ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

                 1.   Основание села Новые Булгары

 

  После отмены крепостного права из Татарии, Симбирской, Пензенской, Нижегородской губерний, районов Самары спускались по Волге в поисках лучшей доли казанские булгаро-татары, а также пензенско-нижегородские, симбирские, хвалынские мишари. Частые засухи губили хлеб, а в низовьях можно было прокормиться, нанимаясь к рыбопромышленникам или батраками в ногайских (далее нугайских как прозносится на ногайском) т.е. юртовских селах Зацаревской волости, ныне - Приволжский район (примечание 1)    В отличие от их родины, где урожай зависел от осадков, земледелие здесь было поливное.  Большинство переселенцев было из сел Татарии и родилось в 1870- 90-х годах. Но были и такие, кто уже в довольно немолодом возрасте, при эпидемии или голоде покидал родные места. Так, спасаясь от эпидемии приехал Исмагиль Искиндиров с семьей. Был он известным знатоком Корана, лечил людей травами и умер позже в Новых Булгарах, заразившсь именно во время

эпидемии. Усманов Гарафетдин из Казани приехал с семьей, братьями будучи уже старым человеком. Те, кто не владели ремеслом, больше оседали в сельской местности, предпочитая единоверческие нугайские села близкородственные по языку. Многие выбирали для жительства махалля татарского Тияка Астрахани. Веским доводом при этом было наличие мечетей и школ при них. Только Барый Сабитов жил в Сергиевке Икрянинской волости. Так же Нажметдинов Абдельхак дед Мажитовой Амины по матери держал магазин в селе Комаровка и проживал там с семьей. Хабибуллин Салимжан вначале обосновался в татарском селе Маляевка ныне Волгоградской области, откуда позже прибудет с семьей Такташев Зиннур, говор которого выдавал нем мишара. Затем Салимжан жил в Тишково Астраханской губении, где было много казахов. Позже он переселился в село Новые Булгары, которое основали его земляки. Сиражетдин Амиров из Татарии тоже оказаля в Тишково, затем в 1918 году переехал в числе первых в Новые Булгары с двумя братьями.   Осевшие в нугайских селах, по найму обрабатывали поля и на нынешней территории нашего села, куда при необходимости можно было дойти и пешком. Важно было наличие в реке и ильменях бесчисленного количества рыбы. Земледельцы обваловывали ильмени. Накопленный за столетия, толстый влажный слой ила в первый год и без полива давал отличный урожай любой культуры. Через два года ильмени снова промывали. Так же здесь былиуникальные сенокосы с богатым разнотравьем, хорошие пастбища. Удивителен был и мир животных. Многочисленные колонии птиц вызывали изумление. По свидетельству Рашита Узбекова, родившегося в Новых Булгарах в 1919 году, крутой изгиб русла рукава Волги Бахтемира у Казак бугра тогда как и сегодня называли Золотым дном, из-за богатых уловов красной рыбы. Красивый уголок в дельте Волги идеально подходил для основания села, о чем мечтали батраки.    Владельцем этого острова, названного Озерами Мирзы (Мирза куллэре),первоначально был Тимбай-казак ( примечание 2 ), получивший эти земли за службу. <Казак> - это тюркское слово означающее "вольный человек, кочевник",позже так стали называть человека, несущего военную службу. Этот тюркизм позже вошел в русский язык. Следующим известным владельцем был казанский мирза Сагитов, а затем его родственница Амина Галиаскарова, у которой участок арендовал богатый хозяин из селаКомаровка (ныне Камызякского района) Илья Комаров за 5000 рублей. Он переарендовывал Ак буз и Солы буз башмаковцам за 3ООО рублей, о чем был составлен документ. Срок аренды Комаровым подходил к концу. Купить эти земли пытались также Абдулманнаф Алиев из Башмаковки и Шайхутдин Шамсутдинов из Астрахани, но торг не привел к соглашению. После Февральской буржуазной революции 1917 года переселенцы-татары, осевшие в селах Майлы Куль (Яксатово), Каргалык (Карагали), Кызан (Татаро-Башмаковка), объединились в "Общество безземельных крестьян". Они выбрали комиссию

из десяти членов и оформили документ с обращением к Учредительному  собранию о разрешении покупки земели в Озера мирзы (Мирза куллэрэ).   В состав комиссии вошли: Шайхулла Асадуллин, Мифтях Муртазин, Галляу Вафин, Гумар Вальшин, Гали Шакиров, Гали Шамгунов, Абдрахман Баширов, Габбас Юлгушев, Исмагиль Искиндиров, Сингат Абдуллин. Они наняли в Астрахани адвоката Яковлева за 220 рублей для ходатайства

перед Учредительным собранием. Но первые шесть семей переехали сюда уже весной 1917 года, подав пример другим желающим из Тияка и нугайских сел. Обосновались здесь мой дед Сиражетдинов Гиляжетдин, смуглый мужщина крепкого телосложения, ростом выше среднего, Яваев Хусаин, его брат Абубакар Яваев, Вальшин Гумар, Муртазин Мифтях и Мухаммадвали Галимов. Моя бабушка Сиражетдинова Марфуга говорила, что замуж она вышла еще в Каргалыке за своего земляка Сиражетдинова Гиляжетдина. Покидая Каргалык, они заколотили двери, окна. Взяли с собой пока только самое необходимое. В 1917 году они стали первыми жителями будущего села.    Мухаммадвали, переезжая, поднял некоторые вещи под крышу оставленного в Каргалыке дома, а вход в чердак забил гвоздями. Тем не менее кое-что было похищено. Каждая семья спешно соорудила шалаш и начала распахивать участки на Солы бузе. К зиме вместо шалашей построили землянки. Галима-апа - жена Мухаммадвали все укоряла мужа:  - Куда, к какому шайтану привез ты нас! - Их дочь Галимова Зайнап 1914 года рождения запомнила, что отец к зиме построил сарай из досок, занавесил старыми кошмами, выпрошенными у казахов. Вскоре Мухаммадвали, которому было уже 46 лет, забрали на военную службу Семье предстояла трудная зима. В отсутствие мужа Галиму часто выручали казахи жившие на Лощине уже семь лет. Они приносили мясо и говорили: - Доченька, возьми, это твоим детям!

 В этом дворе сегодня живет Шамгунова Хатима. По соседству с южной стороны обосновался Сиражетдинов Гляжедин у которого было двое детей.    Вот что рассказывала Мажитова Айшахан о том времени. Мои родители пензенские татары. Дед Ахмадсафа рано овдовел. Остался с двумя сыновьями Хусаином и Абубакаром. Прошло уже больше двадцати лет, как отменил крепостное право. И он, как и другие, решил переселиться в низовья Волги. Был он очень бедным. Денег на пароход не имел. Около 1888года он с детьми, младшему из которых было не больше девяти лет, пришел пешком в Астрахань. Ему бездомному было трудно прокормть детей в городе. Тогда он нанялся в работники к богатому нугаю в Кызане (Башмаковка). Работал на поле. В то время на месте Башмаковки были четыре маленьних махалля: Кинэгэч, Хужа авылы, Базар авылы и Курнат. В каждом из них были свои мечети и школы (примечание 3). Своего дома у нас не было. Снимали землянку.  Дед вынужден был отдать обоих сыновей в батраки. Мой отец Яваев Абубакар погонял лошадь у чигиря. Однажды он уснул, и хозяин его сонного сбросил в воду. Мальчик чуть не утонул. Хорошо его подцепило колесом чигиря. Позже его забрали в армию. Прослужил он восемь  лет. Воевал на фронтах в первую мировую войну. После службы женился на Хаят -девушке - сироте, бедной как и сам. В 1917 году на свой страх и риск 

вместе со сташим братом Хусаином переселился с семьей в Озера мирзы. До этого здесь уже обрабатывали землю Самигулла бай, Хасанжан Халитов, Гариф. Сразу после нас переехали Туляш Бердиев, Шабан бабай, Шайхулла Асадуллин. К этому времени у братьев было по двое детей. К зиме каждый из них наскоро построил себе землянку, а вскоре

отца забрали на военную службу. Еще три года он воевал на фронтах гражданской войны. К словам Айшахан можно добавить следующее.   Гарафетдину Усманову было уж 55 лет, когда он с женой Бибисарой и пятью детьми водным путем приехал из района села Чаллы в Татарии спасаясь от голода еще в 1914 году. По словам внучки, тогда же он поселился в Озерах

мирзы около семафора, где располагались ледники для засолки рыбы. На

первое время была и работа и рыба для семьи. Он вырыл землянку, местополжение

которой подтверждается архивными данными.

  Вальшин Гумар переселился в 1917 году из Астрахани. Построил шалаш на месте

дома Вагаповой Сагадата. Они дотемна работали на своем наделе, располагавшемся

на Солы бузе за их шалашом. Вечером ужинали и укладывались спать при свете

лучины. Горожанка Айша очень боялась змей. И когда очередная из них проползала

по телу, привлеченная теплом человеческого тела, от неприятного холодка Айша

неизменно вскрикивала. Муж хладнокровно выбасывал их вон. Позже Гумар постро-

ился на другом месте, где сегодня живет его дочь Рашида с мужем Рафиком.

Остальные тоже выбрали для своих хозяйств места вдоль берега, где через год

после переезда основной массы крестьян образовалась нынешняя улица Тукая.

Только Муртазин Мифтях выбрал место повыше на склоне бугра около гаража.

Таким образом в 1917 году в на новом месте уже жило не менее десяти семей.

   Желающих иметь здесь наделы было больше. Но они не рискнули переехать

без разрешения властей. И только опубликования знаменитого Декрета о земле и

установления Советской власти в Астрахани 7 февраля 1918 года укепилась

надежда на успех. Число всупивших в Общесво стало расти и достигло до 350.

Вступительные взносы были увеличены с трех до десяти рублей. Членами

общества стали и богатые люди, имевшие торговлю в Астрахани и селах

губернии. Это Шайхутдин Шамсутдинов, Гэрэй Сабитов, Абдулманнаф Алиев.

Уполномоченные от общества тем не менее собрались поехать в Казань

к владелице Амине Галиаскарвой для переговоров о покупке ее земель. На 17-й

пристани они разговорились с молодым интеллигентного вида татарином. Тот

убедил их отложить поездку. Он объяснил, что вопрос можно решить на месте,

и рассказал как это сделать. Следуя его совету, члены комиссии обратились

в редакцию татарской газеты "Тартыш" и к члену Земельного отдела

Салиху Алиеву. В Земотделе потребовали доказательств, что

Озера мирзы пуcтуют. Жители села Бертюль (Красные Баррикады) представили

нужные документы. Башмаковцы, подняв архивы, нашли документ о субаренде

ими части земель в Озерах мирзы. Это означало, что они не могут претендовать

на Озера мирзы. Бахтемирцы тоже не были против новых соседей. Потомственных

ловцов участки через широкую реку не интересовали. Для подтверждения этого

они направили свидетелем от своего села Никифора Зугаева. Это был мужщина

могущего телосложения. Комаровцы, подстрекаемые Ильей Комаровым отказали в

просьбе. Посланный для переговоров, Нурмухаммед Умеров был избит.

В получении земли очень помог председатель

Астраханского мусульманского комиссариата Касим Шахижиханович Туйбактин.

Комиссариат издавал на татарском языке газеты "Тартыш"("Борьба") и

"Кызыл сенге" ("Красный штык"). Именно Касим Туйбактин

помог узаконить наш список. Для этого он посоветовал нам еще раз

обратиться к Салиху Алиеву. Тот поинтересовлся, нет ли поблизости от села

какой-либо профсоюзной организации. Таковой не было. Тогда он направил нас в

общество "Мазут", где руководитель профсоюза Александр Карпов укзаконил наш

список (видимо, приложил к списку печать профсоюза С.Ш.). Мы

вручили документ председателю Земельного отдела Никитину. После этого из

Астрахани, наконец, был привезен документ, подтверждающий право членов

Общества на пустующие земли. Теперь их осталось всего 141 человек. Остальные

передумали переезжать.

   Вот что рассказывал о событиях 1918 года Баширов Абдрахман.

При частых сношениях с Земотделом в качестве документа мы все время возили

с собой список членов Общества, что было крайне неудобно. Нам посоветовали

дать название новому селу. Мы быстро созвали собрание, на котором была

выбрана подготовительная комиссия для решения вопроса. Свои намерения мы

держали в тайне от богатеев-нугаев, арендующих Ак Буз и Солы буз в

Озерах мирзы. 12 апреля 1918 года в Каргалыке члены комиссии 

рассмотрели три предложенных названия - Новые Булгары, Муслим (т.е.

мусульманин, мусульмане) и Октябрь жимеше (Плод Октября, Октябрьск).

Название Муслим было отвергнуто,

помятуя отношение к релгии пришедших к власти большевиков. Октябрьск тоже

не было утверждено, так как после революции многие населенные пункты уже

были названы так. Село назвали Яна Болгар - Новые Булгары. Большинство

переселенцев были из Казанской губернии и хорошо помнили историю

Булгарского государства, предшественника Казанского ханства (примечание 4).

    Было решено разделить угодия. Это означало, что богатеи-башмаковцы теряли

не только поденщиков-батраков, но и земельные участки в Озерах мирзы. Поэтому

нам пришлось убеждать общественное

мнение трех нугайских сел. Откровенно враждебную позицию занял, пользующийся 

авторитетом в Башмаковке, мулла Гумар. Влиятельные жители Яксатова

и Башмаковки долго отказывались признавать наше право на землю. Напрасно

учитель из Яксатова Салах Байкин убеждал их согласиться с решением

Земтодела. Не смог он помощь нам своим авторитетом.

Не помогло и угощение, устроенное Нуретдином Азмухановым. Мы снова

обратились к Касиму Туйбактину. Он связался с Земотделом. После этого споры

с башмаковцами были улажены. Весть об этом быстро распространилась

в селах и Астрахани. Гумар Нугматов нанял моторную лодку. Мы

погрузились, плывем, радуемся, благодарим мирзу Сагитова и

Советскую власть. Следуя традициям ислама, решаем на новом месте

построить каменное здание школы и мечеть. Кто-то играет на гармони,

слышны песни, смех. За разговорами о будущем не заметили,

как подъехали до места. Еще на Ярык тюбе нас встретил с красным знамнем

верхом на коне Сумбай Мангушев из казахского аула на

Лощине. Пригласил к себе в аул в гости. Он же предупредил о том,

что нас поджидают и комаровцы, вооруженные топорами, лопатами, кольями.

Вскоре со стороны Комаровки показалась враждебно настроенная толпа.

Мы не ожидали такого оборота. Поблагодарив Сумбая, мы были вынуждены уехать

обратно. Комаровскую бедноту на нас натравили богатеи, в частности Илья

Комаров, арендовавший эти земли. Известили об этом Земотдел, где

получили еще один документ подтверждающий получение нами земли. Приехав снова,

для переговоров направили Нурмухамеда Умерова. С ним пошел и Никифор Зугаев.

Пока ожидали результатов, опять показались вооруженные комаровцы.

Из создавшейся ситуации они сделали вполне закономерный вывод -

нежелательных соседей нужно бить. Сиражетдинов Гиляжетдин, Фахретдин

Карпов, Галиакбар Яппаров уговорили наших дать отпор.

Подтвердилась-таки драка. Шла она часа полтора. Кричали жены

комаровцев, подзадоривал своих Илья, но это не прибавило

смелости противнику. Хотя с нашей стороны дрались не все, победа

была полная. Нескольких нападавших наши взяли в плен и, связав,

бросили их в лодку. С нашей стороны больше всех пострадал

башмаковец Исантай Джумагалиев, которого ударили лопатой по голове. 

Еще больше пострадал один из комаровцев - ему саблей отсекли

руку. Многие служили в армии и у них сохранилось оружие. Крепко

досталось и Зугаеву. Хоть Никифор не был татарином, но для комаровцев и он

был непрошеным гостем. Опасаясь возобновления драки, большинство

из нас переехало на правый берег реки. Комаровцы вернулись с

подкреплением. Правда, никого не тронули, но убили чью-то

собаку, съели сваренный Гарафутдином Усмановым котел каши

разгромили его жилище. Тут нам помогли семирублевцы. Комаровцы опять

отступили. (По всей вероятности, драка произошла на территории будущего

села, так как жилище Гарафетдина располагалось на Казак бугре. С.Ш.)

В Земотделе нам дали такой совет:

  - Если у вас есть человек, отслуживший в армии и имеющий

военную форму, то пусть завтра верхом приедет в Земотдел.

На другой день Хасан Ахмедшин на коне Шайхуллы Асадуллина, доехав 

до Земотдела, получил предписание для Ильи Комарова с тем, чтобы

вопрос был решен положительно в течение трех часов. Волостной 

начальник, испугавшись такого оборота дела, срочно созвал жителей Комарровки 

На основании решения собрания и оформленного протокола, составили

документ, признающий право переселенцев основать село Новые Булгары

на бывших владениях мирзы Сагитова. Право аренды Озер мирзы Комаровым 

был аннулировано. Однако противостояние сторон продолжалось. 

Комаровцы срочно засеяли ильмени. Пришлось еще раз созвать их и

договориться о возмещении труда и затрат семян. Те булгаринцы,

чьи участки были уже обработаны, заплатитили комаровцам за все.

Участки окончательно были поделены по жребию. Начались будни. Мир

с соседями, кажется, был установлен. Прошло время, урожай созрел.

Но обоюдная неприязнь еще не прошла. Урожай был потравлен скотом

того же Ильи. Он, подпоив своих пастухов, подговорил их загнать стадо

наши на посевы. Гарафутдин Усманов родом из Казани, прозванный Кара казанлы

за темный цвет кожи, никак не мог один отогнать скот и

призвал на помощь. Стадо загнали в загон, председатель сельсовета

Габбас Юлгушев срочно поехал в район и привез комиссию. Она решила

взыскать с главного виновника потравы Комарова 10000 рублей. Его

так-же предупредили, что в случае повторения подобного он будет осужден.

   Подтверждение ожесточенности драк с комаровцами автор получил

через 82 года после этих драматических сбытий от старожила Яппарова Абдуллажана

родившегося в 1929 году. Он рассказал, что в пору его детства лишившийся руки

выше кисти комаровец жил в нашем селе. Дом его был у нынешней водонапорной

башни. Так выросла улица на этом бугре. У него были две дочери и сын. Звали его

Егор. Дети его дразнили Егор - багор. Когда я спросил о причине переезда

комаровца в Новые Булгары, тот удивленно ответил: - Так его же взяли в плен!

   Так я и не узнал истинной причины. Может, действительно, сельчане,

не желая доводить дело до суда, настояли на переезде Егора в село,

обещав посильную помощь покалеченному ими комаровцу. Ну а Яппаров

мог и не знать об этом, так как родился через 11 лет поле этих собыий.

Вернуться

 

Hosted by uCoz