VIIIАрмия. Прощай, «гражданка».
В
положении призывника молодой человек расслабляться не может. Если не сегодня
так завтра жди повестку из военкомата. И вот в ноябре я ее получаю в виде
телефонограммы: «явиться тогда-то, при себе иметь пару белья и сухой паек на
столько-то суток»
Однако
вместо отправки в часть нам пришлось принимать участие в течение двух месяцев в
заготовке леса для дров военкомату. В летное училище мы были направлены в
январе 1945 года. Прибыли в город Красный кут Саратовской области в начале
февраля. Здесь вместо учебы нас тренировали для ведения войны в наступательных,
оборонительных боях и боях в населенных пунктах. Мало обучали нас летному делу,
но ждали каждый день, что нас направят на Западный фронт. А когда кончилась
война с Германией нам говорили, что можем быть отправлены на Восточный фронт.
В итоге на
фронты мы не попали и осенью нас направили в город Вольск тоже Саратовской области
в школу авиационных механиков. Окончив школу в 1947 году нас направили в южные
оккупационные войска в Болгарию, где мы получили статус участников войны. Еще
до этого мы были награждены медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945
гг.» с выдачей Удостоверения «за участие в ВОВ». Бывали в командировках и в
Румынии, выполняли кое-какие боевые задачи и в Западной Украине.
Первое
письмо от отца я получил в 1947 году.
В
последнем письме в Болгарию отец пытался обмануть нас и всех тем, что у него не
было свадьбы. Это по-узбекски «меджлис» называется «туй». Об этом в селе у нас
узнали быстрее, как он с двадцатилетней женщиной сыграл «туй». Она ему потом
родила трех сыновей. Узнав о свадьбе, наша мать и Рифат написали отцу гневное
письмо, за то, что он отказывается вернуться к нашей семье, а очередная
женитьба, видите ли, это не причина.
Я лично
также написал отцу гневное письмо на двенадцати листах и послал не по почте, а
через знакомого в Зиадине, чтобы он не отказывался от получения письма.
Служил в
Болгарии в качестве механика на самолете ЛА-7. Находился в Румынии в
командировке 1 месяц, здесь на аэродроме в Бухаресте меняли двигатели на
самолетах и отправляли в Советский Союз.
Самолеты
Ла-7 были деревянными. Если в фюзеляже обшивку можно было проткнуть шилом
рукой, то такие самолеты сжигались в конце аэродрома (конечно, без двигателя и
без спецоборудования).
Осенью 1947 года
наши войсковые части были отправлены обратно в Союз. Оставили Болгарию, въехали
своими эшелонами в Румынию. На границе последний магазин так и назывался
«Последние деньги», где покупали все, что могли, истратив все «левы» и «хиляды»
(1000 лев), а в Румынии – уже «леи». Можно отметить одну особенность
болгарского народа при общении с русскими. Если в магазине чего-то нет, то продавщица
отвечает «няма» и головой машет сверху вниз, что означает по-русски «есть».
Когда даешь деньги, она опять повторяет то же самое и разводит руками, что
становится понятнее, что «нет». Если же в магазине есть то, что спрашиваешь, то
они говорят «има», а головой машут так, что по-русски получается «нет». А если
начинаешь уходить, то они догоняют тебя и показывают то, что ты хочешь купить.
В Союзе
наше место дислокации оказалось в городе Красноводске (с 1999 года город
Туркмен-баши). Президент Туркмении, чтобы увековечить себя, назвал этот город
Туркмен-баши и переделал свою фамилию Ниязов тоже на «Туркмен-баши». Очевидно,
президент Казахстана Назарбаев тоже перевел столицу в Астану, чтобы потом
назвать ее своим именем. На Алма-Ату не посмел «замахнуться», так как название слишком историческое.
В
Красноводске мы получили и освоили быструю новую технику. В городе жили до 6
октября 1948 года до грандиозного землетрясения, которое разрушило полностью
Ашхабад за исключением мечети и тюрьмы. На другой день стало нам известно, что
через несколько часов прибывает из Ашхабада эшелон с жителями, оставшимися в
живых. И нам было приказано «освободить казарму с двухъярусными нарами и
немедленно расположиться немедленно на площади, на земле». Эвакуированные
быстро заполнили казармы, а нам несколько ночей пришлось провести под открытым
небом.
Потом мы переехали в казармы, расположенные за горами
(четыре км от города). Когда жили в городе, все ездили до аэродрома на машинах
– «студебекерах». Возвращались мы в зависимости от конца послеполетного
обслуживания самолетов.