30.  Об участках Джамба, Ницан, Сазаний.

   Сразу за владениями колхоза Большевик на запад начинались калмыцкие

села. В 1944 году калмыков депортировали в Сибирь и их села опустели.

Тогда их пастбища, хозяйственные постройки отдали колхозам.  Нам

отвели села Кисин, Джамбу, Ницан. Колхозный скот перегнали на их

пустующие фермы. Назначенные пастухи, заведующие фермами, доярки

переселились туда вместе с семьями. Они могли выбирать для

жительства дома на выбор. В них сохранялась еще некоторая

обстановка. В Ницан переселились семьи Халитова Галляма, жена

которого Фаиза заведовала фермой. Жила там и семья Вальшина 

Гумара, Хамзяева Зинната. По словам его сына Хамзяева Вахита, в домах

оставались кровати, зеркала и другая мебель. Мальчишки доламывали 

их, мастерили игрушечные пистолеты, автоматы, кусками зеркал

пускали солнечных зайчиков. На Джамбе жила семья Яваева Бикбу-

лата. Здесь держали колхозных овец. Рахматуллаев Абдулла был бри-

гадиром. Работали здесь Мухамадалиев Гумар, Измаилов Шамиль и

другие.

   В 1952 году колхозу отвели участок Сазаний из государствен-

ного фонда, на границе с Астрахаснким государственным биосферным

заповедником.

   Калмыцкие села были оставлены. Крупный рогатый скот перегнали на

новое место. С семьями туда переехали Базаралиев Ногман и Яваев

Бикбулат. Сначала принялись сооружать хошары для скота. По кругу

диаметром около 30 метров зарывали стойки, к ним крепили жерди из

тала и снаружи прислоняли снопы камыша, которые прижимали такими

же жердями. В этой затишке и зимовал скот. Навоз не вывозили. Просто

соружали рядом другие  хошары.

   Эти сведения привожу со слов Мажитова Якуба.  -

На следующее лето поехали на сенокос. Крупный рогатый скот

уже перевели в Сазаний. Через рукав Бахтемир их заставили

переплыть. Содержали на новом месте и маточное поголовье лошадей.

Поставляли в село стельных телок и лошадей. Сено косили двумя

конными косилками. Сгребали конными граблями. Мы с Яваевой

Менирой таскали в числе других маленьние копны в кучи. Для этого

под копну просовывали две палки и, как на носилках, перетаски-

вали их в общие кучи. А оттуда их на конной тяге возили к месту

скирдовки. Для этого к широкой толстой доске длиной до двух

метров посредине врезали ручку. Одной рукой управляют

лошадью, другой направляют за ручку доской, которая волочит 

несколько копен. Сено тут же скирдуют.

   Когда в 1958 году я вернулся из армии, то сено частично уже

возили в село на машинах. Первыми шоферами были Нигмат Шамгу-

нов, Габбас Давледьяров, Курбанали Сиражетдинов, Хамзяев Вахит.

Позже уже ежедневно привозили сено на тринадцати машинах. Поя-

вились пресс-подборщики. Тюковое сено стали возить и тракторами.

Каждый год колхоз посылал механизаторов на несколько месяцев

на сенокос, а зимой на прессовку сена со скирдов. Зимой же

перевозили и сено.

   Надо добавить, что и на территории села до сооружения рисовых

чеков были хорошие сенокосы. Тогда некоторые участки затаплива-

лись, а обвалованные не успели засолиться. На месте Садовой

улицы и за ним начинался прекрасный сенокос. В по участкам ездил

объездчик. За потраву сенокоса наказывали очень стрго. Сельчане

косили себе сено в неудобьях по деревьями, боясь даже прибли-

жаться к колхозным участкам. Сено летом перевозить домой запре-

щалось. Только осенью с окончанием сенокоса колхозники принима-

лись возить его кто на чем. А колхозное возили зимой.

   До сих пор в поле встречаются концентрические валики. До

образования колхоза стога окапывали траншеей, чтобы не травил

скот. Их у нас называют ур. Ура по-татарски означает окружай. В

данном случае окружить сено траншеей. То же означает боевой

клич тюрок кочевников "Ура!" в значении призыва к атаке и

окружению противника.

Вернуться

 

 

Hosted by uCoz