10.  Развитие коллективной формы земледелия

   В марте 1920 года крестьяне перехдят к более сложной форме

коллективного землепользвания. Была организована артель "Фикрь"

("Мысль"), деятельность которой регулировалась Уставом, выработанным

собранием всех членов. В хозяйственном обороте было 230

десятин земли. Продукты труда распределялись на общем собрании

членов артели по затраченному труду. Каждый старался продать

урожай в Астрахани. Наиболее удобно было доставлять товар на

продажу на подчалке, который доставляли в город обычно на

Татар базар по воде. Артели платили налоги госудрству. Работы

распределяла хозяйственная комиссия. Были недоразумения при

обваловании посевных площадей. Не выполнившие наряд отработали

в принудительном порядке. Одного члена исключили за самовольную

продажу лошади. Государство выделило за год 35 льготных ссуд, в

том числе 250 пудов пшеницы, 40 пудов проса, 180 пудов картофеля.

Из выделенных 8 выбракованных лошадей пало 7. Для нужд артели

каждый член внес 1100 рублей безвозврано. Артель пригласила

Абдрахмана Дашкина кузнецом. В 1923 году за членами артели

Фикрь числилось 270 лошадей, 48 верблюдов, 73 коровы, один вол, 15

овец, 115 коз. Артель имела 46 сох, 36 борон, 3 сенокосилки, один

двигатель, 5 чигирей, 52 арбы, саней 21, 4 телеги, 54 упряжи, 25

амбаров, 57 дворов, 62 избы. А всего в артели 63 члена.

   В 1920 году образовалась другая артель "Прогресс". Члены

этой артели больше занимались скотоводством. Ее так и называли

молочной артелью. Список членов утвердили в районе. Землю

членам артели отвел присланый землемер. Государство выделило ссуду

семенами картофеля в 25 тонн. Урожай удался хорошим. Усман

Юлгушев известил об этом районные власти. Приехавшие представители

удивились необычному урожаю. Булгаринцы из поколения в поколение

обрабатывали землю, и такие урожаи для них не были чем-то

необычным. Была возвращена ссуда в размере 30 тонн. Часть

населения не входила ни в одну артель. Протокол заседания исполкома

сельского совета от 7 февраля 1920 года гласила: "...принять во

внимание раздел поселка на три группы - сельскохозяйственную

артель, молочную артель и население."

 К 1922 году положение усугубилось. Весной в артеле "Фикрь"

недостовало семенного картофеля 600 пудов, пшенцы 32 пуда, ячменя

80 пудов, 60 пудов проса, 40 кукурузы. Более крепкие хозяева

стремились выйти из артелей и самостоятельно вести хозяйство. Они

имели возможность обрабатывать больше земли, поэтому требовали

нового передела угодий.

 Обеспокоенный этим Икрянинский Волисполком 4 мая предписал

"...не  допускать частых переделов земл по почину отдельных

групп крестьянского населения и подтвердить Обществом воспрещение 

полных переделов ранее истечения 9- летнего срока без разрешения

Уземотдела."

   В артели "Фикрь" 1924 году число членов ократилсь до 63. Но

вырсло количество животных и инвентаря. Появился один 

водополивной двигатель.

   После затопления села паводковыми водами в 1926 году посевы

погибли. Люди стали разъезжаться. Некоторые стали кустарями, кто

стал рыбачить в Бахтемире. Но большинство, несмотря на беду,

оталось на месте, но "Фикрь" распалась. Осенью председатель сельского совета

Усман Юлгушев стал агитировать сельчан к организации новой артели, так

как государство давало ссуду на обвалвание села и полевых наделов.

Образовалась артель "Эшче" (Работник), в которую вошли 35 хозяйств. 

С большим трудом до морозов обваловали село от нынешнего хозяйства

Байгельдиева до семафора. Причем хозяйство Байгельдиева осталось

за пределами обваловки. Тогда это место пустовало. А Исхак

Байгельдиев построился там позже. Его дом стоял на сваях. При половдье

в дом попадали на куласе. Его дети из бревен сооружали плотик и

катались. Куласик обычно привязывали у магазина.

   Решением собрания жителей села каждая семья обязывалась 

насыпать в тело вала пять кубических саженей земли. Обваловали и

пашни. Имущество членов артели не обобществлялось. Пахотные участки

делились по числу мужщин в семье. Женщины наделов не получали.

За порядком выполнения работ следили удаманы. В разное время

эти обязанности исполняли Сиражетдинов Гиляжетдин, Асадуллин 

Шайхулла, Яваев Абубакар. Выделяли наделы мулле и муэдзину.

   Были и крепкие, которых называли кулакам. По словам Усманова

Асадуллы Тажетдиновича, самыми богатыми в селе были Маннаф Алиев

с сыном Кабиром, Сабитов Гэрэй и Шайхутдин Шамсутднов. Они и до

революции имели хороший достаток. Кабир, унаследовавший после

смерти отца Маннафа все хозяйство, в 1928 году имел до 150 коров,

столько же лошадей, из которых 25 отобраны для верховой езды и

содержались в отдельной деревянной конюшне. Содержал до

600 овец. Доярок нанимал. Доили его коров мая мать Хадича,

Марфуга Сиражетдинова, Малика Бердиева, Рахиля Бикмабетова и другие.

Сенокосные угодия делились на всех мужчин, но он скашивал

большую часть участка Прогресс. Одновременно косил пятью или шестью

сенокосилкамии, меняя лошадей до трех раз в день. Кабир давал

косарям задание и тут же оговаривал плату. Если работа срочная, то

не скупился. Валиуллин Сабир за день вырыл яму для чигиря, за

что получил лошадь с подводой, которую вскоре пропил. Платил Кабир бай

бараном, мясом, мануфактурой, семенами или мукой. Нанимались к

нему работать Амиров Сиражетдин, Сиражетдинов Гиляжетдин и 

другие. Порой ссужал и оговаривал ряд работ, которые необходимо было

выполнить в течение года. Мой отец взялся установить колесо

чигиря и получил за срочность исполнения хорошую плату. Чигирь,

(на нашем говоре чогыр, на ног.яз. шогыр, тат.лит. чокыр - яма) -

механизм для поднятия воды с ильменя на склон бугра. В низовьях

Волги он известен с 8 - 10 веков. Использовали его и в эпоху Золотой

Орды, во времена Астраханского ханства, в Ногайской орде. В ногайских

селах им пользовались вплоть до 40-50-х годов, пока не были вытеснены

водополивными двигателями "Болиндер". В нашем селе ими перестали пользоваться

перед войной. Покатые склоны песчаных бугров плодордны, свободны от сорняков,

но требуют частых поливов. Они удобны еще и тем, что не надо ждать

спада воды после половодья. Чигирь сооружается так. Тонкие доски

на ночь замачивают. На другой день на них проделывают отверстия 

и крепят на заранее приготовленных спицах. Получается колесо до

четырех метров в диаметре. При необходимости до шести метров. 

На этом колесе вкруговую крепят жестяные ведерки от пяти и

до двенадцати литров на расстянии до полуметра друг от друга.

Колесо на оси крепили над специально вырытой ямой. Концы оси

крепились в углублениях врытых по краям ямы бревнах. Эти места

трения смазывали мазутом. Для этого оставляли лазы под настил.

Стенки ямы обшивали досками, чтобы не осыпались. Над ямой

делали настил из досок. По настилу ходила по кругу лошадь и

вращала через барабан колесо. По этму кругу ставили ограждение,

чтобы лошадь не упала в воду. Животному завязывали глаза, чтобы у

него не кружилась голова. Погоняли лошадь дети. Искиндирова

Хазина апа, сев на барабан, каталась по кругу и нечаяно попала

пяткой в барабан, от которого через шипы, как при шестернчатой

передаче, вращение передавалось на колесо. Ей чуть не

оторвало пятку. Ведра при вращении зачерпывали воду из ямы и

выливали наверху в желоб. От него вода попадала через водогон в

делянки. При необходимости второй и третий чигири поднимал воду

еще выше. В таком случае вода поднималась до шести и более метров

в высоту. Такое сооружение могли позволить себе наиболее богатые

хозяева. Тогда можно было обрабатывать большую площадь. К

яме воду из ильменя подводили через специально вырытый канал.

   Такие ямы и с заметными следами каналов сегодня сохранилиь на

склонах всех бугров. На наших буграх есть остатки ям от двойных

чигирей. От тройных не встречаются. На северо-западном конце

Зиярат тюбе тоже был соружен чигирь. Вдоль канавы выросли пять

ветел. Это место до сих пор назявается Биш тирэк (пять деревьев).

   На Большом Воровском бугре мне пришлось найти фрагменты глинянных

сосудов от чигиря. Дно у них в виде конуса с выростом для крепления.

В краеведческом музее есть и целые кувшины от чигирей с такми донышками.

   Разговоры о создании колхозов тревожили средняков и более богатых

крестьян. Кабир боялся коллективизации и ею же пугал крестьян.

   -Попомни мои слова, Тажетдин! Придет время, когда у всех отберут

имущество в коммуну. Спать будем под общим пологом, и мужчины, и

женщины и дети.

   Мой отец Тажетдин был средняком. Имел трех лошадей, двух коров,

подчалок, сани, соху, борону. Ему тоже не хотелось ни с кем

объединять имущество.

   Шайхутдин Шамсутдинов до революции служил приказщиком у владельца

магазинов. Затем и сам стал заниматься торговлей. Имел пароход "Ислам" с

двумя 35- сильными двигателями, на котором развозил товары по магазинам

в селах Сергиевка, Беспутное (Николо - Комаровка), в Астрахани

и Камышине. Да и сам пароход был плавучим магазином. В селе

держал 10-15 коров, имел мельницу. Жернова проводились в движение

двигателем "Атлас". У него за плату мололи муку булгаринцы,

бахтемирцы и другие. Остатки жерновов его мельницы, полностстью занесенне

песком, до сих пор лежат рядом с домом Бакиева Равиля, где и жил

Шайхутдин Шамсутдинов. В его доме пожзе было правление колхоза.

Сабитов Гэрэй держал магазины в Ямном, Башмаковке и на Больших Исадах.

   В 1925 году началась подготовительная работа по созданию партийной

и комсомольской ячеек. В следующем году первым коммунистом стал Усман

Юлгушев. Затем в партию вступил Фатхрахман Аюпов. По поручению райкома

в следующем 1927 году была создана комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами

стали Васильев и Хасан Хакимов. Позже в числе других членом ячейки стал

Шакир и Садык Галимовов, Усманов Мухлис, Измаилов Марваретдин, Уманов

Исмагиль. Коммунисты и комсомольцы стали активистами в создании колхоза.

Вернуться

 

 

Hosted by uCoz