11.   Открытие и работа школы 

   Повседневные заботы о земле, тяготы гражданской войны не

заслонили вопроса об обучении детей. Архивные данные свидельствуют,

что"...школа функционирует с 1918 года, каковая была открыта

гражданином села Габбасом Юлгушевым." На общем собрании было

решено учить детей в домах сельчан. В 1918 году дети учились в

доме Шайхуллы Аадуллина. В протоколе заседания сельского совета

8 августа 1919 года говорится, что "...исполком ходатайствует об

овбождении Баширова Абдрахмана от воинской обязанности, как

избранного за устройство народной школы." На следующий год Шайхулла 

не выдержал присутствия школы в своем доме, поэтому осенью

следующего года исполком вновь вернулся к вопросу о школе. 

Было составлено такое обращение.

  - " Не имея возможности, а так же тяжелое время, построить за

собственный счет, постановили просить Астраханский Комссариат

Народного провещения исходатайствовать разрешение на перенос из

с. Икряное дома, пожертвованного Гали Шакировым на культурно -

просветительские цели. Расходы на перевозку дома принять на

счет исполкома и передать на учет Комиссариата Народого просве-

щения."  Несмотря на витиеватость языка, документ отражает

остроту проблемы. Шла ожесточенная гражданаская война. Многие

мужщины были призваны на фронт. Как и в наше послеперестречное

время деньги обесценивались со всеми вытекающими отсюда

последствиями. Сельчане не могли осилить строительство школы.

Для содействия нуждам школы еще 26 августа 1919 года был избран

школьный совет в составе Гайнуллы Бакиева, Гэрэя Сабитова и

Сиражетдина Амирова. Дом не был перевезен, так как 17 октября

следующего года исполком под председательством Самигуллина постановил

  -"Отвести место на берегу Волги между дворами Гатина и Юсупова

в длину 20 саженей, в ширину 40 саженей. В срочном порядке

принять меры силами исполкома и школьного совета для постройки

школы в количестве 4-х человек, поручив техническо-строительному

отделу произвести уплату денег за работу. В помочь Сабитову для

наблюдения за работой работников назначить Баширова Абдрахмана.

Выслать в Астрахань в срочном порядке посуду для перевозки материалов с

достаточным количеством рабочих". Посудой тогда называли судно. Как видно

из документа, школу планировалось построить нанынешнем месте. Для этого

по брегу отвели 85 метров. Сегодня там школьный двор.

   К осени 1922 года школу так и не построили. 22 октября

постановили "Просить Асадуллина и Нурмухамедова об уступке их

помещений под школу, а в случае отказа взять помещение Файзуллина

и провести ему ремонт за счет школьного совета." Но вскоре опять

решили "...занять помещене Салимжана Хабибуллина... Учителем в  школе

назначить Баширова Абдрахмана, определив ему содержание в 600

рублей в месяц с 1 января 1923 года".

    Далее привожу слова Мажитовой Айшахан 1910 года рождения.

 -  До переезда в Новые Булгары я один год проходила в школу. Мне

было шесть лет. Через год возобновила учебу.

На новом месте училась у многих учителей. Два-три месяца успели мы

проучиться у хэльфэ (учитель) Баширова Абдрахмана по религиозной

программе арабской графикой. Мы младшие учились по книге, которая 

называлась Кэримэтен, старшие изучали Коран, Эфтияк без перевода с

арабского на татарский язык. Хэльфэ кое-что переводил с арабского. 

Мы заучивали арабские буквы элеп, би, ти, си, жом, ха, хи, мэмвэлитэ

и другие. Писали под диктовку (инша), сочинение (имлэ). За

разговоры хэльфэ очень быстро наказывал. Подойдет и скажет так

ласково:

   - Вытяни рученьки, кадерлем! - и бьет палочкой по руке

несколько раз. Как-то обратилась я к Галимовой Зайнап насчет

решения примера, так тут-же услышала: - Вытяни-ка рученьки,

ненаглядная! А однажды за провинность Искиндирова Вагиза и Яваева

Шафика на целый урок, закатав штанины, поставил коленками на

горох. Пришлось на перемене выковыривать горошины. Лишь однажды

Гатину Ибрагиму удалось избежать палок. Урока он не выучил.

Зная, что наказания не избежать, под рубашку на спину подложил 

поднос. Когда хэльфэ, осердясь, ударил его палкой по спине, то

неожиданно услыхал не привычное ойкание, а грохот, который тут  же 

потонул в хохоте ребят. Смеялся до слез и сам хэльфэ и простил за

изобретательность лукавого Ибрая.

   Хабибуллин Нагим вспоминал: -В 1924-25 годах детей учил в

своем доме Баширов в частном порядке. Через два-три года 

своими силами построили большую мазанку на месте обелиска. Из

Астрахани прислали учителя. Звали его Мугин. Был он тихим, мягким,

что после строгого Баширова, дети чуть ли верхом не ездили на нем.

   Многим детям нечего было одевать. Таким трудно было учиться.

Абдулгани Валиуллин в 1928 году пошел в новую школу в "ярты класс"  -

нечто вроде сегодшяшнего подготовительного класса. Школа

представляла собой камышитовый дом крытый лесом на невысоком 

фундаменте. В длину около десяти метров. Состоял из одной комнаты,

где одновременно учились все четре класса. Тех, кто не успевал,

оставляли на второй или третий год. Иногда девочки в шестнадцать

лет, не закончив 3 - 4 классов входили замуж. Во время проверки

явки в школу можно было слышать ответ дежурного, что Маисарвар

не пришла в школу, потому что вышла замуж. Так же со школьной

скамьи вышли замуж Мирват Джубатова, Заида Измаилова и другие.

Учителем был Мирзоев Измаил.

   Вопрос о строительстве школы разрешился совершенно неожиданно

и несколько курьезно.

     Вот что рассказал в 1973 году Хакимов  Хасан. 

В одно туманное утро после долгих приключений к нашему берегу пристал

баркас с плашкоутами на буксире. На них были нагружены материалы

для строительства школы. Капитану была дана команда доставить

груз в село Ямное, которое сегодня входит в Володарский район.

Капитан доставил его в село Ямное Икрянинского. Там от груза

отказались. Пришлось незадачливому капитану тащить буксир, но

уже против течения. При сильном тумане пристали к берегу. Председатель 

сельсовета Хасанжан Халитов обратился к расстроенному капитану:

 -Слушай,капитан,что везешь?  -

 -Не видишь,материалы для школы! -

 -А куда? -В Ямное. -

 -Откуда? -

 -Из Ямного. -

 -Так не бывает! -

 -Вот и мне не понятно куда! В Ямном отказались от груза.-

 -Так чей же этот груз? -

-Я уж совсем запутался. Не знаю чей он.

-Слушай, дорогой! Я знаю! Они наши. Давно ждем. Беспокоиться уже начали!

 И опять зачастил: _ Где бумаги? Где подписать? Давай выгружай!

-Ну,не знаю! Забирай! Подпишись и забирай._ 

   Халитов быстро организовал все взрослое население

села на выгрузку. Пластины для деревянной школы таскали даже

дети. Когда в Астрахани разобрались в ситуации, то решили оставить

все как есть. Позже завезли и остальные материалы.

 По словам Хабибуллина Нагима, груз предназанчался для села

Алгара ныне Камызякского района. Видимо, капитан ошибся, так как

названия сел созвучны. Баркас, оставив буксир, ушел. Хасанжан,

получив накладные, узнает, что груз пришел не по назначению, но

утаивает это от шкипера.

  Дальнейшее развитие событий привожу со слов Хусаиновой Сафии.

   - Начали строить школу в длину, по линии ее нынешнего забора.

Мы дети очень любли играть на месте стройки, бегали по возводимым

стенам. Фундамент первоначально был намного ниже. Во время

затопления села паводковыми водами в 1926 году частично возведенные

стены школы стали уплывать, но зацепились за береговой вал. После 

схода воды школу заложили на нынешнем месте с более высоким

фундаментом. Достроена она была в 1930 году.

  Хасанжан был бедняк из бедняков. Иногда вместо рубашки летом  приспосбливал

холщовый мешок. На дне прорезал отверстие для головы, по бокам для рук,

перепоясывался веревкой. Сельчане в шутку говорили,что загрязнившуюся самодельную

рубашку он выворачивал наизнанку чистой стороной. Будучи председателем

сельского совета однажды собрался ехать в райисполком в разной обуви. Когда

сельчане обратили на это внимание, он не смущаясь объяснил, что его дети куда-

то подевали одну его обувку. Позже его пыталлсь раскулачить по доносу. Много-

численные комиссии не находили оснований. Все-таки его позже забрали в НКВД.

   Для взрослого населения открывались курсы ликвидации

безграмотности. Тот, кто умел читать и писать считался грамотным

и не подлежал обучению на курсах. Умевших только читать, относили

к категории малограмотных. А ставившие только подпись,

был неграмотным. Активисты ходили из дома в дом и записывали

на курсы ликбеза. Село было поделено на двадцатидворки. Обычно

занятия проходили вечером в школе. Там показывали диапозитивы,

увидеть которые  приходили многие. Изображения были нанесены

на стеклянные пластинки. Вместо нынешней электрической подсветки

использвалась керосиновая лампа с отражателем. Кадры рассказывали и

о стройках первых пятилеток. Собирались и у

кого-либо дома. К многодетным отдельно ходили домой. Братья

Яваевы Хусаин и Абубакар под старость едва одолели грамоту и

научились расписываться, писать свою фамилию, имя и отчество.

Утяпов Хабибулла до окончания курсов имел печать со своей

фамилией, которую с важностью прикладывал к нужной бумаге.

А после окончания курсов ликбеза с не меньшей важностью

расписывался сам.

   Поначалу пользовались арабской графикой. Затем перешли на

латинские буквы. Позже в 30-е годы на основе русского был

разработан татарский алфавит. Учили на курсах грамотные взрослые и

те, кто недавно окончил четыре класса. Это Заитова Гельзифа,

Галимова Зайнап, Асанова Фатима, Шафиева Сабира, Галиаскарова

Амина, Сиражетдинова Хадича и другие.

   Особо нужно сказать об одних из первых учителей школы Абдуллине

Галляу и его супруге Маисарвар. С их приездом в школу в 1928 года о

на стала лучшей в районе. Галляу хэльфэ (учитель) привез саженцы тутовых

деревьев, вяза, тополя. Ими обсадили территорию вокруг школы.

Оставшиеся саженцы раздал детям. Они посадили их у себя дома.

Высокий тополь во дворе Азмухановых уже издали обозначал село.

Красивые беседки были увиты диким виноградом. В половодье вода

по водогону сама шла к саженцам, а после дети таскали ведрами.

Вскоре они превратились в прекрасный парк. На пришкольном

участке выращивали тыкву, картофель. С начала учебного года

учащиеся получали на большой перемене по две большие картофелины и

кусок тыквы. Галляу хэльфэ был душой и организатором празднования

1 мая, 7 ноября. Невысокого роста, коренастый, энергичный, с

засученными штанинами, с лопатой на руках- таким запомнился он

булгаринцам. Судьба его была трагична. Перед войной он погиб в

застенках НКВД. Через неделю после гибели его оправдали. Сарвар

апа одна воспитала детей. За многолетний труд в школе награждена

орденом Ленина.

Вернуться

 

Hosted by uCoz