qaytu - вернуться

I. ЗЕМЛЯ МОЯ КИЛИНЧИНСКАЯ!

Живет на этой земле дальновидный, широко смотрящий на жизнь народ. Умеет он хранить память предков, умеет любить, умеет красиво работать.

Простирались на этой земле ильмени, поймы, лощины, островки, затопляемые вешними водами. Среди них возвышаются бугры разной величины, высоты, даже цвета. Ряд бугров: Шатыр-байлы (большой и малый), Бегэжел Кара тюбэсе (Черный бугор Верхнего аула), Бабай тюбэ (Кладбище), Уртавыл Кара тюбэсе (Черный бугор Среднего аула). Затем цепь бугров: Тэмикеле тюбэ - это было место скопления и зимовки зверей и дичи. Туда ходили на охоту. Рядом Кирэкле тюбэ, между ними Маштак тюбэ, за Кирэкле возвышается Биектюбэ. Длинный бугор и по величине больше других, это Чытлы тюбэ, позади него маленький Шупа тюбэ, он почти исчезает, только вышка напоминает, что некогда был большой. Авыс тюбэ тоже стал очень маленьким.

Два бугра, как близнецы, самые дальние, около поселка Бараний Бугор: Аргы Кус тюбэ, Бирге Кус тюбэ (Дальний Парный бугор, Ближний Парный бугор).

Ильмени, поймы - каждый уголок имеет свое название: Урта кюл, Карт кюл, Бегэжел кюле, Уртавыл кюле, Шатыр байлы кюле, Кабан кюле,(Тамак кюл, Бугаз кюл, Ташлы Такай-краш, Мулла атавы, Терекмэн атавы и др., разве всех перечислишь. Сейчас эти земли обвалованы, выращивается рис.

На буграх созревали крупные, красно-бархатные сладкие арбузы, сахарные дыни, янтарный виноград.

Из города приезжали на больших лодках, баркасах, прямо на месте скупали, увозили на базар. Таким образом, без особых затрат получали большие прибыли.

До сих пор на некоторых буграх сохранились следы канав, авыт (место чигира).

Расчетливые хозяева до половодья скашивали ржанец-тимофеевку (эржэнек, по-местному). Часть продавали, часть оставляли для своего скота. А скота было много. В основном, разводили крупно-рогатый скот, много лошадей - тогда единственная тягловая сила, верблюдов и овец. Все было свое - и удобрение, и мясо, и масло... Национальный вид транспорта - это нугай арба на двух колесах с рессорами и с бортами. А телеги с четырьмя колесами появились позже.

Весной ильмени затопляла вода, и вместе с водой заплывали сазаны. Они шли на нерест в теплые заросли. В конце мая - начале июня во время брачного периода (сазан уйнак) в ильменях кишел сазан, можно было ловить руками. Мешками привозили домой. Раздавали соседям, у кого некому ловить. Остальное солили, отделив головы. Головы варили целыми котлами. В такое время сазаньими головами питались и взрослые и дети.

Очень красиво было в Килинчах зимой, когда ударяли крепкие морозы. По ночам лед трескался, как гром гремел, образуя при этом большие трещины вдоль и поперек.

Много было снега, идешь, проваливаясь по колено в сугробы. Напротив нашего дома есть остров - ветловый лес. Там и зимой много птиц. Пробегают зайцы, лисы и другие звери. Любуешься, глядя на деревья, покрытые пышной, белой ажурной шалью, забываешь обо всем на свете. А дети играют на льду, катаются на санях, коньках. Холодный чистый воздух оздоравливает, ребятишки привыкают к холоду с самого раннего возраста Я не могу представить себе Килинчи без богатых, благодатных садов, которые окружали село со всех трех сторон, тесно прижимая его к реке. С благодарностью и уважением вспоминаю тех людей, которые заложили и выходили сады. Я их не знаю, но твердо верю, что они мои предки, мой род - мои деды, прадеды, мудрые, трудолюбивые, богатырского сложения люди.

Сады - райские! Сады с разноцветными цветочками и ароматным запахом, с певчими птицами. Сады: яблоневые, айвовые, вишневые, абрикосовые, грушевые... Сады начинались с пролива Кафтанника (Дерелдэмэй), занимая весь Лабазный остров (земли между Кафтанником и Садовым ериком) и обе стороны Садового (Бузэк) до бугров Шатыр байлы ширились на большие пространства и упирались в Болду за Нижним аулом. Там был Тюбэн брзэк (Садовый ерик Нижнего аула).

Наши деды, прадеды заложили сады с большим вкусом, грамотно соблюдая агротехнические правила. С южной стороны садов выращивали огородные культуры: лук, огурцы, помидоры, тыкву; также зерновые: пшеницу, просо, ячмень, овес, сорго. Сады, огороды были чистыми, ухоженными. Вручную рыли каналы, делали большие углубления для поднятия воды из канала. Чигири были десяти, двенадцативедерные. Каждый хозяин по своему экономическому положению какой хотел, такой и строил. Грядки они делали ровные, как зеркало. Вода держалась равномерно, поровну пропитывая все корни растений.

Мой отец на одном и том же участке получал за один сезон четыре урожая разных культур.

Хозяева садов старались друг перед другом вырастить самые хорошие сорта фруктов. Даже один и тот же сорт в разных садах выглядел по-разному, в зависимости от ухода. В некоторых садах яблоки были крупные, красные, как огонь горели! Ежегодно ранней весной проводили окапывание садов, внося органические удобрения - готовый выгоревший чернозем.

До сих пор вспоминаю село только вместе с садами. Хотя сады давно исчезли... Безвинные помидоры и рис «съели» их. Дальше за садами, на буграх специально разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец. Ежегодно навоз собирали отдельно, так он целую зиму горел-выгорал. К весне готов был чернозем. Его вносили и под огород. Минеральными удобрениями не увлекались, тем самым сохраняли первозданную структуру почвы.

Каждый день, обращаясь с землей, постоянно наблюдая за ней, они хорошо понимали, что почва - живой организм. Пока не проведешь уход по-настоящему, хороший урожай не получишь.

Такова была Килинчинская земля. И сейчас она не бедная. Только вот при тоталитарном режиме, когда сверху спускались приказы, а внизу без обсуждения исполнялись - очень изменилась земля Килинчинская.

Государству надо было больше прибыли, вот и вырубали деревья, сажали на больших пространствах томаты. Садоводство казалось канительным. Нужен был рис, много рису. Стали обваловывать ильмени, делать рисовые чеки. Большие участки надолго оставались под водой, теряя свою настоящую структуру. Рис часто обрабатывался пестицидами, систематически отравляя природу вокруг.

Только Земля-Мать спасет нас, вернее, всю страну от нищеты. Ни спекуляция, ни гуманитарная помощь богатых соседей, ни бартерные сделки не вытащат нас из сегодняшнего болота. Остается один выход - трудиться на земле. Когда-то хлынувшая в города молодежь, а это - дети земледельцев, должны вернуться к своим родным местам. Им бы перебороть себя, оставить шумные города, суетливую жизнь, комфорт в многоэтажных домах. Пополнить бы ряды земледельцев.

Земля наследственная, дедовская должна доставаться потомственным земледельцам.


II. СБЕРЕЧЬ ТРАДИЦИИ

В памяти пожилых людей запечатлелось, что люди в нашем селе на редкость жили дружно, держа лись соседи за соседей, человек за человека, проявляя внимание и милосердие друг к другу. В знак уважения обращались по сложившимся издавна традициям. Почитая старших, не важно, кто бы они ни были, родные или просто сельские, даже незнакомые молодые звали - атам, эйем, кахам, тэтэм (дедушка, бабушка, дядя, брат, тетя, сестра). Если моложе себя, то бибэм (братишка, сестренка). Старших по своим именам не называли, это считалось неуважением.

Соседи считались близкими людьми. «Кунсы хакы-Алла хакы» (Право соседа - право Аллаха), - гласит поговорка. По утрам заносили соседям молоко, у которых нет его, если кто скотину забил, то мясом делился, кто рыбу наловил, тот рыбу даст. Словом, делились всем: и радостью, и горем. Соседи звали друг друга «кунсы» (сосед). Дети звали взрослых «кунсыатам, кунсы-эйем, кунсыкахам, кунсытэтэм» (дедушка, бабушка, брат, сестра, добавляя слово сосед). Женщины-сверстницы называли друг друга кунсыгел (соседка - цветок). Сколько уважения, доверия вкладывались в эти слова! Все это может показаться наивным по современным меркам, но из этих наивных, бесхитростных мелочей сложилась жизнь, и была она красивее, приятнее, чем теперь. Родственники между собой тесно общались, не проходило дня, чтобы не зашли, не проведали. Когда в дом приходит сноха, родителей и других родственников мужа она называет: атам, эйем, старшего брата биага, его жену - шиши, старшую сестру - бикэм, акби-кэм, ее мужа - жиздэм. Младших братьев - морзам, суктам, их жен - килен, шиши. Младших сестер - сэвлем, сееклем, эрюем, и мужей-кияу.

Если в семье несколько снох, то старшая абысын, младшая - килен.

Муж называет родственников жены: атай, анай (отец, мать), старшего брата - кайнагай, жену - жинги, старшую сестру - каенбикей, ее мужа - жизди. Младшего брата - каенем, его жену - килен. Младшую сестру -балдыз, мужа - кияу.

Появляются дети, они еще говорить не умеют, а нетерпеливые взрослые уже начинают учить их, кого как называть. Родственников отцовской стороны: атам, эйем (дедушка, бабушка) старших братьев отца - биби-атам, акмуллам, их жен - бибиэйем, кечкенэйем, (младший дедушка, младшая бабушка). Старших сестер: атай-бикэм, акбикэм, их мужей - жиздиатам. Младших братьев - аккуатым, аккахам, бибикахам, их жен - акжингэм, бибижингэм. Родственников с материнской стороны -отца и мать - внуки называют: бабам, мамам, старших братьев: бабайчырагым, нагашатам, их жен - нагашэй-ем, кечкенэйем. Старших сестер - кайтим, картам, их мужей - жиздиатам. Слово «ак» - белый, которое часто прибавляется, не означает цвет кожи, а подразумевает любовь к родственникам и является отличительной чертой, если несколько братьев и сестер. Жаль, что теперь теряют ся вековые устои наших предков. И рвутся те благородные связи, которые издавна являлись главным стержнем в деле воспитания. Родственные имена частично в некоторых семьях и сейчас сохранились, но они такие сухие, только для формы, нет в них того значения, того смысла. В них вкладывались самые святые чувства - любовь и взаимоуважение, которые с рождения воспитывались в человеке. В последнее время замечено, что дети своих родственников называют как посторонних, чужих людей «эти, эни, каха, тэтэ, кайти...» (отец, мать, брат, сестра, тетя). Без последней буквы «м», которая на татарском языке означает «мой, моя»: этием, энием (мой отец, моя мать). Может быть, кто-то подумает, что это мелочь. Нет, это не мелочь, это спад душевности, это безразличие. Раньше воспитанием детей занимались, в основном, бабушки и дедушки. Родители тоже не отстранялись от такого большого дела, как воспитание. Также свое влияние оказывали родственники обеих сторон, и даже чужие. Хотя, слова «чужой» не существовало тогда. Сельчане считались как бы членами одной большой семьи. Если кто-нибудь, хотя бы старик с другого конца села увидит, что подросток идет по улице и не приветствует, или с папиросой, или вел себя недостойно, он обязательно остановит парня, расспросит, чей он сын, постыдит вдобавок, с дедом или с отцом поговорит. Самое главное - равнодушно не пройдет. Может быть, поэтому в те времена в нашем селе не было хулиганов и жуликов.

В Килинчах с пониманием и уважением относились к приезжим представителям других национальностей. На первых порах им оказывали всяческую помощь: предоставляли жилье, делились тем, что имели сами, рассказывали, где и что можно раздобыть. Никого не обижали и себя в обиду не давали. Спокойно жили, трудились с верой в хорошее.

Раньше, да и сейчас по всем важным делам (поступить на учебу, работу, жениться, замуж выходить) сове товались в семейном кругу. Если сын познакомился с девушкой и у него серьезные намерения, он сообщает об этом в семье. Мать, отец, если живы бабушка и дедушка, старшие братья и сестры, почти каждый день беседуют об этом важном в семье деле. Особенно во время ужина, когда все члены семьи собираются вместе. Во-первых, кто родители девушки, ведут разговор, из какого она рода. Как живет семья, как себя ведет, какая мать. Народная мудрость гласит: «Прежде чем кушать, смотри посуду, прежде чем жениться на дочери, смотри на мать. Если мать хорошая, чистоплотная, приветливая - бери дочь».

Также если дочь собирается замуҗ смотрят, кто отец. По отцу судят о сыне.

Большое значение имеет семейное воспитание. Недаром в народе говорят: «Яблоко от яблони далеко не укатывается», «Что увидел в гнезде, повторит в полете». Какие меткие слова! Бабушка и дедушка принимают участие, ведут разговор о том, кто были дальние родственники. Они говорят: в семье очень многое зависит от жены. Жена может сделать мужа мужчиной, может сделать землей. Если жена из невоспитанной семьи, муж всегда будет опозорен: то суп пересолен с плавающим недожаренным луком, то недосоленое второе, пирог как кирпич - в рот не возьмешь, посуда грязная, ручки чашек, крышки чайника, как нос сопливого мальчика. Подушки, одеяло в грязных пятнах, мухи пачкают все, в комнате неприятный запах...

Или парень собирается жениться, а сам топор, молоток в руках держать не умеет. Обо всем этом говорят в семье, чтобы дочь или сын имели в виду. Женившись, сыновья не торопились отделиться от своей родни, оставались вместе столько, сколько позволяет возможность. Старики с большим опытом в жизни заботились и о взрослых детях и о внуках, вкладывали в воспитание молодого поколения устои своей веры, свои обычаи, которые передавались от поколения к поколениям. Внуки, внучки росли вместе, дружили и тогда, когда становились взрослыми. Любое дело делали сообща: строили дом старшим братьям, отделяли, наделяя их тем, что имеется в семье: скотиной, деньгами...

Недавно по самой жаре я пошла в Килинчи пешком. На голову повязала простой белый платок - защиту от палящего солнца.

Около моста остановился автобус - Амангали Исмуханов вез ребят из Мангышлака на работу.

«Садитесь хоть до поворота подвезу», - предложил он мне. И как только я зашла в автобус, все ребята, прервав пение, приветливо поздоровались со мной. А мальчик с первого сиденья встал, уступая мне место. Потом песня возобновилась.

К сожалению, ехать долго с такой веселой компанией мне не пришлось: на перекрестке я вышла из автобуса. Ребята на прощанье пожелали мне доброго пути и здоровья. Не скрою, меня до глубины души взволновали воспитанность ребят, их доброжелатель ное отношение к взрослым. Оставшуюся часть пути я шла и думала о таких человеческих качествах, как вежливость и грубость, воспитанность и невоспитанность, доброта и жестокость, и о том, как они воспитываются, как возникают.

Самое сильно действующее на человека средство -слово. Недаром поэт говорил:

Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести. Почему же получается так, что живущие почти в оди наковых условиях дети вырастают такими разными с различными и порой противоположными качествами? Что нужно, чтобы все росли благородными и добрыми?

Как старый педагог, ветеран учительского труда, я искренне благодарна этим ученикам из Мангышлака. И прошу передать благодарность и привет всем учителям и родителям, воспитавшим таких детей - умных, добрых, почитающих старость.

Будьте здоровы, ребята! Приезжайте к нам еще! И пусть доброй будет ваша дорога всегда, везде!

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны. Раньше семьи в основном жили вместе. Воспитание проводилось старшим поколением долго. Несмотря на то, что уже взрослыми становились внуки и внучки, они продолжали проводить свое влияние на своих детей. Взрослые на глазах своих взрослеющих детей с уважением относились к советам, наставлениям отца и матери. Молодое поколение, увидев такую атмосферу с детского возраста, также почитало своих родителей.

Старики тогда особой ученостью не блистали, некоторые были неграмотные. А некоторые читали, писали на основе арабской графики, но почти все были мудрыми. Они не ограничивались, как сейчас некоторые родители, словами «можно», «нельзя», а все объясняли легендами, притчами, пословицами, поговорками. Поэтому в памяти оставалось на всю жизнь, как резьба на камне.

В детстве нам говорили: «Когда ложишься спать, когда утром просыпаешься, перед тем, как завтракать, скажите Бисмилла иррахман иррахим» (смысл: в этом и загробном мире именем спасителя Аллаха начинаю это дело).

На ночь накрывайте еду и ведра с водой, посуду немытой не оставляйте. Так говорят и сейчас, но дети мимо ушей пропускают, хоть миллион раз повтори.

Бабушка нам рассказывала еще в раннем детстве разные притчи на этот счет, которые остались в памяти на всю жизнь. Например, в одном селе жила старуха-знахарь. Ее вызывали к больному в любое время суток. Однажды ночью пришел мужчина, позвал к своей рожавшей жене. Старуха накинула шаль и пошла за ним. Они долго шли, даже село осталось позади. Старуха догадывалась: что ее ведет черт (шайтан), но виду не подала. Пришли к маленькому мелькающему огоньку. Старуха приняла ребенка. Мужчина принес ведро воды. Старуха узнала свое ведро и незаметно опустила в него кольцо. Вся процедура закончилась.

Старуха вернулась домой. Утром сноха, проснувшись, умылась и собиралась поставить чай. Свекровь остановила ее и со дна ведра вытащила кольцо. Рассказала снохе обо всем, что произошло ночью. Сноха вылила воду, почистила ведро и больше никогда не оставляла открытыми и воду и пищу.

Воспитанность, красивые манеры, благородство ценились в молодом человеке. Женственность, домашность, спокойная вдумчивость - в девушке. Эти качества соответствовали дворянским аристократическим нормам морали. Поэтому каждый состоятельный человек старался воспитывать в своих детях такие качества, чтобы дети не позорили родителей своей невоспитанностью.

Моя бабушка рассказала нам такую легенду. Я назову ее

«Пол-яблока».

Очень красивый, статный молодой человек утром рано выехал из своего города в другой по какому-то важно му делу на лошади (тогда единственное средство передвижения). К полудню усталость и жажда вынудили его остановиться. Он свернул в сторону садов, привязал лошадь и нашел арык. Утолив жажду, сидел в тени. Увидел: в воде плавают яблоки. Соблазнившись, он взял одно яблоко и стал есть. Едва съел половину, вспомнил, ведь он ест чужое яблоко без разрешения. Начал искать хозяина сада. Недалеко увидел шалаш, пошел туда. Там нашел хозяина. Парень показал поляблока и попросил прощения. Увидев молчание садовода, он предложил деньги, добиваясь у него прощения. Садовод не торопился что-либо сказать, тщательно с головы до ног посмотрел на него, затем сказал:

-Если выполнишь одно мое условие, тогда прощу.

Парень внимательно слушал. И хозяин изложил свое условие:

-У меня есть единственная дочь, - глухая, слепая, немая, руки не держит, ноги не ходят. Если ты на ней женишься, будешь прощен.

Молодой человек, обезумевший от неожиданного заявления садовода, как ребенок, стоял перед ним. После некоторого раздумья, он дал согласие. И продолжал путь под тяжелыми неприятными впечатлениями.

Вернувшись домой, обо всем рассказал родителям. Он был единственным сыном крупного городского вельможи. Устроили шикарную свадьбу. С богатым приданным целый караван привез невесту. По тогдашним обычаям жених и невеста могли видеться только после свадьбы. Жениха привели в ту комнату, где находилась невеста в окружении подруг. По обычаю он подошел к невесте, снял с нее покрывало и увидел красавицу в богатом свадебном наряде. Она встала, нежно поклонилась и приветливым голосом поздоровалась.

Парень, готовившийся увидеть слепую, немую калеку, растерялся. Подумав, что это опять какое-то чудачество садовода, выбежал из комнаты. К нему подошел отец невесты и со смехом сказал: «Эта девушка есть твоя невеста. Во-первых, я хотел проверить тебя на прочность. Во-вторых, она, как глухая, не слышала ни чего, кроме нежных слов, видела только книги, не говорила лишнего. Как она разговаривает и слышит, знали только две учительницы. Видишь, я тебя не обманул».

Хозяин сада, будучи умным человеком, сразу понял, что этот молодой человек достоин его единственной воспитанной дочери.

Расскажу еще две притчи, которые я слышала в Килинчах от старших.

Молодое деревце

Молодое деревце увидело мужчину с топором и крикнуло:

- Эй, дядя! Будь добр, войди в мое положение. Выруби все старые деревья вокруг меня. Из-за них белый свет не вижу, они ото всего меня загородили; поэтому расти хорошо не могу и корни мои как надо расти не могут. Ни воздух, ни лучи солнца ко мне не доходят. Если ты меня от них освободишь, я за один год стану самым красивым деревом, все поле будет покрыто моей тенью. Вот видишь: все от вреда старых. Из-за них я очень тонкое, как прутик.

После такой мольбы мужчина старательно вырубил вокруг все старые деревья. А молодое деревце от души обрадовалось, ему стало привольно.

Но уместны ли эти радости? Теперь беднягу - молодое деревце - солнце жжет, ледяной дэждь обливает или пыльная буря до земли гнет.

Однажды ураганный шторм сломал его. Наблюдавшая все эти явления змея, глядя на сломанное и лежащее на земле молодое деревце, говорит: «О, молодое дитя! На кого теперь обижаться? Это несчастье - от тебя самого. Если ты потерпело бы, то старые тебя спасли бы от ветров и дождей, ты в их тени выросло, окрепло бы. Глупое! Старые разве долго могут жить? Ждало бы, пока у старых жизнь закончится, за это время ты набрало бы силы, стало бы взрослым деревом и посмотрело бы на белый свет и эти беды не пришли бы к тебе».

Святая сноха

Одним из самых лучших качеств мусульман, восхваляемых народами в легендах, притчах, пословицах, поговорках, считается щедрость. Говорили, что щедрым людям Аллах дает здоровье, достаток на этом свете, райское блаженство на том.

Один молодой человек каждый день на лошади ездил на работу в соседнее село. Его дорога шла через небольшое сельское кладбище.

Однажды, проезжая, увидел на краю кладбища красивую девушку, она пристально смотрела на него. Он много слышал разных сказаний, связанных с кладбищем.

Вечером, когда парень возвращался, на том же месте стояла та же девушка, также смотрела на него.

Так каждый день на том месте взглядом она встречала и провожала парня. Парень не выдержал и спросил:

-Что ты здесь делаешь? Не влюбилась ли в меня?

Девушка, не задумываясь, сказала, что влюбилась.

-Тогда выходи за меня замуж, - предложил парень.

-Выйду, - сказала девушка, - только с одним условием: если не обругаешь меня именем моей матери.

Парень поклялся выполнить условие до конца жизни и привел девушку к себе домой. Как только она пришла, семейные дела пошли лучше и очень быстро семья разбогатела. Родились дети.

Пришло время, умерла мать мужа - свекровь. Покойницу готовили в последний путь и сноха все сделала по обычаю, очень красиво.

Когда выносили тело усопшей, сноха громко засмеялась. Все люди повернулись, посмотрели на нее и муж с неприкрытой злостью посмотрел, но никто ничего не сказал. Прошли похороны, помянули, посвятив трем дням, семи дням. Старые люди, которые сидели днями и ночами, читали молитвы, перебирали четки на упокой умершей, разошлись. Когда муж и жена остались одни, муж с матерщиной обругал жену за то, что она засмеялась за покойной матерью. Жена молча, без единого упрека выслушала его возмущение. Когда успокоился муҗ она сказала: «Я сдержать себя не смогла, смех невольно вырвался. Твоя мать на этом свете прожила почти сто лет, за это время одному дала веник, другому горсть соли. Вот все ее добрые дела за столь длинную жизнь. Теперь нам оставаться вместе нельзя, у нас нарушена клятва. Детей не обижай!» И тут же она исчезла. Оказывается, это была святая ясновидящая. Только ей одной было доступно увидеть, как умирает человек, и что его ожидает.

qaytu - вернуться

^^^


монтаж стеклянных перегородок|

Hosted by uCoz