Астраханские татары

Казани 1000, а Астрахани?

вернуться

 

 В 30-40гг. XIII века монгольские завоевания уничтожали, передвигали, перемешивали племена и народы. Ураганы битв, походов постепенно улеглись. Хан Бату (Батый), помня заветы грозного деда о том, что «с седла можно завоевать Вселенную, но с седла нельзя управлять миром», задумал свой улус превратить в самостоятельное государство, и снова в который раз правители выбрали центром Нижнее Поволжье. «Началом Золотой Орды как независимого государства можно считать время, когда собранные на территории налоги перестали отсылаться в Каракорум (центр Монгольской империи)» (Э.Кульпин «Золотая Орда», с.30). 
Первые города-Сараи, Хаджи-Тархан были построены по приказу Батыя, а следующий хан, Берке, приняв ислам, заключил торговый союз с купцами городов. В 1310-1311 гг. хан Тохта провёл денежную реформу. Сарайский дирхем стал единым и устойчивым по курсу. Как утверждает Г.Федоров-Давыдов, «золотоордынская эпоха привела к оживлению трансконтинентальной связи, проходящей через степи Евразии». Нижневолжские города имели обширные торговые и дипломатические связи с Китаем, Средней Азией, Индией, Русью, Ираном, Египтом. «Порядок ради торговли» обеспечивала ханская администрация. Торговые пути безопасны, хорошо организованны, товары дёшевы, таможенные пошлины низкие», - пишет Газиз Губайдуллин. 
Снова, как во времена Хазарии, города были многонациональны. Веротерпимость сурово охранялась. «Характерно, что от прошлых времен в Поволжье и Крыму удержались аланы (асы), хазары и евреи, главным образом среди городского населения» (Б.Греков, А.Якубовский «3олотая 0рда и её падение»).

Теперь о самом городе Хаджи-Тархан. Думается, справедлива точка зрения Вестбера, Бартольда, что Саксин XII века находился вблизи от современной Астрахани на месте старого Итиля. Во всех исторических картах XIII-XV вв. город носит название Хаджи-Тархан (от Хаджи -«святой, совершивший паломничество в Мекку» и Тархан – «ярлык хана на беспошлинное владение»). Имена города - Хаджи-Тархан и Астрахань - были синонимами одного города.


Первым очевидцем земель и народов на берегах Волги после монгольских потрясений был итальянец Джованни дель Пьяно-Карпини из города Перуджа. В 1245 году он был принят в ставке хана Батыя у Волги. Путешественник не заметил какого-либо города в низовьях Волги, а вот посол французского короля Людовика IX Рубрук осенью 1253 года оставил запись: «В том месте, где мы остановились на берегу Эдилии, есть новый посёлок, перевозящий послов, направляющихся ко двору Батыя, так и возвращающихся оттуда, потому что Бату находится на другом берегу в восточном направлении» («Путешествия»). Он же уточняет место посёлка: «Нет никакого города, кроме неких посёлков вблизи того места, где Этилия впадает в море». По возвращении из Каракорума в 1257 году Рубрук снова оставил очень интересную запись: «Спускаясь по берегу Этилии, которая ниже разделяется на три больших рукава. При среднем рукаве находится город по имени Суммеркент, не имеющий стен, но когда река разливается, город окружается водой. Раньше, чем взять его, татары (монголы) стояли под ним 8 лет. А жили в нем аланы и сарацины (тюрки). Бату с одной стороны реки, а Сартах (сын хана) с другой, и далее не пускаются». Отец Кояка, сопровождающего посла, сообщил Рубруку, что он по поручению Сартаха строил большую церковь на западном берегу реки и новый посёлок» («Путешествия», с.165). Известно, что часть монгольского войска кереиты, найманы и сам наследник хана Сартах исповедовали христианство несторианского и манихейского толка. Новый посёлок с церковью на западном берегу Волги, очевидно, является ядром будущего города. Рубрук с 16 сентября 1254 года провел месяц в ставке хана. Эту дату вполне можно считать датой рождения Астрахани. Город в своем 700-летнем возрасте пережил этапы: 1254-1466 - торговый центр Золотой Орды, 1466-1556 гг. - столица Астраханского ханства, 1556-1558 - форпост Руси на Нижней Волге, с 1558 года - город в составе России.
Возможно, первоначально город был заложен на правом берегу Волги, но, по утверждению археологов, часть города располагалась и на левом берегу. Город ХШ-XIV вв., очевидно, выглядел, как мусульманские города. В центре располагался ханский дворец, соборные мечети, дальше - кварталы купцов и ремесленников, а в пригородах - усыпальницы ханов, духовных иерархов, святых дервишей, далее - загородные дачи, усадьбы знатных феодалов. «Золотоордынские города Поволжья имели усадебную планировку», - подтверждает Э. Кульпин.
В 1333 году нижневолжские города посетил арабский путешественник, секретарь багдадского халифа Ибн-Батута. Он оставил запись и о Хаджи-Тархане как о значительном городе с караван-сараями, базарами, купцами разных национальностей и религии. О городе до его разрушения Тимуром писал венецианский купец Франческо Балдуччи Пегалотти: «город Цитрахань (Астрахань) прежде славился своей обширностью и богатством. Пряности и шёлк доставляли в Тан (Азов) через Цитрахань и потом уже на венецианских галерах привозились в Италию». Другой венецианец Лункино Тариго «с одной вооруженной баркой вышел к реке Танаис (Дон) и через Переволоки (совр. Волгодонск – Р.Д.) вышел к Эдилю».
Вскоре Хаджи-Тархан превратился в «яблоко раздора» политических соперников. «Хаджи-Черкес завладел Астраханью и стал владетелем астраханского удела» (Ибн-Халдун). «В 1380 году Мамай овладел астраханским улусом Хаджи-Черкеса в Астрахани». После поражения Мамая на Куликовом поле хан Тохтамыш «завоевал удел Хаджи-Черкеса в Астрахани». Недалеко от Астрахани на месте посёлка Комсомольский Красноярского района Тохтамыш основал город Орду-ал-Муаззам -«Высокая ставка». В начале 90-х годов археологи музея раскопали остатки дворца. Тохтамыш на время объединил разрозненные части Золотой Орды,
но его стремления столкнулись с геополитическими амбициями среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлан). «Зимой 1395-1396 гг., оставив царевичей в ставке на Северном Кавказе, сам направлялся к Астрахани. «... Взяв город, Тимур всё, что в нём было живого и неживого (имущества), подвергал грабежу, после чего всех жителей выселили за черту города, а город сожгли» (Из истории походов Тимура).
Городище с тех времен у жителей получило название «Куюк-кала» -«горелый, жареный город». Размывами Волги остатки города в 1893 году представляли археологу Спицыну участок 170-150 саженей.
Разрушения были настолько велики, что восстанавливать город на старом месте оказалось невозможным. «Оставив город в развалинах, жители построили город на другом месте - на левом берегу Волги недалеко от нынешней Астрахани» (В.В. Бартольд «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», с.94). С 1396 года Астрахань стала ордой Тимура-Кутлук. Его преемник, хан Шадибек, в 1402 году чеканил здесь монеты под названием «Ени Астрахань» - «Новая Астрахань» (Марков. «Инвентарный каталог монет Эрмитажа», с.94). Эти источники и факты ставят под сомнение «переселение воеводой Иваном Черемисиновым города с правого берега на левый и, найдя высокий бугор, основал новый город» (в летописи ключаря Успенского собора Васильева 1836 г.). Т.н. «переселение и перенос» не подтверждены источниками XVI века. Факт наличия города на левом берегу подкрепляется археологическими материалами на территории Кремля, на Безродных (Татар-базар), Янгурчев, Епанчин буграх и мусульманскими захоронениями XV-XVI вв. в котловане под здание «Астраханьрегионгаз» у Лебединого озера.
Новая Астрахань постепенно залечивала раны, нанесенные Тимуром, но вернуться к временам Ибна-Батуты она не смогла. Золотая Орда распадалась на удельные ханства. В 1465 году Махмуд, сын хана Большой Орды Кичи-Мухамеда, после свержения его с трона Ахматом ушёл в Астрахань и положил начало самостоятельному Астраханскому ханству. 10 марта 1466 года датировано письмо хана турецкому султану Мухаммеду (Мехмед) II: «султан Махмуд, сын Мухаммеда, сообщаем султану, что он по милости бога достиг высокого места отцов и дедов своих». Афанасий Никитин в своих «Хождениях за три моря» сообщает «о царе (хане), сидевшим в Астрахани и имевшим свою орду». Открывается следующая страница Астрахани - столицы феодального государства.

Астраханское ханство - известное и неизвестное
Территория ханства почти совпадала с территорией Хазарского царства: восточная граница шла по правому берегу Волги до современного Волгодонска, западная по Дону, Тереку и берегу Каспия, занимая выгодные природно-хозяйственное и стратегическое положения. Степи, поймы, дельта - исконная колыбель народов края. Ханство унаследовало древние традиции кочевой и осёдлой жизни. «Все они кочевали в астраханских степях и возвращались зимовать в Астрахань». Город Астрахань (Хаджи-Тархан) оставался великим татарским торжищем. Его посещали купцы Армении, Персии, Руси, Казани, Крыма и других стран. Изобилие в пределах ханства богатых пастбищ, воды, рыбных мест, соляных озёр обеспечивали потребности астраханцев», - утверждает исследователь. (М.Г.Сафаргалиев. «Распад 3олтотой 0рды», Саранск, 1960г.).
Внешняя и внутренняя политика ханов менялись от соотношений сил окружающих государств: Большой Орды, Крымского ханства, Ногайской Орды. Так, хан Касим, наследник Махмуда, участвовал в неудачном походе на Москву в 1480 году с Ахматом. Абдул-Карим вёл войну с Крымским ханом. С конца XV века ханство находилось под влиянием Ногайской Орды, граничащей по Бузану: платило им дань и вместе воевало с Крымом. После разгрома Большой Орды (наследницы Золотой Орды) в 1502 году Астрахань становится наследницей золотоордынской духовной культуры. Город лежал на одном из традиционном путей среднеазиатских паломников в Мекку. Сами астраханцы также совершали хадж и имели тесные связи с Востоком. Мусульманское духовенство города вело миссионерскую деятельность. Знали в Астрахани классические труды по мусульманскому законоведению («фикх»). Астрахань была священным городом с мавзолеями, усыпальницами, пользовалась уважением и почтением среди стран и народов. (И.В.Зайцев, «Астраханское ханство», 2004 г.)
В начале XVI века усиливается военный нажим Крыма на Астрахань. Русская политика по отношению к Нижнему Поволжью была добрососедской. Когда крымский хан Менгли-Гирей потребовал от Москвы нападения на Астрахань, Великий князь уклонился: «нам нельзя послать людей с огнестрельными нарядами к Астрахани, ибо нет судов в готовности».
В 1521 году после династического переворота в Казани ханом становится представитель крымских Гиреев - Сахиб-Гирей. Соединенные силы Крыма и Казани напали на Москву. Астраханцы напали на владения крымского хана, оказав помощь Москве. В отместку Менгли-Гирей организовал поход на Астрахань. «В 1524 году Менгли-Гирей овладел Астраханью. Ногайские князья, братья Мамай и Агис, напали на крымского хана, убили его вместе с сыном и истребили большую часть его войск». (Герберштейн, с. 114).
В 1538 году ногаи захватили город, изгнав хана крымской ориентации. Летом 1551 года в Москву прибыли послы от астраханского хана Ямгурчея и «били челом царю, чтобы царь пожаловал, велел себе служити юртом». Царь отправил в Астрахань своего посла, чтобы «видеть царевы Ямгурчевы правды». В следующем 1552 году в Москву приехал царевич Кайбула, сын свергнутого хана Аккубека. Ямгурчей начал сближаться с Крымом, царь Иван IV был занят взятием Казани. После Казани судьба Астрахани была предрешена.

 

Астраханские дела Ивана Грозного


Союзником Ивана Грозного в «астраханских делах» был глава поволжских ногайцев князь Исмаил. В 1551 году его зимние кочевья «располагались вблизи города верст за десять». В Москве находился бывший астраханский хан, племянник Исмаила Дервиш-Али. В апреле 1554 года Дервиш-Али был отправлен в Астрахань в сопровождении трех полков под командованием воеводы Пронского численностью 3 тысячи, а по подсчету М. Сафаргалиева не менее 10 тысяч. 29 июня войска на судах подошли к Переволоке, границе ханства. Встреча русского войска князя Вяземского с ханскими отрядами произошла возле Черного острова. Отряд хана был разбит. Войска на судах продолжали путь к городу. Дленные, разведчики доложили, что хан Ямгурчей стоит в 5 верстах «на царевом стане» («Ямгурчев городок»). Отряд Вяземского направился к хану, остальное войско двинулось к городу. 2 июля 1554 года Хаджи-Тархан был взят без боя.
«Узнав о взятии города, хан бежал на конях, а цариц с детьми пустил на судах к морю» (И.Зайцев, с. 154) по протоку Царев (Тиек), Чагану к старой Волги к морю в сторону Терека. По летописи «Сказание о взятии Астрахани» царицы и царевны Ямгурчея были пойманы позже казаками и возвращены к Астрахани. В улусы ханства были разосланы письма с гарантиями безопасности. К Пронскому вернулись 3 тысячи знати и с 17000 простых и «черных людей». Дервиш-Али был объявлен ханом, вассальным от Москвы.
Иван IV включил в свой титул «царь Астраханский». С независимостью Астрахани и ханства было покончено, легитимность Дервиш-Али была дипломатической ширмой «усыпления» соседних правителей. На город была наложена дань «в 1000 рублей деньгами, 3000 рыб». Московские рыболовы получили право ловить рыбу без контроля и пошлин на Волге от реки Кизани до Каспия» (И. Зайцев, с. 160).
Между тем свергнутый Ямгурчей не смирился с потерей ханства. Основные русские войска ушли из города. В мае 1555 года П. Тургенев, оставленный в Астрахани, сообщил в Москву о нападении Ямгургея и детей Юсуфа на Астрахань. Дервиш-Али сумел переманить детей Юсуфа на свою сторону, и они разбили Ямгургея. В Астрахань был послан царем Левонтий Мансуров. Крымский хан начал склонять Дервиш-Али против Москвы. Обманутые царем о передаче Астрахани ногаи тоже относились враждебно. В воздухе снова пахло войной. К Астрахани были направлены войска. В сентябре 1556 года отряды казаков Ляпуна «пришли ночью на царя и побили в улусах у него много людей». Очевидно, казаки, минуя город, занялись грабежом. «На утро собрался Дервиш царь с мурзами ногайскими и с крымцы и со всеми астраханцы, и бились с ними до Волги, идучи весь день» (И. Зайцев, с. 170). Эти события происходили в улусе Мочаги (Каспийск). Основные русские силы под командованием Черемисинова и Колупаева заняли город без боя. Воеводы начали укреплять старый город к обороне
«как им бесстрашно сидеть, и на Волге казаков и стрельцов расставили и отняли всю волю у Ногай».
На приглашение воевод Дервиш-Али в Астрахань не вернулся, готовил силы напасть на город. Окончательную точку в «астраханских делах» поставил князь Исмаил. Осенью 1556 года он с Юсуфовыми детьми начал военные действия против Дервиша-Али, отбил у него артиллерию, присланную ему из Крыма, и отправил ее в город И. Черемисинову и М. Колупаеву (И.Зайцев, с. 170). Потеряв всех союзников, преследуемые ногаями, Дервиш бежит в Азов и оттуда направляется в паломничество в Мекку.
Воеводы налаживали отношения с населением ханства «черными, улусными людьми, и жителями ханских и бийских земель, велел им «жити по старому у города у Азторохане и дань давати по старине» (Летопись).
По расхожему мнению историков России о «мирном присоединении Астрахани» не совсем соответствует критериям политики Ивана Грозного. Завоевание Астрахани и присоединение к Руси вполне продуманный и поэтапный шаг Москвы после взятия Казани. Внутри ханства не было промосковской партии, которая готовила бы мятеж против хана. Астрахань завоевана военными силами, большинство горожан погибло в стычках, коротких битвах, грабежах. Административная и духовная знать города взята в «аманаты» - заложники. В последствии, часть из них погибла, часть крещены и потеряли связь с родиной. Говорить с умилением «о цивилизующей миссии Руси XVI века к инородческим народам» необходимо трезво взвешивать что обрели, а что потеряли коренные жители края.
После взятия Астрахани «мурзы и черные татары», оставшиеся в городе, были записаны в службу. Они получили название «юртовые», или «домовные», а оставшиеся в степях - «кочевные» (И. Зайцев, с. 175). Потомки их: юртовские татары Приволжского района и ногайцы Красноярского района.
В начале 1557 года Астрахань была в составе России. «Окрестные татары и ногаи зимою этого года кочевали спокойно под самим городом и торговали всю зиму, а из многих земель присылали из Шевказ, из Дербена, из Юргенга о братстве...и на весне хотели торги в Астрахани», - сообщали воеводы в Москву. Население города значительно пополнилось ногайцами из Орды.
Первым воеводой покоренного края был Иван Черемисинов. Главной задачей воевод была: охрана перевозов через Волгу, торгового пути по реке, содержания крепости в боевой готовности. Старая ханская крепость была укреплена валом и тыном, заделана каменой стеной, оснащена боевой защитой. Все ворота на ночь запирались, а ключи отдавались воеводе.
О перенесении города с правого на левый берег нет никаких сведений. Воевода с осени 1556 года до весны 1557 года, использовал Хаджи-Тархан, что на бугре от собора св. Владимира до Больших Исад.
Весной 1557 года воеводами были приняты срочные меры по закладке новой крепости, согласно фортификаций российских крепостей середины XVI века. К лету 1558 года новая крепость была построена, и первым ее посетил представитель английской торговой компании Антони Дженкинсон. «14 июля пройдя мимо старого замка, где была старая Астрахань, которую русский царь завоевал». В 1602 году Астрахань по пути в Персию навестили Какаш и Тектандер, и оставили запись: «Город Астрахань не особенно велик... большей частью постройки все деревянные, за исключением замка, окруженного плохою стеною. Город этот лет тридцать тому назад отбит у турок (татар) и находится в то время не на этом месте, а одной милею дальше». Очевидно, они с кремлевского бугра видели развалины Хаджи-Тархана. Позже при царе Борисе Годунове начато строительство Астраханского кремля. Старый город был разобран на кирпичи стен и башен кремля, сослужив добрую службу своему наследнику, дав младенцу свое имя, украсив кремлевские башни глазурным нарядом. В XVIII веке канал Варвация прорыл остатки старого города, а на бугре стали селиться беглый, «люди без роду и племени», на фундаментах мечетей и дворцов, мавзолеев выросли церкви и монастыри.

Равиль Джуманов - историк, член Союза журналистов РФ

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz