V.Бегство отца из семьи. Эпидемия в селе.

Если первое бегство отца считалось естественным, политическим, перед раскулачиванием (после предупреждения братом матери  в январе 1932 года), когда была жизненная угроза повторить путь тысяч раскулаченных в Сибирь, то второе бегство было в 1939 году и носило совсем другой характер. Об этом будет написано чуть позже, после воспоминаний об учебе в академии.

Итак, небольшое отступление. Воспоминания 1952 – 1953 годов во время учебы в академии (это можно прочитать всем кто имеет детей).

Разные люди по-разному относятся к своим воспоминаниям. Мои дети могут рассказывать о прошлом увлекательно и долго. Считаю, что я, как отец, и Галия Газиевна, как мать, сумели дать им эту возможность. Мы не лишили их ярких детских  впечатлений. Что осталось у нас в памяти? Жизнь без отца, скитание по чужим домам, отсутствие своего угла, где все дети могли хранить самое дорогое и ценное. И было ли у нас это что-то дорогое и ценное? Долголетнее тяжелое проживание-скитание, естественно, задержало в нас и всестороннее развитие, и вызвало отчуждение от нормальной жизни, и воспитало некую жизненную терпеливость-молчаливость, склонность к уединению. Мы даже и общаться в чужих домах старались молча, чтобы не шуметь и не получать замечания…

Обидно, но с самого раннего детства, я приобрел привычку скрывать всё, что волновало душу. Возможно, я и повторяюсь кое в чем...

Вступил в КПСС в 1951 году и остался верным её идеалам навсегда, несмотря на притеснения в ранней молодости. Хотя мы никогда не считали партию виновной в  раскулачивании. Когда учился в 9-10-х классах вечерней школы г.Красноводска, мне пришла в голову мысль, что раз я учусь не хуже всех, чем  остальные в классе,  то я смогу поступить и в Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского.

Но туда поступить можно было только после тщательной проверки по линии КГБ и только будучи членом КПСС или кандидатом в члены КПСС. Поэтому я вступил кандидатом в партию в 1950 году.  В  биографии отца отметил, что он бросил семью весной 1939 года.  И промолчал, что он был в плену. Почему я так поступил. Что во мне говорило? Обида на отца, желание забыть его? Скорее всего, именно это. Многое мы незаслуженно пережили, много обид перетерпели и очень хотели мы выйти в «люди». Нельзя было возвращаться к той «деревенской» жизни.

Некоторые люди с «твердым»  характером злоупотребляют им. Но это лишний раз доказывает их низкую воспитанность. Есть люди с мягким характером и большинство из них тихие спокойные люди. Эта черта выработалась у них в результате действия на них жизни в родительской семье. Все это зависит от родителей. У нас все было по-другому.

Когда в 7-8 лет я видел беспутный образ жизни отца, результатом этого стали неизбежные притеснения в семье. Притеснения и избиения жены. Избиения, а потом угрозы до ножей и топоров. Развод в татарской деревне применялся очень редко. Мы и понятия не имели об этом. Вся тяжесть невыносимой жизни в первую очередь ложиться на женщину – мать и хранительницу очага.  Разумеется, любовница-бесстыдница, ранее незамужняя торжествует. И это тоже становиться достоянием гласности. А такие события становятся предметом обсуждения в каждой семье, в каждом дворе. Что остается делать несовершеннолетним в такой обсуждаемой семье? Каждый вечер, когда приходит пьяный отец и устраивает скандал с руганью и избиениям, остается только дрожать под одеялом. А если отец поднимает на ноги ночью всю семью и начинает новые «выкидыши» у детей рушиться нестойкая ещё психика. Естественным является желание забыть всё. Поневоле становишься неразговорчивым и нелюдимым. Реже делишься воспоминаниями, становишься отчужденным от всех. И поневоле формируется замкнутость, повышается внутренняя ответственность, требовательность к окружающим, многими воспринимаемая как «твердость» характера.  А это ни что иное, как попытка «забыть всё за работой»!

Отца даже никто не мог припугнуть, как следует. Мы унаследовали его силу и характер. Помню, Абдулла зуряти  пару раз приходил, но разговор не клеился. С дедушкой и бабушкой отец тоже не считался, да они подолгу находились в Крыму у сыновей Идриса и Абдрахмана.

Иногда бабушка проживала у дочери Ханбикя в Донбассе. Очевидно, им лучше было жить подальше, чем ютиться в селе у нас.

Мы, дети 8-6-4 летние также не осмеливались вставать по ночам, одновременно всем троим, на защиту матери  (а надо было бы), мы просто боялись разъяренного отца. Жена (мать наша) плачет, обороняется и молится (помог ли ей хоть раз Аллах?). А что с детьми? Они тоже плачут, судорожно сжавшись под одеялом, тихонько плачут и слушают неприличные слова, исходящие, как от отца, так и от матери (как последнее оборонительное средство).

Бедные дети, оставившие сначала сладкий сон, снова погружаются уже в беспокойный сон после долгих раздоров бессовестного «отца». Интересно, думал ли он о том, что его окружают четверо детей? Утром дети просыпаются, и никто из них не ждет ни ласковых взглядов от отца, ни ласковых слов, ни поглаживаний по голове, как в большинстве семей вокруг. Дети вынуждены молчать, вынуждены не смотреть на отца, и лишь после ухода «хозяина» оживают и садятся за стол вместе с матерью. А их мать, воспитанная в религиозном духе, ничего не может сделать больше, чем обращаться к Богу и просить у «всесильного» Аллаха спокойной жизни. Она не умеет думать о советских законах и, опять обливая свои синяки слезами, ждет предстоящие побои. А ей всего 30 лет. Отец спокоен из-за того, что жена никогда не уйдет, оставив четверых детей, и она недалека от этих мыслей, и живут они вместе, везде, и в одной комнате, и в новой избе.

И дети тоже настроены по-своему: куда бы ни попали, где бы ни были, чувствуют себя стесненно, всегда думают, что все уже знают об их отце. А некоторые даже упрекают их поступками отца, что и сыновья будут такими же по пословице: «кемнян туган – шуны куган», а по-русски: «яблоко от яблони далеко не падает».

Ну, теперь, я думаю, читатель согласится со мной, что дети, испытав на себе несколько лет кошмарной жизни, будут считать себя забитыми, неполноправными в деревне. Они невольно будут молчаливыми, слабыми в моральном отношении. Даже нельзя будет им баловаться по-детски, казалось бы, даже нельзя им обращаться к любимым девушкам, так как за нашими плечами поступки отца и две пословицы на татарском и русском языках. Отсюда были у нас и покорность, и робость, исполнительность, безобидность и мягкий характер. В дальнейшем в обществе завоевывается авторитет не болтовней, а исполнительностью, по внутреннему интеллекту. Нас унижали не только в молодости. Попробуй обидеться на тех, у кого мы с женой искали временное жилье. Нам отвечали, диктуя условие: «без детей, без родителей». Говорили, когда узнавали что Галия Газиевна беременна: «Ищите другое жилье» (ул. Башиловская), или: «мы не заметили, что у вас будет ребенок, ищите другую комнату» (ул. Метростроевская). Или: «У вас есть мать и ребенок – это большая семья»… Мы замечали, многие имеют в домах по несколько собак, кошек, а вот с ребенком – нельзя. Я не буду иметь право вызывать к себе родных, так как им негде спать, отдыхать. Например, я ищу комнату. Где? – Везде по какой-то улице. Чувства угнетаются безгранично, особенно, когда еще идет мелкий дождь. Надо особо постучать в дверь, чтобы не сердились будущие хозяева. А некоторые даже не открывают двери, хотя мы ходили по их объявлениям…

К занятиям, учебным занятиям, я готовился в аудиториях академии. Все уезжают, а я занимаю целый класс. Тепло, светло, спокойно, никто не мешает. Правда, без перерыва на отдых. Позанимаешься до 21-22.00 часов и уезжаешь домой. А жили мы в Москве в восьми местах:

-          у родственников в г. Жуковском (ст. Отдых);

-          по другую сторону железной дороги на ул. Зеленая  (там же);

-          на Башиловской улице (г. Москва);

-          на ул. Метростроевская;

-          по ул. Красноармейская в двух домиках (сначала у Анны Ивановны, потом у Гари).   От Анны Ивановны ушли, когда она отказалась  оттого, что мы ей дали предоплату за 3 месяца. После скандала у начальника милиции, последний посоветовал нам лучше оставить ее комнату, так как мы были у нее уже второй обманутой парой. От первых квартирантов она отказалась таким же образом;

-          на  ул. Аэропортовская (где нас затопило и один месяц мы ходили по доскам);

-          на ул. Красноармейская (куда мы попали после выделения жилья академией из-за затопления домика, где мы жили).

Надо считать, что не везло нам с жильем до конца 50-х годов…

 

Символично. При переходе на последнюю квартиру в 1956г., у нас был Шайдулла абый из Астрахани. Перенесли вещи сначала втроем: я, Галия и Шайдулла абый (племянник матери). Оставив его на новом месте, мы пошли второй раз за вещами. Приходим к дому, слышим - вся улица заливается песней «Аварая» из индийского фильма «Бродяга». Поднялись на 8-й этаж. Оказывается, открыв все окна, поставив патефон на подоконник, Шайдулла абый «шурует» эту пластинку. Так было смешно, что этот эпизод запомнился на всю жизнь. Нашел же что играть: «бродягам» - «Бродягу». Это было подсказано ему Галией Газиевной…

Добавим кое-что, к тому, что было написано до этого, почему отец дошел до такой жизни. «Наш» отец – единственный человек в условиях деревни, который устроил себе и окружающим родным и родственникам такие дикие жизненные условия. Мы не помним, чтобы были такие родители из окружающих нас сел до и после него. Очевидно, он привык к «веселой» жизни сначала после побега перед раскулачиванием, спасая себя и нас и проживая в городских условиях, а потом, потеряв контроль над собой, набрал такую инерцию, от которой не смог освободиться до конца своей жизни.

Он ушел из жизни в восьмидесятые годы в Средней Азии в возрасте более восьмидесяти лет, оставив в последней семье трех сыновей. О промежуточных его семьях и детях мы писать отказываемся. Так и сошел в могилу малознакомый нам «отец».

                 Все события из нашей жизни не напишешь. Но следующий случай я не мог упустить. Было это весной 1939 года, когда очередное событие потрясло до основания нашу семью. Родился ребенок у любовницы отца. Мгновенно все стало известно по всему селу, как в многоквартирном общежитии. Не знали мы, куда деваться от стыда. В селе этого несчастного ребенка называли позорным словом «найдун» (переделанное татарами русское слово «найденыш»). Перед тем как родиться ребенку, отец совершил форменным образом побег и уехал в сторону Средней Азии. От поступка позорного хотел облегчить себя как страус, «спрятав голову в песок». А теперь в селе уже две семьи, «как хотите, так и крутитесь». Мы не помним, сколько этот ребенок прожил, но Рифат вспоминает, что он покинул белый свет в том же году, что и родился.

Наша семья жила своими повседневными заботами и трудностями после отъезда отца. Никто не знал, с какой стороны ударит по нам судьба. Село переживало очередную эпидемию. Умер мой друг Махмуд Патеев, ушло из жизни большое количество детей. Эпидемия постучалась и в наш дом. Заболела и умерла наша младшая сестра Фарида, ей было около 4х лет. Карантинная болезнь называлась дифтерия, когда перехватывается дыхание и ребенок перестает дышать. В последующие годы много раз пришлось посещать могилы сестер. Забегая вперед, надо написать и о том, что летом 1940 мы похоронили и Абдрахман абый от туберкулеза, который заболел в армии, после призыва для войны с Финляндией. Он мне даже нарисовал свои легкие и сколько в них незаживающих «дырочек». Пытался залечить их собачьим салом, которое мы доставали с бабушкой в соседних русских селах. Но он чувствовал, что обязательно нас покинет. Он приехал из Крыма специально быть похороненным в своем родном селе. Привезла его родная мать - наша бабушка, узнав о том, что болезнь неизлечима.

Итак, жизнь идет своим чередом. Осенью 1939 года я поступил в 7-й класс. Сначала ходили пешком, а потом в санях всю зиму и весной. Учился я нормально. Однако санный период для меня кончился с одним несчастьем. Как только мы, ученики, выехали из леса, который находится на середине дороги между нашим селом Телятино и Мочалейкой, наша лошадь легла на оглобли и скончалась. Мы рассупонили хомут, сняли чересседельник, но все это не помогло. Дело в том, что в этот день лошадь запрягла моя мама, я управлял лошадью до школы и обратно, поэтому сильнее всех пришлось переживать мне и думать, что заставят нашу семью заплатить за лошадь, но обошлось это дело стороной, никто ничего не платил. Далее, до начала экзаменов ходил пешком.

К экзаменам готовились дома. От нашего ряда домов мы держались трое: Архиз, Касим и я. В первый день экзаменов мы собрались втроем, и пошли в сторону Мочалейки. Дошли до леса, посидели, и кто-то из нас предложил инициативу провести время экзаменов в лесу, в школу не ходить. Идея нам понравилась. Во второй половине дня мы отправились домой. Таким образом, экзамены по всем предметам мы прогуляли в лесу. Никто нас ни о чем не спрашивал, никаких сигналов от школы не поступало.

(Вернуться)

 

 

 

 

Hosted by uCoz