторская» -
более 5 км, более плоская. Мы нашли еще одну тропу и назвали ее «сержантской»,
почти прямую, но на одну треть песочную. После подъема отдыхали, смотрели на
город, мечтали и подбадривали друг друга. Придя в казарму, в тумбочке
обнаруживали «ужин» - кружку с кашей. Час позанимавшись, ложились спать, потому
что в дни полетов подъем в 4.00, без полетов – 5.00. Итак, закончили и,
неплохо, девятилетку. Правда, пришлось дополнительно заниматься русским языком
и другими предметами. Чтобы лучше изучить, например, русский язык, приходилось
конспектировать все рассказы по
литературе, истории, даже по дарвинизму, а потом добавлять к написанному
из учебников.
А однажды
даже был такой случай. На консультации по последним темам геометрии я
почувствовал, что ученики 9 класса знают материал лучше, чем я. Вернувшись со
школы, за счет ночей и выходных дней мне пришлось догнать и перегнать этих
молодых людей – учеников.
Между прочим, увидев знакомых через 10-15 лет после
отъезда из Красноводска, в разговорах приходилось спрашивать, существует ли ещё
«сержантская тропа?» и получал утвердительный ответ.
Несколько слов о службе. Согласно выработанному
характеру в молодости, о чем много было сказано ранее, а также той закалке,
когда приходилось пройти через «огни и воды» и приобретенные при этих условиях
исполнительность и молчаливость, всем нам троим мне, Рифату и Айслу и на службе
и на работе не было больших препятствий в продвижении.
У нас с Рифатом военная служба была связана с большой
ответственностью по подготовке закрепленных самолетов к полету. Кто не был
механиком (техником самолета), тот никогда не поймет, как много зависит от этих
людей. Работа сложнейшей машины – самолета предполагает учет тысяч мелочей и серьезных
вопросов, как во время полета, так и по возвращению на землю летчика. Это
особая тема и очень большая. Поэтому не буду специально на ней останавливаться.
Итак, еще не полностью окончен 9 класс, как я уже
начал думать о дальнейшей учебе по военной линии. Оставил «гражданку» со
специальностью бухгалтера. Но нужно было иметь среднее образование и звание
офицера. В летние каникулы до 10 класса предложено было мне окончить
шестимесячные курсы техников самолета с последующим экзаменом и в случае успешной
сдачи присвоением звания «младший техник-лейтенант». Или
заочно подготовиться и сдать экстерном
экзамены на это же звание. Я согласился на второй вариант (везет же мне
на заочную учебу!). Подготовившись в
течение 6 месяцев по заочной программе,
я в числе нескольких претендентов полетел в Баку сдавать экзамены. Человек 5 из
15 выдержали экзамены и после этого нам были присвоено звание «младший
техник-лейтенант». Обязанности остались те же, так как мы давно уже исполняли
эту работу.
Пошла моя офицерская служба. Кроме службы – главная
цель закончить 10 класс. Чтобы покончить с разными «тропами» в горах, снял
комнату напротив школы. Теперь по ночам ни ходить, ни ездить не надо было. Эту
же школу окончила и маленькая Галия Газиевна.
Комната была маленькая отдельная – занимайся, сколько
хочешь без отрыва от службы. Однако, нельзя было отрываться и от
коллектива. В этот период избрали меня
секретарем комсомольской организации звена управления, так как я был механиком
самолета, на котором летал штурман полка. Меня приняли в
дивизионную партийную школу. Закончил «попутно» и её.
Несмотря на трудности учебы в 10 классе, из-за
постоянной нехватки времени, я все-таки решился учиться в академии и
добился, чтобы меня зачислили в состав кандидатов для поступления в академию, хотя среднюю школу я ещё не закончил.
Началась серьезнейшая подготовка к
экзаменам. По положению кандидата на учебу, мне 75 суток было отпущено
для подготовки (45 суток – кандидатский отпуск и 30 суток – офицерский). Все 75
суток я провел в этой квартире. Хозяйке написал распорядок дня: когда завтрак,
обед и ужин и никого не пускать! Она добросовестно все исполняла, и я спокойно занимался. Много приходилось
запоминать наизусть (например, § 18 «Правописание гласных после шипящих»).
Почувствовав слабость школьной программы по тригонометрии (тогда она была
отдельным предметом) с трудом нашел на базаре дополнительную литературу –
«Тригонометрию для техникума» Новоселова.
Если себя считал я математиком, то по русской
литературе не успевал даже прочитать произведения по программе. Поэтому краткое
содержание десятков произведений в письменном виде присылала мне Галия Газиевна
уже, будучи учительницей, на остове Челекен (недалеко от Красноводска).
По этим
записям я изучал их, а по некоторым из них пришлось отвечать и на экзаменах.
Например, по повести А.П.Чехова «Крыжовник» рассказал преподавателю нормально.
Эту повесть до сих пор не читал, да и забыл её содержание.
Офицеры сдавали экзамены также по военным предметам:
по топографии, по общевойсковой и авиационной тактике, по всем войсковым уставам и т.д. Экзамены
пришлось сдавать дважды: отборочные – в Тбилиси (в январе 1951 г.) и
окончательные – уже при академии в Москве в июле 1951 г. Выдержав все экзамены,
я был зачислен на учебу в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора
Н.Е.Жуковского. Я был обрадован точно также, когда директор Мочалейской школы
перевел меня в шестой класс заочно.
В академии
учеба была очень трудной. Например, на нашем факультете нас учили быть и
«самолетчиками» и «двигателистами», а в Московском авиационном институте учили отдельно «самолетчиков» или
«двигателистов». Кроме того, у нас были предметы по ракетному делу, по парашютному делу и т.д. Например, на
дипломный проект мне дали тему: «Зенитно-управляемая ракета малых высот в совокупности с прямоточным
реактивным двигателем». Дипломный проект защитил на «отлично». За успешную учебу в академии я получил
премию – дополнительный месячный оклад – за учебу без «троек» в течение 6-ти
лет. У меня было «пятерок» - 65%, «четверок» - 35%. На круглого отличника не
тянул. Зато выучил хорошо русский язык.
Перед экзаменами после четвертого курса пришлось
лечиться от ревматической атаки в лазарете академии. Получил обострение
заболевания после кросса. Опять ревматическая атака по всем суставам, как в
детстве, в пятом классе. Правда, керосином суставы уже не смазывали. Лечили
хорошо. Стал быстро приходить в себя и, когда начальник курса посетил меня с
предложением оставить на второй год по болезни на четвертом курсе, я сказал
«что экзамены буду сдавать в лазарете», и на второй год не согласился. По всем
предметам сдал экзамены на «отлично», так как условия для подготовки были очень
подходящими.
В Москве принимал участие в восьми парадах на Красной
площади. Там же парадным расчетом проходили ещё два раза: на похоронах
И.В.Сталина и Л.З.Мехлиса. Курсом на
год раньше учились сыновья Кагановича, Тимошенко, Багирова с которыми всегда
тренировались и ходили в строю на парадах. Не могу не писать о двух диалогах с
сыновьями первых лиц государства. Например, когда я спросил Кагановича «чего ты
ездишь на таком старом мотоцикле?» Он
мне ответил, что «отец денег не дает». После того как первого секретаря
Азербайджана Багирова сняли с должности, его сына сразу отчислили из академии и
отобрали даже пропуск. Сын Багирова стоял около часового, а я шел на первый
урок и тоже спросил: «как дела? Что делаешь теперь?» Он грустно ответил, что
сейчас учиться в автотранспортном институте, но, возможно, отчислят и оттуда.
После окончания академии вручение дипломов
происходило в ЦДСА (Центральном Доме Советской Армии) в присутствии
С.М.Буденного. Далее было несколько предложений, куда можно ехать для
дальнейшего прохождения службы. Предлагали Венгрию, Оренбург, Крым. В Венгрию
не хотел из-за недавних венгерских событий. Пожелал в г.Джанкой начальником
цеха по ремонту самолетов-истребителей (МИГов), где прослужил с мая 1957 до
сентября 1960 года. Работать было и сложно, и интересно, с полной разборкой
всех агрегатов самого самолета, с дефектацией и последующей сборкой, с
испытанием в воздухе.
Когда обнаружили (в штабе армии), что я в академии
проектировал ракету, то мне предложили перейти в ракетные войска в Белоруссию,
где служил потом 12 лет от капитана до подполковника. Уволился с должности
главного инженера части.