41.   Примечания Викторина В. М.

 

   1. <Нугайские села>. В бывшей Зацаревской волости, нынешнем При-

волжском районе проживают свыше 10-и тыс. татар ногайского про-

исхождения, т.н. <юртовцев>. Они переселились под Астрахань в

1558 г., с р. Джаик (Яик, Урал) от княжеских междоусобиц, голо-

да и эпидемий, создав поселение-<юрт> на месте нынешнего пос.

Нариманово (прежде - Зацарево, ныне, в народе - Тияк), вели по-

лукочевую  жизнь по <Царевой протоке>.                                                                

К юртовцам в 30-40-х гг. XYII в. (до 1644 г.) присоеди-

нились также с р.Урал ногайцы-<джетисанцы  (едисанцы)>, иначе

<килинчинские татары>, подчиненные мурзам Урусовым и Тинбае-

вым-Тимбаевым - см. примечания далее. Они перешли на оседлость

в 1801 г. (архивные данные краеведа Н.М.Васькина). Юртовцы (с

джетисанцами) в XIX-нач. XX вв. занимались овощеводством, мно-

гие жили состоятельно. Имея ногайское происхождение, от других

ногайцев - кочевавших карагашей Красноярского уезда себя отли-

чали.  Назывались властями <юртовскими татарами>, <татарами>,

<нугай-татарами> называли и себя, при этом неточно считаясь по-

томками населения Астраханского ханства. В этот период начали

тесно общаться с городскими казанскими и мишарскими татарами,

воспринимая черты их языка и культуры, обучая в школах детей,

заключать совместные браки. Беднейшие казанские татары, только

прибывшие на грани веков из Среднего Поволжья, действительно,

нанимались в работники к юртовской верхушке на самом Тияке и в

др. селах - к примеру, Майлегуль, Кызан, Каргалик. Речь юртов-

цев (его первый исследователь Л.Ш.Арсланов) является  <межъязы-

ковым состоянием>, и с татарскими, и с ногайскими чертами. Этим

интересным диалектом, помимо родного языка, как пришлось нес-

колько раз убеждаться, свободно владели первопоселенцы Но-

вых Булгар и дети в их семьях, могли сравнивать эти два  разго-

ворных образца. - В.В.

 

   2. <Казак Тимбаев>. Один из представителей рода Тимбаевых (Тин-

баевых) - ногайских мурз и предводителей, вместе с родственными

мурзами Урусовыми, орды джетисанцев, переселившейся в 1630-44

гг. под Астрахань от калмыков. Основатель рода Тинбай (очевид-

но,  Динмухаммед)-мирза - четвертый из сыновей Исмаила, бия Но-

гайской  орды и друга царя Ивана IY Грозного. Изменил связям с

Россией и в 1558 г. вместе с братом Котлыбаем увел ногайский

улус <найман> на Кубань, в подданство турецкого султана и

крымского хана. Затем вернулся на Яик, став <нуратдином> - вто-

рым лицом в орде (См.  подробные труды ведущего ногаеведа из

Москвы В.В.Трепавлова). Затем, уже в конце XYIII в. несколько

ветвей мурз Тинбаевых-Тимбаевых руководили крупными объединени-

ями-<табунами> юртовских и джетисанских (едисанских) ногайскх

татар в Астраханской губернии. Основной улус Тимбаевых состав-

лял аул Тулугановка (Кундрау), постоянно переносившийся с места

на  место. В 1833-35 гг., как удалось установить по архивам

князья-мусульмане из числа Тимбаевых и Урусовых были лишены

дворянского достоинства, но после протеста Мусалбека сына Шай-

мурзы Урусова из Килинчей, с прошением на имя императора Нико-

лая I, они были исключены из податного сословия с правом слу-

жить в Астраханском казачьем войске (Ср. другую краеведческую

книгу: Ишбердиева З.Ф. Килэчем минем - Мои Килинчи. Астрахань,

2000 - С. 41-42, 45-46, 71 с фото и др.). Потому Тимбаевы, как

и  Урусовы, Юсуповы имели <дачи>-владения по всей губернии

(включая, как видно, и земли нынешних Ново-Булгаров), поскольку

им (в отличие от остальных юртовцев и джетисанцев) разрешалось

держать рыбные ловли. Сейчас прямые потомки мурз Тимбаевых живут

и работают в с.Тумак, с.Килинчи и в г. Атырау соседнего

Казахстана. О татарах мурзах в Казани Сагитовых - Галиаскаровых 

приходилось слышать, а вот о казанских <нугаях>, мурзах

Тимбаевых нет. - В.В.

 

   3. "Четыре маленьких махалля в Кизани".

Сюжет крайне любопытный. Поразительно, что Айшахан-апа (мы отлично помним

эту умную, добрую и знающую женщину) помнила то, что зачастую самими

нугайскими татарами забыто.

   Да, переселившись в сер. ХYI в. под российскую Астрахань, юртовцы

вели полукочевую жизнь. Их волостной старшина Исхак Мухаммедов (1877 г.)

докладывал начальству, что перешли они к оседлой жизни по отдельным

селам "после приезда царя Петра". И действительно, академик-путешественник

С. Г. Гмелин к концу ХYIII в. был свидетелем окончания оседания  юртовцев.

Но не напрасно отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (о германцах в средневековье),

что каждое племя оседало не по случайнности, а по "родственной близости

соплеменников".

  Документ 1648 года выделяет 23 рода юртовцев. Позже (П.И.Небольсин)

они составили 15 "табунов" (монг."туменов") будущих отдельных сел. Чаще

всего в селе оказывались несколько родов, и они составляли отдельные

кварталы-аулы, иначе "махалля" - каждый со своей мечетью, советом старейшин

"маслагат" и союзом-клубом для подростков "джиен". На Кизани было, как

видим, 4 "махалля". Причем 2 из них - "кинэгэч" и "курнат" - сохраняли

древние ногайские родоплеменные названия - "кнегес" и "кунгард". Они

названы в 1648 г., бытуют у ногайцев степного Ставрополья, др. мест и

сейчас. Но "махалля" "кинэгэш" и в Зацареве-Тияке (Нариманове). Так

можно разобраться примерно, кто чьи потомки, увидеть что "табуны-тумены"

(села) подчас разрывали прежние, основные для кочевников родовые связи.

   Казанские татары - оседлое население. Их предки - булгары, если и были

подлинными кочевниками, то уже в Х веке жили в селах и городах.

Но и у них (Н.И.Воробьев) сохраняются, наверное, и до сих пор, группы сел

("джиины",  или "зиины"), считающиеся родственными и вместе справляющие

праздники.

   "Улицы" и "концы" разного этнического, субэнического происхждения

(мишарские", "калпацкие", "крященские") есть и в волгоградских и

астраханских татарских селах переселенцев.

   В Новых Булгарах такая структура из-за новизны возникновения почти

не сложиилась. Впрочем, есть "казахский аул", и места проживания 

каменноярцев - "барташ", хоть и не компактны, но так или иначе выделяются.

 

   4. Возможная связь названий в верховьях и низовьях Волги. Есть

некоторые основания  предполагать,  что кто-то из переселенцев

был связан с дер. Болгары, рядом с известным городом-памятником

Великий Болгар (Булгар), недалеко от Казани, бывшей столицы

знаменитого Волжско-Булгарского государства. Волжско-булгарские

предки татар и чувашей имели исторические связи с предками бол-

гар дунайских, вместе жили в Причерноморье и кубанском Предкав-

казье, но расселились в разные стороны еще в YIII-IX вв., т.е.

более тысячелетия тому назад. - В.В.

 

   5. Левобережная (<ак як>) и правобережная (<кара як>) субэтни-

ческие традиции татарского народа в Татарстане, а также их от-

ражение и сосуществование в Астраханском крае, его прежнем и

нынешнем состоянии. Очень интересно, когда вот так встречаются

две близкие этнические традиции. Село Каменный Яр, тат. <Ташлы

Яр> Черноярского уезда (ныне района) было основано в конце 80-х

гг.  XYIII в. переселенцами из буинско-тетюшской зоны правобе-

режья  Татарстана, вблизи симбирской (ульяновской) границы.

Часть новопоселенцев почти тут же переехала в низовья, основала

на военно-кавказском шляхе с. Линейное (тат. не случайно <Кэ-

менни-аул>) нынешнего Наримановского района, с жителями которо-

го иные ново-булгаринцы имеют родственнные связи. Другие потом-

ки этой волны миграции спустились водным путем в 1926 г. прямо

в Ново-Булгары. В татарскорм диалекте будет небольшое различие,

поскольку правобережье (<кара як> у замечательного довоенного

этнографа татар Н.И.Воробьева) - зона межэтнических контактов с

чувашами, мордвой, с консервацией, но и видоизменением тради-

ций.  Но каменно-ярцам, более привычным рыбакам, новые соседи

дали прозвище <барташлар>. А обязательные березки <ак-каен> пе-

ред их домами,  как в Каменном Яру, часто в Линейном - отличи-

тельный в Татарстане признак правобережья Волги, <кара як>.  -

В.В.

 

    6. Потомки разных ветвей тюрок-кыпчаков по языку и многим  тра-

дициям - татары и казахи, рядом и вместе. До революции казахов

официально именовали <киргиз-кайсаками>, или просто <киргиза-

ми>. Так они именуются и в произведениях А.С.Пушкина. Их путали

с <киргизами дикокаменными>, т.е. тянь-шанскими киргизами ны-

нешнего Кыргызстана. Хотя знаменитый казахский ученый и путе-

шественник, российский офицер Ч.Ч.Валиханов доказал, что это

связанные между собой, но разные тюркские народы. При Советской

власти 26 августа 1920 г. была создана Киргизская автономная

ССР в составе РСФСР (вскоре переименованная в <Казахскую>) - в

ее состав были включены многие территории из состава тогдашней

Астраханской губернии. Конечно же, <кайсак> - это искаженная

передача самоназвания народа в бюрократической практике царских

и губернских канцелярий. Но и современное принятое <казах> -

по-русски несколько условное нововведение, дабы не путать его с

социальным, военно-сословным обозначением <казак>, имеющем, как

мы видели, то же значение <кочевник, вольный человек>. Очень по-

казательно, что представители двух тюркских народов, казахи и

татары, поселились на острове рядом: одни чуть раньше, другие

несколько позже, а потом и объединились в одном селе. Их исто-

рия очень тесно связана и в других близлежащих селах Нарима-

новского района (см.  нашу статью <Татары Астраханской области>

в местном журн. <Нестор.  Исторический альманах>.   1. Астра-

хань, 2001 г.). - В.В.

 

   7. Стихотворение-песня  с непонятным текстом, дублированным

по-татарски. Примечание и интерпретация нашего старшего товари-

ща, ведущего лингвиста-тюрколога из Елабуги (- проф.Л.Ш.Арсла-

нов).

Вернуться

 

Hosted by uCoz