Главная ] Вернуться ] Культура татар ] Татарские ресурсы ] Форум ] Гостевая ] Татарские села ] Диаспоры ] Ислам в Астрахани ] Татарская история ]
 Астраханские татары

Примечания Викторина В.М. к книге 

Ш.К. Сиражетдинова «История села Ново-Булгары»

вернуться

Yaña Bolğarda «Sabantuy- 2004»

1. «Нугайские села». В бывшей Зацаревской волости, нынешнем Приволжском районе, проживают свыше 10 тысяч татар ногайского происхождения, так называемых «юртовцев». Они переселились под Астрахань в 1558 году, с реки Джаик (Яик, Урал) от княжеских междоусобиц, голода и эпидемий, создав поселение «юрт» на месте нынешнего поселка Нариманово (прежде - Зацарево, ныне в народе - Тияк), вели полукочевую жизнь по «Царевой протоке». К юртовцам в 30 - 40-х годов XVII века (до 1644 года) присоединились также с реки Урал ногайцы -«джетисанцы (едисанцы)», иначе «килинчинские татары», подчиненные мурзам Урусовым и Тинбаевым(Тимбаевым).(См.примечания далее). Они перешли на оседлость в 1801 году. (Архивные данные краеведа Н.М. Васькина).

Юртовцы (с джетисанцами) в XIX -  начала XX века занимались овощеводством, многие жили состоятельно. Имея ногайское происхождение, от других ногайцев, кочевавших карагашей Красноярского уезда, себя отличали. Назывались властями «юртовскими татарами», «татарами», «нугай -татарами» называли и себя, при этом неточно считаясь потомками населения Астраханского ханства. В этот период начали тесно общаться с городскими казанскими и мишарскими татарами, воспринимая черты их языка и культуры, обучая в школах детей, заключать совместные браки. Беднейшие казанские татары, только прибывшие на грани веков из Среднего Поволжья, действительно нанимались в работники к юртовской верхушке на самом Тияке и в других селах - к примеру, Майлегуль(Яксатово), Кызан (Татаро-Башмаковка), Каргалик (Карагали). Речь юртовцев (его первый исследователь Л.Ш. Арсланов) является «межъязыковым состоянием» и с татарскими, и с ногайскими чертами. Этим интересным диалектом, помимо родного языка, как пришлось несколько раз убеждаться, свободно владели первопоселенцы Новых Булгар, и дети в их семьях могли сравнивать эти два разговорных образца. (В.В.).

2. «Казак Тимбаев». Один из представителей рода Тимбаевых (Тинбаевых) - ногайских мурз и предводителей, вместе с родственными мурзами Урусовыми, орды джетисанцев, переселившейся в 1630 - 44 годах под Астрахань от калмыков. Основатель рода Тинбай (очевидно, Динмухаммед) -мирза - четвертый из сыновей Исмаила, бия Ногайской орды и друга царя Ивана IV Грозного. Изменил связям с Россией и в 1558 году вместе с братом Котлыбаем увел ногайский улус «найман» на Кубань, в подданство турецкого султана и крымского хана. Затем вернулся на Яик, став «нуратдином» - вторым лицом в орде. (См. подробные труды ведущего ногаеведа из Москвы В.В.Трепавлова).

Затем, уже в конце XVIII века, несколько ветвей мурз Тинбаевых (Тимбаевых) руководили крупными объединениями - «табунами» юртовских и джетисанских (едисанских) ногайских татар в Астраханской губернии. Основной улус Тимбаевых составлял аул Тулугановка (Кундрау), постоянно переносившийся с места на место. В 1833 - 35 годах, как удалось установить по архивам, князья-мусульмане из числа Тимбаевых и Урусовых были лишены дворянского достоинства, но после протеста Мусалбека, сына Шай-мурзы Урусова из Килинчей, с прошением на имя императора Николая I, они были исключены из податного сословия с правом служить в Астраханском казачьем войске. (См. другую краеведческую книгу: Ишбердиева З.Ф. Килэчем минем. - Мои Килинчи. Астрахань, 2000. -- С. 41 - - 42, 45 - - 46, 71 с фото и др.). Потому Тимбаевы, как и Урусовы, Юсуповы, имели «дачи» - владения по всей губернии (включая, как видно, и земли нынешних Новых Булгар), поскольку им (в отличие от остальных юртовцев и джетисанцев) разрешалось держать рыбные ловли. Сейчас прямые потомки мурз Тимбаевых живут и работают в селах Тумак, Килинчи и в городе Атырау соседнего Казахстана. О татарах-мурзах в Казани Сагитовых-Галнаскаровых приходилось слышать, а вот о казанских «нугаях» мурзах Тимбаевых - нет. - (В.В.).

3. «Четыре маленьких махалля в Кизани». Сюжет крайне любопытный. Поразительно, что Айшахан-апа (мы отлично помним эту умную, добрую и знающую женщину) помнила то, что зачастую самими нугайскими татарами забыто. Да, переселившись в середине XVI века под российскую Астрахань, юртовцы вели полукочевую жизнь. Их волостной старшина Исхан Мухаммедов (1877 год) докладывал начальству, что перешли они к оседлой жизни по отдельным селам «после приезда царя Петра». И действительно, академик-путешественник С.Г. Гмелин к концу XVIII века был свидетелем окончания оседания юртовцев. Но не напрасно отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (о германцах в средневековье), что каждое племя оседало не по случайности, а по «родственной близости соплеменников». Документ 1648 года выделяет 23 рода юртовцев. Позже (П.И, Небольсин) они составили 15 «табунов» (монг. «туменов») будущих отдельных сел. Чаще всего в селе оказывались несколько родов, и они составляли отдельные кварталы-аулы, иначе «махалля» - каждый со своей мечетью, советом старейшин «маслагат» и союзом-клубом для подростков «джиен». На Кизани было, как видим, 4 «махалля». Причем 2 из них - «кинэгэч» и «курнат» - сохраняли древние ногайские родоплеменные названия - «кнегес» и «кунгард». Они названы в 1648 году, бытуют у ногайцев степного Ставрополья, других мест и сейчас. Но «махалля» «кинэгэш» и в Зацареве-Тияке (Нариманове). Так можно разобраться примерно, кто чьи потомки, увидеть, что «табуны-тумены» (села) подчас разрывали прежние, основные для кочевников родовые связи. Казанские татары - оседлое население. Их предки - булгары, если и были подлинными кочевниками, то уже в X веке жили в селах и городах. Но и у них (Н.И. Воробьев) сохраняются, наверное, и до сих пор, группы сел («джиины» или «зиины»), считающиеся родственными и вместе справляющие праздники. «Улицы» и «концы» разного этнического, субэтнического происхождения («мишарские», «калпацкие», «кряшенские») есть и в волгоградских и астраханских татарских селах-переселенцах. В Новых Булгарах такая структура из-за новизны возникновения почти не сложилась. Впрочем, есть «казахский аул», и места проживания каменноярцев - «барташ» хоть и не компактны, но так или иначе выделяются.

4. Возможная связь названий в верховьях и низовьях Волги. Есть некоторые основания предполагать, что кто-то из переселенцев был связан с деревней Болгары, рядом с известным городом-памятником Великий Болгар (Булгар), недалеко от Казани, бывшей столицы знаменитого Волжско-Булгарского государства. Волжскобулгарские предки татар и чувашей имени исторические связи с предками болгар дунайских, вместе жили в Причерноморье и кубанском Предкавказье, но расселились в разные стороны еще в VIII - IX века, то есть более тысячелетия тому назад. - (В.В.).

5.Левобережная («ак як») н правобережная («кара як») субэтнические
традиции татарского народа в Татарстане, а также их отражение и сосуществование в Астраханском крае, его прежнем и нынешнем состоянии. Оченьинтересно, когда вот так встречаются две близкие этнические традиции. Село Каменный Яр (тат. «Ташлы Яр» Черноярского уезда (ныне района) было основано в конце 80-х годов XVllI века переселенцами из буинско-тетюшской зоны правобережья Татарстана, вблизи симбирской (ульяновской) границы. Часть новопоселенцев почти тут же переехала в низовья, основала на военно-кавказском шляхе село Линейное (тат. не случайно «Кэменни-аул») нынешнего Наримановского района, с жителями которого иные новобулгаринцы имеют родственнные связи. Другие потомки этой волны миграции спустились водным путем в 1926 году прямо в Новые Булгары. В татарском диалекте будет небольшое различие, поскольку правобережье ( «кара як» у замечательного довоенного этнографа татар Н.И. Воробьева)- зона межэтнических контактов с чувашами, мордвой, с консервацией, но и видоизменением традиций. Но каменноярцам. более привычным рыбакам, новые соседи дали прозвище «барташлар». А обязательные березки «ак-каен» перед их домами, как в Каменном Яру, часто в Линейном -отличительный в Татарстане признак правобережья Волги, «кара як». -(В.В.).

6.Потомки разных ветвей тюрок - кыпчаков по языку и многим традициям - татары и казахи, рядом и вместе. До революции казахов официально именовали «киргиз-кайсаками», или просто «киргизами». Так они именуются и в произведениях А.С.Пушкина. Их путали с «киргизами дикокаменными», то есть тянь-шаньскими киргизами нынешнего Кыргызстана, хотя знаменитый казахский ученый и путешественник, российский офицер Ч.Ч.Валиханов доказал, что это связанные между собой, но разные тюркские народы. При Советской власти 26 августа 1920 года была создана Киргизская автономная ССР в составе РСФСР (вскоре переименованная в Казахскую) - в ее состав были включены многие территории из состава тогдашней Астраханской губернии. Конечно же, «кайсак» - это искаженная передача самоназвания народа в бюрократической практике царских и губернских канцелярий. Но и современное принятое «казах» - по-русски несколько условное нововведение, дабы не путать его с социальным, военно-сословным обозначением «казак», имеющем, как мы видели, то же значение - «кочевник, вольный человек». Очень показательно, что представители двух тюркских народов, казахи и татары, поселились на острове рядом: одни чуть раньше, другие несколько позже, а потом и объединились водном селе. Их история очень тесно связана и в других близлежащих селах

 

Диваны мебель для руководителя заказать.

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz