32.   Игры 30-х - 50-х годов

 

                            Маялка

   Тогда привычных сегодня тлевидения, клубной работы не было.

Досуг был заполнен забытыми сегодня играми. Играли в маялку. 

На кусок козьей или бараньей

шкуры прикрепляют плоский куок свинца размером с монету.

Играющие от двух до пяти и больше договариваются, до скольких

очков играть. Для выяснения очередности берут камышинку и все

ухватываются снизу и переставляют руки по очереди пока камыш не

кончится. Верхний начинает игру. Маялку подбрасывают внутренней

стороной стопы сколько раз смогут не роняя. Для победы необхо-

димо за несколько кругов набрать договоренное количество очков.

Обычно 50 или больше. Некоторые за один подход подбрасывают

всего несколько раз. А чемпионы до 50 и очень редко до 75.

Победитель наказывает всех остальных. Они должны прокукарекать

или пролаять или проделать что-то другое, смотря по очкам. В

маялку играют только в холодно время в сапогах или ботинках,

так как босой ногой бить по свинцу больно. Для игры

выбирают затишку, иначе на ветру маялку уносит.

 

                           Думбли

   Этимология слова неизвестна. Для игры выбирают открытое место.

Игроков от пяти до восьми. Очерчивают площадку размером прибли-

зительо два на три метра. Посреди каждый для себя чем-то острым

выкапывает яаку глубиной и формой в половину теннисного мяча.

Мы его называли капчук мяч -каучуковый мяч. Ямку доводят, крутя

в ней сам мяч. Они расположены по прямой с перемычками в один

- два сантиметра. Перемычки чуть снимаются, чтобы запущенный мяч

не выходил из общей линии. Водящий определяется тем же камышом

или считалкой, и запускает мяч. При этом все стоят вокруг ямок.

Тот, на чьей ямке задержался мяч, быстро хватает его и бьет им в

любого, кто не успел далеко убежать. Водящий не может догонять

игроков, выходя за площадку. Если он не попал ни в кого, то в

его ямку кладут кусчек стекла и наоборот. Получивший штрафное

очко катит мяч. Когда у кого -либо наберется оговоренное коли-

чество стеклышек, он должен что-то исполнить. Или же его коло-

тят по заголенной согнутой спине кулаками все вместе. Иногда

довольно чуствительно. Прерываясь, спрашивают:

 - Думбли или мочала? - Если, ошалевший от тумаков, он ошибется

и скажет: - Мочала! - тогда ему отвечают: - Начинай с начала!

 - и продолжают дальше. Обычно во второй раз ни кто не ошбается.

Вместо камыша могут применить считалку. Вот некоторые из них.

       1. Аттым,баттым чуманчу, 

          Чумчирики аттамбу, 

          Бомбы хари эрин тас,

          Нога вери серин час.

Язык, с котрого заимствована считалка неизвестен. Ясно

только, что не с калмыцкого. Может, язык чувашский, мордовский или

марийский, с кем рядом жили булгары в верховьях. (Примечание 7).

       2. Ата бата чабата, 

          Эти мине ярата. 

          Эти мине яратмаса,

          Эни мине ярата.

 

                    Пасхальная игра и другие.

   В русскую пасху в селе обязательно для детей варили яйца.

Их красили отваром лишайника гусиные лапки, луковой кожуры. С

утра детей поднимали родители, чтобы опередить остальных. Кое-как

умывшись из кумгана, порой не поев, дети бегут на улицу. Взрослые

раздают, заходящим с поздравлением детям, крашенные яйца. Порой 

стучится стайка в семь-восемь детей. Когда у хозяйки кончаются

яйца, она раздает конфеты или мелочь. Ведь за день могут прийти

несколько групп, не считая одиночных и своих детей. Ребята, набрав

яйца, начинают играть. Очерчивают прямоугольник в ширину сколько

поместится яиц по одному от игрока. В глубину до полуметра. Бита -

тряпичная шайба диаметром до 15 сантиметров. Ее хорошо шила Хусаинова

Сафия. Она вначале шила круг, через оставленное отверстие набивала тряпья и

зашивала окончательно. При удачном броске можно за раз выбить

до пяти яиц. Переводившись на камышинке, верхний начинает игру.

При удачной попытке играющий бросает биту до промаха. Кон

заканчивается, когда выбьют последнее яйцо. Тогда начиается

следующий.

   Играли также в орлянку, стенку, лапту, прятки, в альчики. Была

так же игра в таш (камень). Правила игры очень просты. Играют двое.

Один бросает свой камень вперед на произвольное расстоянние. Другой

пытается своим попасть в него так, чтобы после этого откатился

как можно дальше. В таком случае первый игрок тащит второго на

себе до его камня. После роли меняются. Напарника стараются

выбрать полегче.

   В лапту - буй мяч играли и взрослые парни и девушки, и женатые.

Детей в игру брали при нехватке игрков или для смеха. Вначале

их долго упрашиваешь, затем ищешь пару. При перебежке редко кто

из взрослых откажет себе в удовольствии огреть тихоходного

малыша так, что на мягком месте появляется синяк.

   После войны до 60-х годов была популярна игра под названием

шпион и милиционер. Игра была порождена массовой шпиономанией

царившей до и после войны. Для игры идеально подходили колхоз-

ные конюшни, теплицы, где было множество укромных мест. По уговору

выбирают водящего. Остальные прячутся. Водящий, отвернувшись

и, желательно зажмурившись, считает. Отальные в это время должны

успеть спрятаться. Далеко прятаться нельзя. На такой случай

оговаривают границы. Преимущество водящего в том, что он ,

обнаружив шпиона, вслух стреляет "Пу, Рафик!" При этом не

обязательно у милиционера на руках должен быть даже игрушечный

пистолет. А спрятавшися шпионы вооружены только ножами, которые

над метнуть и попасть в милиционера. Ножей изображают подобранные

небльшие палочки. Нас взрослые постоянно прогоняли из конюшен,

боясь шалостей с огнем.

   Не менее интересна игра в пу -пу. Выбираются двое старших.

Они считалочкой или камышинкой определяют, кто будет прятаться.

Остальные по парам отходят в сторонку, беря друг друга за плечи

и каждый выбирает себе имя. Затем подходят к старшим и говорят:

  - "Кого берешь? Яблоко или вишню?" Так каждый командир по очреди

набирает себе команду. Иногда одна команда набирается явно

сильнее другой по "боевым качествам". Тогда ей отдают оставшегося

без пары или переводятся снова. Дальше происходит почти так

же, как и при игре в шпиона и милиционера. Только одна команда

прячется, а другая ищет и, при обнаружении стреляет -" Пу,Гайнан!"

Точно так же поступает и другая команда. Иногда капитан сам

опеделяет, кому где спрятаться. "Убитые" игроки собираются к

исходному месту подсчитывают потери. Команда считается победившей,

если "в живых" остался хоть один ее игрок. Команда победитель снова

прячется. Название игры происходит от звукоподражания стрельбе - "пу,пу".

 

 

Вернуться

 

 

 

Hosted by uCoz