7.  О казахском ауле. 

   Ко времени возникновении села в "Озерах мирзы" здесь уже был небольшой

казахский аул на южной оконечности Лощин тавы. Он назывался по

имени местности Лощина. Первым сюда переехал в 1910 году Хусаин

Куанычбеков с отцом Ибрагимом. Первоначально они жили в селе

Витовка. Затем пять лет жили в Башмаковке, работали сторожами

на бахчах. После решили переселиться на Лощину. Вскоре возник

аул в 10 - 15 дворов. Жители возникшего аула стали первыми из

перешедших к оседлой жизни. Потомки некоторых из них живут в селе.

Позже приехали другие.

   Аулом управлял наиболее уважаемый аксакал. Он же исполнял

обязаннсти муллы. Для решения наиболее важных вопросов он

созывал собрание всех жителей. Не имея над собой официальной

власти, они жили по вековым обычаям, основанным на знаниях и

авторитете старших. По словам Баширова Абдрахмана, в 1923 году

Илья Комаров организовал налет на аул. Для решения этого вопроса

аксакалом было созвано собрание. Было решено обратиться

к властям. Абдрахман Алдамьяров поехал в Астрахань. Из кремля

были присланы солдаты. Они для устрашения дали залп из винтовок

в сторону Комаровки. При помощи комаровского сельского совета

были выявлены участники нападения. Ими оказались в основном

демобилизованные солдаты. Комаров был признан главным организатором

налета и жестокого избиения Хусаина Куанычбекова. Были возвращены

награбленные вещи, стоимость уничтоженного. Судебные издержки

были наложены на Илью.

   Мажитова Айшахан апа говорила: - В казахском ауле было около

15 землянок. Меня еще девочку часто возили туда на свадьбу, так как я

уже с шести лет играла на саратовской гармони. Привозили и

увозили на арбе. Гуляли только мужщины. Дастархан готовили на

полу. Зимовали казахи в землянках. Полы и нары были земляными.

На сундуках чуть ли не до потолка перина, подушки.

Летом жили в юртах - кара чи. Внутри был очаг. Здесь на на неоывншей

золе кизяка, как ее называли чук, заварвали чай. В каждой юрте имелся

медный самовар с трубой. Жили казахи более зажиточно. 

   С возникновением села начались сложности. 25 мая 1920 года

жители обсудили вопрс "О переводе киргиз в село". Так тогда

официально называли казахов. Собрание постановило:

  - Киргизов оставить на месте, но скот как киргизов, так  и 

Общества для пастьбы перевести из Лощины в ильмени, как

предназначенные для посевов. За нарушение штраф 100 рублей , за

повторное 200, за третье виновный отдается на принудительные

работы. Казахи, как и все остальное население, были взяты на учет

сельским советом, пользовались его поддержкой и несли те же

повинности,платили налоги, которые были обусловлены суровой 

необходимостью того времени. В архиве сохранился любопытный

документ от 7 февраля того же года. "...за неисполнение наряда

возки камыша привлечь шесть казахов: Жанкобая Саидгазова, Абель

Джумагалиева, Кинжабая Кудабаева, Сюнбая Мангушева, Кужагали

Кудабаева, Саиль Азханова к покупке у Ш. Сафиуллина подчалка для

отопления исполкома и школы, из коих удержать 3000 рублей в

уплату долга Ш.Сафиуллина" ( подчалок - небольшая грузовая лодка).

   12 июля исполком постановил "...перевести киргиз в с. Новые

Булгары, так как травят сенокосные угодья" (примечание 6).

   Казахи ставили вопрос о закреплении за аулом  определенных 

земель. Власти, понимая бесперспективность развития аула,

отказали. Вскоре его жители переселились в село и обосновались

на его южной окраине у кладбища.

   Варламов Петр Федорович, живший в Новых Булгарах с 1934 

года, говорил, что к этому времени казахи уже жили на бугре, где

стоит семафор. Короткая в два порядка улица начиналась от

берега и упиралась к казахскому кладбищу. Жило здесь 12 семей.

   Известно, что в 1928 году здесь жили Мангушев Сисенбай, Базаралев Локман,

Арсланов Ибрай, Кудабаев Кинжабай, Сагиря, Дальянов Султан, Алимбаев

Тоякбай, Самитов Жумай, Самитов Султан, Калин Сисенбаев, Сиенгалиев Абу.

Сегодня в селе живут потомки Кинжабая и Ибрая.

   Землянки строили на склонах бугров, где не бывает грунтовых вод.

Обычный размер шесть на четыре метра. По этому размеру выкапывают углубление.

Затем сооружают невысокие стены. По центру в длину укрепляют матку. На

ней укрепляют поперечные балки. Для перекрытия потолка плетут

из камыша чи - циновку. Для этого косят наиболее толстый и

высокий сорт камыша. Основание его по цвету красонватое. По-казахски

его называют нар камыш. Рос он преимуществено на первом Кабир куле.

На камыш сверху кладут чакан или сено. Сверху набрасывают грунт.

Крышу мажут смесью коровьего навоза и глины. Стены внутри дома, а

некоторые и потлок мажут, а затем белят. Землянка имеет два

окна чуть выше линии двора. Напротив входа складывают печь.

У окна на улицу земляные нары. Никакой мебели кроме сундука

не бывает. На нарах куна - круглый столик на поперечных досках -

стояках. Куна была высотой меньше 20 сантиметров. Землянка

намного теплее мазанки. С увеличением семьи землянку удлиняли.

   Очень практично устраивали казахи кладовку. В стене внутри

землянки начинали рыть углубление. Дальше лаз расширяется вдоль

стены и превращается кладовку, верх которой не выбирается. И зимой

и летом здесь хранится мясо и другие продукты. И если занавесить

вход в кладовую, то непосвященные никак не могли догадаться о нем.

Летом они переселялись в юрты, которые ставились тут же южнее, рядом

на лужайке между бугом и ериком. Стенки жилища растягивались, образуя

квадратчатую решетку. На ней сверху ставили круг с пазами  для

стропил. На них крепили войлок. На самом верху оставлялось

отверстие для выхода дыма. При необходимости оно закрывалось

кошмой, к которой привязана специальная веревка. На стенки юрты

изнутри навешивался войлок с очень красивым национальным орнамен-

том. При переезде юрта быстро разбиралась и складывалась в

повозку. Исполнена она была без единого гвоздя. Многовековой опыт

вырабтал наиболее практичный способ. Тем же отличался загон для

скота называемый хоша или хошар. На стойки крепились поперечные

жерди. На них с внешней стороны прислонялись снопы камыша с

наклоном к центру. Махалки наверху почти сходились, образуя

круговую затишку от непогоды. При переходе на новое место не

жалко было оставлять загон. Ведь камыш и лес были под рукой.

   Во вспоминаниях Валиуллина А.С.  есть такие строки.

- Каждая казахская семья жила в своей землянке. В отдельных жило

по несколько семей. На Казак бугре летом ставили две юрты, одна

из которых принадлежала Калину Сисенбаеву. Мы туда ходили пить

молоко с лепешками, затем играли в алчики.

   Казахи одевались почти так же, как и татары. Вместо

пиджаков носили чапаны из самотканного материала. Казашки сами

ткали материал, изготавливали кошму простую или с узорами. Шапки шили из

шкур. Большинство из заячьей или лисьей. Питались в основном

конским мясом и молоком. На зиму солили конину. Из нее же

делали казы - колбасу.

   На бугре жила и семья Базаралиева Локмана. Его отец Базарали

в свое время совершил хадж в Мекку. Привез оттуда письменное

свидетельство об этом с оттиском свего пальца. Этот докудмент

до последнего времени хранился у его внука Шафгиуллы Локмановича. 

А книга, привезенная Базарали оттуда же из Мекки, до сих пор

висит на почетном месте на стене. Видимо, влияние набожного отца

сказалсь на воспитании Локмана. В голодные двадцатые годы он в

степи подобрал умирающих от голода мальчика и девочку. Мальчика

звали Капсин, а сестру Сылухан. Он их принял в свою семью и растил 

наравне со своими детьми Шафигуллой, Вахитом и дочерью Райхан.

  Когда женился Шафигулла, он удлинил землянку в два раза, выкопав

новую площадь.

  Состав жителей казахов постоянно менялся. Он вели оседлую жизнь

в первом поколении. Поэтому частые смены места жительства не были

для них трудными и непривычными

Вернуться

 

 

Hosted by uCoz