qaytu - вернуться

IV. ДРЕВНИЙ РОД ИЗ НАШЕГО СЕЛА - УРУСОВЫ

Теперь люди стали больше интересоваться своими корнями. Как-то в Килинчах на свадьбе собралось много родственников нашей семьи Урусовых. Вижу - и там, и тут стоят группы мужчин, женщин, и ведутся оживленные беседы, кто кем кому приходится и вообще, откуда такая необычная фамилия?

Да и меня в школьные годы расспрашивали об этом же сверстники и учителя. Тогда я отвечала словами бабушки: «Наш прадед съездил к русскому царю, просил за своих сыновей и внуков, чтобы с малых лет принять их на военную службу. Еще царь в знак дружбы и поощрения вручил ему золотую шкатулку с надписью -«Князь Урусов». Тогда-то они и приняли такой титул и фамилию». Но теперь вижу, что все гораздо сложнее.

Действительно, кто же они, Урусовы? Чем они так привлекают внимание ученых-историков из Татарстана, Карачаево-Черкессии, нашей Астрахани? Правда ли, что совершил визит 160 лет назад наш прадед к царю и зачем?

Если здраво порассуждать: сельский мужик - откуда у него нашлось столько смелости, грамотности, тонкого политического чутья?

За ответами на эти вопросы пришлось обратиться к книгам, журналам, газетам.

Историк-ученый из Казани А.Муслимов считает, что в начале этого рода стоит Идегей, один из военачаль ников Тимура (Тамерлана). Основатель Ногайского государства в 1391 году, победив последнего хана Токтамыша - потомка Чингисхана, ханствовал в течение 20 лет. Наш В.Викторин сумел вскрыть еще более глубокие корни, дойдя до Баба Туклеса-аулия (праведника), жившего, по преданиям, в ХІІІ-ХІУ вв. Он был сильным шаманом, и его могила находится сейчас на Мошаикском кладбище. В эпосе Идегей говорит: «Если не отомщу Тухтамы-шу, то имя мое, данное дедушкой Баба Туклесом, пусть исчезнет».

Отец Идегея был Котлыкыя, его отец Тимеркыя, его отец Ир-Ахмет, его отец шашлы-Тукле Хужа-Ахмет (это имя приписано ему позже).

Теперь пойдем вверх по родословной: сын Идегея Ну-ратдин, его сын Ваккас, его сын Муса. Старший сын Мусы Йосыф, или Юсуф-мурза (князь) правил в одном из десяти ногайских улусов между реками Джаек (Урал) и Идел (Волга). Йосыф-мурза - отец знаменитой Казанской Сююмбике, о которой вот уже четыре с половиной века слагают стихи и повести, пишут романы.

Второй сын Мусы Исмагил (Измаил) после смерти старшего брата стал единственным князем, сплотив все ногайские улусы в Большую ногайскую орду. Он вел дружескую политику с русскими князьями. Царь Иван IV Грозный назвал его своим старшим братом, тот имел в Москве целое Измайлово подворье и дал своему младшему сыну имя «Урус» (русский). После Измаила Урус-мурза правил в Большой Орде вплоть до 90-х годов XVI века.

В 1580 году между Русским государством и ногайски ми улусами отношения ухудшились. К князю Урусу царь направил посла Петра Девочкина, но в Орде его заключили в тюрьму. Князь царю послал ультиматум: «Пока не освободите всех ногайцев, находящихся у вас на службе, вашего посла не отпущу». Наконец, через год с обеих сторон требования были выполнены частично.

Но некоторые князья: Юсуповы, Шейдяковы и др. -остались в Москве, в том числе и часть внуков Уруса. Все они должны были принять христианство и изменить имена. Яндан-мурза стал именоваться как Борис Канмурзич Урусов, Баймурза - Петр Арсланович Урусов...

Это поколение рода Идегея и Уруса замечательно многими делами. Петр Арсланович во время охоты убил Лжедмитрия, хотя потом выехал в Крым и был убит там сам. Другой внук Касим-мурза жил в Казани, и царь Михаил Федорович выделил ему много земель и крестьян, затем подарил большое здание в Москве. А его сыну Семену Урусову даровал титул боярина.

Семен Урусов прославился как военачальник и царский наместник своей справедливостью. Победив поляков под Брестом, он запретил подчиненным всякое мародерство. А потом, став воеводой Новгорода Великого, строго наказывал за неумеренность в спиртном.

У Семена Урусова было четыре сына: Федор, Юрий, Никита и Петр. Из них только Петра не любили, так как царское окружение обвиняло его в несмелых действиях против Степана Разина и его отозвали в Москву. Остальные все три брата Урусовых достигли высоких чинов.

Сын Юрия - Сергей Урусов, при Петре I достиг звания генерал-поручика. В истории России особое место занимает генерал-аншеф Григорий Урусов, женившийся на дочери князя Милославского: во время царствования Елизаветы Петровны он стал сенатором. Его брат

Василий Урусов получил звание контрадмирала, избирался членом коллегии адмиралтейства.

Александр Урусов признан как видный ученый-историк, он сдал Московскому университету огромную коллекцию минералов, монет, медалей, большую библиотеку, собранную им за всю свою жизнь. В 1903-1904 годах Сергей Урусов - губернатор Бессарабии, избирался в 1906 году депутатом в Первую Думу. В 1907 году выпустил книгу «Записки губернатора», где беспощадно критиковал черносотенцев, особенно за еврейские погромы. После февральской революции 1917 г. он получил пост Министра Внутренних дел. После социалистической революции Сергей Урусов служил в государственном банке. А старейшая драматическая артистка в Москве Евдокия (Эда) Урусова - его племянница.

Но это все о наивысшем царском дворянстве, «гербовых князьях» - столичных жителях из Москвы и Петербурга. А что сказать об астраханских мурзах - князьях Урусовых и родных из местных Тинбаевых - восточной аристократии прежних кочевых улусов, о тех, кто остался жить среди крестьян-мусульман Зацаревской волости?

Ведь царское правительство очень недоброжелательно относилось ко всяким претензиям прежней аристократии, не принявшей христианства.

В 1811 году все ногайцы получили статус свободных государственных крестьян, а в 1833-1835 гг. в крестьянское сословие были зачислены и сами бывшие мурзы. Это вызвало у последних целую бурю негодования. Крайне показательна история нашего прадеда Мусал-бека-мурзы. Он никак не мог примириться со своим новым положением. Сведения о его действиях содержатся в документах Госархива Астраханской области и даже сложены песни сельчанами в Килинчах.

В 1840 году Мусалбек сын Шай-мурзы Урусов совершил визит к императору Николаю I с прошением. В нем был дан в изложении более ранний документ: грамотой от 1 апреля 1799 года (1690 г. нашего стиля) цари Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич (император Петр I) предоставили: «Едисанскому Казы-мурзе князю Алиеву сыну Урусову» русское княжеское достоинство.

Исходя из этого, Мусалбек Урусов, потомок Казы-мур-зы в пятом колене, писал самодержцу: «В давние времена мурзы и князья имели наименование российских дворян, которые в природе своей и поныне не переменили. Астраханская казенная палата в 1835 году, не уважив имеющиеся звание мое, водворила меня в число государственных крестьян с возложением на меня казенных податей и повинностей. Просил бы от причисления к крестьянам и платежа податей меня освободить, детей же моих по молодым летам определить на службу в Астраханское казачье войско с сохранением природного звания, как должны они мурзами и князьями по правилам российским именоваться». Так наш предок добился своего: мужчины в его роду служили в казачьих войсках, что освобождало их семьи от податей и давало надежный доход. Многие стали командирами, офицерами, а значит, числились в дворянском сословии.

На углу центральной улицы и переулка Абжалиевых стоял большой восьмикомнатный с чердачной комнатой (балачарлак) - дом Урусовых. Когда моя бабушка Кальбибе, дочь Тлякмамбета из рода Тинбаевых, вошла в дом Урусовых молодой невестой Исхака, второго сына Ильяса, всего в доме тогда стало двенадцать жителей.

У главы семьи Ильяса было четыре сына Ибрагим, Исхан, Акмурза, Мурзаян и три дочери. У Ибрагима тоже была большая семья. Его младшая дочь Нурбибе Ядгирова живет в Килинчах. Есть 18 внуков и внучек, они сами теперь уже бабушки и дедушки.

Второй сын - мой дед Исхак Урусов служил долго, стал офицером кавалерии. Жили они в городе, первые дети родились там. Он был грамотным человеком, хорошо владел русским языком, выписывал столичные газеты. В селе говорили, будто бы у Исхака под языком имеется какое-то чародейство, так как в любой ситуации умел поладить.

Несколько лет воевал он на фронтах первой мировой войны. Вернулся раненным, больным и вскоре умер.

В настоящее время у него здравствуют шесть внуков внучек. Третий сын Акмурза, женившись, переехал в Мошаик. Жил он там хорошо до старости. До сих пор перед глазами он: статный, красивый, добрый, трудолюбивый человек. Я его очень любила и часто посещала их дом.

Сейчас в Мошаике живут его сын Исбулат Урусов, дочери Фарида и Гафифя - их дети уже взрослые.

Младший сын Мирзаян, вернувшись с Отечественной войны, долго не жил. Сейчас его дочери Диляфруз и Маспия со своими семьями в городе.

У дочерей Ильяса судьбы были суровыми - они все рано умерли, но в Килинчах их, «Урусов кызлары» («Уру-совских девушек»), хорошо помнили до последних лет. Так, значит, все же живы Урусовы, и продолжается их род (под этой своей или другими полученными в браке фамилиями) - в Москве, Астрахани, где-нибудь за рубежом, в других местах.

Несколько лет назад заместитель директора хозяйства «Килинчинский» Аубикер Басырович, его жена Ха-ернися Тимербулатовна Абдуллаевы побывали в Дагестане, и там к ним подошли несколько человек, назвав себя Урусовыми, расспрашивали, есть ли здесь люди с такой фамилией, и нам передали большой привет.

А пока моим дорогим родственникам и всем, кто заинтересуется, я советую почитать интересные и доступные материалы.

1. Р.Батулла «Сказание о Сюембике» /журнал «Казан утлары» 1991 г. № 8-9 (и отдельная книга/.

2. В.Викторин «Ногайцы-джетисанцы»/газета «Коммунист Приволжья» 1991 г., 20, 23, 27июня/.

3. В.Викторин «Где похоронен великий колдун?» /газета «Волга» 1992 г., 20 июня/.

4. «Идегей». Татархалык дастаны /журнал «Казан утлары». 1989 г. № 1 и отдельная книга «Идегей». Татарский народный эпос (перевод С.И.Липнина). Казань 1990 г./

5. А.Муслимов «Древний род» /газета «Социалистик Татарстан». Казань 1989 г., 26 ноября/.

Выпустил в свет и прислал астраханским коллегам свою новую работу «Княжеские роды ногайского происхождения» руководитель Центра истории народов России Института российской истории РАН (г. Москва), докторант Вадим Винцерович Трепавлов. Приводим некоторые выдержки из этого труда:

«В среде российского дворянства роды тюркского происхождения составляли значительную часть. Был в дворянском корпусе России и ряд семей, ведших происхождение от выходцев из Ногайской орды.

Князья-мурзы Урусовы - знаменитая аристократическая фамилия - обладает подробно расписанной и документально подтвержденной родословной.

Настоящий взлет роли Урусовых в России начался в 1645 году с князя Семена Андреевича, правчего и стольника у царя Михаила Федоровича Романова. Женившись на двоюродной сестре царя, он оставил четырех сыновей боярами и воеводами. А все его пять внуков от сына Никиты в 1700 году числились «думными людьми», т.е. фактически членами тогдашнего правительства страны, владели огромными землями и многими крепостными. Мало известно о тех ветвях Урусовых, которые не получили официально княжеского достоинства. Множество их родственников остались кочевать в южных степях, среди ногаев, - и все больше полагались они на помощь и покровительство астраханских властей.

В 1639 году трое мурз Урусовых из-под Астрахани направили царю прошение разрешить ежегодно «ездить по человеку в Москву», чтобы рассказывать о своих нуждах. И в этом получили согласие с предписанием Астраханским воеводам содействовать таким визитам.

Эта же фамилия - Урусовых - была одной из «важнейших» у, так называемых, «наврузовских» ногайцев на левобережье Кубани уже в середине XIX века. Могли они осесть и в других районах Северного Кавказа. Хотя созвучные по имени карачаево-балкарские Урусовы, вопреки некоторым утверждениям последних лет, имеют совершенно другое происхождение. Совершенно недопустимо делать поспешные выводы о «родстве» в таких случаях.

Приходилось слышать еще, будто бы в Астраханской области в наши дни проживают и семьи рода Тинбае-вых. Можно лишь только предполагать их связь с потомками Тинбая - четвертого сына бая Исмаила, ставшего в конце 70-х начале 80-х годов XVII века вторым лицом в Ногайской орде. Но ветвь крестившегося и осевшего в 1615 году Михаила-Гази Канаевича Тинба-ева, вскоре погибшего в битве с поляками, быстро угасла. В 1676 году в Москве служил стольник-князь Алек сей Шей-Мурзинович Тинбаев, а в 1680 году - князь Матвей Хан-Булатович Тинбаев. В XVII веке Тинбаевы в источниках уже не встречаются, хотя Юсуповы и Урусовы именно тогда начали новое возвышение».

А вот что написал кандидат исторических наук, докторант В.М.Викторин:

«Педагог и поэтесса Зульхабира Фаридовна Ишбирдеева собрала обширный материал и представила читателю весьма панорамную картину истории разных ветвей своего рода Урусовых (действительно, весьма известного и в российской, и в астраханской истории). Искренне рад, что помогли и некоторые из моих работ.

Помню, как в 1982 г., встретившись в Килинчах с приехавшим на родину в гости из г. Красноводска (теперь - г. Туркменбаши) дядюшкой автора, ныне покойным Гумарбеком Исхаковым (Урусовым), мы совместно составили родословие из... 23-х поколений его предков. «Сбились» лишь в одном пункте - были ли два главных предводителя ногайских (юртовских) татар в петровское время, еще до создания губернии, при восстании 1705-1706 годов в Астрахани, князья Каспулат (Хаджи-Булат) и Касай (Казы) Урусовы братьями.

Вообще князья-мурзы Урусовы (как и близкие им Юсуповы, Тинбаевы-Тимбаевы), верно и достойно, везде и всегда служили России. Изучение их истории следовало бы продолжить, а с известной актрисой самого старшего нашего поколения Эдой Георгиевной (Юрьевной) Урусовой в Москве было бы неплохо установить связь. Ведь и ее древние корни - в Волжско-Уральских стео-на, как я слышала, знает о них от своего отца - Московского учителя и известного шахматиста.

Судьба килинчинских Урусовых и тулугановских Тинбаевых (Тимбаевых) весьма поучительна, она заслуживает самого серьезного исследования. Ведь не в дворянстве или крестьянстве здесь дело - в чести и достоинстве людей на всех этапах развития России».

После моей публикации об Урусовых в газете областного татарского общества «Идел» на мое имя посыпались упреки, обиды со стороны родственников Урусовых, которых я не упомянула. Но я знаю о них по рассказам моей бабушки Кальбибе Урусовой. Дело в том, что в небольшой газетной статье невозможно рассказать о каждом. Есть еще одна ветвь - это городские. О некоторых я очень мало знаю.

По состоянию здоровья я не сумела тщательно изучить всех. Моя цель в этой работе - собрать в одно ядро тех, кого знаю. И надеюсь, что в будущем кто-нибудь из молодежи поинтересуется поглубже, посетит каждого, о ком здесь написано, и более подробно изложит.

Вернемся к источникам килинчинским: дедушкам и бабушкам. У нашего прадеда Ильяса-мурзы, кроме своих детей, о которых мы уже знаем, был брат Нурале-мурза. Он женился на дочери одного очень богатого человека в Форпосте (ныне Трусово). По всей видимости, родители жены все богатство перевели на имя Нурале Урусова. И он стал крупным рыбопромышленником. Говорят, что консервный завод им. Микояна основан на базе его промыслов. Владел землями под названием Староурусовка, Новоурусовка, где паслись скот и были сенокосные угодья. В сторону села Курченко на больших пространствах его люди занимались земледелием.

Сам мурза был грамотным человеком, очень хорошо владел русским языком. Выписывал престижные по тем временам газеты, журналы. Хорошо разбирался в политике. Хозяйство вел планово, предвидя на много лет вперед, предчувствуя политические изменения в стране. После Октябрьской революции, еще до раскулачивания, свое богатство и по рыболовству, и по скотоводству и земледелию сдал государству, оформив при этом соответствующие документы в нескольких экземплярах. Оставил себе двор, где были четыре дома (в них жили приемные дети) и еще кое-что на жизнь.

Во время раскулачивания многих арестовали и сослали. В один вечер на «черной» машине забрали и Нурале Урусова. Он позвал дочку (приемную Гульбибе) из Килинчей, хотел увидеть ее. Она пошла на свидание. Сидели разговаривали и тогда он сказал: «Да я долго сидеть не буду. Послал письмо в Москву, скоро будет ответ». И действительно, через несколько дней ответ был получен начальством тюрьмы: «В 24 часа освободить». И он спокойно жил до глубокой старости.

Асия Урусова

Эта семья, хотя и считалась издавна дворянской, но все же была разорена. Может быть, один случай привел их к этому. Говорят, что у деда (отец Ильяса) Мусал-бика имелось богатство - это драгоценные реликвии: золотые украшения, бриллиантовые вещи, переходившие от поколения к поколению. Все было собрано в одном месте и в одних руках, т.е. у самого старшего. Этот старший никому об этом не говорил, а в семье все знали, что есть такое, но никто вслух сказать не смел, поскольку был силен культ старших. Когда старик серьезно заболел и слег, его стали навещать дети, которые жили отдельно. Вот один шустрый сын уговорил отца перейти к себе. Старик долго не соглашался. Но тот настоял. Когда его взял к себе, отец сказал этому сыну местонахождение семейных реликвий. Тот ночью их откопал. Таким образом, семейное богатство перешло к нему. Он сразу разбогател: построил огромный пластинный дом, купил лошадей и другого скота. Нурале мурза с женой были бездетными. Оба очень тучные, толстые. Когда в Килинчах проходили свадьбы или праздники, за ними посылали рессорную телегу, привозили их по одному, вдвоем не помещались. Они сначала взяли одного мальчика на воспитание. Звали его Басыр.

Сделал дед документы, присвоив ему свою фамилию. Он учился, стал взрослым, женился на Асие Аб-драхмановне, сейчас ей 87 лет. Муж Басыр не вернулся с войны. У них был один сын Мансур, умер давно. Сейчас живы его жена Гульзада Ба-риевна Урусова. Всю жизнь работала в торговле, сейчас живет вместе со свекровью, ухаживает за ней. У нее есть дочь Фарида Мансуровна Урусова, ей около тридцати лет, живет вместе с матерью и бабушкой.

Хадича Шалмурзаева

Затем удочерили старшую дочь своего племянника Ибрагима мурзы Гульбибе. Ей дали хорошее воспитание. Она знала арабский язык, свободно читала Коран. Без акцента разговаривала на русском языке, любила книги, газеты, журналы. Она вышла замуж за килинчин-ского парня Нургали Шалмурзаева. На удивление ки-линчинцев была красивая - белая, ухоженная, статная.

С восхищением смотрели на ее богатую одежду, а в косы были вплетены золотые слитки. Приданое состояло из очень богатой мебели, какую в жизни сельчане не видали, часов с потолка до пола, ковра. Когда наступаешь на ковер, ноги проваливаются как в снег. У Гульбибе и Нургали Шал-мурзаевых было пятеро детей: старшая дочь Князхан несколько лет назад умерла. Хадича Нурга

лиевна Шалмурзаева - учительница, проживает в селе Тулугановка Володарского района. Уважаемый человек. Многие ученики, уже взрослые ее называли эни (мама). Они с мужем Сагындыком Уразовым родили и воспитали семерых детей. Муж рано умер. Вся забота о детях перешла на одни плечи. Третья дочь Зубаржат Нургалиевна живет в Килинчах. У нее в основном дочери - 5 человек. Все устроены, имеют своих детей.

Сын Мухарям Нургалиевич живет в Килинчах в доме родителей. Поэтому все сестры приходят к нему, или в Отчий дом, хотя родители давно умерли.

Рамзия Бисенгазиева

 

Рамзия Бисенгазиева

Самая младшая дочь Гульбибе Ибрагимовны Рамзия Нургалиевна Бисенгазиева живет в Килинчах. Человек воспитанный, рассудительный, с хорошим тонким вкусом, много лет работала закройщицей и заведующей Домом быта. С мужем Шиапом Бисенга-зиевым проживают много лет, воспитывали детей, их четверо: два сына - Анвер, Гомер и две дочери - Надия и Руфия, сейчас воспитывают уже внуков.

Нурале мурза, выдав замуж любимую дочку Гульбибе, взял одного мальчика на воспитание. Этот мальчик - Галим, младший сын Ибрагима. Ему и пришлось смотреть стариков и собирать их в последний путь. У Галима сын Тимер-булат Галимович Урусов, много лет работал капитаном речного пароходства. Был хорошим человеком, отличным профессионалом в своей работе. Умер четыре года назад. Жена Фардана Закировна Урусова проживает в Нариманове рядом с сыновьями Азатом Тимербулатовичем и Ринатом Тимербулатовичем Урусовыми.

Фатыма Садыкова

Дочь Рауза Галимовна проживает в Килинчах. Поддерживает связь со многими родственниками Урусовыми, особенно с женой и детьми брата. После смерти жены - мать Раузы Ханифы Галим женился второй раз на Рхии из Царева и переехал туда. От второго брака есть дочь Надия Галимовна. Она живет в с. Яксатово.

Семья Ибрагима-Мурзы

Ибрагим - старший сын Ильяса - женился на девушке из села Три Протока Ажархан - дочери очень богатого человека Умера. Во дворе Ильяса были несколько домов, Ибрагим с женой жили в одном из них. Ибрагим мурза работал муэдзином в мечети. Жили спокойно. Бабушка Ажархан прожила более ста лет. Я ее хорошо знаю. Очень симпатичная, веселая бабушка. Мы уже говорили, что старшая дочь Гульбибе воспитывалась в городе, у дедушки Нурале в Форпосте. Вторая дочь Аби-бе - умерла еще молодой женщиной, оставив после себя двоих детей - Рауфа и Сажиду. Рауф жил в Мошаике, несколько лет назад умер.

В селе Яксатово проживает Сажида Хасяновна Мусалиева. Очень добрая, трудолюбивая женщина. В данное время на пенсии. Имеет двух сыновей: Абдрашита и Абдулатыпа Нурис-ламовичей, дочку Асияхан. Все они живут самостоятельно, своими семьями.

Сын Каллегерей Ибрагимович и жена Рабига умерли молодыми, не имея детей.

Ахмадгали Садыков

Сын Галим воспитывался у дяди Нурале в Форпосте.

Дочь Фатыма Ибрагимовна была очень красивой женщиной. Училась в селе Татарской Башмаковке, где получила четырехгодичное образование и право обучать детей и неграмотных граждан. Удостоверение хранится у старшей дочери Гульмиры. Фатыма вышла замуж за Садыкова Ахмадгали Галимовича. У них родились трое детей: Гульмира, Закир, Мунира. В 1941 году Ахмадгали Галимович ушел на войну и не вернулся. Погиб смертью храбрых на Украине в Донецкой области, городе Красный Лиман. Похоронен 17 мая 1942 года. В 1972 году на День Победы Гульмира и Мунира с детьми съездили на могилу отца, увидели, наплакались, читали молитвы. Ежегодно 17 мая собирают родственников и стариков, проводят поминки, угощают старых людей.

Старшая дочь Фатымы Ибрагимовны и Ахмадгали Галимовича Гульмира Куванаева, 1935 года рождения живет в городе. Тридцать три года работала в отделе заготовок вторичного сырья Рыболовпотребсоюза. Объект, где много лет работала, был приватизирован Гульмирой Ахмадгалиевной в частную собственность за долголетнюю, безупречную работу. С детства работала в Килинчинском колхозе. У матери были пятеро детей. Двое от второго брака. Так как Гульмира является старшей в семье, пришлось приложить все силы, чтобы помочь матери в воспитании своих младших братьев и сестер. В шестнадцать лет она поступила на работу. Ее отмечали как трудолюбивого работника, она имеет награды. Вышла замуҗ родила первую дочку Гуль-чиру. Но жить стало трудно, особенно с моральной стороны. Пришлось с ребенком уйти. Вышла замуж во второй раз с дочкой. Он был еще парнем. А семья большая. На Гульмиру смотрели искоса, особенно не любили ребенка. Но Гульмира не растерялась. Посоветовалась с мужем и они взяли участок земли, построили там маленький камышитовый домик. Здесь родился сын Тагир в 1959 г. и еще одна дочь Галиябану в 1965 году. И Гульмира теперь все силы отдавала работе, чтобы содержать растущую семью. Дети и сами старались хорошо учиться, получили дипломы и друг за другом стали вить себе гнезда.

Семья КуванаевыхГульчира Волкова Галиябану КоченевскаяЗакир СадыковРодион Коченевский

 

Старшая дочь Гульчира Фаридовна работала бухгалтером. Вышла замуж за Волкова Юрия Александровича, имеют четверых детей. Старшая дочь Гульмиры, первая внучка Гульмиры и Абубикера, уже сама стала матерью. Розалина с мужем часто посещают бабушку и дедушку, она очень любит их.

Сын Куванаев Тагир Абубикерович, 1959 г.р. работал начальником медвытрезвителя Кировского района. Звание майор. Закончил Астраханскую юридическую школу милиции, затем Волгоградский следовательский институт. Сейчас молодой пенсионер. С женой Марзией Абдрашитовной живут почти двадцать лет. Имеют семнадцатилетнего сына Рината и дочь Дину. Галиябану Абубикеровна закончила кулинарное училище. Вышла замуж за Коченевского Владислава Борисовича, живут дружно, имеют сына - Родиона, ученика 8 класса. Садыков Закир Ахмадгалиевич 1937 г.р. закончил Саратовский юридический институт и Астраханский педагогический. Работал в органах ГАИ. Звание - майор, на пенсии, жена Деляфруз Мусаевна - экономист. Их сын Садыков Дамир Закирович , майор милиции, закончил рыбвтуз. Теперь учится заочно в Московском юридическом институте. Жена Ильмира Тагировна работает бухгалтером.Имеют дочку Эльверу - 13 лет и сына Руслана 11 лет.

А дочь Луиза Закировна с мужем Робертом имеют двух дочерей Динару и Индиру. Мунира Ахмадгалиевна с мужем Шамгуновым Барием прожили много лет в любви и согласии. У них есть два сына Халил и Рубин, оба женаты. Имеют своих детей. У Фа-тыми Ибрагимовны еще есть от второго брака дочь Гайша и сын Хасян.Они тоже хорошо живут своими семьями.

 

Младшая дочь Ибрагима-мурзы и Ажар-хан Умеровны Ядгирова Нурбибе и сейчас жива, здорова.

Ей 84 года. С мужем Мукмином родили и воспитали, и устроили жизнь пятерых детей:

Нурбибе Ядгирова

1.Сын Махади Мукминович три года назад умер. Его два сына Абдулхак и Дамир работают в органах милиции. Дочка Нажия замужем в с. Атал.

2. Сын Мудир Ядгиров, жена Римма Хамитовна, имеют пятерых дочерей. Все уже хозяйки-мамы.

3. Дочь Рашида Мукминовна имеет сына Данила и дочку Данию.

4. Рашит Мукминович, жена Нажия, живут в Килинчах.

5. Младший сын Растям работает в органах милиции Ленинского района, имеет троих детей. Живет в городе.

Семья Исхака Урусова

Второй сын Ильяса мурзы Исхак Урусов. О нем я не могу не писать, потому что очень много знаю по рассказам моей бабушки и мамы. Я видела его военную фотографию в офицерской форме с одним товарищем. Он семь лет служил в Астраханском казачьем корпусе. Когда женился на моей бабушке, он еще служил, поэтому жену и первенца-сына забрал с собой в город. Они жили в доме около кладбища. Молодая жена на целый день, иногда даже ночью, оставалась одна. Ей было жутко, непривыкшей к городской жизни, все было не по себе, боялась, ничего не могла с собой поделать. Все просила мужа отвезти ее в село домой. Сначала он привез семью, через некоторое время сам ушел в отставку. Вернувшись в село, стал восстанавливать старые сады, привел их в порядок. Также был и к.ясником (кассапчы), покупал скотину, разделывал, продавал. Во дворе был мясной магазин. Помогала бабушка. Она была очень трудолюбивая, глубоко порядочная. Деда забрали на первую мировую войну, воевал несколько лет, вернулся раненным, больным, ослабленным. Через 3-4 года умер. Остались дети: дочери было 12 лет, сыну 2. Со стороны одиноких мужчин слышала предложения, свой деверь предложил вместе воспитывать детей. Она наотрез отказалась, говоря при этом: «Чем видеть другого мужчину, лучше увидеть землю» («Инде ир кюргэн-че, жир кюрим»).

Тогда женщины в селе были совсем другими. Они никогда не ездили в город, не занимались земледелием. Все, что надо было женщинам и детям привозили мужчины. Женщины, в основном, дома у котла, занимались стиркой, смотрели за детьми. Единственно в чем помогали, пололи лук и морковь, вручную. Бабушка очень тяжело переживала смерть мужа. Сильно горевала. На этой почве приключилось заболевание - малярия. Три года мучилась этим недугом. Тем временем жизнь шла своим чередом, дети росли. В саду работала одна семья - Басыр с женой - по договоренности напополам (уртак). В 1926 году было большое половодье. Народ Ахтерекского села свой скот перевозил в килинчинс-кую землю. Тогда сад моей бабушки был потравлен скотом Ахтерекского села (Володарский район, тогда Зеленгинский). Пришли люди из госстраха, записали, что сколько потравлено. Предъявлен был счет на выплату частному лицу Урусовой Кальбибе Тлякмамбетов-не. Но ахтерекцы не хотели платить, тем более безмужней одинокой женщине. Тогда бабушка счет послала в суд. А район тогда был в с. Зеленга. Пришла повестка, бабушка не знала как доехать. Хорошо что ее дядя Баубек-ата повез ее на лодке. А суд не состоялся, не пришли ответчики. Так по их вине суд 3 раза был отложен. В конце концов суд решил без них. И бабушке большую сумму три раза посылали. Соседи, друзья над бабушкой шутили: «Эта женщина целое село Ахтерек победила».

В семнадцать лет дочь Ажир вышла замуж за Фарида Шариповича Ишбирдиева. Глубоко любили друг друга. Осенью 1928 года сделали большую свадьбу, их радостям не было предела. Но весной

Мать Зульхабире ханум - Ажир Исхаковна

отец умер от воспаления легких, оставив меня сиротой еще не родившейся. Ему еще не исполнился 21 год. После смерти мужа молодая, беременная женщина сильно переживала, не стала есть, пить, никуда не выходила. Летом родила меня, а сама еще больше стала плакать. Когда я стала играть, смеяться, она немного успокоилась. Особенно помогала моя бабушка: и меня смотрела и ее успокаивала. А меня она воспитывала до своей смерти. Даже в грудь ей пришло молоко, и кормила меня до пяти лет. Соседи говорили: «Смотри, внучка будет обманщицей, пустую грудь сосет». Она мне отдала всю свою ласку и любовь, кстати, любовь была у нас взаимной. Я уже подростком не могла представить жизнь без нее. «Ты умрешь, умру и я», - повторяла.

Несмотря на большие перемены в жизни государства, соответственно в селе, бабушка не хотела вступать в колхоз. Тогда ее облагали налогами, она только выплатит - снова задание, занимая в долг выплатит, -опять твердое задание по картофелю. Когда она не могла выплатить, оставили ее в сельском совете, предупредив, что завтра вызывают тюремную машину и ее отправят. На ночь поставили сторожа. Так бабушка сидела целую ночь, к утру стороҗ сидя, похрапел. Бабушка, оставив дверь открытой, быстро пришла домой, сказала дочери, что сейчас пойдет в Мошаик. Так в Мошаике мы жили три месяца.

Как-то приехал человек, который вербовал людей на работу в рыболовстве в селе Султановка Володарского района. Бабушка вместе с нами поехала туда. Она работала в томатном цехе, дядя помогал ей, а меня устроили в детский садик. Но я была очень странный ребенок. Утром плакала, никак не могла оторваться от бабушки, иногда убегала из детского садика, терялась. Я доставляла неудобства своим бабушке и юноше-дяде. Как-то случайно бабушка познакомилась с продавщицей. И она рассказала о нас своему мужу - бухгалтеру. Он говорил, что не имеют права раскулачивать одинокую женщину, позвал бабушку, выслушал ее, расспросил все данные. Написал письмо в райисполком. Бабушка съездила с данным письмом. В райисполкоме бабушке дали ответное письмо. Она отдала его председателю сельского совета. Тот, даже не читая, положил в стол, сказал, что потом. Так без результата бабушка вернулась в Султановку. Муж продавщицы снова написал письмо и настаивал снова поехать.

Второй раз из района позвонили и письмо с ответом передали. Председатель сказал: «Почему ты со мной враждуешь? Вон много освобожденных от кулаков домов, выбирай любой. Твой дом продан». Бабушка сказала: «Мне чужой дом не нужен, дайте мне деньги за мой дом, я куплю». Тогда дали денег - сто восемьдесят четыре рубля, за большой восьмикомнатный дом с чердаком. Бабушка продала новое пальто сына за шестнадцать рублей и за двести рублей купила небольшой домик.

Односельчане говорили, что дом Урусовых стоит в селе Тишково магазином. Дядя не утерпел, побывал в Тиш-кове и сам убедился. После долгих мучений наконец семья обрела покой, вернулась на родину.

Бабушка с сыном старались хорошо работать. Колхоз дал им телочку. А со мной опять морока, в детском саду не оставалась. Меня каждый день с собой брали на работу. Они работали в поле на прополке или посадке, а меня на краю сажали с куклами, игрушками. Это меня устраивало, лишь бы быть рядом с бабушкой.

Так шла жизнь, я стала взрослым человеком, учителем, но все равно, как маленький ребенок, слушалась во всем бабушку. И ее слова, наставления для меня были законом.

Она умерла в 1957 году. Ежегодно в день смерти собираю старых людей, угощаю, читаем молитвы. Мама Ажир Исхаковна умерла в 1979 году, после отчима, через два года.

Гумарбик Исхакович

Дядя Гумарбик в 1940 году был призван на действительную службу. Служил в городе Чита. Когда война дошла до Сталинграда, он оказался там. Было одно письмо: «Сейчас отдыхаем после жаркого боя. К утру идем опять. Молитесь за нас». Затем долго письма не было. Вернулся в 1947 году. Женился, жили в Туркмении, г. Красноводске (ныне Туркменбаши). Он умер в 1987 году, через пять лет умерла жена. Сейчас в Туркмении живет дочь Елена Гумаровна Гусейнова и сын Юрий Гумарович Урусов.

Вот такой получился рассказ о древнем роде Урусовых из Килинчей.

qaytu - вернуться

^^^


заключение строительной экспертизы|

Hosted by uCoz