Астраханские татары

 Обычаи и обряды юртовских татар

 

вернуться

 Нугай-татарлары (юртовские татары) так же, как и каждый народ, имеет свои обычаи и обряды. И начинаются они с рождения человека и до конца его жизни.  

Вот и начнём описание с рождения человека. Перед рождением ребенка, женщину-роженицу ставили на середину комнаты и вокруг неё несколько раз кружилась более старшая родственница. Обвевая и задевая её своей широкой одеждой. Делалось это для того, чтобы роды были быстрыми и легкими. Страдания свои женщина должна была перенести молча, интимная сторона жизни татар не обсуждалась, это было не принято. И только крик ребёнка возвещал о том, что в доме родился новый человек. О радостном событии первым сообщалось деду. Мал атау. Дед спрашивал, кто родился? И если это был мальчик, то радость была вдвойне – наследник родился, продолжатель рода. Дед на радостях тут же дарил внуку или корову или телку, лошадь или кобылку, если семья была зажиточной. Если менее зажиточная – овцу или козу, на худой конец ягненка. Могли дарить даже будущий приплод. Когда семья сына отделялась  своим хозяйством от отца, то внуки уводили дареную скотину в своё хозяйство. Если же рождались девочки, тоже радовались, иногда подряд могли быть и 5 девочек, тогда шутили над незадачливым отцом: «Мәлиш ашыйсын, кайгырма» («Не переживай, будешь свадебный пирог кушать»). Означало это то, что, когда сватают татарскую девушку, несут и на сватовство, и на свадьбу большие пироги, а самый большой – отцу. Новорожденного малыша до 40 дней приходит купать близкая родственница, которая хорошо это умеет делать. Она обучает всему молодую мать. За это её в конце угощают и одаривают подарками.  

Бишек туй

Дословно переводится «свадьбы люльки». Это торжество, посвященное рождению ребенка. Имя ребенку дают после нескольких дней со дня рождения. Зовут муллу, который читает специальную молитву, затем несколько раз шепчет в ухо ребёнка его имя.

На бишек-туй приходят гости и со стороны отца ребенка, и со стороны матери. Бабушка со стороны матери собирает приданое маленькому внуку (внучке). Обязательным было нести маленькую детскую арбу (деревянную тележку). Она небольшая, в неё клали мягкий тюфячок, сажали маленького ребёнка и катали по комнате. Или он просто сидел в нём. Дед со стороны матери тоже дарил своему внуку (внучке) какую-либо скотину. Или её сразу  привозили, или она росла и давала приплод до того времени, пока родители ребёнка сами решали взять  её в своё хозяйство.

Если ребёнок долго не мог ходить, то брали верёвку,  связывали ему ноги, ставили на пол и с молитвой и пожеланиями быстрей пойти разрезали эту верёвку ножницами.  

 

Кыз әйттерү (сватовство)

Дословно «сватать девушку». Девушку сватают   две свахи – близкие родственницы со стороны отца и матери жениха. Несут с собой күрендек(подарки – знакомство с невестой). Будушая свекровь кладёт украшение из золота, свахи тоже кладут подарки.Несут большой пирог «Нугай бәлеш». Выпекается он в специальной печке( нугай мичендә) из недрожжевого пресного теста,очень жирного.Начинка его : сырой рис и мясо с луком, солью, перцем. В печке выпекается он 2.5 – 3 часа. Пекут его специальные мастерицы. Кроме пирога, несут свахи «кечкенә кәмпит» ( дословно маленькие конфеты).Это небольшой поднос с конфетами , орехами и кусочками сахара.  Когда заканчивается сватовство, обговаривают свадьбу. После ухода свах и матери жениха, зовут муллу, он читает молитву, разрезают пирог и угощают родственников.Конфеты делят и раздают близким родственникам девушки, чем оповещают , что девушку сосватали.

Щакыр туй

До свадьбы девушка остаётся в доме родителей, а близкие родственники устраивают щакыр туй. Зовут молодежь и невесту. Устраивают угощения, песни, танцы, т.е. провожают девушку.         В татарских семьях воспитание детей лежит на бабушках, а позже, в подростковом периоде за ними наблюдают и наставляют мальчиков – старшие братья, дяди, а девочек – снохи. Выходящей замуж девушке приставлялись две снохи (җингәләр).. Они объясняли девушке её поведение до свадьбы, во время свадьбы и после свадьбы в доме мужа. У татар делают две свадьбы: кияусый и зур туй.

Кияусый  

Дословно «Угощение жениха» Эта свадьба проходит в доме невесты. Созываются все родственники, друзья, соседи родителей невесты.        

Хатыннар туе

Днем проходит угощение для женщин. Приходят пожилые женщины, которые приносят  подарки и деньги.  На стол ставятся разные пироги и сладости и угощают пришедших чаем. Подают плов с мясом, который готовят в больших котлах. Хозяйка свадьбы одаривает каждую гостью отрезом на платье, а те в честь молодых  сыплют мелкие деньги. Со стороны жениха приходят   на  дневную свадьбу кодагыйлар – сватья, тоже пожилые женщины, родственницы жениха и мать жениха. Несут с собой тугыз. Каждая родственница кладет подарок невесте, мать жениха даёт украшения из золота, одежду невесте, обувь. Все это связывают в большую скатерть. Кладут сетханым - калым – деньги родителям  невесты. Родственницы приносят  конфеты и сласти, а мать жениха собирает их на очень большой поднос – это тоже несут невесте. Сверху на конфеты кладут подарки тем, кто будет развязывать поднос с конфетами. Подарки показывают всем гостям. После открытия подноса с конфетами одну конфету делят между матерями жениха и невесты, чтобы сватья жили дружно. На свадьбу каждая родственница со стороны жениха выпекает один пирог «Нугай мәлиш», которые все несут на свадьбу. В конце торжества все пироги режут  на куски, делят конфеты и раздают гостям. Делается это для того, чтобы в доме каждого татарина была свадьба. Вечером собирают молодых родственников, со стороны жениха приходят молодые родственники жениха. С собой они приводят жениха. С обеих сторон жениха ведут ике кияу (два молодых человека) – это молодые зятья, мужья его сестер. Они оберегают жениха, т.к. его могут украсть и потребовать выкуп. Идет также такагасы – более взрослый родственник, который будет говорить от имени родителей жениха и руководить родственниками. Родственники во главе с женихом останавливаются далеко от ворот невесты и заставляют долго себя уговаривать зайти на свадьбу. Встречают их саратовской гармошкой, перед ними поют и пляшут молодые родственники невесты, приглашая войти в дом невесты. Старшие братья невесты могут поднять жениха на руки и внести в шатер. Место жениха тоже охраняется. Шутя, занимают место жениха и тоже требуют выкуп. Кияу аракасы. Жених несет  на свадьбу «водку жениха». Это 6 литров водки. Наливают его в щирек – большую 3 литровую бутылку, на горлышке которой завязывают большой красный бант. Водку эту охраняет такагасы. Если украдут бутылку, придется выкупать. Выпрашивать «водку жениха» приходят молодые снохи җингәләр и братья невесты. Их заставляют петь и плясать. Молодым снохам отдельно дают водку и поднос со сладостями. На свадьбе чествуют жениха – это его торжество. В старину жениху, двум зятьям и такагасына подносили в виде дара семь подносов разных пирогов, которые на второй день относили в дом жениха, а каждого гостя одаривали подарками. 

Туй (свадьба)

В день свадьбы с утра проходит Никах – венчание. Со стороны жениха приходят двое мужчин – свидетели  (вәкел) и сам жених. Приглашенный  мулла  читает специальную молитву «никах», которая соединяет перед Аллахом жениха и невесту. Он трижды спрашивает то жениха,  то невесту,  берет  ли жених невесту, идет  ли невеста за жениха. После окончания молитвы  мулла поздравляет  молодоженов и их  родителей,  наставляет мужа и жену, как правильно жить, поздравляет.

На них приходят и свахи, приносят с собой поднос, на нем платок и расческа (никә табагы). После свадьбы снохи расчешут  волосы невесты и оденут ей платок на голову. Замужней женщине в старину нельзя было ходить без платка. Только девушкам разрешалось быть простоволосыми. Несут также угощение - такыя  баурсак.  Выпекают  его  из пресного теста в жиру кусочками в виде  небольших воронок. Укладываются в поднос,  при этом в каждую воронку кладут  кусочек сахара.

Вечером за девушкой приходил жених. Девушку одевали. Другие девушки держали над ней большой головной платок и под грустные мелодии саратовской гармошки вели в дом жениха. Во дворе раскладывали небольшой огонь и заставляли девушку  перепрыгнуть его. Вместе с девушкой привозили  её приданое. Вносили в дом, раскладывали и развешивали, чтобы каждый из гостей мог видеть.

Свадьба проходила в шатрах. В старину мужчины сидели отдельно, а женщины отдельно.  На другой день после свадьбы первыми вставали җингәләр (снохи).  Им приходилось  потрудиться весь день, и не только.  Две снохи всю ночь спят у дверей молодых. Утром они поднимают их и требуют выкуп у молодого мужа за то, что они сохранили ему молодую жену. Муж откупается деньгами. Потом снохи убирают комнату молодых, одевают   молодую  сноху, на голову обязательно повязывая фартук, и выводят к родителям жениха. Сноха здоровается за обе руки с ними  и с остальными домодчадцами.  

Килен чәе. Биткүрем.

Собираются пожилые родственницы и домочадцы жениха. Молодая сноха во главе со своими снохами (җингәләр) обходят всех родственников и здороваются за руки (биткурем). Дословно «показ лица» молодой снохи. Затем молодая сноха подает гостям чай, угощает всех. За это родственники кладут ей деньги  в карман фартука. Чай приготавливают снохи (җингәләр)  заранее, т.е. до свадьбы и после свадьбы  они помогают молодой снохе войти в роль молодой жены. После этого они покидают её.  

 Чакырып алу (Приглашение)

После свадьбы дочь уже не может приходить в дом родителей без разрешения свекрови. Первый приход совершается после официального приглашения родителей невесты. Зовут домочадцев зятя, самого зятя и дочь. Новая сватья печет бәлеш (пирог), готовит подарки и ведёт сына с молодой снохой в дом её родителей. С этого момента они начинают общаться.

Молодых приглашают в гости  близкие родственники и со стороны мужа, и со стороны жены. Обязательно это должны сделать җингәләр.  

Быт и утварь юртовских татар

 Из юрт татары перешли в дома. Дом строился, если это была зажиточная семья из пластин дерева-сосны. Менее зажиточные ставили каркас деревянный и обшивали камышом. Обмазывали красной глиной. Сверху для гладкости стен и для того, чтобы дождь не размывал готовили глину из смеси красной глины, песка и коровьих свежих «лепешек». Никакой дождь не брал такую обмазку.

В доме ставилась большая печь. Внутри печи был широкий под, куда ставились сковородки с разной едой, пирогами. Сверху на печуе сооружался ушак – очаг. Он отапливался отдельно от печки, над очагом был котел. В нем кипятили воду для чая, мытья посуды, купания. Варили мясо, жарили баурсаки. 

Дом делился на две половины: кухню и спальню (общая комната) Печь задней стеной выходила на чистую половину и передней в кухню. На чистой половине комната делилась нарами пополам. Тюр – нары  шли  вдоль всей стены от печки до противоположной стены. На них спала вся семья. Нары покрывали циновкой (щепта) из чакана, очень искуссно сотканная мастерицами или кашмой (киез). Кошму приобретали у казахов, отдавая взамен овечью шерсть. Постель состояла из множества тюфяков, ватных одеял и подушек. Днем все это складывалось в высокую стопку.

У юртовских татар бань (муенча) не было. Они появились позже, после приезда татар из Среднего Поволжья. Бань не было, потому что была проблема с топливом. Топили дома в основном сухим камышом, тальником. Банный день устраивали в доме всем сразу. Кипятили в котле воду, купали детей, укладывали  спать, затем мылись  взрослые. Для этого  были большие медные или оцинкованные лохани (ләгән).

Важным атрибутом татар считался сундук… На протяжении веков делил он с людьми и радость и горе. Крышки сундуков  открывались и когда собирали приданое невестам, и когда провожали людей в последний путь. На 6 полосе нашей газеты мы предлагаем Вашему вниманию сочинения детей о бабушкином  сундуке.

Медный кумган до сих пор ценится и покупается татарами. Человек рождается на свет, и его появление ждали с кумганом, наполненным теплой водой. Этот простой сосуд для воды  являлся  и  ежедневным спутником человека, неся в его дом чистоту. 

Одежда

Женщины носили платье и сверху верхние теплые пиджаки, на голове - платки.  Мужчины обряжались в  штаны, рубахи, пиджаки (арпалык), на голове носили круглые шапочки. На ноги в сенокос одевали поршни – обувь из кожи. Брали кусок кожи, делали вокруг дырочки, пропускали через них кожаные ремешки  и стягивали, затем обматывали ремешки вокруг  щиколотки. Такая обувь была легкой, и ноги не потели. Зимой же носили резиновые галоши,  под которые надевали носки, связанные из овечьей шерсти. Состоятельные татары носили кожаные сапоги.

Д.М.Абитова, село Килинчи

 

коллекторный электродвигатель|

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz