18.   Общественная жизнь и обычаи в 20-30-х годах         

   Мечеть была центром общественной жизни в селе. Имянаречение,

свадьба, похорны и другие важные события были связаны с религи-

озными  обрядами. Мулла разрешал конфликтные ситуации, следил за

порядком землепользования, приводил к любой жизненной ситуации

высказывание пророка Мухаммеда, что было убедительнее всех дру-

гих доводов. Особо значимы были религиозные праздники. Детей с

малых лет обучали Корану, знакомили с жизнеописанием пророка

Мухаммеда, водили в мечеть. Так Абдулгани Сабирович вспоминал:

  - В  один из религиозных праздников мой дядя Исмагиль по

настоянию матери повел меня в мечеть. Когда мы пришли, народу уже

было много. Человек 60-70 мужчин сидели рядами впереди. Задние

занимали женщины, бабушки, у которых не было мужей. Дядя прошел  к

первому  ряду, а я около двери сел на пол, где постелены паласы.

Молитву я еще не знал. После ее окончания, стали собирать

пожертвования для мечети, затем для бедных и сирот. Когда стали

выходить из мечети, я оказался первым и из шалости стал прятать

галоши. Одну пару спрятал подальше, как выяснилось, Ахун бабая

Назметдинова. Мужщины, не находя своих галош на месте, переру-

гались. Они спешили на кладбище. Я с интересом наблюдал за

этим. После обряда поминовения дома нас ждали как больших 

гостей. Я без всякой опаски рассказал дяде о своей проделке. А о

том, что случилось дальше, можно догадаться.

   Отсутствие клуба не смущало молодежь. Была организована

художественная самодеятельность. 22 января 1920 года по докладу

Нургали Хабибуллина исполком постановил " ...в пользу неделе

фронта устроить платный спектакаль и собрать пожертвования".

   Всточное Бюро при Губернском комитете Российскго Коммунистического

Союза молодежи 23  марта 1921 года обратилось в исполком сельского

совета. "Губернское Тюркское Бюро РКСМ просит Вашего рапоряжения

о представлении пиянино, находящегося у Шайхи Шамсетдинова,

Новобулгаринской ячейке, что способствует духовному развитию

членов ячейки" (орфография сохранена С.Ш.).

   Молодежь ставила спектакали в здании школы. Из девушек активными

участниками самодеятельности были Галимова Зайнап,

Явава Ажархан. Позже к ним присоединилась Бакиева Бибинур.

Надо сказать, что девушки редко участвовали в выступлениях.

Были поставлены пьесы "Галиябану", "Сунгэн йолдызлар", "Булэк

эчен". Галимов Шакир прекрасно играл на тальянке и скрипке.

Руководил самодятельностью он вместе с Хабибуллиным Нагимом.

   Булгары отличались высокой нравственностью, веротерпимостью и

миролюбием. Эти качества отмечали и русские летописи. Общественное 

мнение, основанное на устоях мусульманства, имело определяющую

роль во взаимоотношениях. Человека с детства воспитывала

сама среда. Авторитет стариков был непререкаем. Как-то Хусаин

Салихов прошел мимо старика, не поприветствовав его. Аксакал по-

дозвал мальчика, расспросил чей он сын, сделал внушение, чуть не

открутив ухо, и велел сказать об этом отцу. Отец тоже строго

наказал за непочтение к старшему. С тех пор Хусаин, которому за 70 лет,

увидев старшего, уже издали снимает головной убор и с поклоном приветствует

его. Непререкаем был и авторитет учителя. Особенно строго

наказывали за воровство. Об этом случае рассказал Валиуллин А.С.

   Однажды не вышел на обвалование Ислямов Фахрислам. В этот

день он украл со стойки - большой рыболовной лодки под  парусом

икру и хлеб. Рыбаки заявили об этом руководству села. Когда

пришли к не вышедшему на обвалование Фахрисламу, то застали  его

за едой икры с хлебом. Он раньше отличался неоднократным

воровством. Большинством голосов решили зарыть в тело вала, но

Хабибуллин Галимжан категорически выступил против. Тогда

ворованные икру и хлеб повесили Фахрисламу на шею и с позором 

провели по улицам села,заставляя кричать: - Я вор! Я украл хлеб! Я

украл икру!

   В 20-е  годы обычный сегодня трактор поражал настолько, что

нам это трудно понять. Асадуллина Аминахан рассказала следующее.

  - Учитель на уроке рассказал нам тракторе. Объяснил, что

сделан он из железа. Работает на керосине и тащит плуг с

несколькими лемехами. Я дома рассказал об этом отцу. Папа отшлепал

меня за эти богопротивные слова, приговаривая:

  - Чукынган! Как это твой трактор сам без лошади тащит плуг!

Как это не корми его сеном! Да как он пьет керосин! Это же

ке-ро-син! В своем ли уме ваш учитель?

   По иронии судьбы в 1936 году на плашкоутах привезли в колхоз

трактор марки СТЗ и выгрузили на высоком берегу у семафора в

двух шагах от дома отца Хусаина. Собрались все жители села и

торжественно проводили трактор до правления. Огромные железные

колеса с шипами буквально разрыхляли даже самую наезженную

дорогу. Состоялся митинг. Всем хотелось увидеть, как трактор

пашет. Сельчане с удивленим осматривали невиданную машину, а некоторые

и побаивались. Тракторист Закир Хабибуллин проложил первую борозду. Можно

себе представить, какие чувства испытал Хусаин, увидев это. Его жизненный

опыт не допускал подобного, но трактор вот он, перед глазами! Тут кто-то

сочинил куплет, ставший знаменитым.

                    Тр-тр трактор, 

                    Зинхар, бабай, ерак тор.

                    Безнен ничек эшлэгэнне

                    Читтэн генэ карап тор.

   После этого трактор стал гордостью сельчан. Обычно на праздник

Первомая в селе проводили демонстрацию. Во главе шел трактор

и тащил отремонтированный к весенним работам водополивной

двигатель. Следом шли колхозники с граблями и иным инвентарем,

за ними школьники со знаменем, горном, барабаном. Шествие

проходило село из конца в конец под пение "Интернационала".

   Не меньше волнений испытал Хусаин, впервые попав на демонс-

трацию еще немого тогда кино. Фильмы тогда называли в селе

туманная картина или на татарский лад "туманный картина", с ударением на

так же на последний слог. Он долго не мог успокоиться и все

повторял жене:

  - На стене на куске бязи скачут лошади, ходят люди!  Я  специ-

ально отвернул материю и заглянул за нее. Нет там ничего! Ахары

заман наступает! Валлахи! Ахыры заман! (конец света).

   Надписи под кадрами читал человек пограмотнее. Он же при

необходимости пояснял происходящее на татарском. Большинство

плохо владело русским, а некоторые совсем плохо. Не случайно

Утяпова Габида, увидев на 17-ой пристани в Астрахани маленького

мальчика, бойко разговаривавшего с матерью, с изумлением поведала

об этом: - Сам такой маленький, а по-русски так и тараторит!

  Когда колхоз в 1940 году впервые организовал поездку в

Икряное на просмотр звукового фильма "Чапаев", некоторые

заглядывали за репродуктор, ища там чтеца.

   Большим успехом пользовался знаменитый жанр народного творчества 

"серле капчык" - мешок с секретом. Это была своеобразная

форма критики, сатиры и тонкого юмора. Поводом послужил такой

факт. После удачного урожая в 1927 году в артели Прогресс в нее

старались перейти многие члены из "Эшче". Напрасно пытались

пристыдить перебежщиков. Тогда и родился "серле капчык". Перед соб-

равшимися появлялись двое, обычно Муртазин Абдуллажан, Нагим

Хабибуллин и начинали с "трудом" развязывать принесенный мешок.

Эта возня, реплики из зала подогревали интерес зрителей. Из мешка

Нагим доставал самые различные предметы, а Абдуллажан с присущим

ему остроумием комментировал. Живой гусь означал летунов из

артели в артель. Раздвоенное крыло гуся - распространителей

слухов между ними. Пустая бутылка говорила о любителях выпить,

которых выгоняли из коллективов. Если Нагим доставал картофелину, то

другой пояснял что такой-то выкопал из общего поля для себя два

мешка картофеля. Сухая рыба означала незаконный вылов рыбы из государс-

твенного пруда. Тогда на Арыш куле государство соорудило рыбо-

водный пруд. Но вскоре из-за плохой организации оставило эту

затею. А что осталось от него, растащило население. Сам пруд

перешел к артели "Эшче". Порой Абдуллажан отпускал экспромты на

грани фола. Под конец все предметы выметались метлой. Серле капчык

представляли до войны.

   Именно Абдуллажан сочинил до сих пор известный куплет. Яваев

Бикбулат был коренаст, маленького роста. Проезжая по невысокому и

узкому валу пруда, который назывался "Мальборо", упал с лошади.

Валы были узкими и по ним запрещалось ездить, но Бикбулат

пренебрег запретом и поплатился.

                 Кечкенэ генэ  Бикбулат 

                 Мэнгэн  узэнэн  зу ат.

                 Мильбрунын валын бозып,

                 Ятадыр авыр сулап.

  В селе был прекрасный обычай называть

близкого друга каким-либо ласковым или красивым именем. Так Асадуллина

Аминахан и Муртазина Фагиля, собрав настоящую гулянку, при всех

нарекли друг друга дускаем \по-русски подруженька\ и около 60 лет

называли так друг друга. Были имена кубэлэгем -моя бабочка,

ландышым, ахирэтем, аппагым, эверем, годок и другие. Если ландышым

понятно и без перевода,то ахирэтем означает близкого друга

как в этой жизни, так и в загробной.

   Если в селе несколько человек имели одно имя, они тоже получали

прозвища (тат.лит. кушамат; кушу - прибавление, ат - имя). Светлого

Гиляжедина Узбекова называли Сары Гиляж -(сары - желтый, светлый), смуглого

Сиражетдинова Гиляжетдина -Кара Гиляж (кара - черный, темный). Темного

выходца из Казани Усманова Гарафетина называли Кара казанлы.

   И в других татарских селах существовал этот обычай.

В его основе лежит древнее поверье о том, что называя человека

по имени, можно навлечь на него злые силы. Поэтому еще в далекие

времена человеку давали второе имя. Эта традиция и сегодня соблюдается

в нугайских селах, когда человека в селе невзможно найти по имени,

даже находясь рядом с его домом, пока местный не сообразит спросить

его прозвище (тат. лит.кушамат).

Вернуться

 

Hosted by uCoz