Главная ] Вернуться ] Астраханские татары ] Культура татар ] Татарские ресурсы ] Форум ] Гостевая ] Диаспоры ] Ислам в Астрахани ] Татарская история ]
 Астраханские татары

Солянка-Суленке авыл

вернуться

Вспомним всех поименно,

Tатар теле укытучысы Рауза Кугушева 

 

Это отдельно расположенное селение юртовских татар, ведущих осёдлый образ жизни с первой половины 18-ого века. Историк Гмелин отмечал: «Все юртовские татары живут или в предместье Царёво. Или в шести деревнях около Астрахани. Три из них находились на западе при протоке Волжском, два на востоке и один – на юге». Также из « Путешествия…» Гмелина мы можем узнать, что юртовские татары « цветом смугловаты. Имеют чёрные волосы, роста они среднего, станом прямы и не очень толсты. Платье носят обыкновенно восточное. Шапки у них круглые, низкие, бараньими мерлушками, куницами или соболем опушённые , а сверху покрыты сукном или бархатом. Полукафтанье длиною простирается ниже колен и посередине подпоясывается кушаком. Штаны достигают до пят и делаются на турецкий образец .У женщин шапки очень малы, но продолговаты, покрывают только верх головы, украшаются чёрной овечьей мерлушкой, а верхняя часть также сукном или бархатом. Широкий, до ног достигающий с рукавами верхний кафтан делается из белой или красной хлопчатобумажной материи ( по -татарски кумач)…Носят татарские женщины кожаные сапоги или башмаки (ичиги)….Заплетают волосы в две косы, вдоль спины висящие, с тем различием, что у незамужних они до лодыжек свисают, из чёрных, шёлковых с серебряными смешанными нитками, состоящими кистью, а у замужних шёлковою или бумажною лентою оканчиваются. Наконец , к украшению татарских женщин принадлежат серьги серебряные или золотые, а иногда жемчугом или дорогими каменьями украшенные кольца…» Юртовские татары переселились в Астраханский край в начале 18-ого века. Многие вымерли во время бесконечных эпидемий, а часть, недовольная политикой царского правительства, в 1715 г. во время походов крымцев на Астрахань бежала с ними на Кубань и в Крым.Во второй половине 18-ого века юртовские татары в количестве 175 человек основали село Солянка, названное так из-за множества окружающих его соляных источников («су» – вода). В 1744 году там поселяются туркмены, казанские татары, мишари – «калпаклар». Сейчас их потомки живут также в Новокучергановке и Биштюбиновке. Жили в селе и некие киргисы, киргизы» (не казахи). Известный польский писатель, востоковед и путешественник , граф Я.Ю. Потоцкий (его произведения любил читать А.С.Пушкин) сообщал , что в 1797 году в Солянке было 7 мечетей, а это значит, что село уже было оседлым и делилось на 7 кварталов –«махалля» со своим названием и советом – «махаллятом» во главе. Эти данные взяты со слов ветераныа войны, местного муллы – хазрята (покойного ныне) И.М.Мусаева. В 1869 году население села состояло в основном из трёх – пяти родов, позже объединённых при мечетях, и насчитывало 802 человека. Жители занимались торговлей лесом, мелкой торговлей, огородничеством. Солянское сельское общество имело 2515 десятин земли. Близ острова Попова на реке Солянка располагалась временная Солянская тоня. В селе было 2 школы, в которых учились 35 душ мужского и 17 душ женского пола. После холеры 1892 года в селе зарегистрировано уже 635 дворов, дома деревянные одноэтажные , мужчин 713, а женщин – 553 человек, из них 269 мужчин и 250 женщин - крестьяне. Проживали и туркмены ( 18 мужчин и 58 женщин), киргизов было соответственно 17 мужчин и 16 женщин. Здесь же проживали и «иногородние» - русские крестьяне. В 1900 году население увеличилось и составляло уже 1540 человек. Имелся лесопильный, бондарный (на 25 человек) заводы, тоня, кузница, пожарный обоз, училище, 5 деревянных мечетей. Возможен вопрос: «Почему сначала было 7 мечетей – « махалля», а столетие спустя осталось 5?» Объясняется это тем, что два «махалля» с 1800 по 1900 г. переправились через Волгу и основали село Тулугановка - сначала пригородное, а затем и Тулугановку – Кундрау (в нынешнем Володаровском районе). Описание сел Астраханской губернииза 1903 год свидетельствует : «Село Солянка – царёва волость, 1- ый земский участок, 3-ий стан Астраханского уезда, расстояние до города – 6,5вёрст. Число жителей 1849, большая часть – юртовские татары, переселенцы с реки Кубы». Опросные листы за 1905 г. гласят, что село Солянка расположено на трёх буграх и разбито на 3 аула: Верхний, Средний и Нижний, в половодье вокруг всё залито водой. 2 марта 1919г. был образован Солянский сельский совет. В его первом постановлении можно прочитать: « Избрать из среды себя Солянский исполнительный сельский комитет, в каковой назначить на должность следующих лиц: председателем комитета – К.Аубекерова, товарищем его – З. Сафаралиева, казначеем – С.Юсупбаева, заведующим потребительской лавки кооператива «Нугам» -И.Каримова, секретарём – П.П. Лозгачёва. Копию сего постановления препроводить Зацаревскому волостному совету депутатов». Население села в это время насчитывало 1685 человек татар, 672 – русских, 15 – немцев, 15 человек – киргизов. Они все составляли 429 хозяйств. Грамотными (по-русски) были 50 человек мужчин и 24 женщины. 

В марте месяце в селе отмечали праздник «Амиль» (амиль – слово арабское, обозначает месяц март). Начинался он именно в селе Солянка, а заканчивался в одном из сёл близ города Астрахани – Карагали или Татарская Башмаковка. Солянка сегодня – один из крупных татарских районов области. Его сельский совет объединяет также поселки Мирный и Геологов, Тинаки – 1, и Пригородный. Население в нем около 6-ти тысяч, проживают люди 28-ми национальностей. Кроме татар и русских проживыают и русские, и поляки, и уйгуры, лакцы, немцы и другие. В ведении сельсовета входят школы, амбулатория, детсад, Дом культуры и библиотека. С 1986 года Ш.Н.Сулейманов работает главой администрации села. «Оборудованию нашей амбулатории, - с гордостью отметил Шамиль Нурмухамедович Сулейманов, - может позавидовать любая городская поликлиника.Если сельчане раньше жили в саманных домах, то сейчас почти все дома благоустроенны: каменные, газифицированы, в доме вода, у многих телефон. Чтобы очистить село от мусора, сельсовет приобрел мусоровоз.

Мечта сельчан и главы сельсовета – построить новую школу, улучшить водоснабжение села, открыть дневной стационар хотя бы на 10 коек. И чтобы село было чистым.

 

Вспомним всех поименно,

горем вспомним своим…

Это нужно –не мёртвым! Это надо - живым. 

 

Дай Аллах, чтобы прихожане села Солянки поминали тех,

кто на этом пути ушли в мир иной.

Абдуллаев Арон, Ниязов Харрис,  

Мухамедов Баяс, Умеров Амин, 

Булатов Абдрахман, Булатов Тажгали, 

Кадырбердиев Ибрагим, Мавлюдов Кальбай многие другие.

Амин

А теперь мы поведаем Вам трагическую историю о тех  жителях села Солянка, которые, отстаивая своё правое дело за веру, перенесли тяготы сталинского режима. Впоследствии они были репрессированы, но узнали ли они об этом ? 

С конца двадцатых годов началось масштабное наступление на веру и верующих. Власть , в тот момент осознала своё бессилие в открытом состязании, которое велось в публичных антирелигиозных диспутах, на которых большевистские пропагандисты спорили с религиозными деятелями и которые атеисты проигрывали под одобрительные возгласы присутствующих. Они подбирали подходящий повод для фабрикации крупного судебного процесса. В 1928 году вышло Постановление ВЦИК о передаче культовых зданий государству. Предусматривались либо добровольная передача верующими культовых зданий, либо использование «пустующих» мечетей, церквей, монастырей, т.е. развернулась кампания отъёма религиозной собственности.В отношении религиозных объединений вводились также множество ограничений.  

Осенью 1929 года «активисты» села вынесли решение о закрытии мечети и передаче её под культурные учреждения. Расчёт состоял в том, чтобы вызвать взрыв недовольства среди населения, подтолкнуть людей к противоправным действиям. Тогда наиболее стойких можно будет привлечь к уголовной ответственности. Так и случилось.  23 апреля 1930 года свыше 200-т женщин села потребовали открыть здание мечети. Сельсовет категорически отказался.

 В ответ состоялось «… второе массовое выступление из мужчин и 2 мая с.г. толпа в 300 человек подошла к сельсовету и потребовала предсельсовета, которому предъявила категорическое требование о немедленном открытии мечетей… После того как им было сельсоветом отказано, то в толпе раздавались выкрики поджечь мечеть, а некоторые бросились к мечетям, посшибали замки и самовольно открыли таковые» (Из обвинительного заключения в антисоветской пропаганде от 27 августа 1930 г. ОГПУ решило нанести опережающий удар по крестьянам и духовенству. Было сфабриковано дело об антисоветской группе , организовавшей контрреволюционные выступления. 

Так появилось это трагическое для 36-ти Астраханцев обвинительное заключение в антисоветской пропаганде от 27 августа 1930 года. В частности, в нем указываются жители селя Солянка: муллы Абдуллаев Арон, Ниязов Харрис, …совместно с кулаками Мухамедовым Баясом, Умеровым Амином, Булатовым Абдрахманом, Булатовым Тажгали, Кадырбердиевым Ибрагимом, Мавлюдовым Кальбаем… которые обвиняются … в совершении преступления, предусмотренного статьями 58-10, 58-11 УК РСФСР. Руководствуясь приказом ОГПУ от 02.04.1924 года за № 172 и на основании распоряжения ПП ОППУ по НВК с заключением Окружного прокурора направить в тройку при ПП ОГПУ по НВК на предмет всесудебного рассмотрения. (Архивно-следственное дело № С – 4389. Том 2. л. 302-320). Однако обвиняемые из села Солянки с 3 июля содержатся в Астраханском Исправтруддоме. Вещественных доказательств по делу не имеется. Из другого архивного документа: выписка из протокола заседания тройки ПП ОГПУ по Н-В Краю от 30 сентября 1930 года читаем: «Постановили: Абдуллаева Арона, Ниязова Харриса, Булатовых Абдурахмана и Тажгали, Умерова Амина, Мухамедова Баяса выслать через ПП ОГПУ в Севкрай, сроком на ТРИ года, Мавлюдова Калибая заключить в концлагерь сроком на ПЯТЬ лет». Очень печально было узнать, что из 36-ти астраханцев треть осуждённых так и не вернулась домой, навсегда оставшись лежать в безымянных могилах концлагерей и далеких северных посёлков.

Tатар теле укытучысы Рауза Кугушева

 Бүген безнең редакциягә Солянкадагы урта мәктәптә эшләүче, татар теле укытучысы Рауза Хәсән кызы Кугушева татар теле укытучысы Рауза Хәсән кызы Кугушева килде.

 

-Быел мин мәктәптә татар телен 2 нче класстан 9 нчы класска кадәр алып барырмын, атнага бер сәгать. Бу дәресләр – татар телен факультатив буенча 12-14,20-24 укучы балалар - төрле милләтләрдән. Татар теле – ул бит күңелле тел, кайберләренә ул изге ата-ана теле булса, кайберләренә менә икенче туган тел булды.

Программалар, дәреслекләр үзгәрмәделәр. Мин инде 15 ел татар телен балаларга өйрәтәм. Шул елларда бик күп укучыларым үзләре укытучы булып чыктылар: Салимова Гүзәл – 3 нче класс укытучысы. Ул Казанда колледжта укып кайтты. Дәүлекамова Альбина, Мухамедова Аида һәм Руфина, Ахуджанова Альбина һәм Кадирова Юлия Әстерхан педучилищесында укыйлар, Усманова Руфия, Хәмзяева Хәлимә дә бездә эшлиләр. Мин аларның уңышларына карап куанам.

Ә мона Ильясов Сардин – 2003 нче елда, Гариева Махизар – 2004 нче елда губернатор премияләренең лауреатлары булып чыктылар. 2000нче елдан бирле без татар теле буенча булган Олимпиадаларда : Казанда дисеңме, Әстерханда дисеңме – һәрвакыт беренче урыннарда.

Әйтергә кирәк: мине нәрсә борчый? Элек татар теле кабинеты бар иде.

Ә хәзер мәктәптә компьютер классы ачылгач (әлбәттә, ул да кирәк бит) безгә урын калмады. Шунсы кызганыч!

 

39 нчы урта мәктәптә «Туган тел» дигән түгәрәк эшли. Аның җитәкчесе – Клар Абдулла кызы. Бу түгәрәк инде 15 ел эшли, дәресләр атнага ике мәртәбә була. Түгәрәкнең төп эше – Балаларны Ураза һәм Корбан бәйрәмнәре белән, Г.Тукай һәм М.Җәлил тормышлары һәм иҗатлары белән таныштыру. Бик тә эһәмиятле эш: Абдуллаева Вәсилә,7 нче класс укучысы «Мусса Җәлил – интернациональ шагыйрь» дигән доклад ясады, мәгариф департаментында икенче урынга лаеклы булды, чөнки М.Җәлилнең шигырьләрен рус, татар һәм инглиз телләрендә («Мужество» дигән шигырен) сәнгатьле укыды.

Вәсилә – укуда да беренче, мәчеткә дә йөри. Аның теләге – урта мәктәпне бетергәч, Казан университетында укырга. Шулай ук без Науруз. Сабантуй бәйрәмнәрендә дә актив катнашабыз.

Шуны әйтергә кирәк: «Туган тел» түгәрәгендә татарлар гына түгел, урыслар (Ковылина Марина ). Лезгиннар (Гусейнова Резеда ) һәм башка милләтләрдән булган балалар да катнаша.Минем максат: спонсорлар эзләргә, балаларга яңа татар өс – баш – аяк киемнәре алу өчен.

грузоперевозки авто|

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz