21.   Обряд бутка пешеру

   Этот обряд записан со слов Шамгуновой Хатимы Юнусовны

1917 года рождения. Родом  она из Ульяновской области,

Кулаткинского района, деревни Верхние Терешки.

   Я мишарка. В 13 лет в родном селе впервые участвовал в проведении

обряда бутка пешеру (тат. лит. ботка - каша; пешеру - варить; на нов. булг.

гов. бутка.). Это обряд вызова дождя - янгыр теляу. Перед войной приехала в

село Новые Булгары. Год был засушливый. После пятичного намаза старики провели

маслихат - совет. Было сказано, что год ныне засушливый. Дождей

давно не было. Неполиваемые участки сохнут, сена тоже может быть мало.

Предлагается провести обряд вызова дождя, то есть сварить кашу.

В назначенный день на берегу сложили два очага с котлами. Женщины

Самихова Захида, Салахутдинова Рокыя хлопотали у котлов. Мы, кто

помоложе, помогали им. Кто поднесет воду, кто дрова. Обычно ближе

к бергу вода из-за волн мутная. Вот и стараешься заходить

поглубже и зачерпнуть, где почище. Я подносила дрова. Все село

собралось на берегу у перевоза возле Байгльдиева Исая. У каждого

принесенные из дома тарелки с ложкой и ведерки. После молитвы

всех угощают кашей. Потом начинается самое интересне. Если для

детей и молодежи это взможность повеселиться, то старики пресле-

дуют чисто практические интересы. Им нужен дождь. А для этого

необходимо не только сварить кашу, но и облиться водой. Но это

уже с удовольствием берут на себя люди помоложе. Обливаем водой

друг друга. Чтобы за ней далеко не ходить, место специально выби-

рают у воды. Подойдешь и с некоторой опаской, обольешь аксакала

с головы до ног. Он только отряхивается, улыбаясь, и приговаривает:

  - Кабул булсын, балалар! Янгыр  булсын!"  Действительно, вскоре

прошел сильный дождь.

   В следующий раз обряд янгыр телэу - вызов дождя был проведен

в 1945 году при председательстве Сайфуллина Абдрахмана. В колхозе

специально забили скот, выдали рис. С утра Хайретдинова Шамсенур, 

Яваева Калямгель хлопотали у котлов. Старики на валу у

нынешнего клуба, сменяя друг друга, читали молитву. Наконец,

стали раздавать кашу. Мы, дети тоже получали свои порции. Наиболее

смышленные из нас, вымыв посуду, вновь становились в очередь.

Шамсенур апа ругалась, боясь что на всех не хватит, но упомнить

нас не могла и выдавала еще раз. Тут начали все обливать друг

друга. Вскоре показалась синяя туча и прошел сильный ливень.

 Об этом рассказали Мажитов Якуб и Хамзяев Вахит. По свидетель-

ству Салахутдинвой Рокыи в селе в последний раз провели

обряд в 1972 году. Она назвала в числе участников ту же самую

Самихову Захиду. Только они провели обряд за селом и принимали

в нем участие только бабушки. По всему видно, что обряд - булгарское

наследие. Они сохранили его языческих времен, когда их предки

были кочевникам. Сходный обряд сохранили сегодня и калмыки.

Вернуться

 

 

стационарные архивные стеллажи|

Hosted by uCoz