Главная ] Вернуться ] Астраханские татары ] Культура татар ] Татарские ресурсы ] Форум ] Гостевая ] Диаспоры ] Ислам в Астрахани ] Татарская история ]
 Астраханские татары

Янго-Аскер 

вернуться

Янго-Аскер: одно из интересных сел Астраханского края.

 

Астраханский край славиться своей многонациональностью. Национальный колорит его жителей бросается в глаза уже при въезде в город. Но еще больше традиционного уклада хранят села нашей области, которые островками раскинулись по берегам Волги и ее притоков. Каждое село имеет свою историю, иногда уходящую в глубь веков. У каждого из них есть свой неповторимый говор и свои местные традиции. Одним из таких интересных сел является Янго-Аскер. Его основали татары-мишари в середине XIX века. Как гласит архивный документ «При Александре-II землю отдали татарам с Верхней Волги, первые переселенцы были солдаты». Отсюда и название села Янго-Аскер, т.е. «Новый Воин». По местному преданию отслужившие солдаты сначала поселились в местности под названием «Бир Тюле», но там им не понравилось, постоянно звонил колокол. Тогда они перешли на новое место и основали Янго-Аскер. На начало XX века в селе жило примерно 241 человек. Дома были в основном деревянные, была одна мечеть. Во время половодья село затапливалось с трех сторон от ерика «Бугульчан». Основным занятием жителей было бахчеводство и садоводство, а также плетение из чакана. Держали скот: коров, лошадей и даже верблюдов. Продукты сбывали на форпост – станция Атаманская, а также в город. Иногда приезжали скупщики из калмыцкой степи. Рядом с Янго-Аскером, тогда еще находилось село, которое сейчас уже исчезло – Иш-Тюбе (так как располагалось на трех буграх). По архивным данным оно было основано в 1878 году. В нем жили ногайцы-утары. Как помнят старожилы, внешней отличительной особенностью утарского села было то, что его жители зимой жили в глиняных мазанках, а на лето перебирались жить в калмыцкие юрты. Основное занятие утар было скотоводство, но кроме этого на буграх разбивали и бахчи, а в зимнее время занимались извозным промыслом – возили камыш на ближайший кирпичный завод и на форпост.

Сегодняшние утары из села Янго-Аскер помнят свои родовые деления,что характерно для бывших кочевников, это: биш огул, джембойлык, кыргыз и сарт, а некоторые даже тамги. Сейчас говорят, что у татар и утар язык одинаков, что утар осталось примерно 10 домов в селе.

Описывая Янго-Аскер надо сказать, что здесь сохранились многие национальные традиции и обычаи. Так в селе есть очень интересный обряд вызывания дождя – «телэк-телэргэ». Когда дует суховей, стоит жара или долго нет дождя, то жители села собирают деньги, кто, сколько может, и покупают жертвенное животное, обычно козу или барана, а потом приносят его в жертву. Перед едой совершают коллективное моление. Старики верят, что этим самым можно вызвать дождь.

А за селом, на кладбище, есть святое мусульманское место – «аулья» Нурмухаммед Ахун-ходжа Иряк (Урдяк) - адже. Похороненный здесь однажды приснился одному человеку, после этого сделали домик. Возле «аулья» есть озеро, которое по форме почти круглое, в диаметре около 10 метров. Вода в нем красная и соленая. Считается, что она имеет целебные свойства. От «аулья» к нему ведет дорога и деревянная доска, чтобы удобней было доставать воду. Используют ее и для омовения, озеро так и называется – «тахярят-куль». По рассказанному преданию, это озеро след от летевшего «тулпара» – крылатого эпического коня.

При «аулья» совершается коллективное моление. По праздникам, особенно на уразу и курбан-байрам рядом приносят в жертву животных. Внутри домика, который сейчас перестроен, много веревок с платками. Когда кто-то хочет улучшить положение или поблагодарить за удачу, он должен завернуть деньги в бумагу, затем в платок и повесить внутри «аулья». Потом смотритель соберет эти деньги и отдаст их нуждающимся людям или отнесет в мечеть. Еще можно приезжим из далека, пустить в озеро утку, потом опять придет смотритель, совершит над ней моление и принесет в жертву. Мясо раздаст детям или сильно нуждающимся.

Об этом святом месте в своих «Воспоминаниях» рассказывает первый руководитель в 1931 году татаро-ногайского района Ибрагим Махмудов. Как он писал: «каждый из нас бросал в установленный у могилы сундучок деньги как «саадака» и тут же выйдя из саманной хижины, все поднялись к «святому» пруду. Каждый помыл лицо, глотнул этой воды, достал из карманов порожние бутылки, набрали туда «святой целебной» воды…и горсть, завернутую в клочок бумаги, песка с самой поверхностной части «святого-хадже»».

Как видно история сел Астраханского края имеет богатые страницы, которые мы должны знать. Когда автор данной статьи был в селе Янго-Аскер в 1998 и 1999 годах в составе молодежных этнографических поездок, нам неоценимую помощь в сборе информации оказали местные жители – Нафися Алиева, Назымбек Умеров, Рашяд Футхулаев, Акмурза Явинов. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить их за это.

 

Э.Ш.Идрисов аспирант, преподаватель истории АФ ВАГС

 

офисные переезды грузчики москва|

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz